Пошаговая инструкция по финансовому анализу компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пошаговая инструкция по финансовому анализу компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коэффициенты – это показатели, которые рассчитываются на основе финансовой отчетности. У каждого коэффициента есть нормативный показатель. Сравнивая свои показатели с нормативными или с отраслевыми, можно понять, насколько платежеспособной и финансово устойчивой является компания.

Операционные расходы представляют собой денежные средства, которые организация расходует на свою деятельность. Обычно к таким расходам финансисты относят все затраты, кроме прибыли и обратных инвестиций в развитие. К примеру, операционными расходами являются зарплата, налоги, арендные платежи, покупка ТМЦ и т.д. Данные затраты подразделяются на две группы — переменные и постоянные расходы.

Переменные расходы меняются при изменении выручки. К примеру, компания продала 100 пирогов и потратила 200 руб. на муку. При продаже 200 пирогов расходы также увеличатся в 2 раза и составят 400 руб.

Постоянные расходы не изменяются при изменении выручки. К примеру, к ним относятся арендные платежи, зарплата, оплата интернета, покупка канцтоваров и др.

В операционные расходы не входят дивиденды, но включается зарплата. В ООО полученная прибыль может не распределяться между учредителями, а инвестироваться в развитие организации — и тогда это не расходы. Однако зарплату всегда нужно включать в расходы. При учете есть важный момент — фиксированная ее часть (например, оклад) относится к постоянным расходам, а процентная часть (например, премия или процент от сделок) относится к переменным расходам, зависящим от выручки.

В расходы нужно вносить не сумму, выданную сотруднику на руки, а начисленную (т. е. с учетом НДФЛ), а также страховые взносы.

Показатель денежного потока по-другому называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Его сущность заключается в том, что показатели выручки и рентабельности показывают состояние предприятия в определенный момент времени. А денежный поток показывает финансовое состояние фирмы в динамике. Иными словами, предприниматели понимают, сколько у них денег сейчас и сколько будет через конкретный промежуток времени (день, неделю, месяц, год). При этом важно анализировать не только итоговые показатели, но и в разрезе отдельных составляющих денежного потока.

Для составления отчета о движении денежных средств нужно структурировать все доходы и расходы в одной таблице. При этом потребуется фиксировать каждую операцию по поступлению или выбытию денежных средств.

Денежные потоки можно интегрировать в платежный календарь, в котором указываются не только фактические, но и будущие денежные потоки.

Если не следить за денежными потоками, то может наступить ситуация, при которой денег не хватает. Невозможно информацию по всем операциям, как текущим, так и будущим, удержать в голове — обязательно какие-то данные не будут учтены.

Какие еще показатели стоит отслеживать

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех финансовых показателях, которые нужно отслеживать в бизнесе. Но даже вышеперечисленные помогут сделать модель компании прозрачнее. Станет понятно, сколько предприятие по-настоящему зарабатывает, когда можно тратить, а когда — начинать экономить.

Вот что еще пригодится отслеживать:

  • Расходы на амортизацию — их считают, чтобы не оказаться в ситуации, когда оборудование ломается, а денег на его обновление нет. Обычно амортизация — это стоимость оборудования, разделенная на срок его службы.

  • Рентабельность — экономический коэффициент, который помогает понять окупаемость ресурсов или компании в целом. Например, есть операционная рентабельность — выручка минус постоянные и переменные расходы, деленная на выручку. Если рентабельность ниже нуля, то компания работает в минус.

  • Средний чек — сколько денег в среднем приносит одна сделка. Обычно важен в компаниях с активными продажами, например, в магазинах или общепите. Если средний чек получится увеличить, компания получит больше денег, ведь постоянные расходы при этом не растут.

  • Стоимость привлечения покупателя. Этот показатель можно отследить в онлайн-торговле. Например, предприниматель с помощью 10 000 руб., потраченных на таргетированную рекламу, привлекает в свой интернет-магазин 2000 человек. Из них 500 человек что-то у него покупают. Значит, на привлечение одного покупателя тратится 20 руб. Важно следить, чтобы этот показатель не стал слишком высоким, иначе может оказаться так: на привлечение тратим больше, чем зарабатываем.

