Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные средства в бюджетной организации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Ещё одно значительное изменение касается амортизации. Раньше, согласно п. 21 ПБУ 6/01, она начислялась с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта на учёт, и завершалась с 1-го числа месяца, следующего за месяцем погашения стоимости объекта или снятия его с учёта (п. 22 ПБУ 6/01). Теперь же начало и завершение амортизации совпадает с датой признания объекта в учёте и датой его списания. Проводить амортизацию при этом можно и по старым правилам (п. 33 ФСБУ 6/2020) – однако этот факт необходимо обязательно зафиксировать в учётной политике.
Что касается способов амортизации, то в новом стандарте их прописано три:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- пропорционально количеству продукции.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).
В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.
Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ.
- 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
- ПБУ 6/01.
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
- Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.
Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.
Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август
- 204 3Т «Участие в договоре простого товарищества»;
- 205 2Т «Расчеты по доходам от деятельности простого товарищества»;
- 205 8Т «Расчеты по прочим доходам от деятельности простого товарищества»;
- 208 9Т «Расчеты с подотчетными лицами по возмещению расходов (убытков) от деятельности простого товарищества»;
- 210 Т5 «Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества»;
- 215 3Т «Вложения по договору простого товарищества»;
- 302 9Т «Расчеты по покрытию расходов (убытков) по договору простого товарищества»;
- 304 Т6 «Расчеты по вкладам товарищей по договору простого товарищества».
- 110 00 «Затраты на биотрансформацию»;
- 110 60 «Себестоимость биотрансформации»;
- 110 70 «Накладные расходы биотрансформации»;
- 113 00 «Биологические активы»;
- 113 20 «Биологические активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 113 30 «Биологические активы — иное движимое имущество учреждения».
5. С 2024 года планируется, что расходы на демонтаж, ликвидацию, утилизацию, транспортировку, сортировку основных средств или другого имущества не будут входить в первоначальную стоимость материалов, которые остаются после этого у учреждения. Их нужно будет списывать на текущие расходы.
- в графе 6 показывают сумму изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, которые выявили в отчетном периоде (счета (304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29);
- в графе 10 — сумму изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, которые выявили по результатам контрольных мероприятий (счета 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27).
- ГРБС, РБС, ПБС и их подведомственными учреждениями;
- ГРБС, РБС и ПБС одного уровня бюджета;
- ГРБС, РБС и ПБС разных уровней бюджета;
- головными учреждениями и их обособленными структурными подразделениями (филиалами);
- обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию активов и обязательств между ними.
Какие ошибки допускают в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством | Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н |
Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.
Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?
На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:
- Об основаниях для списания имущества.
Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):
- невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
- физический и моральный износ объекта ОС;
- потеря основного средства вследствие уничтожения;
- хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.
Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):
- продажа, мена, дарение объекта ОС;
- внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
- О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.
Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).
В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.
- О документировании списания ОС.
Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).
Технические аспекты инвентаризации:
Организации должны быть оснащены специализированным программным обеспечением для создания и управления электронными базами данных, содержащими информацию об инвентарных единицах. Это позволяет сократить время на поиск и сортировку данных, а также предоставляет возможность быстрого доступа к необходимой информации. Система должна быть гибкой и интуитивно понятной, чтобы облегчить работу сотрудникам, ответственным за инвентаризацию.
Технические аспекты также включают использование специализированного оборудования для проведения инвентаризации. Это может быть штрих-код-сканер, способный считывать информацию с маркировок, или портативный компьютер с предустановленным программным обеспечением для непосредственного ввода данных. Такое оборудование повышает точность и эффективность процесса инвентаризации, а также позволяет сэкономить время и силы сотрудников.
Что ожидать от новых изменений в бюджетном учете с 2024 года?
С 2024 года вступят в силу существенные изменения в бюджетном учете, которые повлияют на работу предприятий и организаций. Ожидается, что новые правила бюджетного учета приведут к улучшению прозрачности и эффективности учетных процессов.
Одной из главных целей новых изменений является установление стандартов бюджетного учета, которые будут обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности и вида деятельности. Такое единообразие позволит снизить риск финансовых махинаций и повысить доверие к отчетности.
Ожидается, что новые правила бюджетного учета сделают процесс учета более прозрачным и понятным для всех заинтересованных сторон. Будет установлен единый порядок отражения операций и составления отчетности, что позволит легче сравнивать данные разных предприятий и проводить анализ их финансового состояния.
Новые изменения также введут более жесткие требования к отчетности предприятий, особенно в части контроля за расходованием бюджетных средств. Будет установлено строжайшее взаимодействие между предприятиями и государственными органами контроля, что позволит более эффективно выявлять и предотвращать злоупотребления средствами из бюджета.
Новые изменения также предполагают использование новых технологий в бюджетном учете. Ожидается внедрение цифровых платформ и программного обеспечения, которые позволят автоматизировать учетные процессы и упростить взаимодействие между предприятиями и контролирующими органами.
