Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства ау». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Порядок расчета соотношения зарплаты
Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).
Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.
Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.
В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:
- начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
- выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.
- Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
- Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
- Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
Раскрытие информации о зарплате
Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2021 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.
Статья 145. Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций
Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Пример расчета предельного соотношения зарплат
Пример 1
Начисленная зарплата списочного состава сотрудников (без руководящих) – 826 445 рублей.
Среднесписочная численность сотрудников (без руководящих) – 125 человек.
Определим среднюю зарплату сотрудников
СЗС = (НЗС / СЧС) / 12месяцев.
СЗС = (826 445 / 125) = 6 611,56 рублей.
Определить среднемесячную зарплату руководителя, его заместителя и главбуха.
Среднемесячная зарплата соответствующего руководящего сотрудника – 44 552 рублей.
Начисленная зарплата руководящего сотрудника за календарный год – 662 552 рублей.
СЗР = НЗР / 12 месяцев.
СЗР = 662 552 / 12 = 55 212,67 рублей.
Определим соотношение зарплат.
Среднемесячная зарплата соответствующего руководителя, зама, главбуха – 55 212,67 рублей.
Среднемесячная зарплата сотрудников – 6 611,56 рублей.
ССЗР = СЗР / СЗС
ССЗР = 55 212,67 / 6 611,56 = 8,4
» № 9/2016
С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала учреждений должны увязываться с зарплатами остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям тоже предстоит исполнять новые требования.
Нововведения для учреждений федерального типа
В новом документе указано, что положение 538, а именно та его часть, где установлена разница в зарплате начальника и подчиненного, действует для всех учреждений федерального типа, даже если остальные части на них не распространяются. Установленные различия между зарплатами остаются такие, как и были раньше, просто теперь к их соблюдению относиться будут намного жестче, и подпадать под их действие будут все федеральные автономные организации. Получается, что соотношение с 1 до 8 остается в силе.
Для того, чтобы получить сумму среднемесячной заработной платы, будут учитываться все направления, откуда были получено финансовое обеспечение, которые имели место при их формировании. Все значения берутся из учета годового периода, что относиться и к руководителям, и к их заместителям, и к главным бухгалтерам.
По поводу первостепенных управленцев имело место принятие особых дополнительных требований. В проекте сказано, что заработная плата начальника федеральной организации должна начисляться таким образом, чтобы она обеспечивала возможность не нарушать предельный уровень соотношений. Получается, что оплата труда управленцев, даже при учете максимальных премиальных начислений, которые они получают за свой труд, должна соответствовать условию о не пересечении установленного лимита. Но это не снимает с руководителя обязанности постоянно стимулировать повышение эффективности работы организаций, и добиваться наилучших характеристик. Положение также же устанавливает, что все премии и прочие материальные поощрения руководитель сможет получать только при наличии соответствующих достижений, высоких коэффициентов производительности, за установленный термин. Они должны положительно оценивать динамику развития предприятия и работу самого управленца в том числе.
И при всем этом, насколько бы эффективно не работало бы производство, заработная плата начальника не может быть больше, чем та, которую допускает закон о предельном лимите соотношения. Схожие условия так же оговорены и в стандартных бланках трудовых соглашений, которые утвердило постановление президента еще четыре года назад. А вот в единых рекомендациях, которые касаются и федерального, и регионального, и местного уровня, говориться о том, что все материальные поощрения начальников должны осуществляться в зависимости от его производственных результатов и коэффициентов, которые показывают, насколько эффективно и перспективно продвигается производственный процесс. Органы учредители сами устанавливают объемы поощрений, и необходимые для них требования.
До текущего года показатели эффективности труда управленца учитывались только в процессе начисления поощрений, а вот что касалось премий, то здесь их не брали во внимание. Теперь положение 583 обязует учитывать их в любом случае.
Основания для повышений оплаты труда останутся такими же, как и в прошлом году. Действующая редакция 583 положения позволяет органу учредителю принимать решение о том, чтобы установить иной предельный порог соотношений, но только если предприятие указано в специальном перечне. Учитывая вновь принятые законы, в таком перечне смогут оказаться и те предприятия федерального типа, которые являются автономными. Раз за два года этот список будет пересматриваться, дополняться или сокращаться, в зависимости от ситуации. Но все равно превышение соотношения зарплат между боссом и сотрудником действует только на уровне главных управленцев, а вот заместителей и главных бухгалтеров это не касается.
