Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к автошколам и программам обучения водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, предположим водитель имеет категорию А (мотоциклы) и хочет открыть категорию В (легковые автомобили). До 1 сентября 2022 года водителю требовалось пройти полное обучение на категорию В, т.к. программы переподготовки не существовало. С 1 сентября 2022 года появилась программа перподготовки А — В, то есть обучение можно пройти по упрощенной схеме.
Предстоящие нововведения в учебную программу автошкол
Начинающим водителям не хватает практического опыта, что и считается основной проблемой аварий. Поэтому принято решение увеличить количество часов вождения, а также планируется выезд на дороги с интенсивным движением.
Изменения коснутся следующих моментов:
-
формирование навыков и умений быстро принимать решения — способность учитывать действия других водителей;
-
вождение на площадке 18 часов, в городе 38 часов — привыкание к условиям интенсивного движения;
-
обучение рискам — чтобы начинающие водители осознавали возможные опасности на дороге;
-
проведение занятий на скоростных трассах — ранее считалось, что автомагистрали небезопасны, сейчас — что нехорошо оказаться на них без опыта вождения — актуально только в регионах, где есть автомагистрали;
-
сокращение времени на переподготовку при получении категории В при наличии А, А1 и М — всего 50 часов вместо 134;
-
увеличение практики вождения в городских условиях — большая часть ДТП происходит в черте города;
-
появление в программе пункта про беспилотные транспортные средства — в законодательстве пока не прописано ничего про автомобили с высокой степенью автоматизации.
Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:
- психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
- свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к закрытым площадкам (в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств
Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры закрытой площадки и её обустройство должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.
В целях имитации реальных условий движения на автодроме оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.
Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры закрытой площадки не позволяют разместить на её территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Новые требования к автошколам
С 11 августа 2022 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2022 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2022 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу.
Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.
Как открыть новую категорию водительского удостоверения
Обратите внимание на тот факт, что для того, чтобы открыть новую категорию водительских прав, необходимо достигнуть соответствующего возраста. Для каждой категории установлен собственный возрастной порог, и об этом речь шла в статье «В каком возрасте можно сдавать на права?».
- упражнение № 4 – остановка и начало движения на подъеме;
- упражнение № 5 – маневрирование в ограниченном пространстве (повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве, змейка). Сдаются 2 упражнения, выбранные экзаменатором;
- упражнение № 6 – въезд в бокс задним ходом.
- упражнение № 7 – параллельная парковка задним ходом;
- упражнение № 8 – проезд регулируемого перекрестка.
Требования к инструктору по вождению
Сразу после получения прав нельзя стать инструктором, такая возможность дается только лицам в возрасте от 21 года, имеющим опыт вождения не менее трех лет. В соответствии с требованиями ГИБДД для работы в автошколе обязательны следующие условия:
- Человек должен иметь действующие водительские права категории, на которой будет вести обучение.
- Идеальное знание ПДД — потребуется, чтобы объяснять ученикам теоретическую часть.
- Удостоверение, выдаваемое после прохождения курса для инструкторов.
- Наличие оборудованного дополнительными педалями и зеркалами транспортного средства.
- Установлен опознавательный знак, указывающий, что машина используется для учебных целей.
- Имеется полис обязательного страхования.
- Получен талон о прохождении техосмотра в госорганах.
- Изменения в устройстве авто должны быть зарегистрированы в контролирующих структурах. Также нужно свидетельство о соответствии ТС нормам безопасности.
Не допускаются к данному виду образовательной деятельности граждане, которые в течение последних трех лет хотя бы один раз лишались права управления автомобилем. Некоторые автошколы предоставляют свою машину, в таком случае инструктору не нужно переоборудовать и оформлять транспортное средство. Но естественно, заработная плата с сотрудников, работающих с транспортом фирмы, всегда ниже.
Обучение на автоинструктора
Чтобы всё-таки стать автоинструктором в автошколе, необходимо пройти соответствующие курсы. Самое интересное заключается в том, что прохождение таких курсов позволяет получить не только документ об их окончании, который впоследствии понадобится при получении профессии, но и необходимые знания, позволяющие правильно вести себя с учениками. Это весьма важно, особенно в том случае, если у будущего автоинструктора ещё нет опыта преподавания. Также эти курсы могут позволить освежить уже имеющиеся знания, а также получить полезные советы, касающиеся ситуаций, в которых даже самые опытные водители могут допустить ошибки.
Прохождение специальных курсов позволяет получить определённую базу для обучения учащихся автошколы «с нуля». Также не стоит забывать и о получении навыков сочетания теории и практики, что действительно весьма важно в преподавании вождения. Курсы для автоинструкторов являются не просто обычными обучающими занятиями для получения соответствующей профессии. Курсант сможет пройти настоящий тренинг по созданию своей образовательной программы, которая впоследствии сможет стать фактором притяжения новых клиентов.
