Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

🔥 Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции )

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции )

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

🔥 Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

🔥 Комментарий к статье 283 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Читайте также:  Что такое выписка из ЕГРН, как её получить и зачем она нужна

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте). Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации.

Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

Комментарий к статье 283.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, обеспечивает системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие информационную безопасность России; предметом — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК РФ). Как отмечается в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (который стал Законом от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ), субъектов, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.); повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.

Объективная сторона преступления состоит в получении сведений, составляющих государственную тайну, любым из перечисленных в диспозиции статьи способов.

Похищение, исходя из законодательной оценки общественной опасности деяния, предполагает завладение виновным носителем информации, содержащей государственную тайну, при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 158 УК РФ. Если похищение соответствующих предметов происходит открыто, с угрозой применения или с применением насилия, содеянное, в зависимости от объема насилия и ценности предмета, должно получать дополнительную юридическую оценку по ст. ст. 161, 162 или 164 УК РФ.

Обман состоит в получении искомых сведений за счет введения лица в заблуждение относительно самых различных обстоятельств (личности виновного, последствий приобретения информации и т.д.).

Под шантажом следует понимать выраженную со стороны виновного угрозу оглашения позорящих сведений о лице, обладающем государственной тайной, или его близких, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб правам и законным интересам, чести и достоинству этих лиц.

Угроза применения насилия означает явно выраженное вовне желание виновного причинить вред здоровью любой степени тяжести (включая угрозу убийством) в случае отказа потерпевшего предоставить информацию, содержащую государственную тайну. Угроза должна быть реальной, но при этом может быть как непосредственной, так и опосредованной. Принуждение предполагает получение сведений, составляющих государственную тайну, посредством иных, кроме угрозы применения насилия и угрозы распространения нежелательных сведений, угроз (например, путем угрозы уничтожения или повреждения имущества).

Список способов получения сведений, составляющих государственную тайну, является открытым. При этом диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер, указывая на незаконный характер способов получения государственной тайны. Незаконность в данном случае устанавливается исходя из положений Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г.) и принятых в его развитие подзаконных актов.

Получение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283.1 УК РФ в случае отсутствия в деянии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Это означает, что субъект преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ, не имеет легального доступа к государственной тайне и не владеет соответствующей информацией, собирает ее не по заданию иностранной разведки, иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей и не имеет намерений использовать эту информацию в ущерб безопасности РФ.

Читайте также:  благодарность министра транспорта российской федерации какие льготы

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Лицо должно осознавать, что, во-первых, получает сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, получает их в нарушение предписаний действующего законодательства. Мотивы и цели получения сведений не влияют на квалификацию.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Статья предусматривает ряд квалифицирующих признаков.

Совершение преступления группой лиц предполагает, что деяние выполнено двумя или более соисполнителями. Исходя из сложившейся практики, ситуации совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой также должны получить юридическую оценку по п. «а» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

Применение насилия при получении сведений, составляющих государственную тайну, означает причинение потерпевшему побоев, легкого, средней тяжести вреда здоровью, а такж�� тяжкого вреда здоровью при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках требует дополнительной квалификации). Исходя из законодательной оценки степени общественной опасности преступлений, истязание и пытка для получения сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируются только по п. «б» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

Тяжкие последствия как квалифицирующий признак преступления имеет оценочный характер. Таковыми могут выступать срыв коммерческих контрактов, манипулирование рынком ценных бумаг, создание угрозы для безопасности отдельных лиц и т.д.

О специальных и иных технических средствах, предназначенных для негласного получения информации, см. комментарий к ст. 138.1 УК РФ.

Получение сведений, составляющих государственную тайну, сопряженное с их распространением либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ, означает, что, получив информацию или ее носитель, субъект передает их за пределы РФ. Момент возникновения умысла на передачу данных за пределы страны не имеет значения. Адресатом (получателем) могут выступать конкретные физические или юридические лица, заинтересованные в соответствующей информации, либо иные лица, средства массовой информации и т.д.

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).

Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Наказание и ответственность

В Уголовном кодексе Российской Федерации 283 статья регламентирует различные меры ответственности за разглашение государственной тайны.

В статье 26 закона «О государственной тайне» предусматривается не только уголовная, но и административная и дисциплинарная ответственность за разглашение тайны государства.

При отсутствии признаков государственной измены гражданину, разгласившему государственную тайну, грозит арест на период от 4 месяцев до полугода, или лишение свободы до четырех лет, без возможности занимать определенные должности на период до трех лет.

Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, виновному предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет, без возможности занимать определенные должности на срок до трех лет.

Ответственность за нарушение гостайны

Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок

Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Читайте также:  Лукойл Гарант. Негосударственный пенсионный фонд

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Комментарий к статье 283 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
— наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
— наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
— проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
— наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае. когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных. Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д. Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению. Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассм��трение в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О федеральной службе безопасности»;
2) Закон РФ «О государственной тайне»;
3) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
4) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;
5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»;
6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

7) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
8) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям»;
9) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

3. Судебная практика:
1) обзор судебной практики ВС РФ от 15.07.98 «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»;
2) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.01.2001 N 77-Г00-9;
3) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29.10.2002 N 51-Г02-47;
4) кассационное определение ВК ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04;
5) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13.04.2007 N 78-Г07-21.

Кто несет ответственность

По закону отвечать за разглашение секретных сведений фирмы могут:

  • работники, которые нарушили условие трудового договора о неразглашении определенной информации.

ПРИМЕРДва сотрудника крупного машиностроительного завода копировали и выносили с территории завода документы, в которых были новейшие разработки в области машиностроенияǞ Служба безопасности предприятия поймала нарушителей с поличнымǞ Директор завода обратился в полицию.Следователь возбудил уголовное дело по части второй статьи 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»;

  • партнеры по бизнесу, если в договоре с ними прописано условие о неразглашении коммерческой тайны;
  • любой человек, который разгласил секретные сведения, получив их незаконным способом (например, похитил документы, взломал базу данных и т. д.).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...