Рекомендации по оформлению ДТП без участия сотрудников ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации по оформлению ДТП без участия сотрудников ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при составлении схемы ДТП в 2022 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

  1. Остановиться, обозначив участок ДТП знаком аварийной остановки. Выйдя из автомобиля необходимо удостовериться, в отсутствие пострадавших, убедиться, что в ДТП приняли участие лишь два автомобиля. Также следует оценить вред, причиненный автомобилю, сохранив, если это представляется возможным как можно больше признаков аварии.
  2. Обязательно удостовериться у другого участника аварии на руках полис ОСАГО, так как отсутствие полиса не позволит оформить ДТП по европротоколу. Поэтому важно тщательно проверить срок его действия, развеять все сомнения поможет звонок в указанную страховую компанию. Стоит также удостовериться в наличии документов на машину и личного паспорта. Важным условием будет согласование всех условий ДТП и повреждений автомобилей.
  3. Теперь нужно оценить величину убытков, произведенных транспортному средству. Для этого можно позвонить в автосервис, так не всегда на глаз возможно оценить полученный урон. При этом стоимость вреда, причиненного автомобилю, должна быть не больше 25 тысяч, так как этой суммой ограничена величина страховых выплат.
  4. Если совокупность факторов соблюдается, можно начать формальной документальной стороной дела. Запечатлеть все подробности происшествия на фото и видео необходимо не позднее 1 часа со времени аварии.
  5. Заполнить, сообразно европротоколу, извещение, направляемое в дальнейшем страховой компании.
Читайте также:  Можно ли гулять по центру в новогоднюю ночь без взрослых, если мне нет 18?

Европротокол – процесс независимого оформления ДТП без привлечения инспекторов полиции. Это единая по всей Европе форма бланка, заполняемая при ДТП.

Самостоятельное составление схемы

При заполнении спец.протокола аварии схема ДТП является основным фактором, влияющим на решение страховой компании о выявлении виновной стороны. ГИБДД используют ее для разбирательства в происшествии, также она служит доказательством в суде.

Чертеж аварии будет обладать юридической силой только при соблюдении условий, прописанных в ФЗ «Об ОСАГО». Иначе водитель может получить отказ в выплате возмещения.

Российское законодательство не выдвигает жестких претензий к художественному оформлению схемы дорожной аварии. Единственно важное обстоятельство – достоверность и полнота описываемой картины. При помощи чертежа полиция оценивает ущерб и размер ответственности для виновного.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Особенности получения компенсации

На сегодняшний день компенсация страховой компанией может быть предоставлена в двух видах: ремонт имущества, либо выплата денежной суммы. В приоритете всегда стоит первый вариант. Поэтому, если пострадали только автомобили крайне высока вероятность, что страховщик предложит провести ремонт за свой счет.

ВАЖНО !!! Несмотря на бесплатность ремонта, существует несколько ключевых особенностей, что делает способ малопривлекательным для водителей. Есть правило, по которому нельзя ставить деталь с износом, поэтому обязательно закупать новые запчасти.

Для некоторых автомобилей это может обойтись более чем в половину стоимости самого ТС (особенно актуально для старых машин). Кроме этого, выбрать сервис самостоятельно не получится и ремонт будет проводиться в предложенных страховщиком СТО.

Рассчитывать на выплату денежной суммы при оформлении по евпропротоколу можно только если получится договориться со страховщиком.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Требования к участникам ДТП, предъявляемые правилами ОСАГО

После оформления происшествия стоит подумать о том, чтобы получить возмещение от страховой. После того как сотрудник Госавтоинспекции оформит ДТП, можно начать собирать необходимые документы. Для ускорения процесса рекомендуем отправиться в отделение ГИБДД, чтобы забрать копии всех документов.

Учтите, что справка о ДТП с августа 2017 года не выдается, поэтому отказать в выплате на основании того, что вы ее не предоставили, страховая не имеет права. В противном случае вам придется обжаловать действия страховщика в Российский союз автостраховщиков, прокуратуру или подавать иск в суд.