Краткий список требований, предъявляемых к автошколам для проведения экзаменов на права:
Н аличие лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по программам профессионального обучения
Н аличие автоматизированной системы для проведения теоретического экзамена, соответствующей утвержденного комплекта экзаменационных задач
З акрытую площадку или автодром (автоматизированный автодром)
Т ранспортные средства, отвечающие требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов
К опии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, используемых для проведения теоретического экзамена, и (или) закрытой площадки, автодрома (автоматизированного автодрома) для проведения практического экзамена
С ведения об автоматизированной системе (аппаратно-программном комплексе) для проведения теоретического экзамена (копии технической документации, технических условий, документов, удостоверяющих качество продукции (сертификаты соответствия))
Р азработанные образовательной организацией схемы организации движения, размещения и обустройства зон выполнения испытательных упражнений с указанием их размеров
С ведения о транспортных средствах, используемых для проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории (если образовательная организация предоставляет транспортные средства).
Обращаем ваше внимание на то, что документ этот действительно очень важный. Например, без его принятия до сих пор не «работал» закон о безопасности дорожного движения, принятый еще в ноябре прошлого года. Согласно закону, в России появились . Например, дающая право на управление скутерами и мопедами. Раньше такую технику разрешалось использовать без прав.
Отныне право на управление мопедом дает любая открытая категория. А вот получить саму категорию «М» можно будет только с 16 лет. Ранее за руль мопеда можно было садиться только после 14.
Какие требования предъявляются к автошколам и что нового в учебных программах водителей?
В первую очередь, стали более ужесточенными. По новым лицензионным требованиям, автошколы должны в пакете документов на лицензию, предоставлять заключение ГИБДД, о том, что их программы и материально-техническая база соответствует требованиям. Если учебная площадка , автомобили и классы не соответствуют регламенту, такую школу могут закрыть. Более того, для обучения по новой программе каждая автошкола должна пройти заключение Госавтоинспекции. Минимальный размер площадки установлен на уровне 0,24 га.
Введены проверки автошкол. При этом инспекторы ГИБДД не просто будут смотреть на автомобили, помещения и площадки, но и фотографировать их. Все эти материалы будут храниться и в электронном и в бумажном виде.
Выдавать заключения без новых программ было невозможно. Ведь именно в новых программах прописаны требования к тому, что проверять.
Во-первых, на основании этих примерных программ, автошколы должны разработать свои собственные рабочие программы подготовки водителей. ГИБДД будет проверять эти программы на соответствие примерным программам.
Во-вторых, впервые в примерных программах включены требования к классам, автомобилям и площадкам для первоначальной подготовки водителей. В соответствии с указанием ГУ ОБДД проверять программы будут либо Центр специального назначения ОБДД на межрегиональном уровне, либо подразделения ГИБДД на региональном уровне.
Все программы будут построены по модульной системе . Базовый модуль изучают все ученики автошколы — он состоит из 84 часов. Сюда входит законодательство, правила оказания первой помощи, психологические моменты. Если человек уже имеет права и хотел бы просто получить новую категорию, изучать базовый модуль еще раз не нужно.
Увеличилась и длительность самого обучения . Так, если ранее на обучение по категории «В» выделялось 156 часов (106 часов теории и 50 практики), то сегодня уже 190 часов (130 теории и 56 практики плюс 4 часа экзамен).
Что касается прав на управление мопедом, для их получения потребуется 122 часа учебного времени. 100 часов уйдет на теорию, 18 часов практики и еще 4 часа экзамен.
Причиной появления столь жестких требований стало огромное количество автошкол с приставкой «псевдо». Ранее многие из них просто продавали корочки об окончании курсов вождения, тогда как о подготовке водителей речь даже не шла.
Одно только требование о площади автошколы должно сократить количество таких автошкол до минимума. Согласитесь, в нормальную площадку необходимо вкладывать средства, чего не смогут позволить себе автошколы-однодневки.
В завершение несколько слов об экзаменах . Для школ с автоматизированным автодромом внутренний теоретический экзамен и площадку ГИБДД вправе засчитывать как основной экзамен. Для автошкол без автоматизированного автодрома предусмотрен иной порядок поощрений. Сотрудник ГИБДД будет приезжать к ним лично, чтобы принять экзамен. Если же процент сдачи экзамена у такой автошколы будет низким (на уровне 80%), приезжать в нее инспекторы перестанут. Курсантам придется сдавать основной экзамен в ГАИ на общих основаниях.
Подписывайтесь на каналы «сайт» в T amTam или присоединяйтесь в
С 11 августа 2014 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу.
