Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предрейсового осмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Послерейсовый медосмотр
Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.
Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).
В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель – определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.
Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.
Особенности проведения медосмотров
Регулярные медобследования помогают на ранних стадиях выявить серьезные хронические заболевания и расстройства, проблемы со здоровьем, которые сказываются на концентрации внимания, управлении ТС, что приводит к происшествиям. Это минимизирует количество ситуаций, когда сотрудник управляет ТС в состоянии опьянения после употребления спиртного или наркотиков, что часто становится причинами ДТП с пострадавшими и/или погибшими.
Сотрудники транспортных компаний и организаций должны проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Они могут быть организованы в клинике или с выездом медработника на предприятие.
- Предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проходить все, кто работает на ИП или компании, оформленные в качестве юрлица, если у них в штатном расписании есть водители. Также это касается предпринимателей, которые сами являются водителями, осуществляют предпринимательскую деятельность, управляя ТС. Такие медобследования организуют перед выходом на линию. Их прохождение — ежедневная обязанность на всем протяжении работы в компании.
- Послерейсовые осмотры водителей должны устраиваться на протяжении всего периода работы водителя в компании, если в обязанности сотрудника входят пассажирские перевозки или транспортировка опасных грузов.
Порядок проведения медосмотра
Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:
- проверяет, как зрачки реагируют на свет;
- оценивает походку;
- производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
- измеряет частоту пульса и давление;
- отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
- наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.
Кто должен проводить медосмотры?
Контроль за организацией предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей — обязанность руководства компании. Порядок их действий прописан в региональном руководстве, которое можно получить в местных учреждениях здравоохранения, при необходимости проконсультироваться в надзорных органах.
Юрлица и ИП практикуют зачисление в штат медработника. На эту должность можно взять не любого доктора, а только медика, успешно закончившего обучение по данному направлению. Он должен иметь специальное удостоверение, подтверждающее это. Дополнительно на предприятии требуется организовать медпункт, который будет соответствовать минимальным требованиям, которые указаны в ТК РФ и соответствующих регламентах.
Если работодатель решает не брать специалиста в штат, требуется оформление официального договора с медицинской организацией, которая возьмет на себя обязанности по предрейсовому и послерейсовому осмотру водителей. В такой ситуации медработник самостоятельно выезжает на предприятие, чтобы в установленное время провести обследование. Если нет возможности это организовать, сотрудники должны регулярно приезжать в клинику.
За качество проведения медосмотра отвечает врач, в случае обнаружения нарушений он будет нести дисциплинарную ответственность. Правила, по которым организовано проведение послерейсовых осмотров и предрейсовых проверок, определены в ФЗ №196 и приказе федерального минздрава №835н.
Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе
Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.
Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе).
Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.
Если в организации или у индивидуального предпринимателя имеется немного водителей, то нанимать для них медицинского специалиста для проведения осмотра невыгодно. Дело в том, что тогда придётся платить работнику зарплату, которая будет выше, чем обходится эта процедура в специальных учреждениях.
В таком случае большинство работодателей прибегают к сотрудничеству с другими организациями, у которых имеется лицензия на осуществление ПМО. Другими словами, они заключают между собой договор.
Можно выбрать, где проходить осмотр:
- предрейсовый осмотр водителей осуществляется не только в медицинских учреждениях, но и в различных компаниях;
- некоторые организации созданы специально для того, чтобы проводить ПМО — как правило, это частные компании;
- также этим занимаются некоторые лаборатории;
- осмотр может быть осуществлён в медицинском центре.
Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Кто вправе проводить медосмотры
Проводить медосмотры вправе:
медработники с высшим или средним профобразованием;
медицинская организация;
организация, занимающаяся медицинской деятельностью;
медработник, состоящий в штате организации.
Если у работодателя в штате есть медработник, то организация должна иметь лицензию на проведение такого рода медосмотров. Не нужна лицензия только организациям, входящим в частную систему здравоохранения, которые ведут медицинскую деятельность.
Обязанность по организации медосмотров возложена на работодателей. В новом Порядке подробно расписан объем мероприятий, проводимых при медосмотрах. Слово «анамнез» заменили более понятной для непрофессионалов фразой – «сбор жалоб». В дополнение к обязательным раньше измерению температуры, давления и определению пульса добавился визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов. Хотя и прежде грамотный медработник выполнял все, что указано в перечисленных пунктах, Минздрав России решил, что уточнение не помешает.
Если раньше речь шла только о реакции на алкоголь в выдыхаемом воздухе, теперь нужно выявлять признаки наркотического, токсического опьянения, а также остаточных явлений. То есть водитель, пришедший с признаками похмелья, не может быть допущен в рейс.
Визуальным определением признаков опьянения дело не ограничивается. Проводится инструментальное исследование: определение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе и психоактивных веществ в моче. При этом исследование мочи проводится только в случае, если есть визуальные признаки опьянения, но следов алкоголя в воздухе нет. Как это правильно делать, рассказано в приказе Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40.
При отклонении от нормы давления и величины пульса проводится повторное измерение через 20 минут, а затем еще одно с таким же интервалом.
По окончании осмотра медработник дает заключение о том, выявлены ли признаки воздействия вредных факторов, в том числе опьянения, или нет. Признаки должны быть описаны.
Если обследование проводил медработник со средним образованием, то, выявив признаки нарушения здоровья, не позволяющие допустить осматриваемого к работе, он должен направить работника в медучреждение. Только там составят медзаключение по результатам медосмотра и окажут медицинскую помощь, если она необходима.
Медработник с высшим образованием самостоятельно принимает решение об оформлении заключения о наличии или отсутствии признаков, мешающих работе.
Сведения о результатах медосмотра заносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медосмотров. Информация, которую нужно внести, указана в пункте 14 Порядка.
Журналы можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В первом случае они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью работодателя (вспомним, что теперь юридические лица не обязаны иметь печать). Если Журнал электронный, внесенные в него сведения скрепляются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если работник не имеет противопоказаний по результатам медосмотра, медработник ставит в путевом листе штамп с надписью: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Ранее надпись была короче: «Допущен к рейсу». Медработник заверяет штамп своей подписью.
Если после рейса не выявлено признаков болезни и опьянения, медработник ставит в путевом листе штамп: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и свою подпись. Ранее эта процедура не регламентировалась.
Результаты медосмотра, как и прежде, медработник доводит до работодателя. Способ информирования не установлен.
Если на медосмотре у работника выявлены признаки заболевания, ему выдается справка, с которой он идет в медучреждение. Выданные справки учитываются только медицинскими организациями.
Порядок проведения периодических и предварительных медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Согласно п. 5 Порядка они проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Порядок проведения предрейсовых медосмотров регламентирован другим документом — Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее — Методические рекомендации). В Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» сказано, что Методические рекомендации утверждены Минздравом России совместно с Минтрансом России и помогут работодателю правильно организовать данные медосмотры.
Арбитражные суды, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применяют именно этот нормативный документ.
Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.
Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:
- вопросы по недомоганию, жалобам;
- осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
- проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.
Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров.
3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
3.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.
Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.
Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.
Особенности процедуры послерейсового осмотра:
- Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
- Организуется и финансируется работодателем.
- Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.