БСО требования к оформлению в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БСО требования к оформлению в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сначала несколько слов о том, что относится к бланкам строгой отётности. Четкого перечня документов, которые можно было бы отнести к БСО, законодательно не установлено. Обычно в эту категорию относят квитанции, билет, талоны, абонементы, наряды, путевки.

Пересмотр обновленного бланка строгой отчетности

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, что же такое БСО? Какие правила предъявляются к бланкам строгой отчетности в 2023-2024 годах?

Подробное описание данного документа вы можете найти в статье 1.1 Федерального закона от 22 мая,03г. N 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в России».

Стоит подчеркнуть, что бланк строгой отчетности является первичным учетным документом и и по своему статусу не отличается от кассового чека. Он формируется, как в электронном виде, также может быть распечатанным с помощью автоматизированной системы при расчетах с клиентами, подтверждая факт совершения этих операций.

Примечательно, что бланк строгой отчетности весьма схож с кассовым чеком, и законодательство предъявляет идентичные требования к обязательным реквизитам обоих документов (на что указывают сообщения Минфина РФ от 16 ноября 2020 N 03-01-15/99505 и от 26 мая 2021 N 30-01-15/40362).

Процедуры контроля бланка строгой отчетности в 2023-2024 годах

Традиционно бланки строгой отчетности подвергались тщательному контролю с ведением специальных журналов учета и требованиями уничтожать их, когда они не применяются. Однако в 2023-2024 гг. работа с бланками строгой отчетности кардинально претерпела изменения, это связано с отказом от печатных бланков.

Основные правки заключаются в том, что теперь бланки строгой отчетности формируются в ККТ и могут быть отправлены клиентам в электронном формате. Прямых распоряжений печатать бланки строгой отчетности на бумаге или хранить их на других носителях нет.

Однако в законе имеется обязательство фиксировать сведения о платежах в фискальный накопитель кассового аппарата, и оператор фискальных данных обязан передавать его в налоговою, а также сохранять фискальный накопитель.

Ответственность за неправильное использование БСО

Напомним, что предприниматели и организации при расчёте с физическими лицами должны выдавать напечатанный на ККТ бланк строгой отчётности или кассовый чек.

Не существует конкретного набора таких бланков строгой отчетности, как и не найдется универсальной формы бланка на абсолютно все виды деятельности ИП, так что каждый предприниматель выбирает вариант, соответствующий его потребностям.

Применение бланков строгой отчетности в предпринимательской деятельности регулируется Постановлением Правительства от 06.05.2008 г. № 359. Рекомендуется скачать образец бланка БСО для ИП в качестве примера для понимания структуры документа.

В 2024 году ИП могут самостоятельно создавать форму бланка строгой отчетности, которую им бы было удобно использовать в своей работе, но требуется выполнение главного условия — форма должна будет включать перечень всех обязательных реквизитов.

  1. Требуемые реквизиты, которые надо указать в БСО:
  2. Наименование документа, его серия и номер;
  3. Полное имя и должность лица, которое является ответственным за выдачу бланка и его корректность;
  4. Подпись ответственного лица и печать ИП;
  5. ИНН;
  6. Предоставляемые услуги и их стоимость;
  7. Цена оплаты, производящейся с помощью наличных денег или путем платежной карты;
  8. Даты составления документа и его оплаты;
  9. Другие сведения, характеризующие специфику услуг, представленных предприятием.

В чем тогда разница между БСО и кассовым чеком, если они одного статуса

Технически — только в названии. На практике разница более существенна и заключается в том, что одни предприниматели должны выдавать клиентам чек, а другие — бланк строгой отчетности. Но чаще всего БСО выдаются вместе с кассовым чеком, причем документы недействительны друг без друга. Ниже мы рассмотрим примеры таких случаев.

Состав реквизитов, которые содержит БСО, аналогичен реквизитам кассового чека. В документе должны быть указаны:

  • наименование товара или услуги;
  • фамилия, имя и отчество продавца-кассира;
  • QR-код для проверки чека на подлинность;
  • ссылка на официальный сайт Федеральной налоговой службы;
  • код маркировки при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • ИНН продавца;
  • дату;
  • другие сведения.