В данной статье указаны и разъяснены основные требования к автошколам. Это поможет подготовиться учебным заведениям к проверке и получению разрешения, а также тем, кто только собирается открыть автошколу. Она будет полезна и желающим отучиться на права, они же тоже имеют право знать, что по новым правилам должна им предоставить автошкола.
Для учебных авто придумали ГОСТ
Как сообщает сегодня «Российская газета», впервые для автомобилей, на которых обучают будущих водителей, вводится единый стандарт. До сих пор при оборудовании учебных автомобилей руководствовались только правилами дорожного движения и техническим регламентом по безопасности колесных транспортных средств.
Новый ГОСТ, который вступит в силу с 1 сентября текущего года, предусматривает обязательную звуковую или световую сигнализацию на вторые педали для машин, оборудованных аудио- и видеозаписывающими комплексами. Подобная сигнализация требуется на экзаменационных машинах, чтобы во время экзамена ни инструктор, ни экзаменатор не стали бы помогать или мешать сдаче экзамена учеником. Такой опыт применяется, например, в Германии, где экзаменатор в обязательном порядке требует от мастера обучения нажать или отжать педали для проверки работы сигнализации.
Кроме того, по новому ГОСТу воздействие на основные педали не должно передаваться на дублирующие — педали должны быть независимы друг от друга.
По мнению председателя Федерации автошкол Татьяны Шутылевой, это уже вызывает массу вопросов. По ее словам, сейчас в стране эксплуатируется 50 тысяч учебных автомобилей, большинство из которых не подходит под эти требования. «Распространятся ли требования ГОСТа на машины, зарегистрированные в ГИБДД до сентября 2014 года?» — беспокоится председатель Федерации автошкол.
В Росавтодоре считают, что независимые педали подходят для приема экзаменов, а обучать лучше на педалях, которые зависят друг от друга — иногда ученик жмет на тормоза из-за страха, и, чтобы спасти жизнь и ему, и инструктору, надо отжать педаль. В Германии нет разницы, какой привод у дублирующих педалей, говорят в Росавтодоре.
По мнению «Российской газеты», непонятен и статус нового ГОСТа. При действующем техническом регламенте стандарт носит рекомендательный характер, а оборудование учебных автомобилей проверяют при постановке их на учет в ГИБДД. Неясно, коснутся ли новые требования тех машин, которые уже стоят на учете.
Вместе с тем, чтобы автошколе получить лицензию, потребуется акт ГИБДД о проверке материально-технической базы учебного заведения. Будут ли проверять привод педалей на соответствие стандарту — пока неясно, ведь документ, который определял бы, что конкретно нужно проверять, пока не разработали.
Добавим, что правительство ужесточает лицензирование автошкол. В ноябре прошлого года было опубликовано постановление правительства «О лицензировании образовательной деятельности», которое усилит контроль за выдачей лицензий автошколам. ГИБДД будет проводить проверки организаций, желающих заниматься обучением будущих водителей, перед тем как выдавать автошколам необходимый документ. Сейчас учебным заведениям достаточно предъявить пакет документов в Рособрнадзор для получения бессрочной лицензии.
Безопасность дорожного движения имеет общественный и социальный приоритет, существует множество проблем экономического, поведенческого и образовательного характера. Мероприятия технического и технологического характера должны сопровождаться воздействием на поведение водителя через информирование общественности и образование. В этой связи новые подходы, внедряемые в систему подготовки водителей, должны включать изменения в качественном и количественном составе учебно-методического комплекса.
Учебно-методический комплекс (УМК) — это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы подготовки, методов и средств обучения по профессии, в данном случае «Водитель транспортного средства».
Учебно-методический комплекс – включает в себя элементы, необходимые для эффективной реализации учебного процесса.
Учебно-методический комплекс должен обеспечивать подготовку как в целом по профессии, так и по каждой отдельно взятой дисциплине
Требования Минобрнауки и ГИБДД
Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15 .
Итак, согласно этому письму автошкола — это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.
При открытии АШ у вас должны быть:
- «правильный» преподавательский состав;
- обучающие программы;
- наглядные пособия;
- техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
- техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
- карта-схема населенного пункта;
- доска (в идеале магнитно-маркерная).
- автомобили;
- автодром.
Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.
Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)
Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.
Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.
Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.
Чего коснулась реформа и как повлияла на сроки
Проведенная реформа была направлена на то, чтобы повысить качество подготовки водителей и тем самым повлиять на неблагоприятную обстановку на дороге. Ведь по статистике, львиная доля ДТП происходит по вине тех, чей стаж за рулем менее трех лет.
