Статья 3.11. Дисквалификация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.11. Дисквалификация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дисквалификация — вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Комментарии к ст. 3.11 КОАП РФ

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия «дисквалификация». Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).

3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.

В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.

4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.

5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).

6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Реестр дисквалифицированных лиц

Если судом после рассмотрения дела было принято решение о дисквалификации бывшего руководителя, его данные вносят в особый реестр. В нём содержатся тысячи лиц, которым по приговору суда не разрешено занимать определенные должности.

Этот документ находится в ведении Федеральной налоговой службы. В 2014 году было объявлено о том, что Реестр дисквалифицированных лиц находится в публичном доступе. По личным данным можно определить, включен ли определенный человек в этот список.

Должно быть так, что при приёме не должность руководителя происходит проверка кандидата на наличие в этом реестре. Однако на практике это происходит не во всех случаях. В декабре 2018 года этот список насчитывал 9888 человек. Если такого человека принять на должность, то в результате виновных ждет административное наказание, а для предприятия гарантируется повышенное внимание надзорных органов.

При обнаружении нарушения будут назначены (статья 14.23 КоАП) следующие штрафы:

  1. Если должностное лицо дисквалифицировано, но работает, несмотря на запрет, ему придется выплатить 5000 рублей.
  2. Организация или фирма, нанявшие на работу такого человека, облагаются штрафом в сумме, которая может доходить до 100 тысяч рублей.

Договор, на котором стоит подпись дисквалифицированного лица, имеет высокие шансы быть признанным недействительным в суде. Однако такому лицу можно оформлять этот документ в случае, если на него оформлена доверенность.

В Реестре хранятся следующие данные о виновном лице:

  • время и место рождения, фамилия, имя и отчество;
  • должность, которую ранее занимал виновный;
  • прежнее место, где он работал до вынесения приговора;
  • статья КоАП, в соответствии с которой было принято судебное решение;
  • кто и когда составил протокол о произведенном нарушении;
  • указываются данные судьи, который рассмотрел дело и принял решение о наказании виновного;
  • срок действия наказания;
  • указания начальной и конечных дат периода, в течение которого действует дисквалификация.

Если возникает необходимость проверить кандидата на получение должности, то это может сделать любой желающий. Для этого нужно посетить сайт Федеральной налоговой службы. Реестр легче всего найти, воспользовавшись поиском. Чтобы правильно составить запрос, нужно указать данные того лица, которое необходимо проверить.

Есть возможность за получением соответствующего документа. Он может представлять собой выписку из Реестра или подтверждение того факта, что этот человек в документе отсутствует.

При дисквалификации должностное лицо теряет право занимать определённые должности в течение срока, установленного судом. На это время данные о нем помещают в соответствующий государственный реестр. Однако это не лишает его права работать на других должностях.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.
Читайте также:  За какие машины в 2022 году придется заплатить налог на роскошь: список

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Дисквалификация Арбитражных управляющих через призму Конституции РФ

В свете появления на просторах Российского правоприменения первого прецедента о дисквалификации арбитражного управляющего, в профессиональном сообществе вновь встал вопрос о законности данной нормы. Поскольку Экспертное сообщество уже начало , по выражению Максима Доценко, «спецоперацию», думаю, стоит отметить, несколько моментов посвященных дисквалификации, как виду административного наказания и ее истории в Российской судебной практике.

Во-первых применение дисквалификации к арбитражным управляющим – с точки зрения КоАП РФ и законодательства в целом — случай достаточно уникальный.

Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Более широко определение раскрывается в ч. 1 ст. 20 настоящего ФЗ — Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В законодательстве РФ понятие субъектов профессиональной деятельности не отражено, количество законов содержащих понятие «профессиональная деятельность» можно перечислять бесконечно (например ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Фактически его нет, поэтому правильнее бы было рассматривать арбитражных управляющих, как субъектов частной практики, а не профессиональной деятельности. В случае с частной практикой можно определить круг лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность, но основе налогового законодательства (ч. 2 ст. 227 НК РФ). Для целей настоящей статьи стоит понимать под субъектами частной практики граждан РФ осуществляющие деятельность требующую специальных познаний и навыков и не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или образования регистрации юридического лица.

Лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица

Применительно к рассматриваемой ситуации особый интерес представляет лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не раскрывает понятие «исполнительный орган управления юридического лица», однако вместе с тем указывает должностных лиц юридического лица, в отношении которых может быть применена дисквалификация. К таким лицам относятся:

  • должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • члены совета директоров (наблюдательного совета).

Понятие и цели административного наказания

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.
Читайте также:  Какая категория прав нужна на квадроцикл в 2022 году

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Решение суда о дисквалификации

При наличии нарушения, подпадающего под дисквалификацию, оформление происходит в несколько этапов.

При этом предпринимаются следующие шаги:

  1. Как только нарушение было обнаружено, составляется протокол. Это делают контролирующие службы, которые обладают соответствующими полномочиями.
  2. Пока происходит рассмотрение дела или жалобы на принятое судебное решение, обвиняемый имеет возможность по-прежнему работать на своём месте.
  3. Материал о сделанном правонарушении отправляется в районный суд.
  4. Судебное рассмотрение должно происходить в присутствии виновного. Однако, если он был уведомлен о времени и месте заседания, но не явился, то суд может работать в его отсутствие.
  5. Если обвиняемый сочтет нужным, он может подать жалобу.
  6. После того, как решение было принято и вступило в законную силу, трудовой договор виновного в обязательном порядке должен быть расторгнут.
  7. Информация о виновном помещается в Реестр дисквалифицированных лиц.
  8. Если лицо, подвергнувшееся наказанию, скрывает этот факт на месте работы, то суд передает данные службе судебных приставов, которые обеспечат выполнение приговора. Кроме этого, виновному в этом случае грозит штраф в сумме 5000 рублей.