Порядок применения БСО

БСО — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ (абз. 6 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированная система для БСО — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях (абз. 2 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированные системы для БСО применяются при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, БСО приравнивается к кассовому чеку и содержит тот же набор реквизитов, который предусмотрен для кассового чека ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, БСО, равно как и кассовые чеки, могут иметь электронный вид и направляться клиенту на абонентский номер или адрес электронной почты.

После истечения 01.07.2019 срока действия переходных положений, установленных ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, БСО можно сформировать только с помощью ККТ (в том числе с помощью автоматизированной системы для БСО).

По нашему мнению, с вышеуказанной даты фактически прекратило свое действие Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Постановление N 359), поскольку оформление БСО с 01.07.2019 без применения контрольно-кассовой техники более не является условием освобождения от применения последней, как это было указано в Постановлении N 359. Указанное Постановление утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.06.2020 N 875.

Варианты исполнения бланков

Формат бланка может быть произвольным.

Бланк строгой отчетности должен заполняться под копирку с оформлением не менее чем 1 копии либо должен содержать отрывные части. Все реквизиты, содержащиеся в бланке, обязательны для заполнения. Если у залогодателя отсутствуют те или иные показатели, в соответствующей строке ставится прочерк. Бланки должны заполняться четко и разборчиво. При заполнении не допускаются подчистки, поправки и исправления. Испорченные, с поправками или неправильно заполненные бланки строгой отчетности должны быть сохранены и прилагаться к отчету за тот день, в котором они были выписаны.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом. Они приравниваются к чеку ККТ.

Читайте также:  Как забронировать квартиру в новостройке без аванса

На обороте как самокопирующегося, так и обычного бланка можно разместить дополнительную информацию – договор, условия гарантии и др.

Как уже отмечалось выше, существуют обязательные формы БСО, отказываться от которых нельзя. Рассмотрим основные из них:

Наименование БСО Что собой представляет
ТУР-1 Это туристическая путевка, утвержденная приказом Минфина №60Н. Выдается такой БСО после оплаты физлицом за путевку одновременно с иными документами. БСО содержит основные данные о продавце и о поездке, приобретенной клиентом. Данная форма заполняется в двух экземплярах, один из которых остается в турфирме, а второй отдается клиенту. Обязательными реквизитами данного документа являются:

· наименование компании (полностью, а также в сокращенном виде);

· ИНН, ОКПО, контакты и адрес;

· номер туроператора согласно реестру;

· название документа (Туристская путевка);

· коды ОКПД2;

· вид услуги;

· число дней, на которых оформлена путевка;

· ФИО, паспортные данные клиента;

· дата, сумма (цифрами и прописью);

· ФИО, должность сотрудника фирмы, принявшего деньги за путевку;

· печать;

· надпись о том, что часть путевка представляет собой часть договора на оказание туруслуг.

Залоговая квитанция Залоговый билет выдается ломбардами также в двух экземплярах, один из которых остается в ломбарде, а второй выдается клиенту. Вместо такого документа ломбард может выдавать кассовый чек. Обязательными реквизитами в этом случае являются:

· наименование ломбарда, его местоположение;

· ФИО заемщика, его паспортные данные и место жительства;

· информация о заложенной вещи;

· оценка вещи, сколько за нее выдается денег;

· дата выдачи займа и на какой период;

· возможность досрочного погашения займа (отсутствие такой возможности);

· данные о выдавшем займ лице;

· подпись клиента (его согласие).

Квитанция А7 Квитанция А7 применяется при заключении страхового договора. Обязательными реквизитами данной квитанции являются следующие:

· наименование страхователя (полное и краткое);

· серия и номер полиса;

· дата начала действия договора;

· страховка;

· сумма оплаты (цифрами и прописью), а также способ оплаты (наличные или безнал);

· печать;

· данные о страховщике;

· ФИО и подпись клиента;

· дата заключения сделки.

