Как рассчитать ущерб при ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Читайте также:  Правила перевоза детей в автомобиле в 2022 году: основные положения

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Как будут оценивать ущерб

Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.

При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.

Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).

Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:

  • Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
  • Предоставить автомобиль в назначенное время
  • В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
  • Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).

Независимая оценка автомобиля для суда в Москве

Оценка и автомобиля для суда и судебная экспертиза требуется при разбирательствах по возмещению вреда после ДТП или разделе имущества (например при разводе супругов). Экспертиза может быть:

  • Досудебной — одной из сторон конфликта проводится независимая экспертиза после дтп для суда и предоставляется для разбирательства вместе с остальным пакетом необходимых документов.
  • Судебной — назначается по решению судьи, в том случае, если для объективного рассмотрения дела недостаточно предоставленных документов и доказательств. В этом случае судья выдает список компаний, куда необходимо обратиться для проведения экспертизы автомобиля.

ЦНЭ “Варшавский” — входит в список компаний, которые рекомендуют судьи Москвы и Московской области для проведения экспертизы автомобиля для суда в Москве. Уровень квалификации всех наших экспертов соответствует требованиям законодательства:

  • все эксперты-техники включены в реестр Минюста;
  • мы аккредитованы при РСА;
  • обладаем достаточным опытом работы (с 2005 года).

Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы

Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.

Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.

ВНИМАНИЕ !!! Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.

Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.

Условия для применения независимой экспертизы

Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.

Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.

Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:

  1. Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
  2. Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
  3. Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.

Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП

Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:

  • для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
  • при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
  • для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
  • для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
  • для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.

О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.

Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.

Цель независимой экспертизы

Независимая экспертиза автомобильного транспорта, получившего увечья при ДТП – это объективная и справедливая оценка причинённого ей вреда, совершённая специалистами, не связанными со страховым учреждением. В отличие от той, которую проводит человек от страховой, она более беспристрастна и при расчёте ущерба учитываются даже самые малейшие повреждения.

Проводится она в следующих целях:


  1. Убедиться, что специалист от страховщика при ранее совершенном осмотре обратил внимание на все поломки.
  2. Узнать реальный размер ущерба, полученного авто при столкновении.
  3. Найти скрытые поломки и дефекты, не найденные при первом осмотре.

Итак, что же делать? Какова последовательность действий после аварии для решения проблемы?

Вкратце — так: записываемся на проведение независимой экспертизы Вашего автомобиля, получаем отчет эксперта, собираем прочие документы и предоставляем все это в страховую компанию. Теперь рассмотрим каждый этап подробнее.

Для начала нужно определиться нужно ли приглашать на экспертизу виновную сторону.

В данном случае виновной стороной будем считать и страховую компанию, водителя, если он управлял по доверенности, и собственника транспортного средства.Приглашать ли телеграммой виновную сторону? Такой вопрос часто ставит в затруднение многих. Сразу оговоримся — хуже от этого не будет в любом случае. Однако..

  • Если Вы уже предоставляли автомобиль к осмотру представителю страховой, страховую компанию можно не приглашать. Вы свои обязательства выполнили.
  • Если Вы еще не обращались в страховую компанию, и, соответственно автомобиль не предоставляли, необходимо, ОБЯЗАТЕЛЬНО, на выбор — либо отправить телеграмму в страховую, либо предоставить авто к осмотру при сдаче документов. Можно так же совместить осмотр автомобиля представителем страховой компании и нашим экспертом.
  • Если, предположительно, ущерб значительный (более 400 т. руб.) необходимо пригласить непосредственно виновника ДТП — водителя, а если он управлял автомобилем по доверенности, то и собственника транспортного средсвта. Все что выше 400 т.р. должен будет возместить один из них.
Читайте также:  Налоговое уведомление 2022: платежи стали больше, но некоторые можно оспорить

Уведомление происходит отправлением телеграммы с уведомлением о вручении. Телеграмма отправляется за 3 рабочих дня, если страховая и другие участники находятся в Вашем городе, и за 5 дней, если — в другом городе.

Как происходит независимая экспертиза по шагам

Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.

Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:

  1. Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
  2. Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
  3. Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
  4. Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
  5. Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
  6. Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
  7. Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
  8. По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.

Отзывы о независимых оценках ТС после аварии

Поскольку люди сегодня привыкли делиться удачным и неудачным опытом, рекомендуется ознакомиться с информацией в интернете. На автомобильных форумах автолюбители оставляют многочисленные отзывы о независимой оценке ущерба авто. В пользу независимой экспертизы говорят следующие тезисы:

  1. Если между владельцем повреждённого ТС и страховой фирмой возникают разногласия, касающиеся суммы компенсации, единственная возможность установить истину — заказать независимую оценку.
  2. Результаты независимой экспертизы являются важнейшим доказательством в судебных тяжбах со страховой фирмой на этапе досудебного разбирательства и для обоснованного предъявления финансовых претензий в судебном производстве.

Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.

Пакет документов и этапы проведения

Несмотря на то что сторонний оценщик не имеет отношение к страховщикам, ему нужно предоставить следующую документацию:

  • ПТС или свидетельство о регистрации.
  • Извещение о ДТП (копия).
  • Постановление об административном правонарушении (копия).
  • Справка о дорожно-транспортном происшествии (копия).
  • Направление на экспертизу по ОСАГО от СК, если существует договоренность.
  • Иные бланки, которые оформлялись на месте столкновения (копии).

Последовательность осуществления экспертной оценки по ОСАГО после ДТП поможет уяснить систему сделки:

  • В случае досудебного разбирательства выбор стороннего оценщика согласовывается со страховой компанией.
  • Для судебного иска выбирается экспертная организация или физическое лицо в виде частного предпринимателя.
  • Обсуждается время и место осмотра ТС.
  • Направляется приглашение инициатору происшествия и остальным участникам произошедшего.
  • Телеграфируют в страховую организацию о прохождении осмотра за 5 дней до начала процесса. СК должна направить своего представителя в оценочную организацию.
  • Специалист осматривает машину, задавая некоторые вопросы по своему усмотрению.
  • Эксперт составляет Акт приема-передачи по установленной форме, опираясь на обновленные данные специальных программ для предоставления наиболее точных расчетов. К заключению прилагаются фото или видеоматериалы, сделанные им лично.
  • Рассчитывается сумма действительного ущерба в виде сметы. Берутся во внимание рыночные цены.

Сроки проведения экспертизы после ДТП ограничены. На проведение экспертизы после ДТП, составление сметы вместе с рассмотрением документации дается срок 3 рабочих дня.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...