Разница в зарплате начальника и подчиненного
Зарплата начальника и подчиненного соотноситься по правилам особого порядка, который утверждается на уровне правительства страны. именно по этой причине новые законы вносят ряд поправок в правительственное постановление, касающееся особенностей порядков расчета средних зарплат. Это 922 постановление, которое теперь будет содержать еще и последовательность расчетных операций. Им должны будут руководствоваться все учреждения, независимо от уровня.
Для определения соотношения заработных плат необходимо будет использовать годовые итоговые показатели, а для каждой должности расчет осуществляется отдельно. Новый проект так же регламентирует, что в ходе расчетных операций касающихся начальника, они не учитываются ни относительно списочного состава подчиненных, ни выплаченных зарплат бухгалтеров и заместителей.
Если разница в зарплате начальника и подчиненного на уровне заместителей и бухгалтеров превысит установленные границы, то отвечать за нарушение придется главному управленцу предприятия. Часто бывает, что сотрудник выполняет работу, предписанную сразу несколькими должностными инструкциями. Это касается и зам начальников, и бухгалтеров. В таком случае при расчетах учитываются их зарплаты, полученные за основную работу. А вот начальник в таком случае получает обе ставки: и за работу управленца, и за ту, которую осуществляет параллельно.
Определять размер средней зарплаты подчиненных теперь будут по следующим показателям:
Сумма материальных начислений работника в соответствии с отработанным им временем, это касается и поощрительных выплат на основе результатов труда. А так же сумма выплат, которые обусловлены согласно районному регулированию процесса оплаты работы.
Начисления, которые рассчитывались на основании среднего дохода в процессе выполнения подчиненным своей работы, ушедшие на выплату отпускных, больничных, и других пособий, регламентированных трудовым кодексом.
Заработная плата начальника в отношении оплаты труда подчиненных будет рассчитываться по одной и той же схеме, что для главного управленца, что для бухгалтеров и заместителей. Эта схема состоит из трех шагов.
1. Подсчитываем среднемесячную заработную плату служащих компании. Для этого необходимо фактически начисленную зарплату подчиненных из штата разделить на среднее количество служащих, которые работают в организации на протяжении года, а после на количество месяцев в году, то есть на двенадцать.
2. Далее определяется средняя месячная заработная плата начальника, заместителей, бухгалтеров. Для этого следует разделить на двенадцать начисленные заработные платы на протяжении года. Учитывать следует и те периоды, когда управленец не работал – они вычитаются из формулы. В расчете участвуют только по факту отработанные календарные месяцы.
3. Далее зарплата начальника и подчиненного сравнивается: делим среднюю месячную зарплату управленца на средний месячный заработок подчиненного.
С 1 января 2017 года информация о заработной плате руководства становиться общедоступной. Это еще одно нововведение, помимо порогового значения соотношения зарплат. Теперь каждое предприятие должно в открытом доступе предлагать сведения о том, сколько получает тот или иной руководитель: будь то бухгалтер, начальник или его зам. Это прописано в статье 349,5 трудового кодекса. Здесь так же указано, что информацию предприятия должны разместить на официальном сайте, который принадлежит органам власти или местного самоуправления, в зависимости от того, кто является учредителем. Они уже сами решат, стоит ли эти сведения размещать на каких-либо других ресурсах.
Сейчас управленцы предприятий, которые работаю на государственной или муниципальной основе, так же вынуждены предоставлять сведения о своих доходах, но это осуществляется по иному принципу. Они просто предъявляют учредителям справки о доходах, своей имущественной базе и имуществе своих родственников.
В каком порядке будет публиковаться информация о доходах начальника, зама и бухгалтера предприятия, установлено в нормативных правовых актах властей, которые уже разработаны для федерального уровня. Теперь сообщить о своей зарплате управленцы должны не позже первого квартала того года, который следует после отчетного периода. Для этих сведений выделен специальный тематический раздел. Чтобы его найти, достаточно перейти по ссылке, которую содержит главная страница сайта учредителей.
Здесь есть определенные требования к информационной базе, которая будет размещена на ресурсе. Необходимо указывать название предприятия федерального типа, управленческую должность, а так же ФИО того руководителя, о котором идет речь. Однако не разрешается публиковать такую информацию, как телефонные номера, место проживания, и прочие данные, которые относятся к индивидуальным. Естественно, что все секретные сведения об учреждении, его рабочих, проектах и прочем так же не следует публиковать на сайте.