Хранение и списание БСО

Учет БСО ведется в специальном журнале. Он может заполняться в произвольном виде, но таким образом, чтобы можно было понять когда был выдан бланк. Занимается учетом БСО специальный сотрудник, например, бухгалтер или сам предприниматель.

Важно! Корешок БСО хранится в течение 5 лет. Списываются они на основании специального акта, составленного в свободной форме.

Акт по списанию БСО должен содержать в себе следующее:

  • ссылку на нормативный документ;
  • данные о компании;
  • серии и номера списываемых БСО;
  • таблицу с кодами;
  • сведения о руководстве или предпринимателе;
  • ФИО сотрудника, отвечающего за учет БСО;
  • данные о счете;
  • комиссия, при которой списываются БСО.

Как применяются БСО и товарные чеки после «реформы»

Оценивая результаты влияния «реформы» на практику применения БСО и товарных чеков, правомерно говорить о следующем.

Во-первых, в новых положениях Закона № 54-ФЗ понятие «бланка строгой отчетности» стало раскрываться по-другому. БСО стал документом, «приравненным к кассовому чеку», и при этом формируемым с помощью того же самого типа ККТ — то есть, онлайн-кассы, в случае, если ИП или юридическое лицо оказали какому-либо гражданину услуги.

При этом, примечательно, что «кассовый чек» в контексте положений Закона № 54-ФЗ может выдаваться не только покупателю, но и клиенту. Поэтому, по логике, может выдаваться и при оказании услуг.

Таким образом, БСО в контексте «реформы» стал, по существу, лишним документом — который оформлять нет практического смысла. И товары и услуги могут быть показаны в «обычном» кассовом чеке.

Во-вторых, и это очевидно из первого пункта, БСО по новым нормам Закона № 54-ФЗ должны составляться в соответствии с этим законом, а не постановлением № 359. По существу оно утрачивает силу — как источник норм, регулирующих составление БСО.

Получается, что по факту проведения «реформы» БСО в виде, привычном многим предпринимателям, де-юре исключается из документооборота. Легальным становится «реформированный» БСО — по сути, представляющий собой разновидность кассового чека (и при этом, полностью заменяемый «обычным» кассовым чеком, сформированным на онлайн-кассе).

Может ли в законе что-то поменяться и в каком направлении ожидать изменений?

Одно из важнейших обстоятельств, характеризующих применение норм законодательства об использовании контрольно-кассовой техники — и мы отметили его выше, заключается в практической неизменности основной части таких норм в течение длительного — более 10 лет, периода после принятия первой редакции Закона № 54-ФЗ в 2003 году. В течение данного времени российские предприятия — в той или иной степени обязанные применять ККТ, сформировали довольно дорогостоящую инфраструктуру для обеспечения платежей. Те же авиакомпании внедрили системы бронирования билетов — представлявших собой полностью законные БСО, использовавшиеся в соответствии с постановлением № 359. Многие ИП были бы рады продолжить использовать типографские БСО — как альтернативу кассовым чекам.

Таким образом, правомерно говорить о том, что в российском бизнесе к моменту «реформы» образовалось сразу несколько категорий лиц — и среди них могут быть крупнейшие бизнесы, которые заинтересованы в продолжении работы в юрисдикции «дореформенных» положений Закона № 54-ФЗ и связанных с ним нормативных актов. Вполне правомерно ожидать, что власти пойдут им — хотя бы частично, навстречу, и сохранят возможность использования ставших привычными бланков. Да, скорее всего, эта инициатива — если она и будет, коснется лишь малых предприятий (а то и тех же самых ИП, работающих самостоятельно). Но по существу им БСО — и нужнее всего.

Следующее важное обстоятельство: как показала практика внедрения инфраструктуры онлайн-касс на уровне крупнейших бизнесов (то есть, как минимум, имеющих достаточно ресурсов для инвестирования в качественное кассовое оборудование и сервисы, используемые в целях обеспечения его работоспособности), в работе инновационных ККМ могут быть сбои. Как и любая техника, онлайн-кассы могут выходить из строя, «зависать», работать с ошибками.

