Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав сведений и порядок оформления путевой лист с 1 марта 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во время презентации Росавтодор заявил, что новая система будет действовать по принципу “одного окна”. То есть в одном месте будет объединено все, что связано с допуском на дороги тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств:
– подача заявления на разрешение
– согласование маршрута
– оплата пошлины и возмещение вреда
– получение разрешения на движение и пр.
Стоимость грузоперевозок
Пункт погрузки | Пункт выгрузки | Тент 82 м³ / 20 т |
Рефрижератор 82 м³ / 20 т |
Челябинск | Иркутск | 200 000 | 220 000 |
Новосибирск | 95 000 | 115000 | |
Омск | 55 000 | 70000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Владивосток | 420 000 | 450 000 | |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Чита | 300 000 | 330 000 | |
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснокаменск (Забайкальский край) | 380 000 | ||
Казань | 40 000 | ||
Тюмень | 30 000 | 35 000 | |
Пермь | 30 000 | ||
Магнитогорск | 20 000 | ||
Усть-Кут | 230 000 | ||
Махачкала | 115 000 | 130 000 | |
Грозный | 115 000 | 130 000 | |
Симферополь | 130 000 | 145 000 | |
Сочи | 130 000 | 145 000 | |
Мурманск | 160 000 | 180 000 | |
Ковдор | 150 000 | 160 000 | |
Магнитогорск | Челябинск | 22 000 | |
Белый Яр | 95 000 | ||
Екатеринбург | 30 000 | ||
Санкт-Петербург | Челябинск | 115 000 | 140 000 |
Екатеринбург | 115 000 | 135 000 | |
Тюмень | 125 000 | 140 000 | |
Пермь | 105 000 | 125 000 | |
Екатеринбург | Челябинск | 13 000 | 18 000 |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Тюмень | 35 000 | ||
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Новосибирск | 95 000 | ||
Краснодар | Челябинск | 110 000 | 135000 |
Магнитогорск | 100 000 | 130 000 | |
Екатеринбург | 115 000 | 140 000 | |
Цены указаны при полной загрузке фуры. Цены на сборный груз будут варьироваться в зависимости от веса, объема перевозимого товара. |
Ответственность за нарушение норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Нарушение норм комментируемой статьи влечет привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности по ст. 11.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов) и ст. 12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). Диспозиция указанной статьи предусматривает, что водитель транспортного средства международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов привлекается к ответственности в том случае, если он совершает такую перевозку без специального разрешения, отклоняется от указанного в разрешении маршрута или габариты транспортного средства превышают габариты, указанные в данном разрешении. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение на водителя штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Дела рассматривают должностные лица органов Ространснадзора. Протокол о данном административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица указанных органов, а также органов внутренних дел.
Аналитики, в связи с поправкой в КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. в дополнение к статье 12.21 и вступившей в действие 11 августа 2007 г., устанавливающей ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, указывают, что к сложностям грузовых перевозок добавилась новая проблема. Почему же эта поправка так взволновала сообщество автоперевозчиков?
Итак, статья 12.21.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а именно: наказуемыми в административном порядке являются следующие деяния:
перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (что влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей);
перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, указанных в пункте 3 (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Таким образом, за указанные правонарушения штрафуются и водители, и должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица. И размер штрафов порой настолько велик, что способен поставить автоперевозчиков на грань разорения.
В связи с этим возникает ряд вопросов.
Во-первых, если штраф налагается на юридическое лицо, то водитель и лицо, отвечающее за перевозку, будут нести субсидиарную ответственность? Или они освобождаются от денежного наказания? Лицом, отвечающим за перевозку, в конечном счете является руководитель автопредприятия, в связи с этим представляется, что его должны штрафовать как физическое лицо, а предприятие — как юридическое.
