Транспортная накладная с 1 сентября 2022 года: что изменилось

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная накладная с 1 сентября 2022 года: что изменилось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Что такое электронная транспортная накладная

Электронная транспортная накладная — аналог бумажной версии документа. Она выполняет те же функции — подтверждает расходы на доставку груза.

Форма утверждена в приложении № 4 постановления правительства № 2200 от 21 декабря 2020.

В электронный формат также переводят заказ наряд и сопроводительную ведомость. В планах — ввести электронные путевые листы.

ЭТрН состоит из четырех обязательных файлов обмена. Их также называют титулами или разделами:

  • Погрузка. Часть с данными о сторонах перевозки, условиями договора, сведениями о водителе, грузе и сопроводительных документах подписывает грузоотправитель. А часть о состоянии груза на его приеме к перевозке — перевозчик.
  • Выгрузка. Файл с данными о приеме товара от перевозчика и состоянии груза подписывает грузополучатель, а данные о сдаче — перевозчик.

Когда и для чего нужна транспортная накладная?

Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:

Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?

Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.

Кто подписывает транспортную накладную?

Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.

Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?

Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.

Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?

Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.

ТН и ТТН — одно и то же?

Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется. ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.

Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?

К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.

Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:

  • Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.

  • На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.

  • ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.

  • До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.

  • На 100 % снижается риск утери или порчи документов.

  • Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.

Новый бланк транспортной накладной

Изменения в составе транспортной накладной:

  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.

В разделе 12 нужно указать:

  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Развитие электронного документооборота

  • В статье говорим о том, как организациям применять ЭТрН, однако все положения в полной мере относятся и к ИП.
  • Помимо транспортной накладной в электронном виде можно составлять такие перевозочные документы как заказ-наряд, сопроводительную ведомость. Но они не имеют широкого распространения, поэтому в статье рассмотрим только ЭТрН.

ЭТрН, как и многие другие документы, появились в рамках Концепции развития электронного документооборота (утв. Решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25. 12. 2020 года № 34). Цель концепции — определить пути и способы цифровизации документооборота в России.

Переход на электронный документооборот выгоден как бизнесу, так и государству: ускоряются все бизнес-процессы, снижаются расходы, прежде всего на бумагу, уменьшаются ошибки, так как участие человека минимизируется. Государству проще исполнять свои функции, в частности, по налоговому администрированию. За счет «прозрачности» деятельности хозяйствующих субъектов устанавливаютсяправила равной конкуренции.

Концепция предполагает, что в России в цифровом виде будут:

  • до конца 2024 года — составляться 95 % счетов-фактур и 70 % транспортных и товарных накладных;
  • ежегодно — увеличиваться не менее, чем на 20 % количество электронных документов, направляемых организациями друг другу,
  • каждый год — на 10 % снижаться количество истребуемых налоговиками документов.

Порядок взаимодействия участников перевозки при оформлении ЭТрН

Каждый участник перевозки последовательно заполняет свой титул (файл) и отправляет его в ГИС ЭПД через посредника — оператора электронных перевозочных документов.

1. Грузоотправитель создает первый титул — Т1, заносит в него все данные, в том числе и о помещенном в автомобиль грузе. Чтобы ответственный работник, который ставит КЭП перед отправкой титула в ГИС ЭПД, мог удостовериться в окончании погрузки и соответствии груза документам, он может предварительно получить согласование (ПЭП) кладовщика.

После подписания титула со стороны грузоотправителя эта часть ЭТрН появляется в ГИС ЭПД и становится доступна всем участникам перевозки.

2. Водитель подтверждает получение груза. Поскольку у него нет стационарного рабочего места, его нужно обеспечить смартфоном или планшетом, подключенным к интернету.

Водитель заходит в соответствующий сервис через пароль, пин-код, код в смс и пр., согласовывает погрузку, вносит необходимые комментарии о состоянии груза.

Окончательное решение по приемке груза принимает ответственный сотрудник перевозчика. Если все в порядке, ставится КЭП перевозчика, этот титул попадает в ГИС ЭПД и также становится доступным всем участникам.

3. Следующий титул формирует грузополучатель, когда груз дошел до него. Этот факт он должен подтвердить своей КЭП.

Перед подписанием титула ответственный сотрудник получателя может провести согласование с помощью ПЭП кладовщика. После того как титул будет подписан и направлен в ГИС ЭПД, файл становится доступным для участников перевозки.

4. Водитель подтверждает, что груз доставлен и принят грузополучателем, в аналогичном порядке, что и при приемке груза от грузоотправителя.

Подписание этого титула со стороны перевозчика завершает формирование ЭТрН.

5. Чтобы принять накладную в качестве первичного бухгалтерского документа потребуется создать еще два необязательных титула — Т7 и Т8. Они содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С 1 марта 2022 года изменится форма транспортной накладной

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:

  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.
Читайте также:  Наложение ареста на имущество должника

В транспортной накладной в электронной форме предусмотрены 4 обязательных файла обмена.

