Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учитель информатики: специфика профессии и должностные обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В среднем, учитель информатики зарабатывает от 25 до 110 тыс. рублей в зависимости от стажа, учебного заведения, дополнительных нагрузок и прочего. В частных заведениях зарплата может составлять 140 тыс. рублей и выше. При этом учитель может совмещать работу с руководящими постами, перейти в сферу образования по IT специальностям, преподавать не только детям, но и взрослым.
Учитель информатики выполняет следующие должностные обязанности:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом возрастных особенностей и специфики предмета информатики, проводит уроки и другие учебные занятия по информатике в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
Реализует рекомендованные МО РФ образовательные программы по информатике в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта по информатике;
Выполняет правила и нормы охраны труда, техники электробезопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся;
Оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
Ведет инструктаж обучающихся по технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, организует изучение обучающимися правил по охране труда;
Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в образовательном учреждении системе, выставляет оценки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;
Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводит до сведения заведующего кабинетом информатики, руководства образовательным учреждением обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, влияющих на здоровье и работоспособность обучающихся;
Участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и совещаниях, проводимых администрацией образовательного учреждения;
Участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;
Допускает на занятия администрацию школы, специалистов комитета по образованию и науке в целях контроля и оценки деятельности педагога;
Готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений, принятых в образовательном учреждении, городе;
Подбирает определенную методику для конкретного класса (группы), типа вычислительной техники с учетом знания программ, учебников, учебно-методических пособий по информатике, принципов функционирования основных устройств компьютера, информационных технологий
В случае выполнения обязанностей заведующего кабине том информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (информационных технологий);
Дежурит по образовательному учреждению в перерывах между занятиями в соответствии с графиком дежурств, а также за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания занятий, если в кабинете информатики (информационных технологий) есть лаборант кабинета информатики;
Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики;
Осуществляет замену временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя руководителя образовательного учреждения и с собственного согласия:
Поддерживает связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
Соблюдает Устав образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, иные локальные правовые акты образовательного учреждения;
Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
Соблюдает законные права обучающихся;
Регулярно проходит медицинский осмотр (1 раз в год);
Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе.
Должностная инструкция для учителя информатики
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Основными направлениями деятельности учителя информатики являются:
Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфик предмета информатики и возраста обучающихся;
Содействие социализации обучающихся, формированию у них информационной культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в кабинете информатики во время учебного процесса.
Должностные обязанности педагога — это в первую очередь воспитание, социализация и обучение учащихся. Учитель организует образовательную деятельность, осуществляет контроль за поведением учеников, отвечает за их жизнь и здоровье.
Учитель информатики: специфика профессии и должностные обязанности
- интересная работа: большой выбор тем, возможность постоянно изучать новое;
- знания учителя информатики в области IT востребованы, профессия дает возможность перепрофилироваться;
- дополнительный заработок: репетиторство, уроки в организациях дополнительного образования, преподавание в онлайн-школах, детских сезонных лагерях;
- летний отпуск 56 дней;
- педагогический стаж, ранний выход на пенсию по выслуге лет;
- для педагогов действуют мотивирующие программы, бонусы;
- учитель информатики в школе — авторитет в области информационных технологий. Ученики обращаются к нему, если выбирают для IT-профессию, иди хотят вести свой проект, например, блог.
Перечень стандартных должностных обязанностей учителя включает в себя:
- осуществление тематического планирования преподавания учебного предмета на основе утвержденной рабочей программы, годового учебного графика и расписания занятий;
- разработку планов проведения отдельных учебных занятий, развитие мотивации и способностей учащихся, осуществление связи обучения по учебному предмету с практикой;
- проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным графиком и расписанием;
- соблюдение правовых, нравственных и этнических норм, а также требований профессиональной этики;
- уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных взаимоотношений;
- развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, а также формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
- применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения, воспитания;
- учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие (в случае возникновения необходимости) с медицинскими организациями;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования, предусмотренных действующим законодательством в области образования;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий;
- соблюдение установленного в учреждении режима защиты персональных данных участников образовательных взаимоотношений;
- участие в деятельности педагогических советов учреждения и других формах методической работы;
- систематическое повышение собственного профессионального уровня, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
- своевременное прохождение медицинских осмотров по направлению работодателя;
- прохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда;
- соблюдение устава учреждения, правил трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.