  • LTV — количество денег, которые покупатель приносит в среднем за всю жизнь. Это полезно для компаний, которые строят модель на повторных продажах — позволяет понять, сколько можно тратить на привлечение. Например, первая сделка, то есть привлечение покупателя, может стоить 2000 руб. Если мы зарабатываем на одной сделке только 1500 руб., такая цена слишком высока. Но если в среднем покупатель возвращается к нам в магазин еще минимум 10 раз, то получается, что привлекаем мы его за 2000 руб., а зарабатываем 15 000 руб. В этом случае модель становится прибыльной.

Читайте также:  Как снять машину с учета в ГИБДД в 2022 году: пошаговая инструкция

Приоритетные категории

В рамках каждой из указанных характеристик принято выделять наиболее значимые характеристики. Так, когда речь идет о ликвидной составляющей, в качестве основных рассматриваются индикаторы абсолютного, текущего и быстрого формата. С точки зрения доходности принято различать, насколько рентабельны в текущих условиях оборотные средства, продажи, собственный капитал, а также чистые сбережения предприятия, причем в случае с последними также оценивается скорость оборачиваемости. Что же касается рыночных критериев, то здесь обычно рассматривается прибыльность в пересчете на одну акцию, доход по дивидендам, стоимость ценных бумаг и величина выплат, а также реальная цена бизнеса на рынке.

Показатели рентабельности

Говоря о том, как правильно проводить финансовый анализ предприятия, нужно делать особый акцент на данных, характеризующих доходность совершаемых торговых и хозяйственных операций. Прибыль — ключевой критерий оценки эффективности использования всех ресурсов, имеющихся в распоряжении бизнеса. Индикатором того, насколько рентабельной является организация, является соотношение чистого дохода к сумме активов, за счет которых он был сформирован. Источником информации служат сведения, представленные в первой и второй формах бухгалтерской отчетности. Чем больше результирующее значение — тем лучше для собственников и акционеров, поскольку высокий уровень доходности позволяет не только получать дивиденды, но и инвестировать в дальнейшее развитие.

Финансовый анализ проводится в несколько этапов. В первую очередь, необходимо определить цели анализа и его формата. Не всегда экономист или собственник предприятия может правильно выполнить этот этап. Ему нужно определить цель, ради которой он изучает положение фирмы, и в соответствии с ней выбрать методы изучения. Допускается привлечь к работе специалистов, которые помогут составить круг вопросов и подобрать методы.

Но сотруднику компании все равно придется решить:

  • кто будет использовать данные анализа. В зависимости от этого определяется форма, в которой будут потом прописаны результаты изучения и вычисления;
  • какой период будет считаться отчетным;
  • из каких документом можно почерпнуть информацию.

Мониторинг ключевых показателей – процесс постоянный. Его целью является соответствие целям, которое предприятия поставило для достижения запланированных результатов работы. Это результат текущей деятельности предприятия. Грамотный мониторинг ключевых показателей позволяет разрабатывать эффективную политику управления предприятием и план мероприятий по достижению поставленный руководством целей.

Например, для повышения оборачиваемости активов следует увеличить производственные мощности, корректируется или полностью меняется технология производства товара, закупается новое оборудование или модернизируется уже имеющееся, анализируются запасы, проводится работа с дебиторами и т.д. Для увеличения доходов следует расширить производство, выйти на новые рынки сбыта, увеличить число контрагентов-покупателей.

Любое ваше действие должно влиять на чистую прибыль. Если этого не происходит, у меня вопрос — зачем вы это делаете? Чистая прибыль — это ваша основная метрика. Если вы еще не в ладах с цифрами, то первое, что вы должны внедрить в вашей компании — отчет, который позволяет увидеть чистую прибыль за прошлые периоды. Рассмотрим подробнее, от чего зависит чистая прибыль, зачем она нужна, как за ней следить и конечно же, как увеличить.

