Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование, должностные обязанности и перспективы для карьерного роста методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методист работает преимущественно в государственных и частных организациях, специализирующихся на педагогической, воспитательной и культурно-просветительской работе. От специфики и сложности образовательных программ, которые изучают в учреждении, зависит направление деятельности методиста.
Где искать работу по специальности
- Обратитесь к образовательным учреждениям, таким как школы, колледжи, университеты и детские сады, и узнайте о наличии вакансий методиста.
- Просмотрите специализированные онлайн-порталы и сайты, посвященные работе в образовательной сфере. Такие ресурсы часто предлагают вакансии для методистов.
- Подпишитесь на рассылки вакансий в образовательной сфере, которые могут включать предложения о работе методистом.
- Обратитесь к профессиональным сетям и сообществам педагогов методистов в социальных сетях. Там часто публикуются объявления о вакансиях.
- Свяжитесь с региональными или местными учебными центрами, которые могут иметь потребность в методистах для проведения обучающих программ и тренингов.
- Используйте свои профессиональные контакты и сети. Расскажите о своем желании работать методистом и спросите, есть ли у них информация о доступных вакансиях.
Не забывайте активно искать и следить за новыми возможностями, так как вакансии методиста могут появляться не только в традиционных учебных учреждениях, но и в различных образовательных и консалтинговых компаниях, центрах развития профессиональных навыков и других организациях, связанных с обучением и развитием.
Должностные обязанности методиста
Какие профессиональные знания и навыки входят в компетенции методиста:
- Знание педагогики;
- Владение психологией, умение общаться с людьми разных возрастов: детьми и взрослыми;
- Знание способов и методик, помогающих организовать образовательный процесс;
- Умение грамотно разрабатывать контент, писать учебный и методический материал;
- Владение навыками в сфере дизайна для подготовки презентаций, наглядных материалов к занятиям;
- Знание правовой законодательной базы касательно сектора образования;
- Работа с документами;
- Исследовательские умения для общения с аудиторией, уверенное знание принципов маркетинга;
- Дополнительные знания согласно узкой специализации методиста.
Также приветствуется самообразование по профилю специалиста, получение новых сведений из внешних источников.
Методист учебного отдела ВУЗа:
2.1. Обеспечивает составление документации по [факультету/образовательной организации].
2.2. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами.
2.3. Составляет учебное расписание преподавателей.
2.4. Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей и т. д.
2.5. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления).
2.6. Регистрирует входящую и исходящую переписку.
2.7. Готовит расписания экзаменов и зачетов.
2.8. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).
2.9. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.
2.10. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.
2.11. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов) и заполнение журналов групп преподавателями.
2.12. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).
2.13. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.
2.14. Оформляет учебные карточки и переводные дела студентов.
2.15. Составляет справки об обучении в образовательной организации для предоставления студентами в государственные органы, организации и т. п.
2.16. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.
2.17. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.
2.18. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.
2.19. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.
2.20. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.
2.21. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.
2.22. Готовит необходимые документы по запросу бухгалтерии, отдела кадров, иных подразделений [института, университета].
2.23. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов.
2.24. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.
2.25. [Другие должностные обязанности].
- Знание психологии (школьным методистам обязательно хорошее знание психологии детской, а для психологов-методистов необходимы и практические умения).
- Грамотная речь и умение доносить до других своих мысли, а также уверенность в себе. Мямлящий методист, который тушуется при взгляде на учителя, вспоминая школьные травмы, или не может объяснить, что он имеет в виду — жалок и профнепригоден.
- Умение самостоятельно дорабатывать учебно-методические программы.
- Творческий подход.
- Умение работать в команде: прислушиваться к пожеланиям или возражениям коллег.
- Знание иностранных языков приветствуется, а для некоторых организаций обязательно.
- Навыки деловой переписки.
- Быстрая обучаемость.
Должность методиста существует практически во всех учреждениях, связанных с образованием и воспитанием. Как минимум, в методистах нуждаются:
- детские сады;
- школы;
- издательства;
- информационно-педагогические центры;
- колледжи и техникумы;
- вузы;
- организации переподготовки кадров и повышения квалификации;
- отделы по обучению персонала в крупных компаниях.
Требования к методисту
Как правило, требования к методисту стандартны:
- высшее образование (педагогическое или смежное — психологическое, лингвистическое…);
- опыт работы в сфере образования;
- знание современных учебных пособий и методик преподавания;
- грамотная устная и письменная речь;
- уверенное пользование ПК.
Кто это и чем занимается
Главная задача — это качественная организация образовательного процесса. Часто методистами становятся опытные педагоги, которые знакомы с тонкостями и нюансами педагогической деятельности. Трудовые обязанности включают:
- Изучение действующих программ обучения с целью их улучшения. Соотнесение учебных планов со стандартами действующего законодательства.
- Методическую и организационную помощь педагогам.
- Разработку учебных программ в соответствии с потребностями клиента.
- Решение кадровых вопросов — поиск новых сотрудников, проведение собеседований, участие в аттестации.