В то же время учителю категорически запрещено:
- использование образовательной деятельности для:
- принуждения учащихся к принятию религиозных, политических или других убеждений, либо отказу от них;
- разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни;
- пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку языковой, расовой, национальной, социальной или религиозной принадлежности;
- побуждения учащихся к действиям, противоречащим действующему законодательству страны.
- использование методов и средств обучения, а также образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся;
- требование от учащихся обязательного посещения мероприятий, не предусмотренных утвержденным учебным планом учреждения;
- оказание платных образовательных услуг учащимся, если результатом этого становится конфликт интересов учителя.
Следует отметить, что в рабочее время включается не только преподавательская, но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская и индивидуальная работа с учащимися. При этом соотношение преподавательской и другой работы в пределах учебного года и рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения.
Отдельным разделом следует прописать права учителя, в том числе на:
- свободу преподавания и выражения собственного мнения, а также свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свободу выбора и применения педагогически обоснованных средств, форм и методов обучения;
- инициативу, разработку и использование авторских программ обучения в пределах реализуемой образовательной программы;
- выбор средств обучения;
- участие в разработке компонентов образовательных программ;
- бесплатное пользование методическими и образовательными услугами учреждения;
- участие в управлении школы и обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учреждения;
- объединение в общественные профессиональные организации;
- обращение в комиссию по урегулированию споров между сторонами образовательного процесса;
- защиту профессиональной чети и достоинства, объективное и справедливое расследование нарушения норм этики педагогических работников.
Также необходимо упомянуть трудовые права и социальные гарантии учителя, такие как:
- сокращенная продолжительность рабочего времени (не больше 36 часов в неделю);
- дополнительное профессиональное образование (не реже 1 раза в три года);
- ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (продолжительностью, определенной Правительством РФ);
- длительный отпуск сроком до одного года (не реже, чем рез каждые 10 лет непрерывной педагогической работы);
- досрочное установление трудовой пенсии;
- другие права и меры социальной поддержки, установленные на федеральном и региональном уровне.
В разделе об ответственности учителя не будет лишним прописать, что помимо общих оснований, предусмотренных федеральным законодательством, основаниями для прекращения трудового договора с учителем может стать второе за год грубое нарушение устава учреждения и даже о��нократное применение методов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью учащегося.
Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.
- Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
- В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
- Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
- Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.
Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября
Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:
- воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
- учитель младших классов;
- учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
- преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.
Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:
- педагогику;
- учитель начальных классов;
- педагогику дополнительного образования;
- хореографию.
Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.
Кроме того, что педагогическое образование предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:
- отлично знал свой предмет;
- умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
- красиво и интересно подавал материал аудитории;
- владел ораторским мастерством;
- был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
- демонстрировал гибкость;
- умел быстро принять необходимое решение;
- любил детей;
- подходил к преподаванию творчески;
- умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
- проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
- умел воплощать в жизнь педагогические цели;
- обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
- выявлял интересы учащихся;
- подходил к ситуации с психологической точки зрения;
- был примером для окружающих.
На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:
- Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
- Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
- Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
- Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
- Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
- Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
- Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
- Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
- Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
- Дополнительно вести кружки и секции.
- Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
- Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
- Проводить родительские собрания.
- Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
- Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.
Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.
Они могут быть привлечены к административной ответственности за:
- оскорбление детей;
- избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
- постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
- вымогательство денежных средств для собственных нужд.
К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.
Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:
- неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
- на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
- на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
- невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
- невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.
Согласно ЕКС на должность учителя по предмету «Информатика и ИКТ» администрация может принять не имеющих педагогического опыта работы лиц, которые получили среднее профессиональное или высшее образование по педагогическому направлению или в сфере, соответствующей преподаваемому предмету. Также преподавать профильный предмет могут люди, окончившие непрофильный вуз или среднее профессиональное учебное заведение и освоившие дополнительное педагогическое профессиональное образование по дисциплине, которую они планируют преподавать.
