Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Механизм расчета пенсии по возрасту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Декабрьская прибавка к пенсии
По данным Министерства труда и социальной защиты, в последний месяц 2022 года расходы на выплату пенсий составят 1,5 млрд рублей, из них 68 млн рублей пойдут на повышение пенсий согласно Указу Президента Беларуси № 397.
С 1 декабря 2022 года все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пересчитают. Выплаты для пенсионеров вырастут на 5%. Причем это уже третье в 2022 году повышение пенсий: в марте они выросли на 7%, в августе прибавка составила еще 10%.
В декабре средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 670 рублей и вырастет по сравнению с ноябрем без малого на 30 рублей, сообщили в Минтруда.
В ведомстве уточняют, что размер увеличения пенсии у каждого пенсионера будет индивидуален, поскольку выплаты зависят от продолжительности стажа и величины зарплаты, которые взяты за основу при расчете пенсии, а также установленных к ней доплат.
Согласно озвученной Министерством труда и социальной защиты статистики, в декабре 2021 года в среднем пенсия в Беларуси составляла 545 рублей. За год она выросла на 125 рублей. Таким образом, годовой прирост ожидается на уровне 23%.
Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении
Пенсии являются важнейшей составляющей социальной защиты. В настоящий момент выплаты получают около 2,5 млн человек.
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими законодательными актами.
У нас есть два вида пенсий – трудовые и социальные. К ним могут полагаться надбавки, повышения и доплаты.
Перерасчет пенсий проводят в связи с ростом средней заработной платы не реже одного раза в год, а также в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – эта сумма влияет на минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, а также на доплат к пенсиям лиц в возрасте старше 75 лет. В каких случаях можно остаться без «возрастных» надбавок к пенсии мы уже рассказывали.
Главное о трудовых пенсиях
Существует несколько видов трудовых пенсий:
Данные выплаты назначают лицам, которые в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали обязательные страховые взносы в установленном законодательством порядке.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году, к слову, мужчины уходят на пенсию в 61 года 6 месяцев, женщины – в 57 лет 6 месяцев. В 2022 году возраст выхода на пенсию увеличится для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет.
Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).
Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:
В общий стаж, кроме периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов, включают также:
Важно помнить, что продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии: максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При исчислении пенсии за периоды работы учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались страховые взносы, а за периоды иной деятельности, которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Главное о социальных пенсиях
Социальные пенсии назначают нетрудоспособным гражданам, которые не получают трудовую пенсию и пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального обеспечения.
Социальная пенсия положена:
Социальные пенсии рассчитывают из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
Белорусский закон предусматривает установление минимальных пенсионных гарантий, по которым размер назначенной пенсии не может быть ниже установленного минимального размера.
Напомним, с 1 сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 2021 г. № 317 «О повышении пенсий» выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца выросли на 7 %.
Получается, что средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит почти 545 рублей. Но, поскольку у каждого пенсионера свои показатели стажа и заработка, увеличение номинального размера пенсии у каждого свое.
Почему пенсии такие маленькие…
В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?
— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).
Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.
Изменятся пенсии для мам
У меня было два декретных отпуска, учитываются ли они при назначении пенсии?
— Да, учитываются. Более того, с января этого года вводятся дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет.
Ушла на пенсию в 50 лет, так как ребёнок — инвалид с детства. Сначала у дочери была четвёртая группа инвалидности, а с 18 лет — первая. Могу ли я как мать, воспитывающая ребёнка-инвалида с детства, рассчитывать на перерасчёт пенсии или какие-либо доплаты?
— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за это время. Следовательно, оснований для перерасчёта пенсии не имеется.
Как с нового года будет назначаться пенсия многодетным мамам?
— Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, имеют право на досрочную пенсию — на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Она назначается при пониженном общем стаже 15 лет и страховом — 5 лет. Для сравнения: для других женщин это 18 лет, а с 2025 года — 20 лет. Досрочную пенсию по возрасту получает почти 2900 женщин области.
Женщинам, родившим и воспитавшим 9 и более детей и награждённым государственными наградами СССР или Беларуси за материнство, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Такую пенсию в области получает 41 многодетная мать.
С 1 января введены дополнительные пенсионные гарантии для многодетных. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет. Для тех, кто родил 4 детей и воспитал их до 8-летнего возраста, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается до 10 лет. То есть, начиная с 2021 года, таким мамам будет назначаться пенсия не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах. Требование к общему стажу остаётся прежним — 20 лет.