Во-вторых, что означает такая составляющая объективной стороны административного правонарушения, как превышение габарита груза на 10 см, влекущее за собой штраф до 400 тыс. руб.? Все будет зависеть от того, с какой точностью будут измерять многометровый груз, чтобы уловить эти 10 см. В настоящее время в России нет стационарных весов, а при весовом контроле на постах при пятиразовом измерении у проверяющих получается пять результатов. Подобная же ситуация обстоит и с измерениями длины транспортных средств. Таким образом, габаритность или негабаритность груза и транспортного средства во многом зависит от объективности контролирующего лица. Поэтому от нововведенных санкций можно ожидать не только повышения отчислений штрафников в соответствующие бюджеты, но и увеличения числа должностных злоупотреблений со стороны лиц, контролирующих габариты транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Пункт 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает штраф за превышение максимальной массы или нагрузки на ось. Причем, если масса груза превышает указанную в специальном разрешении, контролирующие органы могут не озадачиваться количеством осей и нагрузкой на них, поскольку оштрафовать можно за одно лишь превышение массы. И в этой связи возникает вопрос: почему интересует масса перевозимого груза? Ведь если заботиться о сохранности дорожного полотна, то должна интересовать и контролироваться нагрузка на это самое полотно, а не масса. Специалисты могут, конечно, возразить, что при прохождении, например, через мост масса имеет значение. Но необходимо решить проблемы дорог и сооружений на них не за счет уменьшения нагрузок. Грузопотоки из года в год растут — это характерный признак динамично развивающейся экономики. Следовательно, дороги и мосты должны быть прочнее, автомобили — тяжелее и длиннее. Кроме того, штрафом как репрессивной мерой проблемы не решить, поскольку получается, если предприятие заплатит его, то может и дальше эксплуатировать этот же самый подвижной состав — до следующего штрафа. Так для чего тогда введены эти штрафы и где забота об этом самом дорожном полотне?
Таким образом, поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях практически делают практически невозможным для грузоперевозчиков использование современной техники, приобретенной в последние годы: автомобили соответствуют европейским требованиям, но не проходят по российским нормам, которые принимались несколько десятилетий назад. Одна такая машина везет как два старых грузовика, занимая на дороге меньше места и меньше загрязняя окружающую среду. Но тогда современные машины придется или недогружать, или вовсе выводить из работы.
История[править / править код]
Впервые в России понятие негабаритный груз появилось в начале 70-х годов, когда в СССР началась эпоха великих строек. Это время начала строительства десятков крупнейших объектов промышленно-энергетического комплекса Советского Союза: Атоммаш, Курейская, Саяно-Шушенская, Сахалинская и другие ГЭС, АЭС, нефте — и газопроводы Западной Сибири, первые нефтехимические комбинаты. И каждый из них нуждался в услугах по доставке крупногабаритных тяжеловесных грузов, технологического оборудования большой единичной мощности, которое невозможно было доставлять «россыпью» или частями, с последующим монтажом на месте.[1]
В 1974 году Госкомитетом Совета Министров СССР была создана Временная научно-техническая комиссия для подготовки предложений по обеспечению перевозок негабаритного энергетического и промышленного оборудования большой массы. Эта комиссия всесторонне исследовала проблемы транспорта негабаритных грузов большой массы (НГБМ). Предложения комиссии нашли отражение в постановлении Государственного Комитета Совета министров от 24.11.76 г. “Об обеспечении перевозок крупногабаритного и тяжеловесного энергетического и другого промышленного оборудования и развития связанных с ними научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ” и “Основных направлениях научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для обеспечения перевозок энергетического и другого промышленного оборудования”.[1]
По результатам работы комиссии в 1974 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) была создана специализированная автоколонна «Спецтяжавтотранс», а в 1976 году — специализированное научно-производственное объединение (СНПО) «Спецтяжавтотранс». Главным итогом нескольких лет работы СНПО «Спецтяжавтотранс» стало создание в стране единой системы перевозок негабаритных грузов большой массы, её организационной, нормативно-правовой, технологической основ.[1]
Регулирующие документы перевозки негабаритных грузов автотранспортом[править / править код]
Ниже приведён список нормативных актов, регулирующих перевозки негабарита автомобильным транспортом по России и краткие комментарии по ним.