Утвержденный файл обмена информацией грузоотправителя будет содержать сведения:

  • об участниках перевозки;
  • о существенных условиях договора перевозки;
  • о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе;
  • о грузе и сопроводительных документах на него;
  • о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП грузоотправителя.

В файле обмена информацией перевозчику необходимо будет указывать сведения:

  • о приеме груза к перевозке, состоящей из дополнительных к информации грузоотправителя сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП перевозчика.

Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю.

В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:

  • стоимости услуг перевозки без налога;
  • налоговой ставки;
  • суммы налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с налогом.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116 внесены изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Важные изменения – сокращена форма транспортной накладной и приведен порядок ее заполнения.

С 2022 года поставщикам придется использовать электронные перевозочные документы

С 1 марта 2022 года в транспортной накладной появляется новый раздел. Это раздел 12 – «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)».

Раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» заполняют в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» транспортной накладной предназначен для отражения сведений о:

  • стоимости услуг перевозки без НДС;
  • ставке по НДС, сумме налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с НДС;
  • подписях и должностях лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни со стороны перевозчика и грузоотправителя;
  • иных реквизитах, необходимых для идентификации этих лиц.

Транспортная накладная, действует с 1 марта 2022

Наверное, первое, что обращает на себя внимание, — это сокращение количества разделов в транспортной накладной — с 17 до 12. Правда, это не значит, что уменьшился объем обязательных сведений, которые должны вноситься в документ. По большому счету, их просто перераспределили в другие разделы.

Так, например, разделы «Указания грузоотправителя» и «Условия перевозки» объединили в один раздел — «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки». «Оговорки и замечания перевозчика» вместо отдельной графы предусмотрели в каждом из разделов «Прием груза» и «Выдача груза». Раздел «Прочия условия» убрали, однако данные о специальном разрешении перенесли в раздел «Транспортное средство».

Хотя вот график режима труда и отдыха водителя, который пока еще отображается в графе «Прочие условия», из новой формы транспортной накладной исключили.

Раздел же, который действительно претерпел значительные изменение, касается стоимости перевозки груза. Если сейчас в нем отдельно указывается стоимость услуги и дополнительные расходы перевозчика, то с 1-го марта сведения о провозной плате надо будет вносить следующим образом: стоимость перевозки без налога + налоговая ставка + сумма налога, предъявляемая покупателю + стоимость перевозки с налогом.

Уточнения, сколько составили расходы перевозчика на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр., в новой форме транспортной накладной не предусмотрены.

При этом в Правилах перевозки грузов подчеркивается, что раздел, касающийся стоимости услуг, заполняется «в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа».

Из нововведений в форме перевозочного документа отметим также то, что в разделе «Транспортное средство» появятся еще два возможных вида владения автомобилем — безвозмездное пользование и совместная собственность супругов.

Кстати, в обновленных Правилах теперь конкретно указывается, кто подписывает транспортную накладную от каждой из сторон: от грузоотправителя — лицо, осуществившее погрузку, от перевозчика — водитель, от грузополучателя — любое уполномоченное им лицо.

Кроме того, некоторые изменения внесли и в обязательные реквизиты заявки и в форму сопроводительной ведомости. Они тоже начнут действовать с 1-го марта 2022-го года.

Из важных изменений отметим также то, что в обновленных Правилах перевозок грузов предусмотрели возможность оформления акта взвешивания. Документ составляется после определения общей массы груженого транспортного средства и нагрузки на его оси и прилагается к транспортной накладной. Он может оформляться по требованию одной из сторон перевозки.

Однако, как можно понять из текста постановления, при приеме к перевозке груженого контейнера или съемного кузова акт взвешивания является обязательным.

Правда, эта норма тоже вступит в силу только с 1-го марта следующего года.

Что еще интересно, из Правил перевозок грузов полностью исключили раздел «Организация документооборота электронных перевозочных документов». Впрочем, это не значит, что переход на электронные перевозочные документы, который был запланирован на следующий год, откладывается.

На самом деле с 1-го января 2022-го года вступают в силу изменения в Устав автомобильного транспорта, которые вводят соответствующую главу «Электронные перевозочные документы» с теми же, но более уточненными нормами, которые убрали из Правил перевозок. Последнее, по всей видимости, сделали для того, чтобы уйти от дублирования одинаковых положений.

Напомним: порядок документооборота электронных перевозочных документов предусматривает, что оформление электронной транспортной накладной и пр. будет осуществляться через специальных операторов, которые, в свою очередь, должны получить соответствующий допуск. Они же будут передавать все необходимые сведения в государственную информационную систему.