Каким будет повышение пенсии в Беларуси в 2022 году?
В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.
Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.
Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Первые социальные пенсии в РБ выплачивались белорусам, которые по тем или иным причинам не могли вести трудовую деятельность. К таким категориям относились: дети-инвалиды, инвалиды детства, несовершеннолетние, растущие в семье, потерявшей кормильца.
лет назад законодательство изменилось, Лукашенко подписал Указ согласно которому социальные пенсионные выплаты могут получать люди пенсионного возраста у которых не накопилось достаточного количества стажа. В итоге, категориями, которые могут сегодня и в 2022 году рассчитывать на социальные пенсии являются следующие:
Прежде чем узнавать сколько пенсия 2022 в РБ необходимо ознакомиться с таблицей, в которой указана градация возрастного периода для выхода на заслуженный отдых. Указанную информацию можно узнать на официальных правительственных сайтах и благодаря интернет-ресурсам. Согласно последней информацией в 2022 году мужчины-белорусы могут получить трудовую пенсию при достижении 63-летнего возраста, женщины – с 58 летнего.
Пенсионный возраст и страховой стаж повысят в Беларуси в 2022 году
Александр Лукашенко довольно жёстко высказался по поводу пенсионного возраста и сказал, что «не стоит перекладывать проблемы на детей». Новых решений в этом вопросе не планируют никто, при этом президент отметил, что если установить пенсионный возраст на отметке в 50 лет, то многих людей будут вынуждены содержать дети. Если мыслить адекватно, то по словам президента, не одна мать или отец не скажет – «ладно пусть за меня платят дети», многие вероятно сочтут, что лучше проработать ещё несколько лет.
Пенсионный возраст – это единственный параметр, который растёт, потому что с ним увеличивается ещё и страховой стаж. Страховой стаж – это необходимая величина для того, чтобы оформить для себя трудовую пенсию.
Трудовая пенсия – это очень важный показатель для белорусов, потому что на её уровень они зарабатывают самостоятельно, если стажа не хватает, то назначается социальная пенсия, а её размер очень маленький, и на такие выплаты можно просто выживать, то есть нормально жить не получится. С 1 января пенсионный стаж увеличился на шесть месяцев, и теперь эта величина находится в пределах 18 лет.
Если кто-то не понимает, то страховой стаж – это тот период работы, В течение которого работодатель оплачивает взносы в фонд социальной защиты населения. Радует, что в это понятие входит период службы в армии, только если речь идёт о срочной службе, но учёба в ВУЗе здесь не учитывается.
С 2021 года. вводится новый вид пенсионных выплат, которые предназначены специально для людей, попавших в пенсионную ловушку. Речь идёт о людях, которые не смогли получить достаточное количество лет страхового стажа для того, чтоб им оформилась страховая пенсия, поэтому они получают социальную. Размер социальной пенсии составляет всего лишь 129 рублей, а это очень мало.
Власти запланировали, что рост пенсионных выплат в Беларуси на протяжении 2021 года будет выше уровня инфляции. Заявление об этом делала председатель фонда социальной защиты – Наталья Павлюшенко.
По её словам, основная часть фонда, имеется ввиду денежных средств, будет направлена на пенсии. Расходы увеличатся на 9 %. На текущий момент пока не совсем ясно, как именно должны расти пенсии ежеквартально, потому что в государственном бюджете нет такого количества средств, чтоб обеспечить подобное нововведение, соответственно, пока этот вопрос остается на доработке, но начисление пенсии в Беларуси производится при условии инфляции.
Расчёт пенсионных выплат также изменится. С 2021 года размер пенсии напрямую связан с заработной платой, имеется ввиду с той, которую работник получает в течение 27 лет. Если в это время был перерыв, тогда заработная плата считается пропорционально с этими промежутками. Непрерывный пенсионный стаж это не затрагивает, то есть за данный вопрос законодательство не предусматривает дополнительных бонусов. При этом имеет влияние размера оклада. Здесь есть одно очень интересное правило, поскольку важно, не столько, сколько человек зарабатывал, а как именно его зарплата соотносилась со средним уровнем государства. Именно на основе данных параметров рассчитывается ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
Фактический ежемесячный заработок за 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой в том же месяце, и если коэффициент получается ниже единицы, значит и коэффициент будет в полтора раза меньше, если один – это заработная плата была средней. Показатели суммируются и в окончание делятся на число отработанных месяцев. В итоге получается определённый пенсионный коэффициент, то есть цифра с некоторыми знаками после ноля, которая используется в официальной формуле расчёта пенсионных выплат.