Пока что зарплата начальника и подчиненного жестко сравнивается только в федеральных учреждениях, но это не значит, что в скором времени спектр действия нового положения не расшириться. Да и прочие нюансы могут коснуться любой организации. Чтобы начальник был заранее готов к нововведениям, лучше ознакомиться с текстом принятого положения. Тем более что давно известна практика, в которой изначально принимается закон на федеральном уровне, а после распространяется далее и становиться эталонным примером.
Государственным и муниципальным учреждениям, даже если они являются автономными, следует обзавестись подзаконной базой для того, чтобы в случае вступления в силу положения, они могли продолжать стабильную работу. К этой базе относятся:
Нормативные документы субъектов или органов местного самоуправления, на основе которого регулируется средняя месячная зарплата начальника и подчиненного, и устанавливается определенное соотношение между ними.
Правовые акты органов учредителей, которые определяют, на основании какого соотношения должна формироваться зарплата начальника и подчиненного в учреждениях подведомственного типа.
Нормативные правовые акты, которые регламентируют правила предоставления сведения о подсчитанной на будущий год заработной плате для начальника, его заместителя, главного бухгалтера предприятия на официальных ресурсах.
Для расчета соотношения всех заработных плат будет использоваться один единый порядок, законодательно установленный. В первые месяцы этого года, каждое учреждение обязано выполнить все необходимые подсчеты на основании данных за прошлый год, и представить документы органам учредителям. Если предельные пороговые значения будут нарушены, то нести ответственность придется главному начальнику. Так, статья 278 трудового кодекса говорит о том, что если начальник нарушил установленное соотношение, то это веская причина для расторжения трудового соглашения с ним.
Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?
02.03.2017
С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.
Что грозит за превышение порога?
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Чьи зарплаты надо обнародовать
Все сведения о зарплатах руководящего звена нужно опубликовать на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления. Порядок установит Правительство РФ, региональные власти и органы местного самоуправления (ст. 349.5 Трудового кодекса РФ). По решению учредителей информацию можно разместить на сайте самого учреждения.
На федеральном уровне разработан проект постановления Правительства РФ. Согласно ему, данные о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала 2017 года. Информацию нужно разместить в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна быть на главной странице официального сайта учредителя.
В сведениях надо указать:
- полное наименование федерального учреждения;
- должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество.
Изменения в системе оплаты труда работников государственных учреждений
При установлении системы оплаты труда в федеральных государственных учреждений необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ № 583 [1] (далее – Положение № 583). С 31.01.2014 вступило в силу Постановление № 20 [2] , которое внесло изменения в указанное положение.
В связи с этим в статье рассмотрим новшества, которые касаются особенностей установления системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Постановление Правительства РФ № 583 в силу внесенных изменений распространяется не только на федеральные бюджетные и казенные учреждения, но и на федеральные автономные учреждения. Кроме этого, теперь соответствующее положение не распространяется не только на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ № 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, но и на работников федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда.
Что грозит за превышение порога?
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).
Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера
До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.
Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.
Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).
Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.
Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.
01.02.2017
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.
N 347-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?
Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее — руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).
Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих — указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ — актами субъектов РФ, муниципальных служащих — актами органов местного самоуправления).
2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).
Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ?
Действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:
— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р и от 12 декабря 2015 г. N 2555-р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.
4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
— по федеральным организациям — Правительством Российской Федерации;
— по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям — нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В настоящее время такие предельные размеры установлены:
— для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и от 2 января 2015 г. N 2);
— для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. N 1259).
До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.
Порядок расчета соотношения зарплаты
Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).
Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.
Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения.
Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.
Расчет среднемесячной заработной платы: формула
Чтобы определить значение предельного соотношения, прежде нужно понять, как считается среднемесячная заработная плата работников, а также как посчитать среднемесячную заработную плату руководителя, заместителя, главного бухгалтера. Кстати, в основе расчетов лежит простое среднее арифметическое.
Рассчитывается среднемесячная заработная плата на одного работника по формуле (п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922):
Как вы понимаете, в расчете среднемесячной заработной платы на одного работника не учитываются выплаты руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру при определении суммы начисленной зарплаты. И эти же сотрудники не учитываются при подсчете среднесписочной численности на предприятии.
Как определить соотношение зарплат руководства и сотрудников
Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2016 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.
Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных зарплат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.
Подсчет можно разделить на три этапа.
1. Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:
СЗсот = ФЗсот: СчР: 12,
где ФЗсот — фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава; СЧР — средняя численность работников учреждения; 12 — количество месяцев в году.