Вместе с тем с 1-го января 2022-го года на портале госуслуг должны запустить суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», в рамках которого также предусмотрено оформление электронных перевозочных документов. Правда, каким образом он будет работать, пока не очень понятно.

Срок действия постановления сокращен – ранее было указано, что действует оно до 1 января 2027 года. Согласно новому документу – будет действовать лишь до 1 сентября 2026 года.

Напомним, что все, что касается электронных перевозочных документов, на данный момент должно начать применяться с 1 января 2022 года. Многие из этих положений редактируются, некоторые обновленные нормы начнут действовать с 1 марта, а некоторые, как и запланировано, вступят в силу с 1 января в действующей редакции. То есть – первые два месяца будут одни правила для электронного документооборота, а затем они сменятся другими. А может, к 1 марта или к любой другой обозримой дате Минтранс и еще что-нибудь удумает.

С 1 января из правил будут убраны все определения, касающиеся электронных транспортных накладных – например, информационная система электронных перевозочных документов, участники информационного взаимодействия, и, собственно, сама электронная транспортная накладная, электронные перевозочные документы в целом, электронная сопроводительная ведомость, и даже просто сопроводительная ведомость, а также электронный заказ-наряд.

Вм��сто этого в список определений включается понятие «электронный заказ (заявка)» – заказ (заявка), сформированный в информационной системе электронных перевозочных документов (то есть, сама по себе система такая не отменяется) в виде электронного документа, подписываемого УКЭП участников информационного взаимодействия.

С 1 марта начнут действовать обновленные правила по оформлению заказа (заявки). Там будет указано, что если за перевозку рассчитывается лицо, отличное от грузоотправителя, заказ (заявка) содержит указание на это лицо, а также основания для такого способа расчетов.

Транспортная накладная с 01.03.2022 в 1С — образец

В разделе несколько строк, в которые вносится следующая информация:

  • наименование груза;
  • количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки;
  • реквизиты документа на отгрузку товаров: наименование, номер, дата;
  • масса груза брутто в килограммах, масса груза нетто;
  • объявленная стоимость (ценность) груза.

Если перевозится опасный груз, указывается дополнительная о его состоянии, требованиях транспортировки, обеспечении целостности и т.п.

Объявленной стоимости может не быть, если стороны договора не считают нужным согласовать цену груза на случай потери или кражи. Но, если стоимость указывается, она не должна превышать действительную стоимость груза.

Если груз перевозится в контейнере, в разделе 3 в наименовании груза пишут «Контейнер» и его идентификационный номер. Если контейнеров несколько, нужно указать их количество, и в сопроводительной ведомости обязательно отметить:

  • характеристики и наименования груза (если контейнер заполнен);
  • отсутствие груза (если контейнер пустой).

В разделе несколько строк для внесения информации о сопроводительных документах. Это разного рода сертификаты, паспорта, свидетельства, разрешения и товарные накладные.

В накладную вписывают:

  • перечень прилагаемых к транспортной накладной документов,
  • перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений и т.п.
  • реквизиты документов, реквизиты сопроводительной ведомости, если перевозка в контейнерах.

Реквизиты каждого документа должны включать:

  • наименование,
  • номера,
  • дату,
  • ИНН составителя,
  • ФИО – для иностранцев.

Скачать форму Транспортной накладной, действующей с 1 марта 2022 года

Транспортная накладная — это документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки. Если заполнить раздел 12, транспортную накладную можно будет использовать как первичный учетный документ — подтверждать ей расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец, поставщик или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная служила первичным учетным документом и подтверждала расходы, в ней должен быть заполнен раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Кроме того, понадобится четвертый экземпляр оригинала для грузоотправителя. Также должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил).
  4. Изменение условий перевозки, в том числе переадресовка, не являются ошибками. Они отражаются в Разделе 9 «Переадресовка».

Далее подробно разберем порядок заполнения накладной каждой из сторон.

Транспортная накладная с марта 2022 года

Есть требования к накладной, которые делают ее действительной (основаны на Правилах перевозок груза автотранспортом, Письме Минтранса РФ от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

Накладную можно начать заполнять ручкой с синими или черными чернилами, а еще с помощью компьютера и распечатать экземпляр для грузоотправителя с уже заполненными полями. Далее можно продолжить заполнять документ ручкой.

Раздел 7. Получатель принимает груз, осматривает его и затем в присутствии перевозчика вносит следующие данные в бумаги:

  • день и время прибытия машины для выгрузки товара, день и время отъезда пустой машины;
  • состояние груза, упаковки, пломб и пр.; если груз прибыл в запечатанном контейнере с пломбами, состояние можно не проверять, а если пломбы сорваны, придется открыть контейнер и описать состояние и число товаров;
  • вес груза — способ взвешивания должен быть тот же, что и при отправке;
  • число грузовых мест.