Правила дорожного движения о перевозках негабаритных грузов.
Лишь некоторые особенности перевозки негабаритных грузов регламентируются Правилами дорожного движения РФ. В них говорится про проблесковые маячки, опознавательные знаки, скорость движения негабарита, свес (выступ за задний и боковые габариты). Остальные моменты перевозки негабарита, согласно ПДД, регламентируются специальными правилами. О них речь пойдёт ниже.
Федеральный закон и правила перевозок грузов автотранспортом
Основной нормативный акт, касающийся автомобильных перевозок негабарита — Федеральный закон № 257-ФЗ, который в главе 5, статье 31 регулирует, как следует перевозить негабарит по автодорогам РФ. В этом законе говорится о том, что:
- для перевозок КТГ по автодорогам требуется спецразрешение;
- порядок выдачи утверждается правительством РФ;
- маршрут должен быть согласован с владельцами автодорог;
- должен быть возмещён ущерб, который рассчитывается владельцами автодорог.
На основании права, определённого этим законом, правительство утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они утверждены постановлением № 272 от 15.04.11. В них даются определения, среди которых нужные негабаритчику:
- тяжеловесный груз;
- крупногабаритный груз;
- делимый груз.
Также в приложениях к этим правилам даются числовые нормативы, по которым определяется, является ли груз «негабаритным» .
Федеральный закон о международных перевозках негабарита
Международные перевозки негабарита регулируются Федеральным законом № 127-ФЗ. В нём говорится, что:
- при пересечении границы без спецразрешения машина будет задержана;
- нельзя осуществлять межрегиональные перевозки иностранным транспортным средством.
Приказ № 258: порядок выдачи разрешений
Основной документ, который регламентирует процедуру оформления спецразрешения на негабаритные грузы — это Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, или как его коротко называют в народе, «Приказ 258″.
Он регламентирует:
- как должно выглядеть спецразрешение,
- какая информация должна в нём содержаться;
- процедуру подачи заявления на спецразрешение — куда подавать, какую информацию указывать и какие приложения делать к заявлению;
- условия приемки заявлений и отказов по ним;
- порядок рассмотрения и согласования заявления;
- особенности согласования тяжеловесных грузов;
- сроки оформления разрешения;
- порядок выдачи или отказа в выдаче готового разрешения.
Приказ № 107: регламент для госорганов по оформлению разрешений
Приказ 258 определяет порядок оформления разрешений «со стороны перевозчика». Но есть документ и для «другой стороны окна» — административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению разрешений, утверждённый приказом Минтранса № 107 от 15 января 2013 г. Он предписывает порядок действий госоргана, оформляющего разрешения.
В нём указаны:
- исчерпывающий список документов, требуемых от перевозчика;
- перечень оснований для отказа в предоставлени услуги;
- размер госпошлины;
- сроки регистрации и оформления;
- требования к помещениям, в которых предоставляется услуга;
- порядки подачи и рассмотрения жалоб, касающихся услуги;
Приказ № 7: безопасность негабаритных перевозок
Вступивший в силу 1 июля 2014 года, приказ Минтранса № 7 от 15.01.2014 г. регламентирует некоторые нормы, призванные обеспечить безопасность перевозки негабаритных грузов. В нём идёт речь:
- про делимые грузы;
- про организацию сопровождения негабарита: с каких параметров требуется сопровод и как он должен быть оборудован;
- условия, при которых требуется проект организации дорожного движения и требования к оформлению такого проекта.
