Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимо получить направление, чтобы уже по нему был произведён ремонт автомобиля по ОСАГО. Выдача направления на ремонт возможна после рассмотрения соответствующего заявления, его пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не подошел под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта транспортного средства.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Если машина на гарантии
Специальные правила ремонта предусмотрены для ремонта автомобилей, попавших в ДТП, если возраст не превышает 2 лет. Поскольку дилеры предлагают гарантийные обязательства сроком от 1 до 5 лет на продукцию различных производителей, то пострадавшая техника чаще всего на гарантии.
В любом случае СК не выдаст направление, так как транспорт ремонтируется у официального дилера.
Если 2 года истекли, а авто все еще на гарантии, то страхователь может ремонтировать транспортное средство на СТО, рекомендованной страховой компанией. Необходимо помнить, что каждая деталь, которая заменена в ходе ремонта, автоматически снимается с гарантии и при дальнейшей поломке за восстановление придется оплачивать самостоятельно. На детали и узлы, которые не затронуты во время ремонта, гарантийные обязательства продолжают действовать.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Может ли водитель самостоятельно выбрать СТО?
Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.
Можно ли получить денежную выплату вместо ремонта?
В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2021 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:
- Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
- Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
- Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
- Если СТО не соответствует требованиям закона
- Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
- Если потерпевший является инвалидом
Что делать, если СТО отказывается принимать автомобиль?
В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.
Все мероприятия выполняются по определенному алгоритму, рекомендуем придерживаться следующих этапов:
- собрать необходимые документы, которые потребуются при обращении в страховую компанию для получения денежной компенсации или ремонта;
- ставить заявление, приложить к нему подготовленные бланки, подать страховщику полный комплект;
- дождаться пока компания примет решение выплатить деньги или выдать направление на проведение ремонтных работ;
- получив направление, нужно обратиться в СТО, согласованное с компанией;
- передать в сервисный центр поврежденный автомобиль по акту приема-сдачи, перечислив видимые повреждения (если машина не на ходу, то доставку можно организовать с помощью эвакуатора);
- после ремонта автомобиль можно забрать, при этом также нужно оформить акт сдачи-приемки (если по работе мастерской нет замечаний, то просто ставятся подписи сторон).
При выявлении недочетов, в акте указываются видимые нарушения. После этого сервис должен исправить допущенные оплошности. Если мастерская отказывается это сделать, что собственник авто направляет в страховую компанию претензию по поводу некачественного ремонта. В жалобе заявитель просит провести осмотр, а также провести экспертизу, чтобы доказать, что СТО восстановили автомобиль с нарушением действующих правил.
На что необходимо обратить внимание
При выдаче направления на ремонт, менеджеры страховой компании могут предложить подписать различные бумаги. Рекомендуем на этапе подачи документов подписать только заявление и бланк извещения о ДТП. Объясним, почему к таким моментам нужно относиться с опаской. Например, заявление о возмещении ущерба заявитель может оформить дома в свободной форме. Если в компании предлагают воспользоваться их образцом, то необходимо проверить какие поля заполняются, чтобы не подписать невыгодные для себя условия.
В результате гражданин, не подумав, может подписать свое согласие:
- доплатить за ремонт, если денег выделенной компанией будет недостаточно (страховщик может умышленно снизить стоимость ущерба в этом случае);
- на восстановления поврежденного автомобиля в любом автосервисе, хотя в случаях, если с момента выпуска автомобиля не прошло двух лет, собственник имеет право на обслуживание только в дилерских представительствах;
- использовать запчасти, уже бывшие в употреблении, хотя законом это запрещено.
Поэтому, если гражданин сомневается в каком-то пункте, то лучше его не заполнять. При любом подозрении не нужно подписывать дополнительные бланки и формы. Кроме того сотрудники станции обслуживания со своей стороны также могут предложить подписать какие-либо бумаги. Это может быть дажедоговор цессии, т.е. таким образом переуступить права требований от страховщика. Таким образом в случае выявления недочетов в работе мастерской, именно собственнику авто придется требовать устранения недостатков. Возможно, сервис выполнит свои обязательства, но лишь на общих основаниях, при этом автовладельцу придется оплачивать ремонт из собственных средств.
