Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исповедь налогового инспектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема, которую наиболее часто используют предприниматели, — торговля втемную: официально закупаете товар, но продаете его за наличные средства, не отражая нигде. При этом по данным бухгалтерского учета у вас в остатках числится большое количество товара.
Анонимная жалоба в налоговую: как написать и куда обратиться.
Следовательно, наниматель не позднее 14 календарных дней с момента официального трудоустройства обязан предоставить в ПФР специальную анкету застрахованного лица по форме АДВ 1. Такие нормы регламентированы в п. 9 Инструкции, утв.
Важно Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
Если СНИЛС у нового сотрудника отсутствует, то в такой ситуации перед тем, как заполнить форму АДВ 1, попросите работника написать заявление на выдачу ему страхового свидетельства.
Бланк АДВ-1 скачать бесплатно Скачать Помимо анкеты, страхователь должен подготовить специальную сопроводительную опись по форме АДВ-6-1.
Приложение № 2 к Постановлению ПФР № 2п содержит общепринятые правила составления отдельных видов форм по персонифицированному учету граждан. Определим ключевые рекомендации:
- Недопустимо использовать бланки, не отвечающие унифицированным вариантам документов.
Скачать бланк АДВ-1, действующий в 2021 году, можно по ссылке выше.
- Заполнять анкету допустимо от руки (шариковой ручкой) либо при помощи печатных машинок или компьютерной техники. При ручном составлении бланка допустимо использовать любые оттенки чернил, кроме зеленого и красного.
- Информацию для предоставления в ПФР необходимо заполнять на основании документов, подтверждающих личность, либо аналогичных справок, выписок или иной официальной документации.
- При отправке документации в Пенсионный фонд необходимо сгруппировать формы персучета в отдельные пакеты, но не более 200 единиц в одном пакете.
Выездная проверка это довольно строго регламентированное мероприятие. Вся процедура ее проведения прописана в Налоговом кодексе РФ.
Между тем, от личности инспектора будет зависеть то, в каком ключе будет проходить выездная проверка и сколько неудобств она принесет бухгалтеру и директору фирмы.
Пройдите опрос, определите вероятность налоговой проверки
Инспекторы бывают разные: агрессивные, которые не терпят никаких возражений и пререканий, педантичные, которые строго соблюдают все правила и методично переворачивают всю Вашу бухгалтерию в поисках нарушений и др. Но в большинстве случаев, проверяющие вполне адекватные люди, с которыми можно конструктивно решать организационные вопросы, возникающие в ходе проверки.
О том, как общаться с инспекторами во время выездной проверки, чтобы не навредить себе, мы и поговорим в данной статье.
Если у Вас на пороге появился инспектор с решением о проведении выездной проверки, то не спешите переходить в глухую оборону или в контратаку. Ознакомьтесь сначала с нашими советами о том, как правильно общаться с проверяющим.
- Не бойтесь пускать инспектора к себе в организацию. Многие не хотят, чтобы инспектор приходил к ним в офис, и просят налоговую провести проверку в инспекции. Такое право у налогоплательщика есть, однако так поступать не стоит по ряду причин. Во-первых, этим Вы стразу покажите свое негативное отношение к проверяющим, во-вторых, Вам придется постоянно подвозить оригиналы документов в инспекцию. Но самое главное, Вы, сами того не подозревая, очень хорошо поможете налоговикам. Дело в том, что инспектору «дома» куда лучше проводить проверку, чем у Вас в гостях. В его распоряжении есть мощнейшие информационные базы, по которым он очень быстро может проверить Ваших контрагентов, сопоставить Ваши с данные с движением денежных средств по счетам и т.д. К тому же, он может показать Ваши документы коллегам и спросить у них совета.
- Не разговаривайте с проверяющим на повышенных тонах. Как бы ни вел себя инспектор, и чтобы не говорил про Вашу организацию и работу бухгалтерии, не отвечайте ему тем же. Возможно, он просто не может найти нарушения и всячески Вас провоцирует. Отвечайте ему спокойно без эмоций, не переходите на личности.