И если даже для крупной торговой сети издержки, связанные с преодолением последствий «глюков» онлайн-касс, могут быть крайне существенными, то риски для малых торговых и сервисных предприятий тем более очевидны. И с их стороны правомерно ожидать инициатив законодателя об установлении преференций — в части возможности пользования альтернативой кассовым чекам. На протяжении многих лет эта альтернатива — представленная бланками строгой отчетности, которые стали привычны многим малым бизнесам, успешно применялась. Искать что-то лучшее, возможно, и нет особого смысла.

Таким образом, предпосылки для изменения норм закона — по которым преференции по применению типографских БСО, сохранятся, имеются. Совершенно не факт, что законодатель разделяет подобные тезисы — но правомерно ожидать, что определенные действия, направленные на установление послаблений хотя бы для малых бизнесов, властями предприняты будут.

В сфере применения бланков строгой отчетности (БСО) в 2024 году особую роль играют таможенные органы. Они осуществляют контроль и учет товаров, проходящих через таможенные границы страны, а также надзор за соблюдением требований, связанных с применением БСО.

Таможенные органы имеют право требовать предъявления БСО при таможенном оформлении товаров, что позволяет контролировать их легальность и соответствие законодательству. Также они регулируют процедуры и правила применения БСО, устанавливают требования к их оформлению и предоставлению.

Читайте также:  Налоги в США для физических лиц в 2024 году

Для того чтобы легализовать документы, связанные с БСО, и получить разрешение на их употребление, организации должны провести процедуру аккредитации в таможенных органах. В процессе аккредитации таможенные органы проверяют соответствие организации требованиям и стандартам, устанавливаемым для применения БСО.

Кроме того, таможенные органы осуществляют мониторинг использования БСО и контроль за своевременным предъявлением и сдачей отчетности по их использованию. Они также вправе проводить проверки организаций, применяющих БСО, с целью выявления нарушений и недостоверной информации.

Вся деятельность таможенных органов направлена на обеспечение прозрачности и законности использования БСО, а также на предотвращение злоупотреблений и экономических преступлений. Они содействуют развитию бизнеса и создают условия для привлечения инвестиций за счет установления четких правил и надежной системы контроля.

Право органов государственной власти по утверждению форм БСО

Анализ Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Постановление) указывает на то, что по общему правилу формы БСО, утвержденные до 1 декабря 2008 года, подлежат применению лишь до указанной даты. После 1 декабря 2008 года Минфин России утратил право на утверждение форм БСО, поскольку в соответствии с утвержденным постановлениям Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение) право на разработку форм БСО является компетенцией налогоплательщиков.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года любая организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе для осуществления расчетов в наличной форме утвердить собственный бланк БСО, содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 Положения. Следовательно, если у организации и (или) индивидуального предпринимателя остались «старые» БСО, то с 1 декабря 2008 года нет никаких препятствий для их дальнейшего правомерного использования. Это связано с тем, что с 1 декабря 2008 года подобные «старые» БСО утратили статус обязательных, утвержденных государством. Вместе с тем, ничто не мешает организации (индивидуальному предпринимателю) по-прежнему рассматривать указанные бланки для себя, но уже в качестве «новой» формы БСО. Вследствие вышеизложенного организации могут использовать БСО, напечатанные в излишних количествах до 1 декабря 2008 года, и после этой даты. Единственное требование, предъявляемое Положением, — БСО должен содержать все реквизиты, предусмотренные Положением в качестве обязательных.

Так, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 указано на то, что с 1 декабря 2008 года для оформления оплаты за проживание в гостинице в качестве бланка строгой отчетности не может применяться форма № 3-Г «Счет», ранее утвержденная приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121.

Вместе с тем с учетом изложенного выше такой вывод Минфина России не соответствует требованиям Положения: налогоплательщик может продолжать использовать указанные формы БСО, если утвердит их для себя в качестве БСО и если таковые будут содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением.

