Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без диагностической карты — можно ли оформить в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Что делать, если у оператора пропал доступ к базе данных?
В обновленном законе также учтено, что в процессе работы могут возникнуть технические трудности с доступом к единой базе данных. Поэтому в нем приведены инструкции на случай, если у оператора пропадет доступ к сети Интернет или отключат свет:
42. В случае возникновения технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна (в том числе в случае прекращения подачи в пункт технического осмотра электрической энергии или отсутствия связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет») в течение менее четырех часов, сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра могут быть переданы в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. Наличие технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, оформляется актом (включающим в том числе указание на время возникновения и устранения такой технической неполадки), который подписывается техническим экспертом.
43. В случае, если техническое диагностирование проведено в полном объеме, а диагностическая карта не может быть оформлена в связи с возникновением технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, диагностическая карта по результатам такого технического диагностирования может быть оформлена в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. При этом количество диагностических карт, сведения о которых передаются в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, не может превышать число диагностических линий, сведения о которых включены в реестр операторов технического осмотра.
44. При наличии технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна в течение более четырех часов, технический осмотр не проводится до момента устранения такой технической неполадки.
Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:
1. Если при работе станции технического обслуживания возникла техническая неполадка (отключили свет или пропал доступ к сети Интернет), то должен быть составлен акт о технической неполадке. В этом документе указываются время возникновения неполадки и время ее устранения, акт подписывается экспертом.
2. Если техническая неполадка произошла более 4-х часов назад, то проводить технический осмотр и оформлять диагностические карты запрещается.
3. Если техническая неполадка произошла менее 4-х часов назад (например, во время осмотра очередного автомобиля), то закон разрешает провести осмотр до конца, а электронную диагностическую карту оформить в течение 24 часов.
4. Если произошла техническая неполадка, то разрешается провести только один техосмотр на каждой диагностической линии. Вторую машину на ту же самую линию загонять нельзя до тех пор, пока не будет оформлена диагностическая карта для предыдущей машины.
Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте
Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.
В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.
Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.
Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.
Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.
А именно:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
Нужен ли техосмотр для страховки ОСАГО 2022
Владельцы автомобилей категории «B» освобождаются от необходимости прохождения ТО, если машине не исполнилось 3 года. При этом важно не путать срок эксплуатации и время, прошедшее со дня выпуска. Например, если ТС было выпущено в 2017 году, то для 2022 нужно обязательно отправлять его на техосмотр, даже если оно использовалось 2022.
Как правило, для того, чтобы страховка была выдана, прохождение ТО является обязательным мероприятием для получения страхового полиса в ОСАГО: это гарантирует выплату средств хозяину машины в случае аварии. Для нового ТС не нужно предоставлять страховщикам письменное подтверждение осуществленного техосмотра.
Спустя 3 года с момента производства машины владелец предоставляет компании результаты техосмотра и оформляет страховку.
Чем грозит непрохождение ТО?
- С 1 марта 2022 года, согласно КоАП, вводится наказание за отсутствие диагностической карты. Штраф будет составлять 2000 рублей, выписать его могут раз сутки, т.е. всего за неделю водителю придет штрафов на сумму 14 000 рублей. И выявлять такое нарушение будут при помощи дорожных камер, а таких в России установлено на конец 2020 года более 18 000.
- При ДТП из-за неисправного автомобиля автовладельцу придется оплатить ремонт пострадавшего автомобиля. Согласно закону об ОСАГО, страховая компания может взыскать с виновника ДТП сумму, которую он заплатил пострадавшему, если ДТП произошло из-за неисправного автомобиля, не прошедшего техосмотр.
Но не спешите «бросать все» и ехать проходить техосмотр. В феврале 2021 года вышло постановление Правительства РФ о продлении действия диагностических карт, которые заканчиваются с 01.02.2021 по 30.09.2021. Карты продляются на 6 месяцев, но не менее чем до 30.09.