- Не критикуйте при инспекторе работу налоговой службы или конкретных ее сотрудников. Многие проверяющие отождествляют себя с налоговой службой и критику в ее адрес воспринимают как личное оскорбление. Поэтому, чтобы не испортить отношения, воздержитесь от подобных суждений. Проявите уважение и сочувствие всем тяготам и лишениям, которые выпадают на долю инспектора.
- Не пытайтесь, во что бы то не стало, переубедить инспектора. Если Вы не согласны с его точкой зрения спокойно объясните ему, чем вы руководствовались в спорном вопросе. Если инспектор настаивает на своем, а Вы уверены в своей правоте, то оставьте попытки заставить его принять Вашу точку зрения. Ведь есть законная и цивилизованная процедура обжалования.
- Не спешите безоговорочно выполнять все требования налоговиков. Иногда инспекторы пользуются учтивостью налогоплательщиков и превышают свои полномочия. Например, они могут неофициально попросить какие-либо документы, которые Вы, по идее, не должны им представлять.
Если подобные случаи имеют место, то вежливо поинтересуйтесь у инспектора, на основании чего он требует у Вас информацию. Предупредите, что можете обратиться с жалобой на его действия в вышестоящий налоговый орган. Обычно эти предупреждения отрезвляюще действует на налоговиков.
Особо ценное имущество может числиться как по КФО 4, так и по КФО 2
Малый бизнес часто экономит на услугах юристов и финансовых консультантов. Начинающие предприниматели сами занимаются маркетингом, рекламой, бухгалтерией и юридической документацией, чтобы контролировать все бизнес-процессы. Опытные считают, что им не нужна помощь, и сами заключают договоры. Результат один — траты на судебные разбирательства и проблемы с налоговой. Решать все вопросы, задействуя только ресурсы компании, зачастую непосильно. В фирмах с грамотным управлением все процессы проходят при участии, а иногда и под руководством опытных внешних консультантов.
В большинстве компаний малого бизнеса отсутствуют документы, определяющие порядок работы с контрагентами (физические или юридические лица, которые выступают одной из сторон сделки). Например, чек-лист проверки контрагента (досье). Работа с недобросовестным контрагентом может плохо закончиться для компании: повышенное внимание Федеральной налоговой службы и ФАС, блокировка счетов, необходимость доказательства собственной невиновности перед контролирующими органами.
Дата публикации 18.03.2020
Вопрос аудитору
Бюджетное медицинское учреждение приобрело санитарный автомобиль за счет собственных средств. Можно ли не учитывать его как особо ценное имущество, а учесть на счете 210135310 и не производить расчеты с учредителем?
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее — Постановление № 538). Перечни особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) бюджетных учреждений определяют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538).
В состав ОЦДИ включается движимое имущество при соблюдении следующих условий (п. 4 Постановления № 538):
- имущество удовлетворяет ценовым критериям, установленным на уровне публично-правового образования;
- без этого имущества бюджетному учреждению будет сложно выполнять основные уставные виды деятельности;
- имущество отнесено уполномоченным органом власти к определенному виду ОЦДИ.
Вид деятельности, в рамках которого имущество поступило в учреждение, для отнесения движимого имущества к особо ценному значения не имеет.
Имуществом, которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности (КФО 2), учреждение распоряжается самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом показатель счета 2 210 06 000 в отношении такого имущества формироваться не должен (письмо Минфина России от 22.10.2015 № 02-07-10/60698). По мнению специалистов Минфина России, при ведении перечня можно вести обособленно два раздела — ОЦДИ, которым бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно, и ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
В соответствии с п. 238 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 210 06 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения.
В то же время п. 116 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, предусмотрено, что операции по счету 210 06 оформляются в случае принятия к учету или выбытия недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником средств. Поскольку в рассматриваемой ситуации санитарный автомобиль приобретен за счет собственных средств учреждения, отражать расчеты с учредителем на счете 210 06 не требуется.
Таким образом, санитарный автомобиль, приобретенный за счет собственных средств, должен быть учтен в качестве ОЦДИ, если он удовлетворяет ценовым или иным критериям отнесения к ОЦДИ. При этом необходимо утверждение учредителя. В ином случае санитарный автомобиль принимается к учету на счет 101 35.