Обсуждая последние новости о выплате пенсий в 2021 году в Беларуси, стоит сказать, что с 1 января увеличился размер социальной пении для тех родителей, которые являются опекунами детей инвалидов. Имеется ввиду в случае степени тяжелой утраты здоровья, и доплата предусмотрена только для тех родителей, которые ухаживают за детьми не менее 20 лет. Пенсия увеличится довольно неплохо– со 129 рублей до 272 рублей.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Когда и на сколько повысят пенсию инвалидам в 2023 году
Повышение пенсий по инвалидности и ЕДВ в 2023 году будет происходить в несколько этапов.
- Сначала с 1 января 2023 года повысят страховые (трудовые) пенсии всех видов — в том числе, и по инвалидности. Индексация в январе составит 4,8%, но коснется не всех пенсионеров, а только неработающих.
- С 1 февраля 2023 г. увеличат размеры ЕДВ по инвалидности всех групп. Индексация будет произведена в соответствии с итоговым значением инфляции, которое станет известно только в январе 2023 г. По предварительным расчетам Правительства, это будет 12,4%.
- С 1 апреля 2023 г. проиндексируют государственные и социальные пенсии, причем как неработающим, так и работающим инвалидам. Повышение запланировано на уровне 3,3%.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Сразу стоит заметить, что это не индексация, а индивидуальное назначение доплаты за стаж, приобретенный уже после выхода на заслуженный отдых.
Нужно пояснить, что параметры запланированных индексаций еще могут измениться. Часть из них будет одобрена при рассмотрении в Госдуме законов о федеральном бюджете и бюджете ПФР на 2023 г., а другие — Правительством в течение следующего года.
Индексация пенсий МВД в 2023 году
Повышение пенсий МВД в 2023 году на 8,6% — это чрезвычайно важный процесс, начала которого ждали многие пожилые сотрудники профильных государственных учреждений. Благодаря ему правительство стремится снизить негативное влияние, которое инфляция оказывает на объем получаемых гражданами денежных средств.
Кстати, прогнозируемый уровень ежегодного повышения цен на товары и услуги колеблется в районе 5,5%. Дотации пенсионерам, соответственно, эксперты увеличивают на 8,8%, с избытком покрывая грядущие дополнительные расходы определенной части населения.
На рассматриваемые надбавки могут претендовать:
- люди, достигшие пенсионного возраста, и предоставившие экспертам ПФР соответствующие документы;
- граждане, сумевший накопить страховой стаж в нужном размере (не менее 14 лет службы);
- лица, набравшие не менее 25,8 ИПК (традиционных российских пенсионных баллов).
Впрочем, аналогичные требования выдвигаются и к рядовым пенсионерам, никогда на службу не заступавшим.
Бюджет прожиточного минимума
Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).
Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.
С учётом того, что вырастет минимальный страховой стаж до 18 лет, максимальный размер нового вида пенсии станет 183 рублей – 94 % от базового прожиточного минимума, именно такие подсчеты сделали власти.
Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.
Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.
С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.
Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
На сегодняшний день в РБ сумма средней пенсии составляет 472 бел рубля. Несмотря на то, что это недостаточная сумма, в сравнение с 20219 годом она выросла на 12,5%. Это официальные данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Ежегодно правительство страны выделяет более 12 млрд бел рублей, которые распределяются среди 2,5 млн пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении. При этом ежегодно проходит небольшая индексация, позволяющая обеспечить повышение средней пенсии в РБ и максимум потребностей граждан преклонного возраста.
Важно! Политика властей Беларуси направлена на то, чтобы довести среднюю пенсию каждого вышедшего на заслуженный отдых гражданина от размера 40% от средней з\п. Конечно, в каждом конкретном случае сумма высчитывается исходя из страхового или трудового стажа.
По официальным данным, на конец 2020 года в Беларуси представительницы прекрасного пола выходят на пенсию в 57 лет, а сильный пол в 62 года. Для пенсии страховой стаж должен составлять не менее 17,6 лет.
Интересно! Размер и дата «заслуженного отдыха» будет напрямую зависеть от даты рождения и непосредственно даты обращения за расчетом пенсии.
- Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
- Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
- Павышэнне ваеннай пенсіі ў Беларусі ў 2021 годзе
- Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе
Стандартно процедура пересмотра назначенной суммы производится 4 раза в год в первых числах февраля, мая, августа и ноября. В это время работа властей направлена на повышение суммы ПМ, от которого рассчитываются все государственные дотации и пособия.
Размер средней пенсии напрямую зависит от суммы минимальных выплат, нелишним будет узнать, что на начало августа 2020 года минималка составляла 260,29 бел рублей. В качестве минимального стажа пенсионерам требуется наработать 17,5 лет. Власти уже предупредили, что до 2025 года каждые 6 месяцев он будет расти до 20 лет. Все документы и заявление требуется отнести в соответствующие муниципальные органы не раньше, чем инспекторы получат акт о подтверждении личности.
Многих белорусов волнует не только когда поднимут среднюю пенсию в РБ в 2021 году, но главное – на сколько повысят государственные дотации? Последние события, связанные с перевыборами президента Республики Беларусь отбросили на долгое время вопросы повышения государственных пособий, поэтому сказать точную сумму средней пенсии пока сложно.
Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ
Из-за того, что минимальный страховой стаж, который нужен для получения пенсии, увеличился достаточно резко (в 2013 году он составлял всего 5 лет), многие люди попали в так называемую пенсионную ловушку. Получается, набрать нужное количество трудового стажа они смогли, а страхового — нет. По данным Минтруда, сейчас таких около 3,5 тысячи человек.
Чтобы сгладить ситуацию, власти снизили страховой стаж для некоторых категорий. Например, военным и силовикам, которые не отслужили нужное время и не могут получать пенсию за выслугу лет, достаточно 10 лет страхового стажа. Тем, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или человеком старше 80 лет, тоже достаточно 10 лет страхового стажа. Но при этом для них заметно увеличился общий трудовой стаж: он составляет уже 40/35 лет, а не 25/20.
Если страхового стажа не хватает, то и права на трудовую пенсию не будет. В такой ситуации назначают социальную пенсию. Она равна 50% бюджета прожиточного минимума, сейчас это 115,92 рубля (бюджет прожиточного минимума пересматривают раз в квартал, вместе с ним чуть прирастает и пенсия). Также стоит учитывать, что оформить социальную пенсию можно позже, чем обычную трудовую: для мужчин — в 65 лет, для женщин — в 60.
Здесь тоже придется довольствоваться социальной пенсией: 115,92 рубля. Назначат ее тоже позже: в 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.
Комплексное бухгалтерское обслуживание в Беларуси
- Слуцкий ясли-сад № 11победил в районном этапе областного смотра-конкурса на лучшее благоустройство и озеленение территории учреждения образования!!!
- Женская консультация в Слуцке возвратится в здание главного корпуса центральной районной больницы
- Более 50 раз ударила мужа ножом: следователи устанавливают обстоятельства жестокого убийства
- ДТП с маршруткой на улице Магистральная в Слуцке
- В Солигорске малолетний ребенок оказался заперт в салоне автомобиля – спасать малыша пришлось сотрудникам МЧС и милиционерам
- Как в Слуцке развивается микрорайон Чехова
- Житель Слуцка за свои деньги установил памятный знак под Старыми Дорогами
- Сколько после подорожания стоят билеты на поезда из Солигорска до Слуцка и других городов
Сегодня люди, которые не смогли получили нужный страховой стаж, не имеют право рассчитывать на повышенные выплаты от государства, выплачиваемую по возрасту.
Из-за этого они могут претендовать исключительно на социальную пенсию, с довольно небольшим размером – всего 129 рублей.
Это очень мало и в Минтруда об этом позаботились, и приняли несколько новшеств, которые помогут избежать подобной ловушки.
Как рассчитать пенсию самому в беларуси в 2021 году
Сложности в самостоятельном расчете своей будущей пенсии могут возникнуть из-за индивидуального коэффициента заработка.
«Размер пенсии зависит от продолжительности стажа и величины индивидуального коэффициента заработка. Самым сложным является исчисление индивидуального коэффициента заработка. Для этого и в целом для расчета пенсии применяется программное обеспечение», — отмечали ранее в Минтруда.
Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.
Если же белоруска при стаже работы в 33 года с индивидуальным коэффициентом заработка в 2,0 продолжает трудиться на заслуженном отдыхе, то ее пенсия будет меньше — не 375 рублей, если бы она не работала, а 341 рубль.