Поэтому у человека, решившего работать в школе и обучать детей IT-технологиям, есть два варианта прохождения обучения:
- Потратить несколько лет и получить очно или заочно второе педагогическое образование.
- За несколько месяцев пройти программу профессиональной переподготовки учителя информатики и уже с нового учебного года приступить к работе.
Должностная инструкция учителя информатики в школе
Основными направлениями деятельности учителя информатики являются:
2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета «Информатика» и возрастных особенностей обучающихся, в соответствии с разработанной программой общеобразовательного учреждения и Федеральных государственных образовательных стандартов.
2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них информационной культуры, осознанному выбору ими профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в кабинете информатики во время учебной деятельности, соответствующий контроль выполнения учащимися инструкций по охране труда.
2.4. Создание механизмов блокирования информационных каналов в сети Internet, через которые происходит проникновение в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
2.5. Осуществление контроля системы контентной фильтрации информации, ограничивающий доступ несовершеннолетних к электронным информационным ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания.
2.6. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности и контроля образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании школьников.
2.7. Усовершенствование, развитие и наполнение официального школьного сайта, сбор на нем сведений о лучших информационных ресурсах для учащихся и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения учащимся доступа к сети Интернет.
Учитель информатики имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета и требований ФГОС к преподаванию информатики, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и программам, современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.2. Планирует и осуществляет учебную деятельность в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по информатике, элективному курсу и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, реализует проблемное обучение, обсуждает с учащимися актуальные события современной науки информатики.
3.3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, в том числе возможности сети Интернет, мультимедийного проектора, интерактивной доски, обучающих и демонстрационных компьютерных программ.
3.4. Обеспечивает достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов) соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС). Оценивает эффективность и результаты обучения школьников по информатике и ИКТ, учитывая освоение знаний, овладение умениями, формирование навыков, развитие опыта исследовательской и творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии в своей деятельности.
3.5. Ведёт в установленном порядке соответствующую учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники.
3.6. Учитель информатики обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть (семестр) и рабочий план на каждый урок.
3.7. Может осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательных отношениях по информатике с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), своевременно представляет администрации школы отчетные данные.
3.8. Допускает на занятия по информатике администрацию школы, специалистов отдела образования в целях контроля и оценки деятельности учителя.
3.9. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (при наличии должности).
3.10. Дежурит на переменах между уроками в соответствии с графиком дежурства педагогических работников по школе, утвержденным директором школы и согласованным с профсоюзным комитетом.
3.11. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики.
3.12. Заменяет временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
3.13. Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор и иные локальные правовые акты школы.
3.14. Соблюдает этические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному и социальному положению учителя.
3.15. Регулярно, 1 раз в год, проходит бесплатный медицинский осмотр.
3.16. Осуществляет постоянный контроль за соблюдением учащимися инструкций по охране труда в компьютерном классе, а также правил техники безопасности и поведения.
3.17. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважает человеческое честь и достоинство школьников.
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательной деятельности, внеклассных предметных мероприятий.
3.19. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
3.20. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания. Соблюдает инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила и требования по использованию сети Интернет.
3.21. Проводит инструктаж учащихся по охране труда и технике безопасности, правилах поведения в кабинете информатики с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, осуществляет изучение обучающимися правил и требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
3.22. Получает и использует в своей деятельности электронный адрес и пароли для работы в глобальной сети Интернет и информационной среде школы.
3.23. Поддерживает работу и функционирование официального школьного сайта, осуществляет контроль за содержимым наполнения сайта.
3.24. Учителю информатики запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание занятий;
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность занятий и перемен между уроками;
- удалять учащегося с урока;
- курить в помещении школы.
- использовать в своей деятельности неисправное оборудование или с явными признаками повреждения.
Учитель информатики: специфика профессии и должностные обязанности
Пожалуй главные качества любого педагога – стрессоустойчивость и искренняя любовь к ученикам, будь то дети или взрослые люди. Но только на этих двух особенностях далеко не зайти. Работодатели ищут педагогов, владеющих следующими личными характеристиками:
- трудолюбие, работоспособность;
- дисциплинированность, ответственность;
- целеустремленность, настойчивость;
- организованность, наблюдательность;
- систематическое повышение своего профессионального уровня;
- стремление постоянно повышать качество обучения.