Но следует учитывать, и мы это отмечали ранее, что для некоторых видов деятельности подобная свобода в разработке собственной формы БСО Положением не предусмотрена. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что если полномочия по разработке формы БСО отнесены к компетенции того или иного федерального органа государственной власти, то и применению подлежит только та форма БСО, которая будет утверждена соответствующим органом власти. Кроме того, пунктом 6 Положения федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами культурно-развлекательной сферы и сферы физической культуры и спорта, вправе утверждать формы БСО, подлежащие применению заинтересованными лицами.

Таким образом, с 1 декабря 2008 года в некоторых сферах предпринимательской деятельности сохранилась обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей применять те формы БСО, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти. К настоящему времени утверждены следующие формы БСО, подлежащие применению:

  • формы БСО «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка», утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257;
  • форма БСО «Кинобилет», утвержденная приказом Минкультуры России от 08.12.2008 № 231.

Где берут данные документы

Для получения БСО есть только два способа:

  1. типографский способ. Тогда в обязательном порядке на бланке должны быть отражены следующие данные об изготовителе бланка: его название в сокращенном виде, адрес, ИНН, а также номер заказа, величина тиража и год исполнения заказа. Фактически эти сведения являются обязательными реквизитами. Но, утверждая свои формы БСО, федеральные органы исполнительной власти вправе предусмотреть отражение и иной информации об изготовителе бланков;
  2. с использованием автоматизированной системы. Не стоит радоваться – это не компьютер, а особая техника, которая:
    • должна хранить о бланках строгой отчетности всю информацию не менее 5-ти лет;
    • иметь защиту от несанкционированного проникновения в ее память на этот же срок;
    • не прерывать при заполнении и выпуске БСО их нумерации и серии.

    При этом на данную систему должна быть техническая документация, которая подтвердит ее способность соблюдать все указанные требования работы одновременно.

Таким образом, предприниматель самостоятельно отпечатать бланки строгой отчетности не может, если, конечно, у него нет автоматизированной системы. Поэтому, заказывая типографскую печать БСО, следует внимательно проверить наличие всех обязательных реквизитов.

Документальное оформление инвентаризации БСО

По форме № ИНВ-16 проводится документальное оформление процедуры инвентаризации документов, которые заменяют кассовые чеки. Использование такой формы не является обязательным в 2021 году. Предприниматели и организации утверждают, что данная форма — это самый удобный документ для фиксации результатов инвентаризации БСО.

Составленная по форме № ИНВ-16 опись в большинстве случаев формируется в 2 экземплярах. На этих экземплярах должны проставить свои подписи материально ответственные особы и участники инвентаризационной комиссии. Один экземпляр документа сохраняется в бухгалтерии предприятия, а второй — передается материально ответственному лицу.

Важно знать! В 2021 году установлены большие штрафы за невыдачу БСО. Штраф для ИП составит минимум 10000 рублей. Организациям придется отдать не менее 30000 рублей. Дополнительно предусмотрены штрафы за нарушение порядка хранения документации. Должностные лица организаций могут получить штраф до 3000 рублей.

БСО — Бланк строгой отчетности по 54-ФЗ.

Так или иначе, в законе было закреплена «связка»: БСО — это, главным образом, услуги (вне зависимости от системы налогообложения), и именно такого определения владельцам бизнеса следовало придерживаться. Сами бланки подлежали оформлению в соответствии с правилами, утвержденными, как мы уже знаем, отдельным нормативным актом — постановлением № 359.

Как мы уже отметили выше, БСО можно было использовать вместо ККТ, когда оказывались услуги населению. Исключений из этого правила закон не устанавливал — БСО мог применяться сервисами абсолютно во всех случаях, если это было удобнее для бизнеса. ИП или юридическое лицо, оказывающие услуги, часто выбирали БСО вместо чека, так как их можно было выписывать без применения кассовых аппаратов — которые, понятное дело, доставались предприятию не бесплатно (и стоили, в целом, не дешевле, чем онлайн-кассы сейчас).