Не включайте в показатель ФЗсот зарплаты руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.
В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:
- начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
- выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.
2. Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:
сЗрук = фЗрук: 12,
где ФЗрук — фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 — количество календарных месяцев.
3. Рассчитайте соотношения зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.
Рассмотрим пример расчета.
Пример 1:
Соотношение зарплат руководства и сотрудников. Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.
Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников.
Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2016 года:
- 33 720 000 руб. — работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;
- 1 200 000 руб. — ректору;
- 960 000 руб. — проректору;
- 900 000 руб. — главному бухгалтеру.
Среднесписочная численность работников в 2016 году — 80 человек. Без учета руководства — 77 человек.
Весь руководящий состав отработал 2016 год полностью.
Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 — 1 200 000 — 960 000 — 900 000).
Посчитаем показатель СЗсот:
30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.
2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:
- 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) — для ректора;
- 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) — для проректора;
- 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) — для главного бухгалтера.
3. Уровень кратности заработных плат составляет:
- 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) — для ректора;
- 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) — для проректора;
- 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) — для главного бухгалтера.
По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.
Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.
Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера
До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.
Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.
Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).
Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.
Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.
С 1 января 2017 года будут применяться предельные уровни соотношения среднемесячных зарплат руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Такой предельный уровень в обязательном порядке должны будут определять государственные и местные органы, а также организации, которые осуществляют функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений и предприятий (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации «).
Что важно, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения зарплат данным законом предусмотрена ответственность. В этом случае трудовой договор между руководителем соответствующей организации и его работодателем (то есть федеральным органом государственной власти, органом субъекта либо местным органом) прекращается.
Вместе с тем, Правительство РФ, региональные и местные органы власти смогут утверждать перечни организаций, на которые предельные уровни зарплат распространяться не будут.
По общему правилу, информация о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главбухов указанных организаций будет размещаться в Интернете на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления и организаций-учредителей фондов, учреждений и предприятий. А по решению указанных органов и организаций такие сведения могут размещаться и на официальных сайтах фондов, учреждений и предприятий. Порядок размещения такой информации также по общему правилу будет определяться федеральными нормативными актами, а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальных органов.
В соответствии с новым законом, предельные уровни соотношения зарплат, установленные до его вступления в силу (то есть до 1 января 2017 года) будут применяться до 31 декабря 2016 года.
Предлагается установить максимальное соотношение зарплаты руководителей и работников бюджетных организаций
Это коснется сотрудников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также государственных внебюджетных фондов.
Санкции предусмотрены в том числе за повторное совершение такого деяния.
Зарплату руководителей госпредприятий привязали к зарплате их сотрудников
Ограничение зарплат руководящих чиновников
Еще в июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ. направленный на установление предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования. За несоблюдение установленных соотношений предусмотрена административная ответственность. Автором инициативы выступило Правительство РФ. Соответствующие поправки были внесены в в статью 145 Трудового кодекса РФ. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников был законодательно закреплен в кратности от 1 до 8.
Правительство определило, что все федеральные органы исполнительной власти должны установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников учреждений в этих пределах. При этом, должны быть учтены особенности комплектования учреждения персоналом и уровня оплаты в нем, говорится в постановлении.
Соотношение зарплаты определяется путем деления размера оплаты труда руководителя на размер оплаты труда сотрудников. При этом, зарплата руководства не должна превышать среднюю по учреждению заработную плату более чем в 8 раз. Это значит, что у некоторых низкооплачиваемых сотрудников такое соотношение все же окажется больше.
До этого правительство уже приняло аналогичное постановление в отношение ограничения заработка председателей ПФР, ФСС и ФОМС. Заработная плата руководителей этих фондов не может превышать зарплату рядовых работников более чем в 10 раз.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Как рассчитать соотношение среднемесячной заработной платы?
Согласно названному ранее проекту Единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы (далее – Единый порядок) предлагается закрепить в дополнительном приложении к Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии с п. 2 Единого порядка расчет соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников учреждений производится по итогам календарного года с учетом следующих особенностей:
1) при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения списочный состав работников, а также фактически начисленная им зарплата берутся без учета зарплат руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера;
2) расчет соотношения производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера учреждения;
3) в случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплаты работников учреждения фактически начисленная зарплата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом;
4) в случае выполнения работы заместителем руководителя, главным бухгалтером по совместительству при расчете соотношения их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплаты работников учреждения учитывается только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.