Чистая прибыль (ЧП) — часть балансовой прибыли компании, остающаяся после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. Чистая прибыль = выручка – себестоимость товаров – постоянные расходы – переменные расходы – налоги.

От чего зависит:

  1. от размера выручки

  2. от размера расходов

  3. от количества клиентов и LTV клиента

  4. от среднего чека

  5. от расходов постоянных (не зависят от объема производства и суммы продаж)

  6. от расходов переменных (зависят от каждой продажи и объемов)

Как использовать:

  • выплатить дивиденды учредителям, если они есть

  • инвестировать в будущее увеличение чистой прибыли, например, нанять персонал, вложить в маркетинг или закупить оборудование

  • создать или пополнить резервные фонды

  • выплатить премии сотрудникам

Теперь поговорим про задолженность покупателей. Отсрочка платежей у наших клиентов — минимум два месяца, а зачастую еще дольше. Но теперь я знаю, что делать: вместе с командой мы создали бизнес-процесс из 26 этапов, который помогает получить наши деньги вовремя.

Дебиторская задолженность или дебиторка — сумма долгов, причитающихся вашей компании со стороны других компаний или физических лиц. По-простому: вы оказали услугу или отгрузили товар, но вам еще не оплатили — сумма таких долгов и есть дебиторка.

От чего зависит:

  1. работаете ли вы по предоплате или постоплате,

  2. лимитов для одного клиента — максимально допустимых сроков отсрочки платежа и суммы долга.

Читайте также:  Срок носки спецодежды – нормы и стандарты использования

Рассчитывается по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Как влиять:

  1. Работать по предоплате.

  2. Работать по договору.

  3. Работать через дилеров и дистрибьюторов.

  4. Вовремя готовить документы для оплаты и выполнять чек-лист по возврату дебиторки (см. описание к этому посту).

  5. Не бояться судов.

Как использовать:

  • понимать, сколько денег придет на расчетный счет в ближайшее время

  • прогнозировать кассовый разрыв и рост дебиторки

  • контролировать долги с большой просрочкой и принимать решения о судебном взыскании

Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активовРентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.Рентабельность продаж = Чистая прибыль / ВыручкаРентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.:

Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», не затрагивая данных Баланса). Например:рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.:

Рентабельность активовВ отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» делится на среднее значение показателя из формы №1 «Бухгалтерский баланс».

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов— индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:Ra = P / Aгде:Ra — рентабельность активов;P — прибыль за период;A — средняя величина активов за период.

Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):

Рентабельность собственного капитала (ROE) Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала.
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.
Рентабельность производственных фондов Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.

ОпределениеЧистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, суммы ее обязательств.Порядок расчета чистых активов для акционерных обществ утвержден Приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н.

В отсутствии специальных норм для расчета чистых активов обществ с ограниченной ответственностью для них применяется этот же порядок (для инвестиционных фондов, доверительных управляющих, организаторов азартных игры предусмотрен свой порядок расчета чистых активов).Расчет (формула)Расчет сводится к определению разницы между активами и пассивами (обязательствами), которые определяются следующим образом.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы) за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;краткосрочные обязательства по займам и кредитам;кредиторская задолженность;задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;резервы предстоящих расходов;прочие краткосрочные обязательства.Т.е. формула расчета чистых активов по Бухгалтерскому балансу предприятия следующая (по форме Баланса, действующей с 2021 года):ЧА = (стр.1600-ЗУ)-(стр.1400 стр.1500-стр.1530)

Читайте также:  Улучшения отделимые и неотделимые: как различить и как учесть

где ЗУ – задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (в Балансе отдельно не выделяется и отражается в составе краткосрочной дебиторской задолженности»).При расчете по старой форме Баланса, действовавшей до 2021 года, формула следующая:ЧА = (стр.300-ЗУ)-(стр.590 стр.690-стр.640)

Нормальное значениеПоказатель чистых активов, известный в западной практике как net assets или net worth – ключевой показатель деятельности любой коммерческой организации. Чистые активы организации должны быть как минимум положительные.