Преподаватель информатики:
- занимается учебной и воспитательной работой с учетом специфики своего курса и психологии определенного возраста, с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- исполняет требования учебного и личного поурочного планов;
- исполняет неукоснительно расписание занятий;
- контролирует, чтобы знания школьников по его предмету соответствовали положениям ФГОС;
- отслеживает исполнение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарных норм;
- предотвращает несчастные случаи, при необходимости устраняет их последствия;
- составляет документацию, ведет журналы посещения и учебных результатов;
- предлагает администрации школы конкретные меры по улучшению учебного процесса, которые не может реализовать в пределах своих полномочий.
А также преподаватель информатики обязан участвовать в работе педагогических советов, других коллегиальных органов управления. Ему нужно будет принимать участие в итоговой аттестации школьников. Еще должностные инструкции могут говорить про:
- систематическое освоение новых профессиональных знаний;
- участие в методических объединениях;
- индивидуальный методический поиск;
- дежурства по школе;
- организацию межпредметных связей;
- взаимодействие с родителями, другими родственниками учеников, с администрацией детских домов;
- соблюдение устава школы;
- соблюдение этического кодекса педагога;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- замену отсутствующих педагогов той же специализации.
Учителю информатики действительно достаточно проблемно найти работу. Прежде всего, данная специальность в современной России достаточно популярна, и людей обладающих достаточными знаниями в области информационных технологий ощутимо больше, чем вакансий. Ну а виной существующему положению дел можно назвать и тот факт, что компьютеризация российских школ, особенно в сельских местностях, на удалении от городов, проходит слишком медленно.
Важный элемент здесь — когда учитель самостоятельно создаёт контент для урока. Например, записывает видео, и ученики потом радуются, когда слышат знакомый голос. Я также предпочитаю давать много коротких заданий, очень разного плана, где дети немного программируют, например в среде Scratch. У нас очень часто бывают различные опросы, через Kahoot, хотя платформа в данном случае не так важна. Я стараюсь маленькими заданиями их направлять, при этом задействуя много всего.
У нас есть электронная среда, в которой мы работаем, в которой я выкладываю конспекты, задания. Дети знают, что в начале урока, если вдруг что-то случится, если я опоздаю, то их там ждёт конспект, задание, инструкция о том, что сегодня будет. То есть начинается всё с того, что они заходят в среду. Мы пользуемся почтой Gmail и ещё Classcraft, о котором я в видеоблоге много рассказываю.
Все профессии
- Учитель географии
- Учитель технологии
- Учитель русского языка
- Учитель английского языка
Должностная инструкция учителя информатики в школе (профстандарт)
Преподаватель в школе — это очень важная и ответственная деятельность. От того, какова будет его работа, зависит мировоззрение и будущие жизненные перспективы учеников. Это должен помнить даже учитель информатики, тем более что он обучает свой класс одному из самых важных элементов современной жизни. Следует понимать, что информатика — не просто очередной предмет, а целая наука, набор принципов.
Важно выработать умение творчески пользоваться этими принципами, ведь информационная среда постоянно меняется.
Работа учителем информатики носит творческий характер. Это понравится людям, кто постоянно растут и совершенствуются, стараясь расширять свои навыки. Всегда можно перейти на неполный рабочий день и/или подрабатывать репетиторством. Как и в любой другой школьной специализации, радость доставят жизненные успехи бывших учеников, и не только в профессиональном плане. Нельзя не упомянуть о том, что деятельность преподавателя уважаема и даже в каком-то смысле почетна.
Преподавание информатики немыслимо без склонности к работе с детьми и подростками. Очень важную роль играет наблюдательность и педагогическое чутье. Только те, кто могут разглядеть изменения в развитии детей и их основные навыки, становятся хорошими учителями. А также нельзя не упомянуть обязательные ораторские дарования и способности организатора. Кроме того, даже на уроке информатики могут вспыхивать конфликты — надо уметь их вовремя распознать и предупредить.