По имуществу, которое приобретено по КФО 2, расчеты с учредителем на счете 210 06 не отражаются. Иными словами, учет имущества в составе ОЦДИ не всегда влечет необходимость учета расчетов с учредителем на счете 210 06.
На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления[1].
В связи с этим следует помнить: никакого разделения имущества автономного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное», «негосударственное (немуниципальное)» (пусть и купленное за счет внебюджетных средств) не может быть в принципе. Не может быть у автономного учреждения и какого-либо имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления.
Согласно гражданскому законодательству использовать любое свое имущество автономное учреждение может только лишь в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, целями деятельности (создания) АУ считается выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных ��едеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Данные полномочия учредителей (собственников имущества) автономных учреждений установлены в федеральном законодательстве[2].
Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (речь опять же идет о любом имуществе независимо от источника его появления) будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения. В частности, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используется для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, это не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ. У регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения.
В силу гражданского законодательства собственник имущества вправе изъять у автономного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное им за счет средств, выделенных собственником на эту цель (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Здесь тоже имеется в виду любое имущество. А значит, и то, которое учреждение приобрело за счет средств от оказания платных услуг или выполнения платных работ, может быть изъято учредителем (собственником), если последний сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению (к примеру, не в рамках реализации полномочий учредителя).
Порядок изъятия имущества, находящегося в собственности конкретного публично-правового образования, устанавливается в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение таким имуществом.
Так, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (в том числе АУ), возложено на региональный орган по управлению госсобственностью[3]. Решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего отраслевого органа исполнительной власти (то есть органа, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения). Больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие подзаконные акты не дается.
Отметим, что довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные. Например, в Ленинградской области они ограничиваются тем, что решение о таком изъятии принимает региональное правительство[4].
Но бывает и так, что правила изъятия имущества прописаны подробно. В частности, в Ангарске (Иркутская область), где данное решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (комитет по управлению муниципальным имуществом), правила изъятия сформулированы следующим образом[5].
1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения либо выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
2. Имущество, изъятое из оперативного управления, должно быть передано муниципальным учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. После прекращения права оперативного управления имущество поступает в состав муниципальной казны.
3. Прекращение права муниципального учреждения на оперативное управление недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.
4. Муниципальное учреждение оплачивает расходы по подготовке документов для госрегистрации, платит государственную пошлину за ее проведение, а также представляет документы в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. Учреждение обязано подать в комитет копию документа, выданного названным органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом, в течение месяца со дня подписания акта приема-передачи данного имущества.
Использование автономным учреждением своего имущества (любого – независимо от источника его появления) неправомерно, если не соотнесено ни с одним установленным полномочием учредителя.
В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждению дается определенный срок на исправление ситуации[6]. Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня выявления названного имущества и до принятия решения о его изъятии направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование об устранении нарушений. Оно подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня получения. Если учреждение не устранило нарушения, департамент принимает решение об изъятии имущества и оформляет соответствующее распоряжение в течение месяца со дня выявления допущенных учреждением нарушений.
А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества даже напоминает процедуру следственных действий[7].
1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, выявляется в процессе проведения администрацией района мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью имущества.
2. При выявлении названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, должна быть отражена следующая информация:
- соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным Реестра муниципальной собственности и данным бухгалтерской отчетности;
- вид неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
- период неиспользования учреждением имущества или использования его не по назначению;
- связанные с этим расходы учреждения;
- причины неиспользования имущества либо его использования не в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
- предложения по повышению эффективности использования имущества;
- срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.
3. В ходе проверки разрешается фото- и видеосъемка имущества.
4. Руководитель (уполномоченное должностное лицо) учреждения, имущество которого подлежит изъятию, обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, давать пояснения о причинах неиспользования имущества либо использования его не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
5. При неустранении учреждением в установленный срок нарушений, изложенных в акте, администрация района готовит предложения о мере воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юридического лица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).
