Образование, должностные обязанности и перспективы для карьерного роста методиста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование, должностные обязанности и перспективы для карьерного роста методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Методист работает преимущественно в государственных и частных организациях, специализирующихся на педагогической, воспитательной и культурно-просветительской работе. От специфики и сложности образовательных программ, которые изучают в учреждении, зависит направление деятельности методиста.

Где искать работу по специальности

  1. Обратитесь к образовательным учреждениям, таким как школы, колледжи, университеты и детские сады, и узнайте о наличии вакансий методиста.
  2. Просмотрите специализированные онлайн-порталы и сайты, посвященные работе в образовательной сфере. Такие ресурсы часто предлагают вакансии для методистов.
  3. Подпишитесь на рассылки вакансий в образовательной сфере, которые могут включать предложения о работе методистом.
  4. Обратитесь к профессиональным сетям и сообществам педагогов методистов в социальных сетях. Там часто публикуются объявления о вакансиях.
  5. Свяжитесь с региональными или местными учебными центрами, которые могут иметь потребность в методистах для проведения обучающих программ и тренингов.
  6. Используйте свои профессиональные контакты и сети. Расскажите о своем желании работать методистом и спросите, есть ли у них информация о доступных вакансиях.

Не забывайте активно искать и следить за новыми возможностями, так как вакансии методиста могут появляться не только в традиционных учебных учреждениях, но и в различных образовательных и консалтинговых компаниях, центрах развития профессиональных навыков и других организациях, связанных с обучением и развитием.

Должностные обязанности методиста

Какие профессиональные знания и навыки входят в компетенции методиста:

  • Знание педагогики;
  • Владение психологией, умение общаться с людьми разных возрастов: детьми и взрослыми;
  • Знание способов и методик, помогающих организовать образовательный процесс;
  • Умение грамотно разрабатывать контент, писать учебный и методический материал;
  • Владение навыками в сфере дизайна для подготовки презентаций, наглядных материалов к занятиям;
  • Знание правовой законодательной базы касательно сектора образования;
  • Работа с документами;
  • Исследовательские умения для общения с аудиторией, уверенное знание принципов маркетинга;
  • Дополнительные знания согласно узкой специализации методиста.

Также приветствуется самообразование по профилю специалиста, получение новых сведений из внешних источников.

Методист учебного отдела ВУЗа:

2.1. Обеспечивает составление документации по [факультету/образовательной организации].

2.2. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами.

2.3. Составляет учебное расписание преподавателей.

2.4. Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей и т. д.

2.5. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления).

2.6. Регистрирует входящую и исходящую переписку.

2.7. Готовит расписания экзаменов и зачетов.

2.8. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).

2.9. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.

2.10. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.

2.11. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов) и заполнение журналов групп преподавателями.

2.12. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).

2.13. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.

2.14. Оформляет учебные карточки и переводные дела студентов.

2.15. Составляет справки об обучении в образовательной организации для предоставления студентами в государственные органы, организации и т. п.

2.16. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.

Читайте также:  Как приставы ищут должников в другом регионе

2.17. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.

2.18. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.

2.19. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.

2.20. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.

2.21. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.

2.22. Готовит необходимые документы по запросу бухгалтерии, отдела кадров, иных подразделений [института, университета].

2.23. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов.

2.24. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.

2.25. [Другие должностные обязанности].

Необходимые навыки и умения

  • Знание психологии (школьным методистам обязательно хорошее знание психологии детской, а для психологов-методистов необходимы и практические умения).
  • Грамотная речь и умение доносить до других своих мысли, а также уверенность в себе. Мямлящий методист, который тушуется при взгляде на учителя, вспоминая школьные травмы, или не может объяснить, что он имеет в виду — жалок и профнепригоден.
  • Умение самостоятельно дорабатывать учебно-методические программы.
  • Творческий подход.
  • Умение работать в команде: прислушиваться к пожеланиям или возражениям коллег.
  • Знание иностранных языков приветствуется, а для некоторых организаций обязательно.
  • Навыки деловой переписки.
  • Быстрая обучаемость.

Должность методиста существует практически во всех учреждениях, связанных с образованием и воспитанием. Как минимум, в методистах нуждаются:

  • детские сады;
  • школы;
  • издательства;
  • информационно-педагогические центры;
  • колледжи и техникумы;
  • вузы;
  • организации переподготовки кадров и повышения квалификации;
  • отделы по обучению персонала в крупных компаниях.

Требования к методисту

Как правило, требования к методисту стандартны:

  • высшее образование (педагогическое или смежное — психологическое, лингвистическое…);
  • опыт работы в сфере образования;
  • знание современных учебных пособий и методик преподавания;
  • грамотная устная и письменная речь;
  • уверенное пользование ПК.

Кто это и чем занимается

Главная задача — это качественная организация образовательного процесса. Часто методистами становятся опытные педагоги, которые знакомы с тонкостями и нюансами педагогической деятельности. Трудовые обязанности включают:

  1. Изучение действующих программ обучения с целью их улучшения. Соотнесение учебных планов со стандартами действующего законодательства.
  2. Методическую и организационную помощь педагогам.
  3. Разработку учебных программ в соответствии с потребностями клиента.
  4. Решение кадровых вопросов — поиск новых сотрудников, проведение собеседований, участие в аттестации.
  5. Анализ рынка образовательных услуг, внедрение инновационных методик обучения.
  6. Организация внеклассных мероприятий.
  7. Координация деятельности педагогов, воспитателей. Оценка их работы.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

  • Востребованная специальность.
  • Высокая зарплата в коммерческой сфере – до 100-150 тыс. рублей в месяц.
  • Растущий спрос на специалистов благодаря развитию онлайн-образования.
  • Возможность удаленной работы (из дома).
  • Отсутствие рутины, разнообразные задачи.
  • Возможность реализации творческого потенциала.
  • Работа с людьми, что подходит не всем.
  • Желательно иметь высшее педагогическое образование. Могут взять и без него при наличии соответствующей подготовки на курсах.
  • Ограниченность в карьерном росте.
  • Требуется постоянно развиваться и осваивать новое.