Постановление № 934 + № 12: возмещение вреда До конца 2014 года перевозчик оплачивает ущерб, причиняемый дорогам тяжеловесными грузами, на основании постановления Правительства № 934 от 16 ноября 2009 г. А с 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства № 12 от 9 января 2014 года, которое многократно увеличивает размер ущерба, взимаемый за перевозку тяжеловесов. В правилах возмещения вреда даётся общая формула расчёта ущерба, а также таблицы ставок за ущерб по общей массе и по осевым нагрузкам, для каждого федерального округа РФ.
Особенности транспортировки
Доставка крупногабаритных грузов является наиболее трудоемким видом перевозок, которые требуют обязательного официального разрешения, а также специального оснащенного подвижного состава. Помимо вышеперечисленного данный вид транспортировок в некоторых случаях требует сопровождение, а также специально обученных водителей. При переправе следующих единиц может потребоваться помощь специалистов:
- Катера и яхты;
- Оборудование для особых отраслей промышленности, техника;
- Груз массой до двухсот тонн;
- Экскаваторы, асфальтоукладчики и т.д;
- Техника для строительства;
- Металлоконструкции, быстровозводимые здания и металлопрокат;
При перевозке крупногабаритных объектов могут быть задействованы не только наземный транспорт. При сложных перевозках используются оборудованные низкорамные автомобильные платформы, железнодорожные платформы специального типа, речные и морские суда. Это позволяет минимизировать затраты заказчика.
Как перевозить негабаритные грузы – основные требования
Запрещена перевозка крупногабаритного груза, если имеется возможность для раздельной транспортировки без лишения груза эксплуатационных свойств, так же запрещено перевозить указанную категорию грузов организованными колоннами (п.51Приказ Минтранса от 15.01.2014 г. № 7).
Запрет может быть вынесен, если на маршруте следования нет технической возможности для осуществления заявленной перевозки.
Обратите внимание, что для специальных правил перевозки грузов пункт 23.5 ПДД устанавливает норму в два метра от задней точки
автомобиля. А насколько он может выступать спереди? Ни слова, следовательно, согласно принципу «все что не запрещено — разрешено», конкретных ограничений нет.
Получается, что если не нарушаются остальные условия по длине, ширине и высоте, если груз не ограничивает обзор, не лишает автомобиль устойчивости и управляемости, устанавливается знак «Крупногабаритный груз» и оформления специальных разрешений в таком случае не требуется.
Вес перевозимого объекта может быть вполне внушительным, тяжеловесы для проезда по дорогам должны заручиться разрешением. Оно потребуется:
- двухосному автомобилю от 18 т,
- трехосному автомобилю от 25 т,
- четырехосному автомобилю от 32 т,
- трехосному автопоезду от 28 т,
- четырехосному автопоезду от 36 т,
- пятиосному автопоезду от 40 т,
- шестиосному и более автопоезду от 44 т.
По требованиям ПДД негабаритный груз по весу можно провозить не по всем дорогам. Это зависит от дорожного покрытия и его возможностей. Допустимая осевая нагрузка может быть и 11,5, и 6 тонн. В случае несоответствия придется поискать другую дорогу для перевозки. Не стоит забывать о равномерности нагрузки по осям и расстоянии между ними.
Транспортировка объектов с нестандартными габаритами регламентируется Приказами № 7, 107, 258 и Постановлениями № 12, 125, 211, 934. В них прописаны:
- правила безопасности при перевозке,
- порядок выдачи разрешений на нее,
- размеры, подпадающие под термин «негабарит»,
- процедура прохождения весового контроля;
- обязательства возмещения вреда, причиненного в пути.
При нарушении данных критериев выплачивается штраф за негабаритный груз в соответствие со ст. 12.21.1 КОАП России или назначается другое наказание. Например, водителю, не имеющему специального разрешения, могут назначить штраф до 2000 рублей или лишить его прав на 6 месяцев.
Этому вопросу в действующих ПДД отведен целый раздел под номером 23 (здесь грузы-негабариты рассматриваются совместно с опасными). В пяти пунктах этого раздела максимально полно описаны все возможные нюансы (размеры, масса и т. д.) и ситуации, которые могут возникнуть в процессе перевозки.
