Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат налоговых переплат по новым правилам с 1 октября 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ФНС, наконец, разрешила зачет переплаты по НДФЛ не только в счет предстоящих платежей по «агентскому» НДФЛ, но и в счет задолженности или будущих платежей по другим налогам. Такой вывод налоговиков содержится в письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085.
Зачет переплаты по НДФЛ: возможен или нет
В налоговой службе считают, что перечисление в бюджет суммы налога, которая превышает размер фактически удержанного из доходов физлиц НДФЛ, не является уплатой подоходного налога. По сути это ошибочный платеж, который можно, в том числе, зачесть в счет других налогов.
Чтобы зачесть переплату надо будет подтвердить, что уплаченный НДФЛ – вовсе не НДФЛ. Для этого, кроме заявления на возврат (зачет), нужно представить документы, из которых следует, что в счет уплаты НДФЛ были перечислены средства налогового агента, а не удержанные у «физиков» суммы. К таким документам относятся платежные поручения и выписки из регистров налогового учета за соответствующий период.
Компания вправе также вернуть излишне уплаченный НДФЛ. В этом случае ей нужно написать заявление на возврат налога.
Напомним, ранее чиновники разрешали зачесть переплату только в счет будущих платежей по НДФЛ. Зачесть переплату по НДФЛ в счет уплаты других налогов, плательщиком которых выступает компания, было нельзя (письмо Минфина России от 23.11.2010 № 03-02-07/1-543).
Что такое переплата и почему она возникает
Если ИП или организация заплатили больше налогов, чем нужно, на их счете в налоговой образуется переплата. Официально она называется «сумма излишне уплаченного налога».
Например, предпринимателю начислили 4 000 рублей налога, но он по каким-то причинам заплатил 5 000 рублей. Налоговая спишет 4 000 рублей в счет задолженности, а оставшиеся 1 000 рублей останутся на счету предпринимателя и будут считаться переплатой.
Распространенные причины возникновения переплаты:
- Бухгалтер рассчитал сумму налогов без учета льгот от государства.
- Предприниматель указал в платежке неверный код бюджетной классификации — КБК.
- Предприниматель неправильно ввел сумму или случайно оплатил налог дважды.
- Налоговики ошиблись при расчете налоговой базы.
- У бизнеса резко снизились доходы. Например, компания получала прибыль и своевременно платила налог авансовыми платежами. В четвертом квартале компания потерпела убыток, который повлиял на размер налога. Сумма уплаченных авансов за три квартала превысит сумму исчисленного налога по итогам года, и у компании возникнет переплата.
Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2020 году
С 1 октября 2020 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.
К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
Обратите внимание
По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.
Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2020 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.
Новый бланк заявления о зачете налога утвержден Письмом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8. Нормативный акт отменил действие старого Приказа от 03.03.2015 № ММВ-7-8, в котором были представлены унифицированные формы устаревших обращений. Необходимость изменений была обусловлена реформацией в части страхового обеспечения, а именно передачей прав администрирования по страховым взносам в ФНС.
Распорядиться образовавшейся переплатой можно на следующие направления:
- зачесть излишки средств в счет будущих платежей по данному виду налога/сбора;
- вернуть на расчетный счет налогоплательщика;
- зачесть переплату в счет задолженностей по иным налоговым обязательствам;
- рассчитаться за действующие штрафы, пени и недоимки.
Такие нормы установлены в статье 78 Налогового кодекса и действуют на все налоговые обязательства, установленные на территории России, в том числе на авансовые платежи и государственные пошлины. Налогоплательщикам следует знать, что только при отсутствии задолженностей по другим налогам и сборам возможен зачет переплаты по налогам заявление удовлетворят.
Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг
Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:
- Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
- 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.
Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.
Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:
- нaзвaниe opгaнизaции;
- КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
- paзмep пepeплaты;
- нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.
Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.
Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.
Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.