Генерал СК Елена Леоненко: неотвратимость наказания никто не отменял
Так как налоговый инспектор постоянно контактирует с людьми, одни из которых честно выплачивают налоги, осознавая ответственность перед страной, а другие – всячески пытаются обмануть государство, специалист обязан разбираться в психологических нюансах, и в зависимости от полученных характеристик, выбирать тактику общения с каждым налогоплательщиком. Обязанности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок многим кажутся простыми.
Специалист в налоговой сфере должен иметь высокий уровень неконфликтности. Подобно дипломату, он должен использовать не военные методы, а мирные переговоры, понимая при этом, что согласия не всегда удается достичь без оскорблений и обид.
Самой первой ступенькой в карьерной лестнице является должность специалиста-делопроизводителя, который выполняет преимущественно канцелярскую работу, фиксирует в журнале оборот документов и т. п. Для её исполнения могут взять даже человека с неоконченным высшим образованием в экономической области или сфере налогообложения. Поэтому такая работа может стать хорошим началом карьеры студента. Через пару-тройку лет появляется возможность занять должность специалиста отдела, инспектора, затем – старшего инспектора, руководителя отдела, заместителя начальника налоговой инспекции.
Стоит учесть, что любое повышение производится на конкурсной основе. Кропотливая работа в данной сфере учит своего сотрудника главному – способности работать с большими объёмами информации, многозадачности, организации своей деятельности и порядку. Также можно завязать нужные знакомства и связи, которые могут пригодиться и принести пользу.
Налоговые инспекторы, обладающие должным опытом, часто работают в сфере консалтинга, довольно успешно занимаясь консультированием по налоговым вопросам или оказывая юридическое содействие. Обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок мы рассмотрели. В чем плюсы такой работы?
Главным достоинством профессии налогового инспектора можно назвать то, что представители её считаются государственными служащими. Это значит, что они никогда не утратят свой престиж и значимость, всегда будут защищаться и охраняться государством. Кроме того, это одна из самых востребованных на рынке труда профессий: налоговый инспектор вряд ли останется без работы. Человек, осуществляющий сбор налогов, помогает не только своим клиентам, но и самому себе.
Обладание знаниями в области финансов и права помогает в повседневной жизни любому гражданину, а знание всех тонкостей налогообложения совершенствует специалиста, поскольку он должен всё время развивать свой интеллект.
В обязанности налогового инспектора входит проведение камеральных и выездных налоговых проверок, анализ результатов, применение финансовых санкций к нарушителям. Налоговый инспектор также направляет требования об уплате налогов и сборов организациям, предпринимателям и гражданам, составляет свободную статистическую налоговую отчетность: анализирует уровень и динамику поступления налогов и сборов, задолженностей и недоимок по ним.
Пришли за Гатиной: Алексей Миронов тянет за собой челнинскую налоговую
Когда один человек много зарабатывает и честно платит налоги, налоговики смотрят со стороны и думают: «Как такое возможно? Наверняка у него масса помощников! Пусть и за них налоги заплатит!»
Рассказываем, как при наличии электронной подписи в пару кликов забыть о подобных притязаниях налоговой.
Почему нет? Медианная ЗП в ИТ-отрасли сейчас 108 тыс, а у «сеньора» мобильного – разработчика или архитектора – даже официальная ЗП может приближаться к этой цифре. К тому же, почти всегда есть какая-то подработка. Многие вообще уходят во фриланс и работают только на заказы: регистрируют ИП, выписывают инвойсы – самостоятельная единица в мире западного бизнеса. Там потолок зарплаты ограничен только твоей смелостью и уровнем заказчиков. Из Красногорска ты или из Междуреченска, становится уже не важно.
И вот ты ИП с заказчиками из Европы и США, ведешь параллельно несколько проектов: один в активной разработке, один на этапе согласования ТЗ и парочка в пассивной поддержке… Зарабатываешь пресловутые 400к в месяц. Все под контролем.