При перевозке нестандартных объектов грузовым и легковым автотранспортном наличие знака «Негабаритный груз» обязательно.
Строгие требования предъявляются при перевозке негабаритов на легковых автомобилях ночью и при плохой видимости В таких условиях транспортировка разрешена, но на носовой части необходимо установить светоотражающий элемент либо фонарь белого цвета, а на кормовой части светоотражатель или любой другой источник света красного цвета. Этого достаточно для безопасного передвижения по автотрассам общего пользования.
Автовладельцам легковых автомобилей может потребоваться спецразрешение на перевозку. Это касается грузов, выступающих с передней или задней стороны на 2 метра и более, а по ширине превышающих более 2.5 метров.
Специальные требования установлены для транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных объектов на грузовиках. Перевозка грузов, выступающих сзади ТС более чем на 2 метра и превышающих высоту 4 метра, осуществляется по правилам, установленным приказом Минтранса №258 и нормативными актами Правительства РФ. Кроме обязательной установки знака «Негабаритный груз» и оборудования кабины водителя проблесковым маяком, маршрут передвижения транспортировщика должен быть заранее согласован. Требуется спецразрешение на перевозку и сопровождение по маршруту, которое осуществляется военной автоинспекцией или патрульными машинами ГИБДД.
Чем регулируется перевозка негабаритного груза — правила 2021 года
Ключевым нормативным документом, на который следует ориентироваться грузоперевозчикам – это Правила дорожного движения (сокращенно – ПДД), в ред. от 31.12.2020. Они утверждены Правительственным постановлением № 1090 от 23.10.1993. Правилам перемещения грузов посвящен раздел 23.
Еще один документ, на который нужно ориентироваться – это общие Правила перевозки различных грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020). Они призваны обеспечить сохранность груза и используемого транспортного средства. Правила содержат условия, при которых возможны автомобильные перевозки.
Еще один документ, который начал действовать с 01.01.2021 – Приказ Минтранса РФ № 343 от 31.08.2020. Здесь прописаны требования к организации движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по автомобильным дорогам, в том числе, с негабаритным грузом.
Выбор оптимальных маршрутов транспортировок
Выбор оптимальных маршрутов транспортировок зависит от специфики груза, его размеров и назначения. Особую сложность представляет выбор маршрута для крупногабаритных или негабаритных грузов.
Выбор маршрута перевозки груза преследует главную цель – обеспечить безопасность транспортировки груза и надлежащие условия его перевозки. Также оптимальный выбор маршрута перевозки грузов позволяет обеспечить безопасность других участников дорожного движения. Особенное значение этот фактор имеет для негабаритных грузов. Маршрут перевозки уникально тяжелого груза должен быть составлен так, чтобы не допустить повреждения других автомобилей или дорожного покрытия.
Транспортировка груза осуществляется по дорогам общего пользования, поэтому выбор оптимальных маршрутов грузоперевозки будет зависеть от общей проходимости трассы и ее скоростного режима. Нельзя не учитывать индивидуальные особенности трассы: качество асфальтового покрытия, уклон, ширину проезжей части, наличие всевозможных препятствий в виде мостов, железнодорожных насыпей, переездов и др.
Таким образом, составляя маршрут из точки А в точку Б, необходимо иметь четкое представление обо всех дорогах АБ, по которым может осуществляться грузоперевозка. Если есть несколько вариантов решения, то необходимо взвесить все «за» и «против», прежде чем прийти к окончательному выводу.
