Пройти техосмотр автомобиля по новым правилам в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пройти техосмотр автомобиля по новым правилам в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Как изменилась процедура прохождения техосмотра?

Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.

Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.

На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

В рамках закона установлен срок действия диагностической карты, исходя из типа транспортного средства и его эксплуатации. Таким образом автомобили, которые используются для перевозки людей, обязаны проходить проверку каждые 6 месяцев. При этом правило актуально даже для нового транспорта, который только приобретен.

Читайте также:  В ГИБДД рассказали, как вернуть деньги с оплаченных госпошлин

Физические лица, использующие автомобиль в личных целях, имеют право в течение трех лет ездить без прохождения ТО. По итогам трех лет делается первый осмотр, который действует два года. Второй ТО также выдается на два года. Последующие действуют год.

Каждый год обязаны проходить проверку:

  • Грузовые автомобили;
  • Учебный транспорт;
  • Автомобили со специальными знаками.

На какой срок выдается диагностическая карта

Срок действия диагностической карты зависит от типа транспортного средства и от его возраста:

Тип автомобиля Допустимая максимальная масса Возраст транспортного средства (с момента изготовления) Срок действия ДК
Легковые и грузовые автомобили до 3,5 т 3 – 7 лет 2 года
Легковые и грузовые автомобили до 3,5 т от 7 лет 1 год
Грузовые автомобили от 3,5 т 1 год
Транспортные средства для перевозки опасных грузов, людей 6 мес.

Что делать, когда срок действия истек?

Не обращать на это внимания нельзя. Необходимо:

  1. Подготовить транспортное средство к прохождению техосмотра. Казалось бы, оператор должен выявить все неисправности, зачем автовладельцу тратить время на подготовку?! Но нет. Если в пункте ТО будет обнаружено, что автомобиль непригоден к эксплуатации или его тех. состояние не соответствует установленным нормам, то автовладельцу дадут 20 дней на устранение недостатков. Повторный ТО – платный. Поэтому лучше сразу все проверить, убедиться, что транспортное средство в полном порядке.
  2. Приехать в пункт технического осмотра. Желательно убедиться, что у оператора имеется вся разрешительная документация, а данные об оформленной диагностической карте попадут в ЕАИСТО – это такая информационная система, куда направляют сведения о ТО все легальные операторы. На неё же ориентируются и страховщики. То есть, факт прохождения техосмотра, в первую очередь, устанавливают не по бумажной ДК, а по данным в ЕАИСТО. Кроме того, если водитель потерял карту, то он может получить её дубликат. Потому что сведения о прохождении ТО хранятся в электронном виде.
  3. Успешно пройти техосмотр и получить диагностическую карту на руки.

    Обратите внимание! Законом не установлена обязанность возить этот документ с собой всегда и везде. Его нужно только лишь предъявить страховщику.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Читайте также:  ФСБУ 25/2018: учет аренды в «1С:Бухгалтерии 8»

Проблемы при оформлении

Актуальным и часто задаваемым вопросом является вопрос о том, какой период допустимого использования имеет бумага, полученная от предыдущего владельца, и можно ли вообще по ней оформить страховку на нового собственника. Здесь важно понимать, что ОСАГО оформляется на конкретное лицо, а диагностическая карта же выдается на транспорт.

Известно немалое количество случаев, когда страховые компании отказывают в выдаче полиса по старой, но действующей карте. Подобные отказы являются незаконными. Если автовладелец столкнулся с данной проблемой, то он может обжаловать неправомерное действие страховщиков в прокуратуре.

Карта о прохождении диагностики не может выдаваться на иные сроки, нежели приведены в законе. Продолжительность легального использования такого документа зависит от целого набора факторов, которые в обязательном порядке должны учитываться не только при проведении техосмотра, но и при выдаче документа, подтверждающего его прохождение.

Как часто нужно проходить техосмотр автомобиля

Сроки прохождения техосмотра и срок действия диагностической карты зависит от года выпуска машины.