Приходит внезапное требование от ФНС: «Просим предоставить пояснения по тому, каким образом ИП получен такой доход без наличия сотрудников? Либо СРОЧНО представить расчет по страховым взносам за 2019 год, с указанием физических лиц, получивших доход от ИП и сумм полученного дохода! Явитесь в ФНС с… по…»
А что ждёт в налоговой? Множество серьезных людей в форме, которые будут утверждать, что не может один человек столько заработать. И не будут они смотреть ни инвойсы, ни переписки в чатах, ни подписанные сканы в дропбоксе, им даже договор в «Диадоке» не указ! Это чисто психологическое мероприятие, на которое лучше вообще не ходить.
Единых критериев нет. Они меняются с течением времени и зависят от региона. Привычный для Москвы доход может показаться запредельным инспектору из Междуреченска. Но если речь про автотребование, то сумма тут обычно от 200к и выше, поэтому-то под прицел и попадают айтишники.
Получив подобное требование, бессмысленно рассуждать о правомерности запроса. Если он выражен в виде требования, то ответить все равно придется. Иначе дело может и до блокировки расчетного счета дойти.
Цифра падения экономики России за апрель — июнь в 9,6 процента и серьезная, и в то же время не очень пугающая. С одной стороны, такое падение весомо: ВВП — это консервативный показатель, и любое его сокращение больше чем на 2—3 процента воспринимается экспертами-экономистами очень серьезно. Но большинство экономистов ориентируются все-таки на годовые показатели ВВП, и по прогнозам коллег, спад российской экономики будет по итогам 2020 года в районе 4—6 процентов. Это чувствительно, но не катастрофично и заметно мягче, чем спад 2008 или 2015 годов.
Вспомним тогда кризис ударил более-менее равномерно по очень многим отраслям российской экономики, проблемы были почти у всех, а сейчас больший удар получили отрасли, так или иначе связанные с работой с гражданами, то есть сфера услуг и мелкая розничная торговля (в основном непродовольственная). Для бизнеса с непрерывным циклом главным фактором было снижение цен на нефть, газ, металлы, а эффекта от локдауна он не испытал, поэтому в 2020 году падение ВВП будет соответствовать половине или двум третям от того, что мы пережили в том же 2008-м.
Меры поддержки в тяжелый период пандемии со стороны российских властей были, опять же, и достаточными, и недостаточными. Если сравнивать их с теми мерами, которые были приняты в странах Евросоюза и США, тогда, конечно, они выглядели практически незаметными — помощь и бизнесу, и людям в России уступала в разы.
С другой стороны, меры, адресованные гражданам — в первую очередь выплаты семьям с детьми — были эффективными. Все-таки 80 процентов малоимущих граждан в России — это люди, имеющие детей несовершеннолетнего возраста, поэтому адресные выплаты таким людям неплохо решают проблему. Более того, они примерно соответствовали рекомендациям экспертов, которые они давали правительству в самом начале эпидемии.
А что касается помощи предприятиям, то тут можно очень много спорить о ее эффективности. Потому что в разных странах есть разные подходы к тому, что нужно делать в этой области, но то, что сделали в России, было в этих непростых условиях более-менее адекватно. В нашей стране бюджет не в состоянии помочь предприятиям малого и среднего бизнеса в том объеме, в каком это было сделано за рубежом, поэтому то, что было сделано, соответствовало пределам его возможностей.
Следует обратить внимание, что большая часть пострадавших предприятий — из сферы услуг, а здесь, как только конъюнктура рынка улучшится, многие компании возникнут довольно быстро. Да, в 2020 и 2021-м исчезнет значительное число предприятий сферы услуг, люди потеряют работу, владельцы бизнеса потеряют вложенные средства, но большая часть фирм возродится вновь. Об этом говорит опыт предыдущих лет, и, исходя из этого опыта, действуют многие предприниматели, закрывая сейчас свой бизнес. Конечно, если «погибнет» гостиница, возродить ее будет очень нелегко, но вот тем же турагентствам с небольшим капиталом, это особо не должно грозить. По опыту многих агентств знаю, что в 2015 году они закрывались, а во второй половине 2016-го открывались вновь.
Как правильно анонимно написать донос в налоговую?