Выработка маршрута обычно происходит с учетом одного важного правила – время в пути должно быть минимальным, а срок доставки груза максимально коротким. Однако перевозка крупногабаритного груза требует учета и ряда дополнительных параметров – например, сколько на проложенном пути мостов и железнодорожных путей, насколько удалены трассы от населенных пунктов. Также учитываются и такие факторы, как погодные условия, время года и время суток. Если объехать населенные пункты не удастся, то в городской черте действуют особые правила движения для автотранспорта, осуществляющего перевозку крупногабаритного тяжеловесного груза. Например, движение должно осуществляться в то время, когда дороги максимально разгружены, то есть ночью. Кроме того, при перевозке крупногабаритного тяжеловесного груза автомобильным транспортом (например дорожной строительной техники) возможно потребуется сопровождение, которое должно быть отдельно согласовано с дорожной полицией.
При разработке маршрута перевозки следует руководствоваться следующими параметрами:
- основные технические характеристики транспортных средств;
- специфика грузов, требования к особым условиям их перевозки;
- состав организаций, согласующих маршрут и осуществляющих контроль за всеми;
- этапы выполнения транспортных операций;
- организационные обязанности сторон.
Организатор перевозок и заказчик предоставляют информацию в соответствующие дорожные организации. Это делается по той причине, что транспортная сеть может быть непригодна для перевозки крупногабаритного груза. Например, перевозке негабарита могут мешать электропровода, мосты, различные сооружения. Такие проблемы решаются индивидуально для каждого случая. Следует помнить, что маршрут перевозки опасного груза составляется особенно тщательно, чтобы избежать возможных проблем в дороге.
Далее происходит согласование маршрута перевозки в соответствующих организациях, которые занимаются выдачей специальных разрешений.
Документы, которые необходимо предоставить для получения нужных разрешений, следующие:
- маршрут транспортировки груза;
- адрес загрузки и выгрузки;
- точный вес и размеры всех перевозимых грузов;
- спецификация на груз (опасные, особо опасные, наливные, насыпные и т.д.);
- чертежи груза.
Срок согласования маршрута транспортировки груза составляет от 7 до 20 дней.
Правила негабаритных грузов
- Машина, груженая негабаритным грузом может ехать только до 60 км/час.
- При движении через мост, скорость должна быть не более 15 км/час.
- Состояние ТС средства необходимо периодически проверять, например, через каждые 500 км.
- Прицеп, на котором находится негабаритный груз, должен иметь исправный стояночный тормоз. Кроме стояночного тормоза, обязательно, должно быть специальное устройство, которое гарантирует остановку прицепа в случае, когда шланг пневматических тормозов, который идет от грузовика-тягача, разорвался.
- Негабаритный груз должен быть хорошо увязан. Крепления груза надо периодически осматривать.
Что такое негабаритный груз
Груз, вес и объемы которого превышают стандартные разрешенные параметры, является негабаритным. Иными словами — это объект, который не помещается в стандартном кузове и создает угрозу безопасности другим участникам движения. Чаще всего это специальная техника или ее части, цистерны, стройматериалы, газовые турбины, карьерная спецтехника — то, что нельзя разобрать на части без ущерба.
Негабаритный груз объединяет два понятия:
- тяжеловесный груз, его вес вместе с массой ТС превышает нормы, установленные в Приложениях № 1 и № 2 к Правилам перевозок грузов автотранспортом. О перевозках с перегрузом мы подробно писали здесь.
- крупногабаритный груз, его объемы превышают размеры, установленные в Приложении № 3 к тем же Правилам:
Правила перевозки опасных грузов
Водитель, находящийся за рулем автомобиля с опасным грузом, должен быть как можно более внимательным и осторожным. Требования, которых он обязан придерживаться во время езды, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2011 г.
Таким образом, постановление о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом обязательно к исполнению как водителями, так и компаниями, которые организуют доставку вредных веществ.
Появление в России данного документа связано с тем, что наша страна является одним из участников международного соглашения ДОПОГ. Его соблюдение обязательно и при международных перевозках опасных грузов. Транспортное средство может пересечь границу Европейского союза только в том случае, если его технические характеристики соответствуют указанным в соглашении требованиям, а водитель прошел специальную подготовку и имеет подтверждающий это документ.