Первым делом ужесточились требования к самим автошколам. Так с рынка исчезли «серые» учебные заведения, ведущие свою деятельность без соответствующих лицензий. Качество образования в большинстве из них – как нетрудно догадаться – оставляло желать лучшего. Теперь право вести образовательную деятельность имеют только лицензированные заведения, имеющие собственную программу, утвержденную министерством образования и ГИБДД. Преподавать могут специалисты с соответствующими разрешениями.
Во вторую очередь изменения коснулись сроков обучения. Увеличилось количество часов – теперь их 190 против 156 ранее. По мнению законодательной власти, увеличение срока, проведенного за партой и за рулем в компании инструктора, повысит результат – а именно, качество образования.
Как восстановить документы об окончании автошколы
Восстановить документы об окончании автошколы возможно, и не должно занять у вас много времени и денег. Бывает такие случаи, когда ученик, забрав документы об окончании автошколы не руки, в процессе, по разного рода причинам, не попадает на экзамены в ГАИ. Документы, которые находятся у ученика, могут потеряться и это нормальная история, очень редко, но документы теряются в автошколах и в ГАИ, от человеческого фактора ни куда не деться. Как же восстановить документы об окончании автошколы, если вы их случайно потеряли или они пришли в негодность. В первую очередь нужно обратиться в центральный офис автошколы и сообщить о необходимости восстановить выданные ранее документы об окончании автошколы. Вам нужно предоставить ваши персональные данные и максимум информации о вашем обучении, вспомнить точный промежуток времени, когда вы проходили обучение, возможно месторасположение филиала автошколы, где вы учились и оформляли договор. В идеале если вы найдете свой договор, этот документ тоже пригодится, но это не обязательно. По факту, в современных автошколах, есть электронная база, в которой занесены все данные по каждому ученику, в том числе номер учебной группы, зарегистрированной в ГАИ, а также информация о выданных документах по окончании автошколы. Мы в автошколе АСБ в Москве давно используем электронную базу и можем восстановить документы об окончании автошколы в течении дня, если в этом есть необходимость. Конечно 10 лет назад мы еще использовали обычные формы фиксации, журналы, книги учета и т.д, но в любом случае, журналы учебных групп и протокола об итоговой аттестации и выдачи свидетельств ученикам, хранятся в автошколах максимально долго, копии таких протоколов хранятся в ГАИ бессрочно. Многие школы даже сейчас не используют цифровые технологии и их преимущества, это не радует и замедляет многие процессы, как для сотрудников, так и для учеников. Если вы обратитесь в автошколу с просьбой восстановить документы об окончании, и сотрудники будут делать запросы в учебный отдел или архив, им придется перебирать кучу бумажных журналов, то это может занять значительное количество времени. Если ваши сведения о выдаче вам документов об окончании автошколы не найдутся, представителю автошколы придется ехать в ГАИ и пробовать искать информацию там. В таких случаях очень поможет максимально подробная информация о вашем обучении, что бы сузить для них сектор поиска.
Восстановление документов об окончании автошколы может быть процедурой платной или бесплатной. В большинстве случаев это процедура платная и стоит она, как правило, в пределах от 2 до 5 тысяч рублей. Свидетельства об окончании автошколы печатаются на специальных бланках и заказываются в типографии, и ни для кого не секрет, что напечатать одно свидетельство дороже, чем напечатать партию. Стоимость восстановления документов об окончании автошколы назначает руководство учебного заведения, но здесь идет речь только о восстановленных документах. По завершению обучения в автошколе, документы об окончании выдаются совершенно бесплатно, это очень важный момент. Поэтому если при восстановлении документов об окончании автошколы вас попросят внести оплату за эту услугу, не удивляйтесь, а если не попросят, купите администратору шоколадку или коробку конфет и вам и сотруднику это будет приятно.
Восстановление документов об окончании автошколы процедура стандартная и каждая школа не раз через нее прошла. Самое главное, что бы вы понимали, что есть что восстановить, то есть вы прошли полный курс обучения в автошколе, сдали все предусмотренные экзамены и получили соответствующие документы.
В некоторых случаях, после прохождения всех этапов обучения, ученик может и не забрать свои документы об окончании автошколы в принципе. В таких случаях автошкола хранит их какое-то время, по своему регламенту, а затем утилизирует. Автошкола АСБ в Москве, в таких случаях, в обязательном порядке всеми возможными способами пытается связаться с учеником, и обязательно отправляет письмо на электронную почту, о возможности забрать соответствующие документы, до момента их утилизации.
Не забывайте о том, что утерянная медсправка не восстанавливается, ни медцентром, ни тем более автошколой. Если медсправка утеряна, пришла в негодность или срок ее действия истек, ее придется получить заново. Для этого нужно пройти положенные диспансеры и комиссию врачей.