В принципе, сообщить об имеющихся нарушениях налогового законодательства в налоговую инспекцию можно любому и по любому поводу (главное, чтобы имело отношение к налогам). Такое право у наших граждан никто не отбирал.
Способов для этого имеется несколько:
Лично. В этом способе ничего сверъестественного нет: приходи в приёмные часы и сообщай всё, что имеешь желание сообщить. Одно важное НО — придёться предъявит документ, подтверждающий личность, т. е. анонимом остаться не получиться. Да и долгого разговора не выйдет: если вопрос, с которым вы пришли, не решается быстро, его предложат изложить письменно.
Письменно. Тоже очень понятный способ: излагаешь свои подозрения письменно (главное, литературным языком, без оскорблений, угроз и матов), пишешь, что (с твоей точки зрения) нарушено, — и отсылаешь.
Посылать сообщения можно как почтой (заказным письмом с описью — необязательно, но желательно) или же электронно. Для этого предназначен спициальный сервис Обратиться в ФНС
Однако и тут потребуется указание своих данных: фамилии, имени, отчетства и адреса. Анонимки не рассматриваются — это требование Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
По телефону. Собственно такие сообщения совершенно анонимны (представляться не обязательно). Но, как правило, о фактах нарушения налогового законодательства (вот тем соседом, снизу) по телефону не сообщишь — опять-таки предложат обратиться письменно.
Анонимные жалобы по телефону рассматриваются только в отношении нарушений закона о коррупции, причём вполне конкретных — в отношении работников налоговых органов. Нужный телефончик можно отыскать на сайте ФНС по своему региону во вкладке «Контакты и обращения».
Как видите, все способы общения с налоговой инспекцией анонимности как-то не предполагают.
Правда, имеется ещё один налоговый сервис «Сигнальная информация Сообщи о неуплате налога» . Вот он как раз предназначен для анонимных сообщений.
Но, увы, работает он пока только в Республике Башкортостан.
Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС
Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:
- ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
- налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:
- страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
- плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
- страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
- плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.
Какие причины неявки могут быть уважительными?
НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.
Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15393/2016).
Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:
— уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— физлицо находилось в командировке;
— физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33а-11638/2016);
— объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2013 по делу N 33-1352/2013);
— в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2016 по делу N 33а-35659/2016).
Самой первой ступенькой в карьерной лестнице является должность специалиста-делопроизводителя, который выполняет преимущественно канцелярскую работу, фиксирует в журнале оборот документов и т. п. Для её исполнения могут взять даже человека с неоконченным высшим образованием в экономической области или сфере налогообложения. Поэтому такая работа может стать хорошим началом карьеры студента. Через пару-тройку лет появляется возможность занять должность специалиста отдела, инспектора, затем – старшего инспектора, руководителя отдела, заместителя начальника налоговой инспекции.
Стоит учесть, что любое повышение производится на конкурсной основе. Кропотливая работа в данной сфере учит своего сотрудника главному – способности работать с большими объёмами информации, многозадачности, организации своей деятельности и порядку. Также можно завязать нужные знакомства и связи, которые могут пригодиться и принести пользу.
Налоговые инспекторы, обладающие должным опытом, часто работают в сфере консалтинга, довольно успешно занимаясь консультированием по налоговым вопросам или оказывая юридическое содействие. Обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок мы рассмотрели. В чем плюсы такой работы?
- №1. Я пришла в налоговую инспекцию сразу после института. Сначала работала на младших должностях, но хотела набраться опыта, а это возможно только таким путем. Ну и для меня было важно как-то закрепиться на работе, чтобы можно было спокойно уйти в декрет. В принципе, так и получилось, хотя после декретного отпуска пришлось много наверстывать — все-таки законодательство у нас меняется достаточно быстро. Но постепенно я поднималась по карьерной лестнице. И когда в нашем отделении ушел на пенсию начальник отдела сотрудничества с налогоплательщиками, эту должность предложили мне. Сейчас у меня зарплата составляет почти 26 тысяч рублей. Премии у нас платят раз в квартал, не очень большие. У меня достаточно большая надбавка за выслугу — все-таки я работаю уже больше 10 лет. Ну и материальную помощь к отпуску получаю в размере должностного оклада.