Маркировка при перевозке опасных грузов
Автомобиль, который осуществляет перевозку опасного груза, должен иметь соответствующий цвет, а также необходимые знаки и надписи.
Для едких соединений используются цистерны желтого цвета. С обеих сторон они дополняются продольными черными полосами. На полосе пишется предупреждение: «Едкий материал». Особые условия касаются перевозки аммиака и метанола. Окрашивать кузов в данных случаях необязательно, но необходимо нанести на него надписать: «Огнеопасно. Аммиачная вода» или «Яд – метанол».
Знак, сообщающий о нахождении в кузове опасного груза, состоит из двух треугольников. В верхнем располагается символ, который говорит о принадлежности вещества к тому или иному классу. В нижний помещаются дополнительные сведения, такие как особенности совместимости или номер ОГ по международному стандарту.
Процедура оформления разрешения и период его действия
Когда все согласования от владельцев дорог получены, то оформляется разрешение, которое направляется в ГАИ для утверждения предстоящего маршрута передвижений. После чего этот документ возвращается назад с отметками ГАИ о необходимости предоставления сопровождения и установления особого режима передвижения.
Оформленное разрешение выдаётся на руки заявителю. По общему правилу весь процесс занимает 15 дней.
Однако если перевозка предполагает работы по обустройству дороги, прилегающих объектов, а также инженерных коммуникаций, то срок оформления разрешения продлевается на соответствующий период. При этом все затраты должен компенсировать получатель разрешения.
Сам документ действителен в течение 3 месяцев и охватывает не более 10 рейсов в рамках автомобильных перевозок тяжеловесных грузов. Разрешение печатается на двухстороннем бланке со степенями защиты.
На лицевой стороне указываются данные о транспортном средстве, типе грузов, маршруте следования, инициалы и должность лица, ответственного за выдачу разрешения и т. д.
Оборотная сторона содержит сведения о сопровождении, особенностях движения, владельцах дорог, через которые предстоит провозить груз.
Отдельно должна присутствовать подпись водителя о том, что ему знакомы правила перевозки тяжеловесных грузов.
Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов уполномочены выдавать сразу несколько инстанций в зависимости от статуса дороги и маршрута движения.
Так, если перевозка тяжеловесных грузов автомобильным транспортом планируется по федеральным трассам или между несколькими регионами РФ, то обращаться с заявлением стоит в Росавтодор. Эта же структура выдаёт разрешение и на провоз грузов в рамках международного сообщения.
Когда перевозки будут осуществляться в рамках региона, то выдачей разрешения занимаются региональные структуры, ответственные за состояние дорожного хозяйства.
Если перевозка тяжеловесных грузов проходит внутри населённого пункта, то за выдачу разрешения отвечает орган местного самоуправления.
Наконец, если планируется вести груз по частной автомобильной магистрали, то за разрешением следует обращаться непосредственно к её собственнику.
Более чёткое представление о том, куда подавать все документы на разрешение, можно получить на портале Росавтодора. Там же легко увидеть, какой орган отвечает за соответствующие дороги.
Законодательная база для автоперевозок
Самый популярный вид грузоперевозок – на грузовом и легковом автомобиле. В первую очередь он регламентируется Правилами дорожного движения (ПДД). Дополнительные нюансы перевозок регулируются следующими документами и приложениями:
- Постановление правительства России №272 – здесь перечислены правила оформления договора, маркировки, требования к погрузочным работам.
- Приказ Минтранса РФ №15 – здесь перечислены требования к рабочему графику водителей.
- Приказ Минтранса РФ № 258 – документ о перевозки крупногабаритных грузов.
- Постановление Правительства РФ №1090 – дополнительные Правила дорожного движения для автомобилей, перевозящих грузы.
- Постановление Правительства РФ №730 – здесь перечислены правила международных грузоперевозок.