Два смысла одной нормы
Действующее законодательство гарантирует налогоплательщикам право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и, соответственно, обязывает налоговые органы проводить их своевременно (подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
В соответствии с нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в установленном налоговым законодательством порядке. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете (возврате) должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Для возврата налога налогоплательщику установлен срок в 1 месяц.
На первый взгляд смысл указанных норм НК РФ очевиден: эти нормы дают налогоплательщику право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. При этом течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от причин образования переплаты. Этот срок одинаково течет и в случае, когда налогоплательщик уплатил налог в большем размере, чем указано в налоговой декларации, и когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога к уплате меньше суммы налога к уплате, указанной в предыдущей налоговой декларации.
Такое, буквальное, толкование норм статьи 78 НК РФ до некоторого времени доминировало в практике арбитражных судов РФ (см. текст на полях на этой странице). С выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» (далее – Информационное письмо № 98) ситуация принципиально изменилась.
ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВАС РФ
Критика возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки
Можно предположить, что подобный подход вызовет критику, которая будет состоять в том, что осуществление возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки может породить волну мошенничества, связанного с неправомерным возвратом якобы излишне уплаченных налогов с последующей ликвидацией компаний, получивших возврат налога.
Здесь, на наш взгляд, следует отметить несколько аспектов.
Во-первых, такой вид мошенничества потенциально возможен только при возврате налога. Поэтому ссылка на этот аргумент в дискуссии относительно зачета излишне уплаченного налога до окончания камеральной проверки налоговой декларации необоснованна.
Во-вторых, чтобы вернуть излишне уплаченный налог из бюджета, надо первоначально излишне уплатить этот налог в бюджет. Поэтому такой вид мошенничества, на наш взгляд, потенциально возможен только при смене руководителей компаний: новый руководитель ранее законопослушной компании подает заведомо недостоверные уточненные налоговые декларации «к уменьшению», получает возврат налога и скрывается с полученными деньгами. Однако считаем, что существование гипотетического риска подобного мошенничества не может являться оправданием необходимости ожидания завершения камеральной проверки для зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Чтобы адресовать этот риск, достаточно ввести в НК РФ нормы, предусматривающие особый порядок возврата налога компаниям, в которых незадолго до этого произошла смена руководства.
Далее, даже если признать все приведенные выше доводы относительно возможности зачета (возврата) излишне уплаченного налога до завершения камеральной проверки налоговой декларации несостоятельными, то, на наш взгляд, следует задаться вопросом: позволит ли проведение камеральной проверки достигнуть цели, которую ВАС РФ приводит в качестве обоснования необходимости удлинения срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога?
ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как возникают излишне уплаченные суммы
Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:
- неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
- некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.
К переплатам также приводят:
- авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
- ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
- изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов
Неважно, уведомила ли налоговая плательщика о переплате или нет — срок возврата денег ограничивается тремя годами с даты возникновения. Но по умолчанию средства не вернут. Для этого нужно пройти порядок по возврату переплаченных денег.
Сверка с налоговой. Чтобы запросить сверку, бизнесу нужно подать заявление в инспекцию. Обратиться можно электронно или в бумажной форме.
Как действовать при переходе в другую инспекцию
Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.
Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.
Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.
Зачет в счет будущих платежей по НДФЛ?
НК установлен запрет уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ). Налог нужно предварительно (до уплаты) удержать из доходов. Сделать это можно только в день, когда организация выдала деньги из кассы или перечислила их на банковские счета сотрудников.
По мнению налоговиков, провести зачет переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по подоходному налогу можно только при условии, что налог уплачен не из собственных средств налогового агента (письмо ФНС России от 6 февраля 2021 г № ГД-4-8/2085). Но Верховный Суд считает иначе. В Определении от 21 декабря 2021 г № 305-КГ17-15396 ВС РФ постановил, что подобное досрочное перечисление подоходного налога за счет средств агента нарушением не является и возможен дальнейший его зачет в счет будущих платежей по НДФЛ.
Но будьте осторожны при зачете переплаты НДФЛ в счет будущих платежей. ИФНС может не посчитать такой зачет налогом.