Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличительные особенности дознания от предварительного следствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе основные правовые нормы, действующие при производстве предварительного следствия и дознания и отражающие его характерные черты, а также обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия находят свое отражение во всех действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, а их соблюдение является одним из существенных элементов обеспечения законности производства по уголовному делу. Регламентации общих условий предварительного расследования посвящена гл. 21 УПК. В число общих условий входит и рассмотренный выше вопрос о формах предварительного расследования (ст. 150 УПК). Кроме того, в систему общих условий предварительного расследования законодатель включает следующие правовые нормы.

Подследственность. Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности. Подследственность — это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение. Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предвари тельного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами; способствует определению штатной численности каждого из них и т. д.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного и территориального (схема 1).

Чем отличается следствие от дознания

Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей — по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.

Отличия от предварительного следствия

Чем дознание отличается от предварительного следствия? По сути, это его упрощенная и сокращенная форма по тем делам, по которым не обязательно использование последнего. Это позволяет существенно сэкономить время и ускорить весь процесс.

Таким образом, практический смысл заключается в экономии времени и ресурсов при расследовании простых правонарушений, в которых преступник очевиден, а доказывание его вины не представляет особой сложности. Это позволяет почти сразу передать дело в суд. В этом и заключается коренное отличие предварительного следствия от дознания.

Не имеет значения сама форма дознания в уголовном процессе. Они все имеют отличия от предварительного следствия. Это касается как временных промежутков обоих процессов, так и видов злодеяний, в отношении которых они применяются.

Если дознание занимает максимум 2 месяца, то предварительное расследование может продолжаться до полугода или даже больше в особо сложных случаях.

Примечание. Дознание может выступать и в качестве вспомогательной процедуры для предварительного следствия. В этом случае осуществляются только самые необходимые действия, а затем дело передается следователю. Обычно это происходит, когда выясняется, что правонарушение более серьезное и не очевидное.

В чем разница между дознанием и следствием?

Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.

Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.

Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.

Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.

В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.

При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.

Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.

Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.

Читайте также:  Сколько стоит развод в 2022 году?

Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.

Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.

Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  1. следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  2. следователями органов федеральной службы безопасности;
  3. следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Отличие дознания от предварительного следствия

Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства — расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.

К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.

Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).

Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:

  1. Утрате/порче следов преступления.
  2. Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
  3. Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.

Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:

  • Освидетельствование.
  • Выемку.
  • Осмотр.
  • Допрос потерпевшего.
  • Обыск и пр.

После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.

Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:

  1. Место и дата оформления.
  2. Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
  3. Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
  4. Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
  5. Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
  6. Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
  7. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
  8. Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
  9. Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.

Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

* следователями прокуратуры;

* следователями органов Федеральной службы безопасности;

* следователями органов внутренних дел РФ;

* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Напишите свой комментарий ...