Кроме того, новые изменения позволят предприятиям улучшить анализ своей финансовой деятельности и прогнозирование будущих результатов. Благодаря более точной и надежной отчетности, предприятия смогут лучше планировать свою деятельность и принимать обоснованные решения для достижения финансовых целей.
В целом, ожидается, что новые изменения в бюджетном учете с 2024 года приведут к более прозрачной и эффективной работе предприятий, уменьшению рисков финансовых махинаций и повышению доверия к отчетности. Однако, для успешной адаптации к новым правилам, предприятия должны начать подготовку заблаговременно и осознать необходимость изменений в своей учетной системе и процессах.
Как изменения повлияют на предприятия
Внедрение новых правил бюджетного учета с 2024 года значительно повлияет на предприятия. Они должны будут адаптироваться к новым требованиям и изменить свои процессы учета и отчетности.
В первую очередь, предприятия должны будут установить новую систему учета, которая отражает все изменения в бюджетном учете. Это может потребовать значительных затрат на приобретение и настройку специализированного программного обеспечения.
Однако, изменения также могут принести некоторые выгоды для предприятий. Новые правила бюджетного учета могут помочь предприятиям более точно определить свои финансовые показатели и более эффективно управлять своими бюджетами.
Кроме того, предприятиям может потребоваться провести обучение своих сотрудников, чтобы они могли правильно применять новые правила бюджетного учета. Это может занять время и ресурсы, но в долгосрочной перспективе поможет улучшить качество учетной отчетности и упростить процессы управления бюджетом.
Однако, при внедрении новых правил бюджетного учета могут возникнуть и некоторые риски. Некорректное применение новых правил может привести к ошибкам в учете и отчетности, что может повлечь за собой штрафы и санкции со стороны налоговых органов. Поэтому предприятиям необходимо тщательно изучить новые правила и учесть все возможные риски при их внедрении.
В целом, изменения в бюджетном учете с 2024 года требуют от предприятий серьезных изменений в их бюджетных процессах и системах учета. Однако, правильное применение новых правил может помочь предприятиям стать более эффективными в управлении бюджетом и улучшить качество и точность их учетной отчетности.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Порядок действий бюджетной организации
- Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
- Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2023 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Основные средства свыше 1 миллиона рублей: последствия и выгоды
В 2024 году вступают в силу новые требования относительно основных средств, стоимость которых превышает 1 миллион рублей. Эти изменения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес и предпринимателей.
Одним из главных последствий введения новых требований является увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей. Теперь необходимо будет тщательно планировать расходы на приобретение и обслуживание основных средств, чтобы они не превышали установленную стоимость. Это может привести к ограничению возможностей компании по модернизации и развитию, особенно для малого и среднего бизнеса.
Однако, на фоне ограничений есть и свои выгоды. Первое, что следует отметить, это повышение качества основных средств. Предприниматели будут вынуждены приобретать более надежное и качественное оборудование, что положительно отразится на производственных процессах и конечном качестве продукции. Это может повысить конкурентоспособность компании на рынке.
Другая выгода состоит в том, что предприятия станут более ответственно подходить к выбору и использованию оборудования. Теперь компании будут обращать внимание на его эффективность, экологичность и долговечность, что способствует экономии ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Основные средства свыше 1 миллиона рублей в 2024 году требуют особого внимания со стороны предпринимателей. Они должны быть готовы к увеличению финансовой нагрузки и сделать осознанный выбор в пользу качества и эффективности оборудования. В результате, это может привести к более успешному развитию компании и повышению ее конкурентоспособности на рынке.
Влияние на налогообложение
Введение нового особенного счета (ос) в бухгалтерском учете непосредственно оказывает влияние на налогообложение предприятия. В частности, ос влияет на расчет налога на прибыль и налога на имущество организаций.
По сути, при отражении ос в бухгалтерском учете необходимо учесть следующие аспекты:
- При учете ос внутри предприятия необходимо определить на сколько счета, расчеты и обязательства связаны с ос, а на сколько – с использованием имущества предприятия. Это позволит разделить затраты и доходы, связанные с ос, от других затрат и доходов предприятия.
- Для налогообложения, в отличие от бухгалтерского учета, требуется определить суммарную стоимость ос на отчетную дату. Для этого необходимо учесть как учетную стоимость ранее созданных ос, так и стоимость новых ос, созданных в отчетном периоде.
- При расчете налога на прибыль организации важно обратить внимание на возможность учета амортизации ос. Амортизация ос возможна как при бухгалтерском учете, так и при налоговом учете. Однако, необходимо учитывать, что правила и порядок учета амортизации могут различаться, что влияет на итоговую сумму налога на прибыль.
- При расчете налога на имущество организаций важно учесть стоимость ос при определении налоговой базы и ставку налога. Особенность в этом случае заключается в том, что стоимость ос может влиять на размер налога на имущество, и предприятие может быть обязано платить дополнительный налог при наличии новых ос.
Таким образом, при введении ос в бухгалтерском учете необходимо учитывать их влияние на налогообложение предприятия. Это позволит правильно определить налоговую базу и исключить возможные непредвиденные выплаты в виде дополнительных налогов.