Представительство в административном судопроизводстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительство в административном судопроизводстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, что такое судебное представительство? Это представление интересов одного гражданина другим. Правила 2022 года позволяют любому участнику гражданского дела может пригласить в суд свое доверенное лицо, — представителя. Обычно в такой роли выступают профессиональные юристы.

Комментарий к ст. 25.5 КоАП

1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

2. Защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем является лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом признается лицо, наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц удостоверяются доверенностью.

Оформление полномочий

Личное участие в деле гражданина (законного представителя) не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Как правило, уполномоченными представителями граждан в суде являются юристы или адвокаты, отношения с которыми строятся на основании гражданско-правового договора.

Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ) или ином порядке, предусмотренном законом.

  • Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа нотариусов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).

В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, поскольку без указания этой даты она является недействительной. Доверенность может быть выдана на любой срок, но если конкретный срок в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

  • Важно! Лицо, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ).

Когда в суде нужен представитель по административным делам?

Хороший административный защитник с опытом работы, который имеет специальные знания и обширную практику разрешения административно-правовых споров, сможет быстро разобраться во всех возникших проблемах.

К специалисту по административным правонарушениям следует обращаться в случае:

  • привлечения к административной ответственности;
  • привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • правомерности нормативно-правовых актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  • споров между государством и государственными субъектами по вопросам компетенции;
  • пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении;
  • споры между государственными субъектами;
  • спорных моментов, возникающих в ходе проведения референдума, выборов, избирательной кампании;
  • решения вопросов субъектов публичной власти о компетенции;
  • споры о взимании налогов, сборов, других обязательных платежей, пеней и по другим налоговым спорам;
  • ситуации в области таможни и таможенного регулирования и др.

1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Стороны в делах административного судопроизводства

1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);

2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);

3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».

Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.

Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.

Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).

Читайте также:  Развод мостов в Петербурге в 2022 году и рекомендации для туристов

Представительство в делах административного судопроизводства

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.

Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Кто такой представитель и какими полномочиями он обладает

Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представительство в суде юриста предполагает участие в процессе защитника, в качестве которого может выступать адвокат или иное лицо, обладающее высшим юридическим образованием, полной дееспособностью и не находящееся под опекой/попечительством. Прокуроры, следователи и судьи выступать в качестве представителя не могут.
Перечень полномочий представителя в рамках административного судопроизводства определен ст. 56 КАС РФ. В частности, представительство предполагает предоставление представителю права на осуществление следующих действий:

  • подписание искового заявления, составление и подписание возражений на поданный иск, а также их передача на рассмотрение в суд;
  • подача встречного административного иска;
  • заключение соглашения о примирении с противостоящей стороной разбирательства;
  • признание административного иска, поданного в отношении представляемого им лица, или отказ от такого иска;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передача приобретенных им полномочий представителя третьему лицу и пр.

Основанием для возникновения у представителя определенных полномочий является доверенность, подписанная представляемым им лицом. В документе должен быть указан перечень полномочий, которые приобретает представитель.

Привлечение представителя

Чаще всего юридическая помощь необходима в сложных делах, когда требуется грамотный план предоставления доказательств, работа по вызову свидетелей, понимание в бухгалтерских, договорных и иных документах. Иногда сложность обусловлена большим объемом материалов дела, проведением редких экспертиз, а также большим количеством участников дела, третьих лиц, наличием встречных требований.

Практически всегда профессионала привлекают по коллективным искам – к примеру, когда речь идет о защите прав обманутых дольщиков строящегося многоквартирного дома, застройщик которого обанкротился. В таких делах истцы, объединившись, экономят не только на времени, но на расходах.

Вопрос:
Где найти представителя?

Обычно это юристы, работающие в фирме или в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические услуги. Для их оказания заключается договор, в текст которого по обоюдному согласию могут быть внесены любые устраивающие заказчика и клиента пункты.

К примеру, можно нанять представителя только для подготовки и направления искового заявления в суд. Напротив, иногда текст иска составляет сам гражданин по образцам в интернете, а участие в рассмотрении дела в первой инстанции или сразу в двух, или даже трех инстанциях доверяет юристу. После того, как работа выполнена, составляется акт выполненных услуг.