Как заключить ОСАГО без бланка ТО
Немаловажно знать, что оформление страховки онлайн и получение полиса без техосмотра затруднительно. Ведь для заключения договора нужно внести в специальное поле уникальный номер, присеваемый каждой диагностической карте. Но это не означает, что доступных вариантов нет — их немало:
- Оформление страховки ОСАГО без техосмотра с формальной выдачей бланка ТО сотрудниками СК. На ней не будет стоять подписи проводившего ТО автомобиля специалиста. Формально автомобиль будет застрахован, в реальности же такой полис будет недействительным. И при ДТП возмещать ущерб придётся владельцу авто;
- Покупка диагностической карты. Этот вариант полностью раскрывает вопрос, для страховки онлайн нужен ли техосмотр и как поступают в этом случае для страховки ОСАГО. По этой схеме автовладельцем приобретается активная диагностическая карта, номер которой используется для оформления страховки. Такие услуги неофициально предоставляют как сами страховщики, так и операторы ТО. Минус способа в том, что при ДТП в страховой выплате будет отказано, поскольку такой полис объявят недействительным;
- Приобретение «пустой» карты технического осмотра. Незаполненный бланк техосмотра также может использоваться для оформления полиса — ведь на нём будет присутствовать уникальный номер. Но, аналогично описанному выше случаю, такая страховка является недействительной.
Если вас интересует, можно ли заключить договор автострахования без ТО на законных основаниях, то есть только 2 способа: оформить его на новое авто или получить временную страховку для прохождения техосмотра.
Все вопросы, связанные со страхованием и техосмотром автомобиля, регулируются положениями ФЗ №170. Каждый владелец машины должен знать, по каким правилам проводится ТО. К основным правилам данного процесса относится:
- выбирать для прохождения техосмотра необходимо только специальные СТО, оснащенные необходимым оборудованием и обладающие разрешением на этот вид деятельности;
- выдается по результатам данного процесса диагностическая карта, представленная документом в формате А4;
- в карту включается специальная таблица, содержащая сведения о машине;
- в конце имеется техническое заключение, на основании которого понятно, можно ли далее пользоваться автомобилем по назначению;
- заверяется карта подписью эксперта, занимавшегося осмотром;
- формируется документация в двух экземплярах, а также обязательно делается электронная версия, обладающая индивидуальным номером.
Если гражданин имеет новую машину, которой еще нет трех лет, то ему не требуется проходить ТО. Через три года придется выполнять данный процесс раз в два года.
Техосмотр и страховка являются обязательными элементами для любого автовладельца. ТО необходимо проходить в разных ситуациях. К ним относится:
- у водителя появляются сомнения в идеальном состоянии автомобиля, поэтому он хочет выявить все проблемы в машине, так как после проверки можно увидеть в заключении, какие требуется устранить неисправности, чтобы продолжать безопасную эксплуатацию ТС;
- техосмотр и страховка являются взаимозависимыми элементами, поэтому если требуется купить полис ОСАГО, то придется заранее получить диагностическую карту, причем это необходимо для автомобилей, возраст которых превышает три года;
- планируется поездка на личной машине в другое государство, причем использование авто в другой стране без диагностической карты считается серьезным правонарушением, за которое приходится уплачивать достаточно существенный штраф, поэтому необходимо заранее позаботиться о получении диагностической карты;
- после ДТП часто страховые компании требуют от водителя предъявления диагностической карты, чтобы убедиться, что дорожное происшествие не связано с тем, что машина находилась в неисправном состоянии.
Если участник ДТП действительно не имеет диагностической карты, хотя его автомобиль старше трех лет, то это становится основанием для отказа в перечислении компенсации.
С какого возраста авто проходить ТО
Систематическая диагностика состояния, в ходе которой обнаруживаются и устраняются неполадки и неисправности, должна применяться по отношению ко всем транспортным средствам старше 3-х лет.
Отсчет возраста автомобиля начинается с года его выпуска, а не с года введения в эксплуатацию.
Согласно законодательству РФ, к процедуре техосмотра некоторых категорий ТС предъявляются отдельные требования.
Пригонять транспортные средства, независимо от их новизны, в СТО на плановую диагностику обязаны владельцы:
- легковых такси, пассажирских автобусов, грузовиков, перевозящих людей, опасные грузы;
- машин со световыми или звуковыми спецсигналами;
- автомобилей, использующихся в формировании навыков вождения у учащихся автошкол;
- грузовиков от 3,5 тонн.
Причина пристального внимания к состоянию перечисленных видов транспорта — повышенная опасность, которую они представляют для остальных участников движения, природных условий и экологии местности. Техосмотр при этом выступает превентивной мерой, призванной свести к минимуму вероятность причинения вреда.