Оценивая результаты влияния «реформы» на практику применения БСО и товарных чеков, правомерно говорить о следующем.

Во-первых, в новых положениях Закона № 54-ФЗ понятие «бланка строгой отчетности» стало раскрываться по-другому. БСО стал документом, «приравненным к кассовому чеку», и при этом формируемым с помощью того же самого типа ККТ — то есть, онлайн-кассы, в случае, если ИП или юридическое лицо оказали какому-либо гражданину услуги.

При этом, примечательно, что «кассовый чек» в контексте положений Закона № 54-ФЗ может выдаваться не только покупателю, но и клиенту. Поэтому, по логике, может выдаваться и при оказании услуг.

Читайте также:  Мировой суд рассматривает иски до какой суммы в 2024 году

Таким образом, БСО в контексте «реформы» стал, по существу, лишним документом — который оформлять нет практического смысла. И товары и услуги могут быть показаны в «обычном» кассовом чеке.

Во-вторых, и это очевидно из первого пункта, БСО по новым нормам Закона № 54-ФЗ должны составляться в соответствии с этим законом, а не постановлением № 359. По существу оно утрачивает силу — как источник норм, регулирующих составление БСО.

Получается, что по факту проведения «реформы» БСО в виде, привычном многим предпринимателям, де-юре исключается из документооборота. Легальным становится «реформированный» БСО — по сути, представляющий собой разновидность кассового чека (и при этом, полностью заменяемый «обычным» кассовым чеком, сформированным на онлайн-кассе).

На практике это означает, что:

  1. Имеющиеся у предпринимателя на руках БСО, сформированные в соответствии с постановлением № 359 (то есть, скорее всего, напечатанные в типографии), после того, как «реформа» завершится, станут просто бумажками, не имеющими юридической силы.

Официально «реформа» завершается с 1 июля 2019 года (чуть позже мы рассмотрим сроки проведения — и порядок применения БСО в течение «реформы», более детально).

  1. Предприниматель в теории может продолжить пользоваться «дореформенными» БСО (как вариант — «потратить» запасы имеющихся) в случае, если относится к хозяйствующим субъектам, которые в соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ освобождены от использования контрольно-кассовой техники.

При этом, речь пойдет об использовании БСО исключительно как о неофициальном документе при расчетах ИП или юридического лица с покупателем или клиентом.

Дело в том, что те субъекты, которые освобождены от применения ККТ, вправе не выдавать покупателям вообще никаких документов — ни чеков, ни бланков. Желание что-то выдавать — личное решение предпринимателя, обусловленное, к примеру, его устремлением повысить уровень доверия со стороны клиента. Такая выдача будет неофициальной (но, вместе с тем, выданный документ будет удостоверять факт совершения покупки и может использоваться покупателем, к примеру, как доказательство при пользовании преференциями по Закону о защите прав потребителей). И в качестве подтверждающего оплату документа вполне может быть применим и БСО «дореформенного образца» — поскольку его структура вполне информативна и «вызывает доверие».

Также предприниматель вправе оформить на основании БСО по постановлению № 359 свой собственный бланк. Он может назвать его каким угодно другим способом — «квитанцией», «чеком», распечатать его на фирменном бланке (типографский способ, совершенно очевидно, уже не будет обязательным), персонифицировать (как вариант, «вписав» в структуру бланка промо-код, выданный конкретному покупателю или клиенту).

  1. Хозяйствующий субъект, не освобожденный от использования ККТ, вправе продолжить пользоваться «дореформенными» БСО неофициально — «прикладывая» их к кассовому чеку.

