Начисление амортизации в 2024 году казенное учреждение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление амортизации в 2024 году казенное учреждение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В отдельных случаях процесс амортизации объекта ОС нужно приостановить. Об одной ситуации мы упомянули выше, когда говорили о «мобилизационном» имуществе. Если ОС не используется по назначению и не может быть использовано иначе в деятельности, направленной на получение дохода, то на время, пока оно не используется, амортизацию приостанавливают.

Когда приостановить начисление амортизации

Второй случай связан с введенным ФСБУ 6 элементом амортизации — ликвидационной стоимостью. Подробно о ней мы поговорим далее, а здесь отметим, что:

  • балансовая стоимость ОС, подлежащего амортизации, также может измениться. Например, после переоценки в результате проведенного теста на обесценение активов;
  • может возникнуть ситуация, когда ликвидационная (не амортизируемая) стоимость ОС сравняется или окажется больше балансовой.

Начисление амортизации по ОС в бухучете следует приостановить до момента, пока балансовая стоимость снова не станет больше ликвидационной.

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Амортизационные группы

Чтобы определить срок полезного использования и норму начисления амортизации, объект имущества необходимо отнести к той или иной амортизационной группе. В этом поможет Классификация ОС, которую мы упоминали выше. В указанную Классификацию ОС Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 внесены изменения. Эти изменения последовали после принятия нового Общероссийского классификатора основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ).

Читайте также:  Что положена детям войны в 2024 в Краснодарском крае

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, ОКОФ предназначен для обеспечения информационной поддержки в рамках перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008, проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов, реализации комплекса учетных функций по основным фондам, осуществления международных сопоставлений по составу основных фондов, а также расчета различных экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и др.

Для целей ведения бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора ОКОФ применяется в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Порядок начисления амортизации основных средств в бюджетных учреждениях зависит от вида основных средств и их стоимости при принятии к учету, а также срока полезного использования. При выбытии основных средств амортизация списывается или участвует в формировании расчетов с учредителем или другим учреждением.

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

1. Учет поступления основных фондов.

Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:

  • Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
  • Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.

Для бюджетного учета проводки будут следующими:

  • Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
  • Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
  • Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.

2. Учет выбытия основных фондов.

Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:

  • Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
  • Дт 91 Кт 68 — НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.

Записи для бюджетного бухучета:

  • Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
  • Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

Читайте также:  Как оформить ветерана труда в Ленинградской области в 2024 году

До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ

  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Иллюстративный материал

Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт

Порядок перехода

Первоначальная стоимость

Накопленная амортизация

Накопленное обесценение

Накопленный за балансом износ

Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6)

Корректируется ретроспективно

Признается ретроспективно

Признается ретроспективно

Списывается

Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6)

Не изменяется

Признается исходя из новых элементов амортизации

Не признается

Списывается

Перспективный (п.51 ФСБУ 6)

Не изменяется

Переклассифицируется из учтенного за балансом износа

Не признается

Переклассифицируется в накопленную амортизацию

Амортизация основных средств: что изменилось с 2020 года

В данном случае бухгалтерия обязана руководствоваться ПБУ (Правилами бухгалтерского учёта) 6/2001 (утв. 30 марта 2001 г.), Налоговым кодексом РФ (статьи 256 – 259) и «Методическими указаниями по учёту основных средств» № 91н от 13 октября 2003 г., а также следить за возможными текущими изменениями нормативной базы. Общим критерием определения возможности начисления амортизации является способность объекта сохранять свои полезные свойства независимо от времени эксплуатации.

Читайте также:  Наследование выморочного имущества в мчп

Важно

Например, земельный участок может использоваться в качестве строительной площадки в течение веков без каких-либо естественных ограничений, связанных со старением или износом. Меняться может кадастровая стоимость, но, как правило, в сторону своего увеличения.

Кроме этого, существуют правила, включающие списки основных средств по объектам и их группам.

Ликвидационная стоимость ОС

Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Порядок списания ценного имущества в ООО

Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

  • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
  • Оформление нужной регламентирующей документации;
  • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
  • Проведение демонтажа и разборки техники;
  • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

При начислении амортизации казенным учреждениям следует придерживаться следующих основных принципов:

  1. Принцип правовой основы: начисление амортизации должно быть основано на законодательстве и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в государственных и муниципальных учреждениях.
  2. Принцип экономической обоснованности: начисление амортизации должно базироваться на реальной экономической потере стоимости активов и быть обоснованным с точки зрения экономической целесообразности.
  3. Принцип оценки стоимости активов: начисление амортизации осуществляется на основе оценки стоимости активов, с учетом износа и физического старения. Оценка должна быть проведена в соответствии с установленными нормативами и методами оценки.
  4. Принцип систематичности: начисление амортизации должно проводиться систематически, в равномерных долях на всем протяжении срока полезного использования активов. Это позволяет распределить стоимость активов на период их использования и учесть их амортизационные потери.
  5. Принцип контролируемости: начисление амортизации должно подвергаться контролю со стороны руководства учреждения и законодательных органов. Контроль должен обеспечить правильность проведения амортизационных проводок и соответствие их документальному оформлению.
  6. Принцип сохранения исторической стоимости: начисление амортизации должно исходить из сохранения исторической стоимости активов. Это означает, что начисление амортизации не должно осуществляться с учетом инфляции и изменений рыночной стоимости активов.

Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить корректное и надежное начисление амортизации в казенных учреждениях и учесть соответствующие потери стоимости активов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...