Какие могут быть основания для дисквалификации руководителя организации?

Ответ: Дисквалификация руководителя организации возможна только по решению суда по основаниям, установленным законодательством об административных правонарушениях.

Руководитель может быть дисквалифицирован, например, за нарушения трудового законодательства или нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности.

Обоснование: Дисквалификация руководителя — это административное наказание, которое заключается в лишении его права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 1, 2 ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация может устанавливаться только в качестве основного административного наказания и не может назначаться одновременно в том числе с административным штрафом (ст. 3.3 КоАП РФ).

Обратите внимание!

Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

  • Основания для дисквалификации руководителя организации установлены законодательством об административных правонарушениях, в том числе:
  • — за нарушение трудового законодательства;
  • — за нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности;
  • — нарушения в области финансов, налогов и сборов.

Что такое дисквалификация?

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.

11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи.

За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию.

КоАП Правонарушение Срок дисквали­фикации
п. 2 ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должност­ным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию ­за аналогичное административное правонарушение от 1 года до 3 лет
ст. 5.53 Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие ­действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
п. 1 ст. 14.12 Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит ­уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев до 3 лет
п. 2 ст. 14.12 Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 1 года до 3 лет
п. 1 ст. 14.13 Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти дейст­вия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев до 3 лет
п. 2 ст. 14.13 Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев до 3 лет
п. 3 ст. 14.13 Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев до 3 лет
п. 4 ст. 14.13 Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев до 2 лет
п. 5 ст. 14.13 Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании, соответственно, юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд от 6 месяцев до 2 лет
п. 4 ст. 14.25 Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния до 3 лет
ст. 14.29 Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
ст. 14.32 Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или ­осуществление ограничивающих конкуренцию действий до 3 лет
ст. 14.33 Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации до 3 лет
ст. 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении ­нарушений законодательства до 3 лет

Дисквалификация — новый вид административного наказания

Дисквалификация — новый вид административного наказания

Г. Титова, Минфин России

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид — дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Читайте также:  Годовая бухгалтерская отчетность организации в 2022 году

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания). Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания — от шести месяцев до трех лет (ст.3.11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» фиктивное банкротство (т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) — наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и(или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и(или) возникновение убытков (ст. 14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к части второй ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.14.21-14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст.14.25

Дела об административных правонарушениях по ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21-14.23 и части 4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.14.21-14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом — прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Ранее уже было сказано, что дисквалификация, как административное наказание, заключается в лишении должностного лица прав и полномочий, предписанных ему действующим законодательством. Поэтому, подобная мера наказания может устанавливаться для физического лица исключительно в судебном порядке, и только после объективного рассмотрения обстоятельств, при которых было совершено преступление.

При объективном рассмотрении состава преступления, судья может вынести должностному лицу приговор, с учетом отягчающих, или смягчающих обстоятельств. А регулируется вынесение такого приговора действующим законодательством (а именно ст.5 КоАП РФ), которое запрещает судье устанавливать сроки дисквалификации, меньше, или больше предусмотренных. В противном случае должностное лицо, совершившее преступление, может оспорить вынесенный ему приговор в апелляционном суде.
Смягчающие обстоятельства
Как и при рассмотрении любого криминального, или административного нарушения, судья должен учитывать смягчающие обстоятельства обвиняемого, прежде чем принять решение о его дисквалификации. Согласно действующему законодательству, смягчение приговора может наступать лишь в тех случаях, когда:

  • Лицо, совершившее преступление, искренне раскаивается в содеянном (при раскаянии обвиняемого суд может лишь уменьшить срок длительности его дисквалификации, но не отменить ее действие вообще);
  • Виновный полностью, или частично возмещает ущерб, причиненный предприятию (а также его руководителю), или отдельным физическим лицам (при полном возмещении ущерба суд может не только уменьшить срок действия дисквалификации работника, но и вовсе отменить данную меру наказания. Однако, отмена административного наказания должна быть четко обоснована, так как пострадавшие лица (будь то участники ООО, или же третьи лица) оставляют за собой право подать заявление на повторное рассмотрение дела в апелляционном суде).

Кроме двух вышеперечисленных ситуаций существует еще целый ряд смягчающих обстоятельств, способных повлиять на окончательный приговор судьи. Но, как правило, все эти обстоятельства несут личный характер, а их рассмотрение и принятие происходит строго в индивидуальном порядке.

Может ли применяться дисквалификация по отношению к юридическим лицам

Согласно действующему законодательству РФ, такого понятия как дисквалификация юридического лица в КоАП не существует. Однако для владельцев предприятий и организаций может применяться другая мера наказания, включающая в себя аналогичные ограничения. И называется она приостановление деятельности.

Как и дисквалификация, данное наказание лишает юридическое лицо прав на дальнейшую деятельность в той сфере, в которой было совершено нарушение. Но в отличии от дисквалификации приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, в течении которых юридическое лицо должно будет устранить все выявленные нарушения.
Если же за отведенный период предприниматель не сможет устранить нарушения, то по его делу будет проводиться повторное судебное разбирательство, по решению которого на штрафное предприятие может быть направлен арбитражный управляющий. На практике такие ситуации возникают достаточно редко. В большинстве случаев юридические лица исполняют судебный приговор.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...