Возмещение ущерба с виновника ДТП – изменение ОСАГО №7
Принято считать, что возмещение причиненного при ДТП ущерба лежит на страховой компании. Наличие полиса ОСАГО, казалось бы, избавляет Вас от проблем в случае, если Вы стали виновником аварии. Согласно федеральному законодательству в последней редакции бывают случаи, когда выплачивать денежные суммы приходится именно виновнику ДТП.
Остановимся подробнее на этих моментах.
• Во-первых, страховщику может просто не хватить размера страхового возмещения. При таких обстоятельствах суммы, превышающие страховые выплаты, придется взыскивать напрямую с виновника ДТП либо с собственника ТС.
• Во-вторых, у виновника ДТП может не быть действующей страховки. В этой ситуации ущерб подлежит взысканию также с виновника.
• Также имеется ряд ситуаций, когда страховщик получает право регрессного требования выплат с виновника ДТП (то есть, оплатив страховое возмещение, взыскивает ущерб непосредственно с виновника ДТП). Примеры таких случаев рассмотрены отдельно на нашем сайте в разделе «Основания для регрессного иска».
• В случае необходимости возмещения морального вреда (если есть пострадавшие с телесными повреждениями, в том числе повлекшими смерть).
Особенности восстановительных работ по ОСАГО
Прошло больше года с момента введения поправок по выплатам ОСАГО, и стало понятно, что многое упущено и не учтено.
Так, остаётся нерешённым вопрос, как поступать с автомобилями, запчасти к которым приходится закупать и ждать получения деталей больше месяца. Как ремонтировать машины, находящиеся на гарантии при тотальном дефиците специализированных СТО?
После изменения закона, владельцы автотранспорта стали часто сетовать на то, что вынуждены отказываться от сотрудничества с проверенными специалистами, так как эти СТО отсутствуют в списках страховщиков. Жалобы поступают и на постоянные конфликты со страховщиками, затягивание выполнения восстановительных работ со стороны автосервисов.
По мнению автоюристов, введение правовых новаций в эту сферу повлекло очевидное уменьшение возможностей для махинаций. Но организационные требования при проведении ремонта всё же оставляют «лазейки» для использования наличных средств, а значит — и возможности для мошенничества.
Как получить направление на ремонт по ОСАГО?
Действующий № 40-ФЗ, который регламентирует вопросы ОСАГО, требует от страховой компании заключения договора с техническим центром. Среди его основных условий – ремонт поврежденной машины за счет средств СК. Если в числе партнеров значится не один автосервис, то соглашения должны быть заключены с каждым из них.
В соответствии с п. 15.1 ст. 12 № 40-ФЗ страховая компания проводит осмотр поврежденного ТС или независимую техническую экспертизу, после чего предоставляет владельцу автомобиля направление на ремонт. Этот документ дает право восстановить машину бесплатно.
Для получения направления необходимо:
-
собрать пакет документов;
-
обратиться с заявлением в страховую компанию.
Важно! При получении направления, кроме подаваемого в свободной форме заявления и извещения о ДТП, ничего дополнительно подписывать не нужно.
Направление на ремонт должно содержать следующие данные:
-
реквизиты техцентра;
-
расчет стоимости восстановительных работ для возвращения полной исправности машины;
-
данные действующего полиса ОСАГО;
-
данные об автомобиле на основании техпаспорта;
-
сроки осуществления ремонта;
-
информация о доплате в случае превышения лимита (с согласия автовладельца).
Как правильно сдать автомобиль
Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:
- получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
- самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
- передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
- загнать машину в бокс для восстановления;
- ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
- приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
- подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);
Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.
Этапы получения направления на СТО по ОСАГО
У каждой страховой компании существуют свои требования для процедуры возмещения вреда. В подавляющем большинстве случаев они включают такие этапы:
- Соберите пакет документов для компенсации убытков от страховой по ОСАГО.
- Подайте в страховую организацию заявление и собранную документацию.
- Дождитесь решения страховой о выплате компенсации (в натуральном либо денежном виде).
- Выдача клиенту направления для обращения в автосервис для восстановления автомобиля в заранее утвержденном автосервисе (о нём можно договориться со страховой компанией).
- Восстановление транспортного средства, получение его обратно, принятие решения о том, чтобы забрать ТС либо оспорить качество выполненных работ, после чего их бесплатно переделывают или указывают на основание для отказа.
Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2022 году
Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.
Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.
Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.
Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.