Вести урок — значит, уметь следить за несколькими объектами одновременно, и при этом дозировать внимание. Не все будут учиться одинаково прилежно, и даже у отличников иногда встречаются проблемы: придется во все вникать и проявлять тактичность, помогая справиться с трудностями. Но нельзя давать слабину: хороший учитель всегда требователен там, где это уместно. Он являет образец дисциплины и порядка в любой ситуации. Конечно же, важна склонность к постоянному самосовершенствованию.
В различных российских регионах оплата учителя информатики колеблется от 14 до 60 тысяч рублей. Правда, свыше 30 тысяч можно получать или в единичных частных школах, или в районах Крайнего Севера. Средний уровень составляет от 18 до 20 тысяч. В российской столице ставки колеблются от 25 до 110 тысяч. При этом начинающим педагогам без опыта и солидного портфолио лучше не рассчитывать более чем на 35-40 тысяч рублей.
Кроме ставки оклада, роль играет:
- стаж;
- дополнительная квалификация;
- классное руководство;
- проверка тетрадей;
- заведование кабинетом;
- успехи учащихся на мероприятиях и олимпиадах;
- премии и стимулирующие выплаты.
Педагогам других специализаций, особенно в области физики и математики, можно ограничиться годичным курсом переподготовки в любом институте повышения квалификации. С нуля необходимую подготовку ведут педагогические колледжи, которые также есть в любом крупном городе. Но лучше пройти подготовку в серьезном педагогическом университете.
Многие учителя информатики изначально имели программистское образование или высшее образование в области вычислительной техники, автоматизированных систем.
Профессиональные навыки – это все то, что знает и умеет учитель-предметник. Если вы хотите продемонстрировать свою уникальность, то данный список не должен быть стандартным и скучным. Внимательно проанализируйте все направления своей преподавательской деятельности и перечислите в анкете самые востребованные и перспективные знания.
Как правило, победу одерживают кандидаты, идущие в ногу со временем, знающие не только стандарты государственного преподавания, но и перспективные IT-направления, которые гарантированно пригодятся ученикам в будущем.
Резюме преподавателя информатики образец заполнения навыков:
Интерактивные методы | ПК и программирование |
ИКТ-компетенции | Подготовки к ГИА, ОГЭ, ЕГЭ |
Классное руководство | Межличностное общение |
Электронный журнал | Планирование уроков |
Проектная деятельность | ФГОС |
Методические семинары | Рабочие программы |
Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности преподавателей в статье № 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации». В законодательстве отмечено, какой документ отражает должностные обязанности педагогических работников в учебном заведении, — должностная инструкция и устав школы. Учителя имеют право:
- выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
- выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
- бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
- разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
- вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
- объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.
Что входит в обязанности
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» определяется, что входит в обязанности учителя:
- обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
- планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
- анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
- обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
- вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
- проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
- оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.
Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:
- точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
- обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
- руководству и контролю за развитием образовательного процесса.
Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:
- проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
- контроль состояния учебного оборудования;
- оказание необходимой медицинской помощи;
- ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.
1. Учитель выполняет следующее должностные обязанности.
1.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
1.2. Учитель обязан иметь рабочую программу с тематическим планированием по предмету на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
1.3. В своей работе по предмету учитель использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может переставлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
1.4. Отвечает за выполнение приказов об охране труда , соблюдении правил техники безопасности и пожарной безопасности.
1.5. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
1.6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой, участвует в последующем разборе или других мероприятий воспитательного характера.
1.7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
Что входит в функции учителя
Рассматривая функциональные обязанности педагога, отметим, что они регламентируются профстандартом «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) и зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Профстандарт определяет основные требования к профессии и обозначает задачи, которые ставятся перед учителем:
- обучение по утвержденной программе;
- осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
- ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.
Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:
- очной;
- заочной;
- очно-заочной (вечерней);
- в форме самообразования;
- экстерната;
- дистанционного обучения.
Что входит в обязанности
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» определяется, что входит в обязанности учителя:
- обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
- планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
- анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
- обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
- вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
- проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
- оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.
Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:
- точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
- обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
- руководству и контролю за развитием образовательного процесса.
Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:
- проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
- контроль состояния учебного оборудования;
- оказание необходимой медицинской помощи;
- ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.