Ошибочно думать, что помощники судей или прокуроров могут оказывать подобные услуги. Представителями граждан не могут быть служащие правоохранительных органов – прокуроры, следователи, помощники судей и судьи, за исключением ситуаций, когда законом отдельно определено такое полномочие. К примеру, когда лицо не имеет родственников, является инвалидом, не обладает возможностью обратиться в суд в защиту своих прав – по закону, в такой ситуации в его интересах может действовать прокурор. Фактически, выступая с иском в защиту инвалида, прокурор является его представителем.

Не секрет, что тех, кто предлагает свои услуги в юридической области, сейчас довольно много. Обывателю, решившему защищать свои права в суде с помощью юриста, предстоит сделать нелегкий выбор среди множества называющих себя профессионалами. Дадим несколько рекомендаций при выборе представителя:

  • можно последовать рекомендациям тех знакомых, кому доверяете. К примеру, если родственники или друзья обращались за помощью к одному из юрисконсультов, который выиграл дело, качеством услуг его остались довольны – скорее всего, это действительно грамотный специалист, и его услугами стоит воспользоваться.
  • если вы предпочитаете услуги сотрудника юридической фирмы или ИП по оказанию таких услуг, лучше обратиться в крупную компанию, которая уже давно на рынке. Организация, чья репутация безупречна, всегда имеет сайт, где внятно рассказано о видах услуг и ценах, часто представлены фотографии сотрудников с кратким описанием категории дел, по которым каждый из них работает. Если у фирмы нет сайта или, того хуже, даже вывески, мы бы не рекомендовали доверять такой организации свою проблему.
  • обращать внимание на специализацию юриста. Не лишним будет хотя бы кратко ознакомиться с наиболее громкими спорами, в которых он принимал участие, узнать итоги разбирательств. Если у профессионала сотни дел в арбитражном суде, то, возможно, не стоит привлекать его для участия в споре о разделе имущества или в иске о лишении родительских прав. Впрочем, некоторые юристы одинаково хорошо разбираются и в арбитражном, и в административном законодательства, а также в уголовном и гражданском. Таких специалистов высокого класса немного, и если такой нашелся – это большая удача.
  • первая встреча с отличным специалистом обычно проходит в офисе, обстановка которого может сказать о многом. Совсем необязательно, чтобы в «переговорной» стояла мебель премиум-класса, но элементарные удобства и чистота должна быть. Профессионализм подчеркивается присутствием в интерьере сертификатов о повышении квалификации, специализированных курсов и тренингов. Обычно уже по первой беседе становится ясно, вник ли в проблему консультант, видит ли он пути ее решения, может ли сделать примерный прогноз исхода. В любом случае, проведение беседы не обязывает гражданина в заключить договор. Если что-то смутило, можно обратиться в другую фирму.
Читайте также:  Глава 15 ГК РФ. Прекращение права собственности (действующая редакция)

Первичная консультация может быть и онлайн, но в этом случае необходимо быть особо осторожным, убедиться в компетентности – возможно, попросить предоставить доказательство наличия юридического образования (хотя бы фото диплома).

В думу внесен новый законопроект о введении профессионального представительства в гражданском процессе

17 октября Законодательное Собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект № 567946-7 о внесении изменения в ст. 49 ГПК РФ. Согласно предлагаемой редакции статьи представителями в суде смогут быть лишь лица, имеющие юридическое образование или «ученую степень по юридической направленности» и оформленные полномочия на ведение дела.

В пояснительной записке указано, что сейчас юридическую помощь наряду с членами квалифицированных профессиональных сообществ оказывают иные юридические и физические лица, и при этом законодательством не установлены условия их участия в предоставлении такой помощи. В законопроекте предлагается установить указанные требования для лиц, которые могут быть представителями в суде, с целью обеспечить право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Отметим, что Правительство законопроект не поддержало. Согласно заключению проект не содержит механизмов, обеспечивающих доступность квалифицированной юрпомощи для граждан.

Вместо этого предлагается закрепить ограничения прав для лиц, не обладающих квалификацией юриста.