Периодичность ТО зависит от класса машины и цели, с которой она используется:

  • периодичность 2 года для автомобилей, если с момента его производства прошло от 3 до 7 лет (годом выпуска считается дата, указанная в паспорте ТС).
  • через 1 год для машин, если с момента производства прошло больше 7 лет, учитывая и год выпуска.

Вне зависимости от года выпуска, прохождение ТО каждый год требуют такие ТС:

  • Грузовое авто с при максимальном разрешении массы в 3,5 тонны.
  • Все машины, оборудованные спецсигналами (свет и звук).
  • «Учебные» ТС, на которых проводится обучение управлению в автошколах.

Раз на 6 месяцев, вне зависимости от года производства, ТО проходят (пункт 1 часть 1 статьи 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ):

  • Легковое такси.
  • Автобус.
  • Грузовое авто с возможностью пассажирской транспортировки, где количество сидячих мест больше 8. Водительское место не учитывается.
  • Специальные ТС, а также их прицепы, в которых транспортируются опасные грузы.

При желании владелец ТС может проходить ТО до момента истечения срока предыдущего талона. Отказать в этом праве хозяину авто не могут.

Техосмотр автомобиля сроки прохождения по годам

Срок эксплуатации автомобиля (с года выпуска ТС) 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет от 8 лет
месяцы с начала года 6 12 6 12 6 12 6 12 6 12 6 12 6 12 6 12
Тип транспортного средства
Такси х х х х х х х х х х х х х х х х
Автобусы х х х х х х х х х х х х х х х х
Грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более 8 (за искл. Места водителя) х х х х х х х х х х х х х х х х
Спец.ТС и приципы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опачных грузов х х х х х х х х х х х х х х х х
Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п.3) х х х х х х х х
ТС, оборудованные в соответствии с законодательством РФ устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (кроме ТС указанных в п. 1-4) х х х х х х х х
ТС, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами (кроме ТС, указанных в п. 1-4) х х х х х х х х
Легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п. 1-7) х х х х
Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п. 1-7) х х х х
Прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг. (кроме ТС, указанных в п 1-7) х х х х
Мототранспортные средства х х х х

Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2020 году — техосмотр нового автомобиля прохождения по годам

  • Диагностическую карту стали оформлять взамен талона техосмотра, который действовал как доказательство хорошего технического состояния автомобиля.
  • Также в итоге реформы ГИБДД избавилась от полномочий проверки технического осмотра автомобилей и эта роль перешла частным компаниям, которые для такой деятельности должны получить специальную лицензию.
  • В то же время, водители часто не знают, какой срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2020 году.

Диагностическая карта формируется в итоге проверки на станции технического обслуживания, в ходе чего в нее вносятся особые данные, касающиеся технического состояния, причем это делает эксперт.

Сам документ не имеет степеней защиты, поскольку распечатывается на обычном принтере. Максимум, чем могут заверить подлинность — это подпись эксперта, печать предприятия, на базе которого проводилась проверка и номер документа, который можно проверить по базе ЕАИСТО.

Читайте также:  Приостановление исполнительного производства по алиментам

Сам документ имеет в себе информацию о состоянии автомобиля, по каждой зоне отдельно. В ходе проверки мастер делает пометки, а потом переносит информацию в бланк, в его определенную ячейку.

  1. Оглавляет диагностическую карту номер документа, срок его годности, а также информация об операторе, проводившем исследование и местонахождении точки осмотра.
  2. В карте указывается информация об автомобиле, а конкретно годе выпуска, марке, модели и дополнительных параметрах, включая VIN-номер.
  3. Чтобы разобраться в технологии действия диагностической карты, а также ее содержимым, необходимо определиться в значении некоторых терминов.
  4. Они могут помочь понять, зачем нужен этот документ, как его правильно использовать по прямому назначению.
Термин Значение
Диагностическая карта Официальный документ, который свидетельствует о прохождении технического осмотра и говорит о надлежащем состоянии автомобиля и его соответствии всем имеющимся нормам. Заполняется на СТО, где автомобилист проходит обследование и не требует подтверждения в ГИБДД
ОСАГО Полис обязательного страхования, который подразумевает возмещение ответственности за нанесенный ущерб третьим лицам, от человека, виновного в аварии. Полис ОСАГО оформляется в страховой компании, куда затем совершаются регулярные отчисления, а для его получения следует предъявить некоторые документы
Техосмотр Диагностическая процедура, проводимая автоэкспертом относительно технического средства и его отдельных узлов с целью выявления неполадок или освидетельствования хорошего технического состояния транспорта