На практике это будут, скорее всего, делать те фирмы, которые занимаются транспортными перевозками и используют «дореформенные» БСО, что утверждены ведомственными нормативными актами — как в случае с теми же авиабилетами. Обычному ИП, вероятно, такое дополнение будет совершенно не с руки — это лишние расходы и трата времени. Но если это авиакомпания, то, вполне вероятно, у нее будет уже сформированная инфраструктура бронирования и информационного обеспечения клиентов. Ей, в свою очередь, не будет иметь смысла отказываться от нее — несмотря на то, что «голые» электронные квитанции — ранее соответствовавшие «дореформенному» законодательству и считавшиеся БСО, юридической силы иметь не будут. Хотя бы потому, что для их клиентов будет удивителен отказ от квитанций: с их стороны неизбежны вопросы из серии, «что брать на всякий случай» в аэропорт, и в связи с чем вообще произошел отказ от привычных документов. Кроме того, в действующую инфраструктуру документооборота — предусматривающую использование бланков, перевозчиками, скорее всего, вложены значительные средства. Им не добавит позитива осознание того факта, что эти инвестиции окажутся бесполезными.

  1. «Дореформенные» БСО с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.

Далее применению подлежат БСО, формируемые с помощью онлайн-кассы — как разновидность чеков онлайн-кассы.

БСО первого и второго типа — совершенно разные документы и по юридическим, и по технологическим признакам.

  1. «Дореформенные» товарные чеки с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.

Далее применению подлежат «инновационные» товарные чеки, формируемые ИП на ПСН и предприятиями в труднодоступных местностях. Эти чеки по своим реквизитам, в целом, соответствуют чеку онлайн-кассы.

В свою очередь, товарные чеки первого и второго типа более схожи, чем «разные версии» БСО — поскольку выполняют одну и ту же функцию (которая заключается в замене кассового чека в предусмотренных законом случаях). Это в некоторой степени сближает оба документа и с «дореформенным» БСО. Как следствие, товарные чеки после «реформы» можно, как мы уже отметили выше, неофициально называть термином, похожим на словосочетание «бланк строгой отчетности» (но точного совпадения с ним быть не должно).

По результатам «реформы» многие бизнесы сохранят освобождение от применения ККТ (как и от выдачи покупателям каких-либо документов, подтверждающих оплату за товар или услугу). Но современному продавцу желательно что-то покупателю выдать. Как вариант — БСО, фактически соответствующий положениям постановления № 359-ФЗ (либо в той или иной степени схожий с ним документ). А при желании — и документ, имеющий реквизиты по пункту 2.1 статьи 2 старого Закона № 54-ФЗ (то есть, соответствующий по своей структуре «дореформенному» товарному чеку).

Итак, долгое время — более 10 лет с момента своего принятия в 2003 году, Закон № 54-ФЗ не претерпевал существенных изменений. Он предписывал ИП и юрлицам, отпускающим товары и оказывающим услуги гражданам, во всех случаях, когда его положениями не было предусмотрено иного:

  • выдавать гражданам кассовые чеки;
  • при оказании конкретно услуг — по желанию выдавать вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности;
  • при продаже товаров в рамках ЕНВД и ПСН — по желанию выдавать вместе кассовых чеков товарные.

При этом — и следует обязательно отметить данное обстоятельство, в соответствии с «дореформенным» Законом № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника представляла собой устройства, функционирующие строго локально — без подключения к интернету (по крайней мере, без подключения в целях исполнения требований федерального законодательства). Данные о платежах записывались в ККМ на специальную защищенную память (ЭКЛЗ), и подлежали считыванию налоговиками при проверках.

В течение первых лет действия Закон № 54-ФЗ, безусловно, корректировался. Так, в нем постепенно появились нормы, регламентирующие прием оплаты с помощью банкоматов, устанавливающие льготы для предприятий на ЕНВД и ПСН. Но «революционными» — с точки зрения влияния на характеристики инфраструктуры кассового обслуживания, эти изменения назвать сложно.

В свою очередь, редакция закона от 03.07.2016 года привнесла эту «революционность» с избытком. В соответствии с ней начали происходить все те события, о которых мы сказали выше — внедрение онлайн-касс, отмена юридически значимых типографских БСО (да, собственно, и отмена БСО, которые бы вообще играли юридически значимую роль).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...