Кроме того, отмечено, что наличие юридического образования, ученой степени кандидата или доктора юридических наук само по себе не может свидетельствовать о наличии профессиональных навыков судебного представительства.

Также Правительство указало на неясность, кем и каким образом будет проверяться наличие государственной аккредитации образовательной программы; какими документами должны быть подтверждены полномочия представителя. В заключении также отмечено, что использование формулировки «ученая степень по юридической направленности» является некорректным.

Указано и на то, что после принятия поправок стоимость услуг судебного представителя может увеличиться, что, с одной стороны, не будет гарантировать его реальную квалификацию, а с другой – может сделать недоступными услуги действительно профессионального судебного представителя. В заключении указано, что распространение образовательного ценза по аналогии со ст. 55 КАС РФ на представителей в гражданском и арбитражном процессе может ограничить доступ к правосудию и создать дополнительную финансовую нагрузку на участвующих в деле лиц.

Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного СудаО законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС

Напомним, что ранее «АГ» писала о законопроекте Верховного Суда, которым предлагается внести поправки в процессуальные кодексы.

Среди прочего – закрепить в ГПК и АПК положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Исключение из этого правила составляют поверенные, участвующие в деле наряду с представителем. Аналогичные поправки были ранее предложены Павлом Крашенинниковым, однако рассмотрение законопроекта было отложено.

«АГ» попросила экспертов прокомментировать новый законопроект. Управляющий партнер АБ «Бартолиус», член Совета АП г.

Москвы Юлий Тай отметил: «Я полностью поддерживаю и разделяю идею профессионализации судебного представительства путем введения запрета для лиц, не имеющих юридического образования, представлять интересы граждан и организаций в суде. Однако механизм должен быть прописан более детально и универсально».

Он добавил, что законопроект не учитывает наличие Концепции Минюста, направленной на создание единой юридической профессии. «Представляется правильным не осуществлять законодательную деятельность путем латания правовой ткани в режиме “лоскутного одеяла”, а осуществлять системные, детализированные и всеобъемлющие изменения», – заключил эксперт.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощиАдвокаты и юристы о новом проекте Концепции и путях реализации заложенных в ней положений

Старший партнер Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин заметил, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе выступить с такой инициативой, но поскольку это вопрос процесса, то следовало бы учесть позицию Верховного Суда по этому вопросу и позицию Минюста, сформулированную в проекте Концепции регулировании рынка профессиональной юридической помощи.

«Вопрос о запрете представительства в суде лицами, не имеющими высшего юридического образования, обсуждается достаточно активно. И это, как говорится, простое, понятное – и неправильное решение», – считает он.

Эксперт пояснил, что наличие высшего юридического образования не всегда прямо связано с качеством юридических услуг, и повысить его не удастся путем введения запрета на представительство в суде для отдельных лиц.

По мнению эксперта, это приведет лишь к ограничению конкуренции, следствием чего, как указало Правительство, будет рост цен на юридические услуги.

По словам Романа Речкина, законопроект вряд ли станет законом: «Во-первых, по статистике, законодательные инициативы субъектов РФ становятся законами исключительно редко. Во-вторых, при наличии отрицательного отзыва Правительства и явном игнорировании позиций ВС РФ и Минюста у этого законопроекта, на мой взгляд, шансов стать законом практически нет».

Услуги адвоката по административному делу

Отстоять свои законные права и избежать штрафов невозможно без умения разбираться в сложных хитросплетениях действующего законодательства. Без юридического образования и соответствующей практики добиться нужных результатов не получится. В этом случае единственным разумным выходом будет помощь представителя по административным делам в суде. Предоставить такие услуги имеет право член коллегии адвокатов, располагающий ордером, подтверждающим его статус и полномочия или другое доверенное лицо.

Право на представительство по делам об административных правонарушениях имеют лица, подтвердившие это право действительной доверенностью от имени потерпевшего, оформленной по всем требованиям. Если административные дела открыты в отношении юридической организации, доверенность заверяется печатью и подписью ее руководителя. К участию в делопроизводстве представитель потерпевшего допускаются с момента открытия дела.