А вот при таком же стаже, но с индивидуальным коэффициентом заработка в 0,6, пенсия у работающей пенсионерки составит все те же 235 рублей, что и неработающей. Это связано с нюансами пенсионного обеспечения.
Так, работающие на заслуженном отдыхе пенсионеры могут получать полную пенсию только в том случае, если их индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3. Если этот показатель больше, то пенсия будет урезана на время работы.
Мужчина со стажем работы в 33 года и с коэффициентом в 0,6, который продолжает работать на заслуженном отдыхе, получит пенсию в 218 рублей, если не работает — столько же. При таком же стаже, но коэффициенте в 2,0, пенсия работающего составит 316 рублей, неработающего — 347 рублей.
Напомним, белорусы, которые достигают пенсионного возраста, но продолжают трудиться, могут рассчитывать на премирование за отложенный выход на пенсию. Главное условие — неполучение пенсии в период работы.
Напомним, средний размер назначенных пенсий в Беларуси в мае составил 331,18 рубля. Эта сумма на 16,4 рубля больше, чем в апреле. Этот рост обусловлен плановым повышением трудовых и социальных пенсий с 1 мая.
С 1 мая в Беларуси выросли трудовые пенсии — в среднем на 5,4%, а также подняли минимальные трудовые и социальные пенсии, которые зависят от размера бюджета прожиточного минимума.
В планах правительства на этот год — довести показатель до 40% от средней зарплаты по стране. В марте этот показатель составлял 34%.
К примеру, в Гомельской области данное соотношение равно 39%, а в Брестской — 38,2%.
Средний размер назначенных пенсий по возрасту в мае составил 340,53 рубля. Это на 17,37 рубля больше, чем в апреле. Средние пенсии по инвалидности, по прогнозам Минтруда, в мае составят 291,2 рубля, а по случаю потери кормильца — 231,5 рубля.
Самые большие пенсии в среднем получают минчане, а меньше всего выплаты в Брестской области.
Напомним, социальную пенсию сейчас получают почти 72 тысячи белорусов. «В основном это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры социальной пенсии зависят от категории получателей и тяжести инвалидности (степени утраты здоровья).
Так, у инвалидов 3-й группы размер этой пенсии составляет 154,94 рубля. У инвалидов 1-й группы — 227,24 рубля, в таком же размере выплачивается пенсия детям-инвалидам с четвертой степенью утраты здоровья, — отмечали ранее в Минтруда.
— Как и другие лица с невысоким доходом, получатели социальной пенсии вправе обратиться за государственной адресной социальной помощью».
В Беларуси с января 2017 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.
Главной функцией калькулятора является разъяснение порядка образования страховых выплат, а к тому же наглядно показать, как влияют на размер пособия следующие параметры:
- Величина заработной платы.
- Сумма дохода, полученного самозанятым.
- Вариант обеспечения, который выбран гражданином.
- Величина трудового стажа.
- Служба в войсках, отпуск для ухода за детьми до достижения полуторагодовалого возраста и прочие особенные периоды.
- Выход на пенсию позже возраста, который установлен законодательно.
Результаты, получающиеся в процессе подсчета, не показывают действительный уровень ваших пособий и являются условными. Чтобы подсчет был проще, используются постоянные условия. Например, считается, что вы получали постоянную зарплату, формирование выплат происходило на условиях 2020 года и тому подобное.
С помощью данного графика можно выяснить, когда выйдут на пенсию женщины и мужчины. I полугодие — с 1 января по 30 июня; II полугодие — с 1 июля по 31 декабря.
Для женщин
Дата рождения | Выход на пенсию | В возрасте |
---|---|---|
II полугодие 1960 года | в день рождения 2019 года | 59 лет |
I полугодие 1961 года | II полугодие 2020 года | 59 лет 6 месяцев |
II полугодие 1961 года | в день рождения 2021 года | 60 лет |
I полугодие 1962 года | II полугодие 2022 года | 60 лет 6 месяцев |
II полугодие 1962 года | в день рождения 2023 года | 61 год |
I полугодие 1963 года | II полугодие 2024 года | 61 год 6 месяцев |
II полугодие 1963 года | в день рождения 2025 года | 62 год |
I полугодие 1964 года | II полугодие 2026 года | 62 года 6 месяцев |
II полугодие 1964 года | в день рождения 2027 года | 63 года |