Права и обязанности налоговых агентов.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности налоговых агентов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Налоги, по которым могут возникнуть обязанности агентирования

Обязанности налоговых агентов выполняют организации в отношении трех налогов:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Разобраться, в каких случаях возникает обязанность агентирования, поможет наша таблица:

Налог В каких случаях возникают обязанности Какая сдается отчетность в ФНС
НДФЛ У всех организаций при выплате доходов физлицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам, дивидендов, иных облагаемых НДФЛ доходов.

Ежегодно: 2-НДФЛ.

Ежеквартально: 6-НДФЛ.

НДС

При аренде муниципального или госимущества у органов власти.

При покупке металлолома, макулатуры, сырых шкур животных.

При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является РФ, у иностранного продавца, не состоящего на учете в ФНС РФ.

По окончании квартала: декларация по НДС, в которой заполняются разделы 2 и 9.
Налог на прибыль

При выплате дивидендов другой организации.

При выплате доходов иностранной компании, не имеющей в РФ постоянного представительства.

Декларация по НП.

Налоговый расчет о суммах доходов, выплаченных иностранным организациям.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль:

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства РФ.

Правовая основа деятельности налоговых органов РФ. В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов Российской Федерации непосредственно осуществляется:

– статьями гл. 5 НК;

– статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.

Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус системы государственных налоговых органов РФ.

Помимо НК и Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами.

Организационная система налоговых органов. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

– Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);

– Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);

– Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России (рис. 1).

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

– за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

– осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

– обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2022 году: самое главное

В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению.

В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

Минфин России полномочен:

– давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня;

– утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 57

Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления N 57 напомнил, что в том случае, когда налоговым агентом денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и, следовательно, удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

Необходимо отметить, что НК РФ установлен срок, в течение которого налоговый агент обязан сообщить налоговому органу сведения о невозможности удержать налог и сумме задолженности, а именно в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержания налога у налогоплательщика и перечисления его в бюджет РФ (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

При этом, например, п. 5 ст. 226 НК РФ, регулирующим обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налогоплательщик — физическое лицо в этом случае должен сам исполнить обязанность по уплате налога (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) и представить в налоговый орган налоговую декларацию (ст. 229 НК РФ).

За непредставление (несвоевременное представление) налоговому органу вышеуказанных сведений налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Обязанности субъектов

Налогоплательщики и налоговые агенты по общему правилу должны:

  1. Осуществлять отчисление установленных законом сумм в бюджет.
  2. Встать на учет в контрольной службе.
  3. Вести отчетность по доходам и расходам, а также по объектам обложения в установленном порядке.
  4. Представлять в налоговую инспекцию декларации.
  5. Направлять в контрольный орган и его должностным лицам документы, которые необходимы для исчисления и последующей выплаты обязательных сборов.
  6. Представлять книгу учета расходов и доходов. Данная обязанность вменяется индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим нотариусам, адвокатам, учредившим кабинеты.
  7. Направлять в контрольный орган финансовую (бухгалтерскую) годовую отчетность не позже трех месяцев с окончания периода. Данная обязанность не возлагается только на те организации, которые, в соответствии с ФЗ № 402, освобождены от необходимости вести учет или являются религиозными объединениями, у которых за определенный срок не возникло объекта обложения.
  8. Исполнять требования контрольных органов об устранении выявленных нарушений законодательства, не препятствовать правомерной деятельности служащих.
  9. Обеспечивать сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, требуемых для начисления и уплаты установленных сборов, в течение 4 лет. К ним в том числе, относятся данные, подтверждающие осуществление расходов и получение доходов.
  10. Исполнять другие обязанности, предусмотренные в НК.
Читайте также:  Оформление наследства в 2022 году

Налоговые агенты, их права и обязанности / «Студент-Сервис»

В соответствии с ч. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В отличие от налогоплательщика на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счет его собственных средств.

Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определенной операции, удержать ее (т.е. не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Обязанности налоговых агентов регламентированы ч. 3 ст. 24 НК РФ, к ним, в частности, относятся обязанности:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации насоответствующие счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

  • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
  • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
  • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
  • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
  • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
  • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
  • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
  • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
  • Правильно исчислять налоги и сборы;
  • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
  • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
  • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
  • Обращаться в судебные инстанции;
  • Лишать предпринимателей лицензии.

Права и обязанности налогового агента по НДФЛ

По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговый агент по НДФЛ обязан (п. 3 ст. 24, ст. 226, п. п. 1, 2, 3 ст. 230 НК РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из доходов налогоплательщиков и перечислять налог в бюджет;
  • сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (сообщение подается в виде справки в составе расчета 6-НДФЛ);
  • выдавать справку о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче;
  • вести учет доходов, начисленных и выплаченных физлицам в календарном году, предоставленных им налоговых вычетов, сумм, уменьшающих налоговую базу; исчисленного, удержанного и перечисленного с таких доходов НДФЛ в самостоятельно разработанных формах регистров налогового учета, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год и сведения о доходах физлиц и суммах исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ по итогам года по каждому физлицу в виде справки о доходах и суммах налога в составе расчета 6-НДФЛ);
  • представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
  • в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
  • нести другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Читайте также:  Как оформить возврат на OZON

А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/3759@).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Какие налоги агентируются в РФ

Организации приобретают статус агента по нескольким видам обязательств перед государством — основные данные в обзорной таблице.

Вид фискального обязательства Кто признается НА
НДФЛ
Прибыль
НДС
Дивиденды и другие доходы от источников в РФ. «Налог на Google» при посредничестве в реализации электронных услуг российским покупателям
Доходы от услуг иностранного предпринимателя в электронной форме, реализованных в РФ

Закрепленные законом и действующие права, обязанности и ответственность налоговых агентов определяются положениями НК и УК. Ответственность медленно дрейфует в сторону повышения штрафов и ужесточения санкций.

Юридические возможности

Законодательство устанавливает следующие права налоговых агентов:

  1. Получать официальное письменное разъяснение от уполномоченного контрольного органа.
  2. Управлять обязательными отчислениями в бюджет.
  3. Получать необходимую информацию для исполнения своих обязанностей.
  4. Возвращать излишне выплаченные суммы в рамках налогового правоотношения.
  5. Пояснять характер своих действий в сфере исчисления, удержания и выплаты установленных сборов.
  6. Участвовать в налоговых отношениях лично либо через представителя.
  7. Не соблюдать законные требования и предписания.
  8. Обжаловать решения контрольных органов.
  9. Требовать корректного отношения со стороны других участников правоотношений.
  10. Осуществлять защиту собственных интересов и прав.
  11. Требовать возмещения неправомерно понесенных убытков.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...