Виды судебного представительства

Представительства бывают разными и различаются в зависимости от оснований. По судопроизводству подразделяются на арбитраж и общую юрисдикцию. В гражданском процессе принято применять критерий способа установления.

Есть представительство, основанное на правовых актах, а также на добровольной основе человека. Профессиональные защитники бывают назначенными или общественными.

При добровольном характере основанием служит добрая воля лица, участвующего в качестве одной из сторон в заседании, то есть представитель соглашается с предлагаемыми ему полномочиями. Иногда «заявителем» служит организация. В качестве основания служит договор, заключенный между соответствующими сторонами.

Также существует представительство законного права. Это наиболее распространенный вариант, если речь идет о несовершеннолетних. Доверенность по административным делам при подобных обстоятельствах не оформляется. Иногда для реализации соответствующего плана требуется административный акт.

Представительство общественного плана предусматривает оформление специальных документов. Например, соглашение о поручении.

Предварительные обеспечительные меры

Предварительные обеспечительные меры могут быть применены до обращения истца с требованием в суд. Этим мерам обеспечения иска посвящена ст. 99 АПК РФ. Это правовой механизм можно задействовать, если подать иск возможности ещё не представилось, но нужны срочные действия. Для истца в подобных ситуациях существует ряд процессуальных льгот. Если задействуются предварительные обеспечительные меры, суд устанавливает в пределах 15 дней срок последующего обращения с иском. В подкрепление обращения с ходатайством о принятии таких мер так же, как и в случае с основными мерами обеспечения иска можно задействовать встречное обеспечение.

В целом, при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечительными мерами по разными видам исков, и выборе правильной тактики следует иметь в виду, что перечисленный в законе набор вариантов обеспечительных мер не является закрытым. В ст. 140 ГПК РФ и ст. 91 АПК РФ по данному вопросу напрямую указывается, что в случае необходимости судом могут быть приняты и иные обеспечительные меры, которые в законе явно не упомянуты. Кроме того, законодательство позволяет использовать комбинацию соответствующих обеспечительных мер, если это понадобится.

Читайте также:  Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

По материалам вебинара «Практические аспекты применения судами обеспечительных мер», проведенного журналом «Корпоративный юрист» 23 марта 2016 года.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.
Сюда включаются следующие категории дел:
• об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
• о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Это дела:
• о прекращении деятельности средств массовой информации;
• о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
• о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
• о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
• об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
• о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
• о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
• иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС
КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.
Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.
Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.
Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.
Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.
Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). ��акая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).
Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.
Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).
Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.

Когда без юриста не обойтись

Можно ли самостоятельно представлять свои интересы в суде Некоторые чиновники и депутаты, а также большинство адвокатов лоббируют так называемую «адвокатскую монополию». Это значит, что участвовать в судебных заседаниях обычные люди не смогут, их интересы в обязательном порядке должны будут представлять профессиональные юристы, имеющие высшее юридическое образование. Кстати, такая практика существует в некоторых странах, где без адвоката невозможно обойтись даже при разрешении самых простых споров. В России пока адвокатской монополии нет, но есть ее первые предвестники. Нормами Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что в некоторых случаях. В частности, без профессионального юриста не обойтись оспариванию нормативных правовых актов в судах субъектов и Верховном суде (ч. 9 статьи 208 КАС).

Кого можно заявить в суде как представителя

Как заявить в суде о представителе: пошаговая инструкция Если у вас возникли проблемы с допуском представителя в суд, обращайтесь к нашим юристам. По основным процессуальным вопросам участия в судебном процессе вы получите бесплатную консультацию. Вы можете сами выбрать удобный способ общения с юристов – по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи. Если ваши интересы представляет юрист или адвокат, он поможет скорректировать эту фразу с учетом специальных полномочий. В устном или письменном ходатайстве можно сделать ссылку на ст. 53 ГПК РФ. В большинстве случаев суд удовлетворит устное или письменное ходатайство сразу на месте. После этого представитель сможет защищать ваши интересы в судебных заседаниях.

Обратите внимание! Если в гражданском деле участвует организация, она может самостоятельно выдать и удостоверить доверенность, т. е. без нотариуса. В этом случае придется подтвердить и полномочия руководителя, либо иного лица, ставящего подпись на доверенности.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...