Независимо от того, какого года выпуска ТС, нужна ли диагностическая карта в текущий момент или нет, владельцу предоставляется возможность проходить ТО по собственному желанию в любое время, причем СТО не имеет права отказаться от предоставления услуги. Внеплановый техосмотр новых машин проводится по стандартной схеме при предъявлении:
- паспорта лица, обратившегося в автосервис;
- водительского удостоверения;
- паспорта автомобиля, свидетельства, подтверждающего его регистрацию;
- генеральной доверенности (если процедура инициирована не собственником);
- квитанции для подтверждения оплаты.
Основной элемент диагностики — инструментальный контроль, когда специальным оборудованием определяется, соответствует ли состояние и комплектация ТС нормам безопасности.
Дополнительно проверяются:
- Номерные знаки, аптечка, огнетушитель.
- Технические жидкости (замеряют нормативные показатели).
- Тормозная система, корректность ее функционирования.
- Подвеска и рулевое управление на предмет наличия люфтов.
- Светотехнические приборы.
- Дверные замки.
- Уровень токсичности выхлопных газов.
По окончании оценочных мероприятий, водителю выдается диагностическая карта с заключением, разрешающим или запрещающим эксплуатацию объекта исследования. Результаты техосмотра транспортного средства вносятся в электронную базу данных ЕАИСТО.
Если в заключении указано, что использовать машину по назначению невозможно, владелец должен устранить все выявленные неисправности за 20 дней. Перечень обнаруженных дефектов прописывается в бланке документа. При повторной диагностике на этой же станции проверяются только проблемные элементы из списка, после чего выдается новая карта техосмотра.
Чего не должно быть в автомобиле?
Работа на камеру: в России изменят правила техосмотра автомобилей
За липовые диагностические карты накажут всех
Техосмотр не смогут пройти транспортные средства, в конструкцию которых были внесены какие-либо незадокументированные изменения. Проще говоря, если машину тюнинговали. Также получат «разворот» авто с неработающим звуковым сигналом или трещиной на лобовом стекле. Причем последнее требование допускает некоторые поблажки: стекло не подлежит обязательной замене, если трещина располагается со стороны пассажирского кресла и не попадает непосредственно на водительскую половину.
Также следует обратить внимание на способ установки госномеров, они должны быть надежно прикреплены к кузову, легко читаемы, а задняя номерная рамка должна иметь дополнительную подсветку.
Перед поездкой на техосмотр убедитесь, что передние и задние фары не затянуты в пленку, на них отсутствуют дефекты (трещины), краска или тонировка. Не допускается использование автомобилей с установленными лампами запрещенных цветов (красный, синий) либо ксеноном (при отсутствии на фарах омывателя и устройства автокоррекции).
Наступление возможных неблагоприятных последствий
Российские автовладельцы вздохнули с облегчением, когда вышел Закон об отмене обязательного прохождения техосмотра для оформления страховки ОСАГО. Однако такой новости не сильно обрадовались специалисты в сфере страхования, ведь в первую очередь они задумались над тем, как поступать при наступлении неблагоприятных последствий.
Чтобы уменьшить количество страховых выплат некоторые страховщики идут на некоторые хитрости. Они добавлять в страховое соглашение пункт, согласно которому владелец автомобиля должен пройти техосмотр в ближайшее время.
При наступлении неблагоприятных последствий страхователь:
- сможет получить деньги, потраченные на приобретение страхового полиса;
- будет обязан выплачивать компенсацию другим участникам ДТП самостоятельно (если, конечно, он был виновником происшествия);
- должен оплатить лично ремонт своей машины;
Как видите, единственное, на что может рассчитывать страхователь – это возврат денег, потраченных на оформление ОСАГО. Наказать таких руководителей страховых агентств по закону не выйдет.
ОСАГО и техосмотр — нюансы оформления
Любые автомобили в России обязаны проходить техосмотр в установленные законом сроки. Так подтверждается их техническая исправность и пригодность для передвижения по дорогам страны. Отсутствие техосмотра может грозить владельцу автомобиля штрафами.
Периодичность прохождения техосмотра установлена следующая:
Срок | Виды транспорта |
Единовременно при покупке (необязательно) |
Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы младше трех лет Грузовики младше трех лет с разрешенной массой до 3,5 тонн Прицепы младше трех лет |
Раз в полгода |
Легковые автомобили, которые используются как такси Автобусы Автомобили, оборудованные для перевозки опасных грузов |
Раз в год |
Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы старше 7 лет Автомобили, оборудованные спецсигналами Учебные автомобили Грузовики и прицепы |
Раз в два года | Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы возрастом от 3 до 7 лет |