Рекомендуем направить страховщику документы в электронном виде, чтобы он проверил их (ответ дается обычно в трехдневный срок). Передайте документы в офис страховой организации вместе с заявлением о страховом возмещении на сумму, не превышающую лимит по конкретному договору ОСАГО.

Читайте также:  Многодетные краснодарцы могут получить выплаты по нацпроекту «Демография»

Последний, в соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСАГО», ограничивается 400 000 рублей, если нанесен только имущественный вред, и 500 000 рублей, если имеет место урон здоровью или жизни.

Последнее подразумевает летальный исход, и в этом случае от имени погибшего выступает его ближайший родственник или другой законный представитель.А вот если был составлен европротокол, то пострадавший подает своему страховщику требование о прямом возмещении ущерба.

Таким образом, существует конкретный список того, что нужно делать при ДТП, который поможет избежать привлечения к административной ответственности за невыполнение правил, а также позволит пострадавшему без проблем получить возмещение от страховщика.

Действия по остановке транспорта, помощи пострадавшим, оповещении других участников дорожного движения об аварии обязательны для всех, вне зависимости от порядка оформления ДТП — полного или упрощенного.

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна

На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.

Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.

Опротестовать изображение можно, если:

  • информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
  • схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
  • рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).

Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.

Читайте также:  Что такое жилищный сертификат?

Обычно исправление схемы происходит путем:

  • восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
  • опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).

Как оформить европротокол при ДТП — правила

Европротокол при ДТП-2019 состоит из двух частей — основного и напечатанного на обороте дополнительного листа. Протокол заполняется в двух экземплярах, по одному на каждого из участников ДТП.

Заполнение европротокола при ДТП (основной части) производится любым из водителей, чаще всего это делает пострадавшая сторона, ведь именно она заинтересована в бесплатном ремонте автомобиля по страховке. Писать в протоколе необходимо четким и разборчивым почерком либо печатными буквами, шариковой ручкой синего либо черного цвета.

Виновный водитель заполняет крайнюю правую колонку, поскольку каждая из колонок должна заполняться тем водителем, чьи данные в ней содержатся.

Ошибки допускать нежелательно. Однако если это случилось, неправильно написанное следует зачеркнуть и указать правильную отметку, цифру (слово и т. д.). Правильность исправления подтверждается подписями обоих участников аварии.

Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:

– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  • Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  • ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
  • Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  • Нестандартных ситуациях.

Что представляют собой типовые схемы

Все стандартные схемы разделены на несколько категорий в зависимости от передвижения транспортных средств перед аварийной ситуацией:

  • В попутном направлении;
  • Во встречном направлении;
  • Под определённым углом относительно друг друга;
  • Задним ходом;
  • Один из автомобилей находился в неподвижном состоянии.

Типовые схемы представляют собой таблицы, в графах которых отображается определённая информация:

  • Рисунок дорожной ситуации;
  • Краткое описание произошедшего;
  • Цифровое отображение степени вины первого автомобиля;
  • Отображение степени вины второго автомобиля.

Несмотря на то, что типовые схемы не пользуются особой популярностью среди водителей, их стоит иметь при себе как образец оформления ДТП. Полный пакет подобных документов предлагается на официальном сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».

Как составляется схема ДТП при генерации Европротокола на парковке

Нужно зафиксировать аварию, нарисуйте схему и составьте извещение. Как нарисовать схему мы расскажем, с учетом того что ДТП произошло на парковке. Итак, что же должно быть включено в это изображение.

Обязательные составляющие аварийной схемы на парковке:

  • место столкновения, наносится соответствующая часть парковочной зоны;
  • ТС участников, как движущихся, так и зафиксированных на месте;
  • ТС, что стояли по соседству (движущиеся объекты и стоящие);
  • направление движения объектов (обозначается стрелками);
  • нанесение разметки, знаков;
  • обозначаются посторонние объекты, попавшие в зону столкновения (лавочки, мусорные баки, столбы).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...