Независимо от того, какого года выпуска ТС, нужна ли диагностическая карта в текущий момент или нет, владельцу предоставляется возможность проходить ТО по собственному желанию в любое время, причем СТО не имеет права отказаться от предоставления услуги. Внеплановый техосмотр новых машин проводится по стандартной схеме при предъявлении:

  • паспорта лица, обратившегося в автосервис;
  • водительского удостоверения;
  • паспорта автомобиля, свидетельства, подтверждающего его регистрацию;
  • генеральной доверенности (если процедура инициирована не собственником);
  • квитанции для подтверждения оплаты.

Основной элемент диагностики — инструментальный контроль, когда специальным оборудованием определяется, соответствует ли состояние и комплектация ТС нормам безопасности.

Дополнительно проверяются:

  1. Номерные знаки, аптечка, огнетушитель.
  2. Технические жидкости (замеряют нормативные показатели).
  3. Тормозная система, корректность ее функционирования.
  4. Подвеска и рулевое управление на предмет наличия люфтов.
  5. Светотехнические приборы.
  6. Дверные замки.
  7. Уровень токсичности выхлопных газов.

По окончании оценочных мероприятий, водителю выдается диагностическая карта с заключением, разрешающим или запрещающим эксплуатацию объекта исследования. Результаты техосмотра транспортного средства вносятся в электронную базу данных ЕАИСТО.

Если в заключении указано, что использовать машину по назначению невозможно, владелец должен устранить все выявленные неисправности за 20 дней. Перечень обнаруженных дефектов прописывается в бланке документа. При повторной диагностике на этой же станции проверяются только проблемные элементы из списка, после чего выдается новая карта техосмотра.

Чего не должно быть в автомобиле?

Работа на камеру: в России изменят правила техосмотра автомобилей

За липовые диагностические карты накажут всех

Техосмотр не смогут пройти транспортные средства, в конструкцию которых были внесены какие-либо незадокументированные изменения. Проще говоря, если машину тюнинговали. Также получат «разворот» авто с неработающим звуковым сигналом или трещиной на лобовом стекле. Причем последнее требование допускает некоторые поблажки: стекло не подлежит обязательной замене, если трещина располагается со стороны пассажирского кресла и не попадает непосредственно на водительскую половину.

Также следует обратить внимание на способ установки госномеров, они должны быть надежно прикреплены к кузову, легко читаемы, а задняя номерная рамка должна иметь дополнительную подсветку.

Перед поездкой на техосмотр убедитесь, что передние и задние фары не затянуты в пленку, на них отсутствуют дефекты (трещины), краска или тонировка. Не допускается использование автомобилей с установленными лампами запрещенных цветов (красный, синий) либо ксеноном (при отсутствии на фарах омывателя и устройства автокоррекции).

Требования к диагностическому центру

Станция, желающая официально осуществлять технический осмотр ТС, обязана пройти аккредитацию в порядке, установленным Приказом Минэкономразвития № 697 от 28 ноября 2011 года.

Чтобы получить разрешение (аттестат аккредитации), центр диагностики должен соответствовать 4-м основным критериям:

  • иметь на праве собственности или на ином законном основании средства технического диагностирования, перечень которых утвержден Приказом Минпромторга № 1677;
  • в штате компании должен наличествовать хотя бы один технический эксперт;
  • наличие технических возможностей по осуществлению ежедневной передачи сведений об автомобилях, прошедших техосмотр, в ЕАИСТО;
  • для автомобильных дилеров – наличие договора с производителем (импортером) ТС, в отношении которых будет производиться техосмотр.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...