Отрицательные чистые активы – признак несостоятельности организации, говорящий о том, что фирма полностью зависит от кредиторов и не имеет собственных средств.Чистые активы должны быть не просто положительные, но и превышать уставный капитал организации.

Это значит, что в ходе своей деятельности организация не только не растратила первоначально внесенные собственником средства, но и обеспечила их прирост. Чистые активы меньше уставного капитала допустимы только в первый года работы вновь созданных предприятий.

В последующие годы, если чистые активы станут меньше уставного капитала, гражданский кодекс и законодательство об акционерных обществах требует снизить уставный капитал до величины чистых активов. Если у организации уставный капитал и так на минимальном уровне, ставится вопрос о дальнейшем ее существовании.

Показатели по источникам лидов.

Обычно отслеживают средние чеки или общую сумму за отчетный период, которые принесли покупатели из какого-то источника лидов. Например, оставили заявку на вашем сайте после просмотра рекламы у конкретного блогера или позвонили на уникальный номер, который вы напечатали на уличном баннере.

Можно анализировать еще больше и выстроить свою систему аналитики со всеми метриками для каждого источника — разобраться в средней конверсии лида из источника, понять, много ли клиентов приходит и как быстро они двигаются по этапам сделки.

Выводы, которые делают исходя из аналитики источников: стоит ли увеличивать финансирование этого канала клиентов, и если да, то сколько продаж это может принести.

Строя аналитику каналов, важно исключить влияние сторонних факторов, например, убедиться, что менеджеры одинаково хорошо отрабатывают всех потенциальных покупателей из всех источников.

Life Time Value (LTV) — пожизненная ценность клиента.

Показатель помогает спрогнозировать будущий доход от увеличения числа постоянных клиентов и понять, насколько эффективна стратегия удержания клиентов в бизнесе.

Считают так: ARPU нужно умножить на время активного использования клиентом вашего бизнеса. Например, средний доход от каждого клиента в студии танцев за месяц — 5 000 руб. Выводы делают по аналитике за год, клиент обычно занимается около полугода, то есть LTV — 30 000 руб.

Есть еще один способ посчитать LTV, который больше подходит товарному бизнесу, — средний чек умножить на частоту повторных сделок, а затем умножить на срок вашего активного взаимодействия с клиентом. Например, средний чек — 500 руб., покупает человек обычно дважды в месяц, активно пользуется вашим бизнесом полгода. Итого: 500 × 2 × 6 = 6 000 руб.

LTV хорошо работает для бизнесов, финансовая модель которых построена на длительном общении с клиентами. Например, вы развиваете студию танцев. Посчитав маркетинговые показатели, вы выяснили, что стоимость привлечения клиента для вас — 10 000 руб. Учитывая, что абонемент на месяц стоит 5 000 руб., бизнес кажется убыточным, но это не так.

Вы посчитали, что LTV у компании выходит 30 000 руб. — если клиент доволен первым месяцем, он платит в среднем еще 5 раз, но на эти сделки вы уже не тратите деньги. Получается, бизнес становится прибыльным, если какое-то количество клиентов будет платить по полгода.

Важная задача для бизнеса — поддерживать лояльность постоянных покупателей. Мы для этого используем бонусные программы.

Перед её запуском посчитайте, не будет ли в итоге LTV меньше затрат на удержание покупателя. Ведь расходы на каждого клиента не должны превышать доходы от него.

Борис Сысоев

основатель HR-стартапа TestWork.io

Количество дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность — это обязательства перед вами. Например, веб-студия сделала кому-то сайт, а денег еще не перевели. Или пельменная привезла еды на корпоратив, а оплата будет в конце месяца на счет.

Планируйте будущие платежи, а Пульс подскажет о возможных кассовых разрывах

Большая дебиторка — это и хорошо, и плохо одновременно.

  • Хорошо, если вам должны больше, чем должны вы — это показатель устойчивости и востребованности компании.
  • Плохо, если вам должны много — может произойти кассовый разрыв. Например, по бумагам у компании деньги вроде бы есть, акты подписаны, но средства еще на счет не поступили. А зарплату платить надо прямо сейчас.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...