И пару слов об оплате…

Методист — это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5-3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.

В учебных заведениях? Многие думают, что ответ кроется в материальной базе учреждения, стремлении учеников или настойчивости преподавателей. Но редко кто вспоминает о методистах. И напрасно, ведь методист — это человек, отвечающий за внедрение эффективных

К сожалению, немногие знают о том, чем именно занимаются эти специалисты. Причина в том, что методисты не взаимодействуют с учениками напрямую, оставаясь в тени педагогов и воспитателей. И все же именно они являются творцами основных теорий и методик образования в современном мире.

Читайте также:  Как открыть учебный центр без лицензии

Каковы критерии аттестации учителей в 2022 году

Новая система пока проходит апробацию, узнать о ней можно на специальном сайте. Если итоги будут оценены как успешные, ждать изменений можно в 2022/2023 учебном году. Что включает обновленная система?

Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.

Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ — до 60 баллов и представление работодателя — до 40 баллов.

ЕФОМ разобрали в предыдущем разделе, теперь детализируем правила внутри представления.

  • До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
  • До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
  • До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.

О должности методиста и его должностной инструкции

Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.

Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права методиста.
  4. Ответственность методиста.

Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.

Права и ответственность методиста

В этом разделе должностной инструкции перечисляются права, которые даются методисту для выполнения обязанностей, и возможные меры ответственности, к которым он может быть привлечен после назначения на должность.

В частности обговаривается, что он вправе требовать у руководителя создания соответствующих условий для работы и содействия в вопросах, направленных на полноценное осуществление своих обязанностей. Также он вправе рассчитывать на предоставление всех социальных гарантий, предусмотренных законодательно, и повышение своей квалификации.

Что касается ответственности, то обычно говорится, что таковая наступает при ненадлежащем исполнении положений должностной инструкции или при полном их неисполнении. Также отмечается, что привлечь специалиста к ответственности могут в случаях неисполнения им положений устава, правил внутреннего распорядка и прочих локальных актов организации, а также приказов и распоряжений руководства. За подобные нарушения на методиста налагается взыскание дисциплинарного характера, вплоть до увольнения в соответствии с трудовым законодательством. К административной ответственности методист может быть привлечен в случаях нарушения им правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности и т. п.

Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.

Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.

Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.

Особенности профессии

Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования. Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование. Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности – заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).

Педагог всегда работает по плану: в нем намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники. Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях).

Дипломированный воспитатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует. Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности. О нововведениях педагогам рассказывают именно методисты, стимулируя педагогов осваивать новые приемы и способы проведения занятий. Это оптимизирует образовательный процесс. Например, сейчас активно используется практико-ориентированный подход (обучение, основанное на практической деятельности в реальном рабочем пространстве: начиная от разработки проектов и завершая включением учеников в производственную деятельность). Именно методисты прорабатывают связь между утвержденными учебными программами и новыми методиками.

Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и стремиться внедрять наиболее удачные в практику педагогов. Он:

  • организует воспитательно-образовательную и методическую работу;
  • стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей;
  • оказывает педагогам методическую помощь;
  • проводит методические семинары;
  • организует открытые занятия / уроки;
  • контролирует работу педагогов, оценивает их авторские программы, внедряет в их деятельность новые технологические решения;
  • проводит исследования эффективности образовательного процесса.

Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся рядовые педагоги, но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку, так как работа с методиками требует особых знаний, умений и навыков. Особое внимание нужно уделить изучению стандартов, положений, методических рекомендаций по тем или иным учебным программам и дисциплинам. Эти стандарты разрабатываются, утверждаются, согласовываются Министерством просвещения, и от методистов требуется строго соблюдать их.

Поэтому методист — это связующее звено между образовательной системой, стандартами, педагогами и творческим процессом обучения.

Обучение методистов (в педагогике)

Методист — это высококлассный учитель, преподаватель, воспитатель, наставник. Соответственно, начинать путь в профессию надо с педагогического образования. Оно необязательно должно быть высшим: например, чтобы работать в детском саду, достаточно диплома колледжа.

Педагогические специальности в колледжах (группа 44. 00 — «Образование и педагогические науки»):

  • 44.02.01 Дошкольное образование;
  • 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
  • 44.02.03 Педагогика дополнительного образования;
  • 44.02.04 Специальное дошкольное образование (выпускники могут работать воспитателями дошколят с отклонениями в развитии и с обычными детсадовскими группами);
  • 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (выпускники могут работать в обычных классах младшей школы и с детьми, требующими особого подхода в обучении из-за особенностей физического и психического развития);
  • 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). На этой специальности готовят преподавателей колледжей, курсов профобучения.
  • 44.03.01 Педагогическое образование;
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование;
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование;
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям);
  • 44.03.04 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
  • 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.

Конечно, чтобы стать методистом, потребуется опыт работы педагогом. Только накопив определенный багаж преподавания и обучения, управления учебным процессом, можно стать наставником и консультантом, который будет помогать коллегам совмещать образовательные стандарты и передовые способы обучения.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...