- Анализ рынка образовательных услуг, внедрение инновационных методик обучения.
- Организация внеклассных мероприятий.
- Координация деятельности педагогов, воспитателей. Оценка их работы.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
И пару слов об оплате…
Методист — это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5-3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.
В учебных заведениях? Многие думают, что ответ кроется в материальной базе учреждения, стремлении учеников или настойчивости преподавателей. Но редко кто вспоминает о методистах. И напрасно, ведь методист — это человек, отвечающий за внедрение эффективных
К сожалению, немногие знают о том, чем именно занимаются эти специалисты. Причина в том, что методисты не взаимодействуют с учениками напрямую, оставаясь в тени педагогов и воспитателей. И все же именно они являются творцами основных теорий и методик образования в современном мире.
Каковы критерии аттестации учителей в 2022 году
Новая система пока проходит апробацию, узнать о ней можно на специальном сайте. Если итоги будут оценены как успешные, ждать изменений можно в 2022/2023 учебном году. Что включает обновленная система?
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.
Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ — до 60 баллов и представление работодателя — до 40 баллов.
ЕФОМ разобрали в предыдущем разделе, теперь детализируем правила внутри представления.
- До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
- До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
- До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.
О должности методиста и его должностной инструкции
Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.
Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Права методиста.
- Ответственность методиста.
Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.
Права и ответственность методиста
В этом разделе должностной инструкции перечисляются права, которые даются методисту для выполнения обязанностей, и возможные меры ответственности, к которым он может быть привлечен после назначения на должность.
В частности обговаривается, что он вправе требовать у руководителя создания соответствующих условий для работы и содействия в вопросах, направленных на полноценное осуществление своих обязанностей. Также он вправе рассчитывать на предоставление всех социальных гарантий, предусмотренных законодательно, и повышение своей квалификации.
Что касается ответственности, то обычно говорится, что таковая наступает при ненадлежащем исполнении положений должностной инструкции или при полном их неисполнении. Также отмечается, что привлечь специалиста к ответственности могут в случаях неисполнения им положений устава, правил внутреннего распорядка и прочих локальных актов организации, а также приказов и распоряжений руководства. За подобные нарушения на методиста налагается взыскание дисциплинарного характера, вплоть до увольнения в соответствии с трудовым законодательством. К административной ответственности методист может быть привлечен в случаях нарушения им правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности и т. п.
Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.
Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.
Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.
Особенности профессии
Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования. Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование. Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности – заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).
Педагог всегда работает по плану: в нем намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники. Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях).
Дипломированный воспитатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует. Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности. О нововведениях педагогам рассказывают именно методисты, стимулируя педагогов осваивать новые приемы и способы проведения занятий. Это оптимизирует образовательный процесс. Например, сейчас активно используется практико-ориентированный подход (обучение, основанное на практической деятельности в реальном рабочем пространстве: начиная от разработки проектов и завершая включением учеников в производственную деятельность). Именно методисты прорабатывают связь между утвержденными учебными программами и новыми методиками.
Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и стремиться внедрять наиболее удачные в практику педагогов. Он:
- организует воспитательно-образовательную и методическую работу;
- стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей;
- оказывает педагогам методическую помощь;
- проводит методические семинары;
- организует открытые занятия / уроки;
- контролирует работу педагогов, оценивает их авторские программы, внедряет в их деятельность новые технологические решения;
- проводит исследования эффективности образовательного процесса.
Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся рядовые педагоги, но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку, так как работа с методиками требует особых знаний, умений и навыков. Особое внимание нужно уделить изучению стандартов, положений, методических рекомендаций по тем или иным учебным программам и дисциплинам. Эти стандарты разрабатываются, утверждаются, согласовываются Министерством просвещения, и от методистов требуется строго соблюдать их.
Поэтому методист — это связующее звено между образовательной системой, стандартами, педагогами и творческим процессом обучения.
Обучение методистов (в педагогике)
Методист — это высококлассный учитель, преподаватель, воспитатель, наставник. Соответственно, начинать путь в профессию надо с педагогического образования. Оно необязательно должно быть высшим: например, чтобы работать в детском саду, достаточно диплома колледжа.
Педагогические специальности в колледжах (группа 44. 00 — «Образование и педагогические науки»):
- 44.02.01 Дошкольное образование;
- 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
- 44.02.03 Педагогика дополнительного образования;
- 44.02.04 Специальное дошкольное образование (выпускники могут работать воспитателями дошколят с отклонениями в развитии и с обычными детсадовскими группами);
- 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (выпускники могут работать в обычных классах младшей школы и с детьми, требующими особого подхода в обучении из-за особенностей физического и психического развития);
- 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). На этой специальности готовят преподавателей колледжей, курсов профобучения.
- 44.03.01 Педагогическое образование;
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование;
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование;
- 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям);
- 44.03.04 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.
Конечно, чтобы стать методистом, потребуется опыт работы педагогом. Только накопив определенный багаж преподавания и обучения, управления учебным процессом, можно стать наставником и консультантом, который будет помогать коллегам совмещать образовательные стандарты и передовые способы обучения.