Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Увеличить численность и обороты

В общественном объединении предпринимателей «Опора России» считают, что необходимо пересмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП для среднего бизнеса.

«Увеличить предельное значение среднесписочной численности работников с 250 до 500 человек, а предельное значение годового дохода с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей», — высказали ТАСС свое предложение в пресс-службе объединения.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин согласен с «Опорой России». Он отметил, что подъем планки, может быть, действительно поможет чуть более крупным, чем средний бизнес предприятиям стать субъектами МСП и рассчитывать на поддержку.

«Сегодня все рассчитывают на помощь, поэтому любой шаг в направлении того, чтобы получить поддержку правительства, я считаю, будет оправдан. Поэтому можно расширять в критериях и численность работников, и оборот. Главное, чтобы мы смотрели на то, как сохраняются рабочие места, предприятия», — отметил глава палаты.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов поддерживает инициативу бизнес-объединений повысить планку доходов в критериях отнесения компаний к малому и среднему бизнесу.

«Конкретные цифры мы не называем, надо [ситуацию] хорошо продумывать, потому что в разных видах деятельности она может быть разной. Но сегодня, конечно, объем выручки мог бы составлять больше», — сказал Титов.

Бизнес-омбудсмен отметил, что можно ориентироваться на тот уровень отнесения компаний к малому и среднему бизнесу, который сегодня характерен для многих экономик мира.

«Хотя мы знаем, что, например, в ФРГ планка малого бизнеса находится на уровне 500 млн евро, это, по нашим меркам, очень крупное предприятие», — заметил Титов.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

  • размер доходов;
  • численность работающих;
  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.

Льготы микропредприятию

Положенные малому бизнесу льготы налогового, административного или юридического характера имеют четкие границы и определены в конкретной юридической документации. Иногда они могут меняться посредством расширения или сужения рамок дозволенности. Это зависит от экономической и политической ситуации в стране.

Сегодня льготные субсидии заключаются в облегченных отчетных документах при ведении статистических данных о микропредприятиях. Это:

  1. конкретный способ ведения бухгалтерии и «легкие» отчетные документы;
  2. штрафные санкции меняются на предупреждение, если были выполнены некоторые конкретные условия:
  • организация нарушила правила впервые;
  • материальный ущерб, угроза жизни или здоровью в отношении сотрудников, а также ущерб в отношении окружающей среды, памятников архитектуры и государства в целом не были зафиксированы;
  • не была зафиксирована угроза чрезвычайного положения.

Привилегии (налоговые, административные, юридические) для малого бизнеса четко очерчены и обозначены в действующих юридических документах. Периодически они изменяются и могут быть расширены/сужены в зависимости от направления политики российского государства.

В настоящее время льготы включают смягчение отчетности статистики микропредприятия:

  1. Специальное ведение бухгалтерского учета и облегченные формы отчетности.
  2. Штраф заменяется предупреждением при выполнении определенных условий. К таковым относятся: компания стала нарушителем в первый раз; не нанесен материальный вред, ущерб жизни и здоровью работников, ущерб природе, памятникам культурного наследия, безопасности страны; не оказалось угрозы чрезвычайного положения.

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.

Читайте также:  Как подать Уведомление о проживании по ВНЖ по почте в 2022 году (в Москве, СПБ)

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.

ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

На малые и микро- рассчитайсь: кто есть кто для НП(С)БУ 25

Статистический отчет предназначен исключительно для юридических лиц и ИП, которые относятся к категории микропредприятий. Это те организации, у которых в 2020 году:

  • работали не более 15 человек;
  • годовой доход от ведения предпринимательской деятельности составил не более 120 млн рублей;
  • доля участия государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не превышала суммарно 25%;
  • доля участия прочих компаний (в том числе иностранных) не превышала суммарно 49%.

Превышение предельных значений в течение 3 календарных лет подряд приводит к утрате статуса.

Хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью обязаны предоставлять государству статистическую отчетность, эта обязанность установлена на законодательном уровне. В федеральном законе №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона постановлении правительства №620 от 18.08.2008 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» указано, зачем составлять статотчетность, — это требуется для сбора и анализа профильной информации о деятельности экономических субъектов.

Читайте также:  Характеристика пострадавших районов

Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в бумажном или электронном виде. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

ВАЖНО!

В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Точная дата ввода нового правила неизвестна: поправки в 282-ФЗ еще не внесли, но приняли во втором чтении. Как только новый закон вступит в силу, отправляйте только электронные отчеты. До этого момента действующий формат сдачи (электронный или бумажный) сохраняется.

Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы и адреса представления, а также порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

ВАЖНО!

Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19. КоАП РФ, а именно административный штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Поправки в трудовой кодекс для микропредприятий прошли первое чтение

В случае превышения лимитов по выручке и численности сотрудников информация из реестра удаляется не сразу. Статус микропредприятия сохраняется за ним еще в течение трех лет.

Если в 2017 г. штат компании был расширен до 20 человек, то свой статус она потеряет лишь в 2020-м. Вновь созданные организация могут относится к микропредприятиям в течение первого календарного года после регистрации при условии соблюдения всех вышеуказанных критериев.

В 2017 году никаких изменений законодательства по этому поводу не планируется. Что делать, если выполнены критерии, а микропредприятия не оказалось в реестре? Самый простой способ – направить заявление налоговикам.

Зачем потребовались такие радикальные изменения?

Как поясняет Министерство финансов в аннотации к законопроекту, за все время существования режима микропредприятий были выявлены многочисленные недостатки. А именно, этот режим уплаты налога использовался в целях оптимизации налогов, а это в свою очередь вызвало искажение конкуренции. Кроме того, за работников микропредприятий платят слишком низкие социальные взносы, в результате они становятся социально-незащищенными в случае болезни, потери работы и пр.

Очевидно, что новый порядок работы микропредприятий, с одной стороны, упростит работу компаниям с одним владельцам, но при этом усложнит жизнь тем предприятиям, которые трудоустраивают работников. Им придется платить за своих работников налоги — социальный, подоходный — которые ранее не применялись в микропредприятии.

Все эти изменения, конечно же, должны принести в бюджет страны дополнительные деньги: 21,2 млн. евро в следующем году, 21,7 млн евро в 2022 году и 23,4 млн евро. В 2023 году благодаря тому, что повысятся как сами налоги для микропредприятия, так и появится уплата соцвзносов и подоходного налога для работников микропредприятий.

Правда отмечается, что уже сейчас примерно 25% от всех микропредприятий не способны заработать столько, чтобы покрыть зарплату работникам и заплатить все налоги.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...