- №2. Я работаю в налоговой инспекции пять лет, и большую часть этого времени в отделе, который занимается банкротством. У меня неплохая должность, и как для нашего территориального отделения достаточно высокая зарплата (22 тысячи рублей). Не могу сказать, чтобы это было пределом моих мечтаний, но зато у нас выше шансы добиться руководящей должности, чем в столице, так что уходить из инспекции я пока не собираюсь — это всегда можно успеть. В целом, коллектив у нас неплохой, да и работа мне нравится, я люблю заниматься аналитикой.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
Так как налоговый инспектор постоянно контактирует с людьми, одни из которых честно выплачивают налоги, осознавая ответственность перед страной, а другие – всячески пытаются обмануть государство, специалист обязан разбираться в психологических нюансах, и в зависимости от полученных характеристик, выбирать тактику общения с каждым налогоплательщиком. Обязанности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок многим кажутся простыми.
Специалист в налоговой сфере должен иметь высокий уровень неконфликтности. Подобно дипломату, он должен использовать не военные методы, а мирные переговоры, понимая при этом, что согласия не всегда удается достичь без оскорблений и обид.
Нужно отметить, что налоговая инспекция даёт возможность повышения уровня профессионализма своих сотрудников. В её отделах не реже одного раза в две недели проходят занятия непрерывно работающего семинара, где анализируются новые нормативные акты, даются ответы на накопившиеся между семинарами вопросы.
Какими качествами должен обладать налоговый инспектор?
Какими личностными качествами должен обладать человек, который хочет связать свою жизнь с работой в налоговой инспекции? Уникальность профессии заключается в том, что человек, ее выбравший, должен сочетать в себе и способность работать со знаковыми системами (а такими являются все документы), и способность работать с людьми. Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как:
аналитические способности,
кропотливость,
внимательность,
наблюдательность,
коммуникабельность,
дотошность,
педантичность (в хорошем смысле этого слова).
Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие – не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.
Еще одно качество, которое необходимо специалисту по налогам – высокий порог «неконфликтности». Налоговый инспектор как дипломат, должен достигать своих целей не военным путем, а с помощью мирных переговоров. При этом быть готовым к тому, что не всегда консенсус будет достигнут без обид и оскорблений.
Преимущества профессии налогового инспектора
Основным преимуществом профессии налогового инспектора является то, что ее представители являются государственными служащими. Следовательно, работники налоговой службы никогда не потеряют своей значимости и всегда будут защищены со стороны государства.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такие преимущества, как:
это одна их самых востребованных профессий, и никогда налоговый инспектор не останется без работы.
человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов – одно из самых востребованных в жизни любого человека.
знание всех нюансов налогообложения развивает человека: специалист все время должен «держать в форме» свой интеллект.
Конечно же, к достоинствам профессии относится и размер оплаты труда, который, кстати, является одним из самых высоких среди бюджетных профессий.
Что еще обязаны пуще ока блюсти инспекторы, дабы не запятнать мундир? Беспристрастность, «исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений». Это правильно, чтобы никакой ангажированности. Еще — «избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации». Тоже в точку. Не использовать служебное положение «для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера». А если не личного? А если радея исключительно о государственном благе? Да и вообще, по рукам и ногам вяжут: ругаться нельзя, угрожать санкциями нельзя, принуждать — тоже нельзя. А как тогда налоги-то собирать? Одними убеждениями и призывами казну не наполнишь.
В глобальном масштабе инспекторам рекомендовано «проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию». Понял, не понял смысл заповеди — соблюдай. Невзирая на то, что у некоторых «социальных групп» не в обычае делиться своими доходами с государством. Они ведь, доходы, не улыбка, которой поделишься, а она к тебе сто раз еще вернется. Еще пунктик: «Государственные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам». Как в схожей ситуации выразился булгаковский Шариков: «Что-то вы меня, папаша, сильно притесняете. Все у вас как на параде, салфетку сюда, галстук туда, да извините, да пожалуйста-мерси. Мучаете сами себя, как при царском режиме».