Раздел 17. Если у любой из сторон возникают претензии к провозу или состоянию груза, сюда вписывают замечания. Если замечания обширные, то составляют акт с перечислением претензий, а в 17 раздел вносят только номер акта и поясняют, что замечания приведены в нем.

Если допустили ошибку при заполнении документа, не нужно все переписывать. Можно сделать исправление прямо в бумажном бланке:

  1. зачеркните одной чертой текст с ошибкой, но так чтобы его можно было прочитать;
  2. внесите правильную запись рядом;
  3. сделайте пометку «Исправлено» и проставьте дату исправления;
  4. подпишите правку, расшифруйте подпись.

Не нужно закрашивать текст с ошибкой с помощью белил или заштриховывать его полностью — это может стать основанием для претензии от контролирующих органов.

Введение электронных перевозочных документов, в том числе электронных транспортных накладных (ЭТрН) с 2022 года предусмотрено:

  • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2021 № 336-ФЗ;
  • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».

Важно! Транспортная накладная — не единственный документ, переводимый в электронный вид. Будут также электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость.

Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2022 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

Возможность работать с ГИС ЭПД будет не только у участников перевозки и операторов ЭДО, но и у контрольно-надзорных органов.

Важно! С 2022 года действует обновленная форма транспортной накладной.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116 внесены изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Важные изменения – сокращена форма транспортной накладной и приведен порядок ее заполнения.

  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника – «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.

Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Как поставщикам применять электронные перевозочные документы с 2022 года

1. Самое важное — теперь официально закреплены три вида документа:

  • электронная транспортная накладная (далее — ЭТрН);
  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.

Текущее законодательство не запрещает и сейчас использовать их в цифровом виде, но потенциальным пользователям ЭТрН порой не хватало в Постановлении Правительства № 272 именно этих формулировок.

2. Несмотря на то, что в ПП 2200 перечислены новые виды документации, изменения, касающиеся электронных перевозочных документов и их проверки ГИБДД, вступят в силу только с 1 января 2022 года. Да, уже сейчас многие используют ТрН в электронном виде, и это законно. Появление уточнения «электронный» в нормативных правовых актах — значит лишь то, что массовый переход и передача данных в Минтранс и ФНС будут осуществлены именно с 2022 года.

3. Новая форма Приложения № 4. Привычная транспортная накладная приобрела немного иной вид. Добавились участники, дополнительные подписи и разделы.

Если первые изменения в целом понятны, то с формой и порядком заполнения возникает множество вопросов. Подробнее об этом — ниже.

Раздел 1а заполняется в зависимости от потребности клиента, заказавшего перевозку груза, чтобы ускорить подтверждение затрат. В текущей форме подпись клиента в данном разделе необязательна.

Указание реквизитов продавца или покупателя вместе со сведениями о товаросопроводительных документах в 4 (и 3) разделах ТрН не всегда можно заменить данными клиента. Отмечу, что информация о товаросопроводительных документах сейчас дублируется в 3 и 4 разделах. Есть предположение, что этот недочет будет исправлен.

Грузоотправитель может указать свои реквизиты также в разделе «Клиент», даже если он не привлекает экспедитора, а напрямую нанимает транспортное средство для перевозки груза.

Согласно ПП 2200 в разделе 10 могут быть указаны реквизиты только фактического перевозчика, то есть организации, которая является законным владельцем транспортного средства, указанного в ТрН, и непосредственно водитель, который выполняет перевозку. Конечно, это было и прежде, но благодаря использованию новой формы из практики должны исчезнуть схемы, при которых клиент, нанявший экспедитора, является в ТрН грузоотправителем.

Как правило, при таких схемах грузоотправитель не заключал договор перевозки напрямую с перевозчиком, передавая всю бумажную волокиту экспедитору, и тогда:

  • данные последнего вообще не указывались в ТрН;
  • экспедитор выступал в роли перевозчика, хотя фактически им не являлся;
  • добавляли дополнительные поля в ТрН для обозначения организатора перевозки (к слову, такими схемами пользуются многие экспедиторы по согласованию с ФНС).

Подробнее об этих и других вариантах также можно почитать в моих статьях, указанных выше.

Эта роль напрашивалась давно. Почему? Даже по той причине, что многие компании хранят свою продукцию на складах логистических компаний. Ответственность за укомплектовку и упаковку юридически ложилась на плечи грузоотправителя. Именно он ставил свою подпись в разделе 6, соглашаясь с тем, что груз отпущен, хотя физически груз собирался не его руками, за него это делал сторонний склад. Таким образом, подпись лица, от которого забирается груз, является обязательной, а вот подпись грузоотправителя остается опциональной.

Транспортная накладная для ГИБДД в 2022 году

Во-первых, это документ, который обладает юридической силой, несмотря на то, что на нем отсутствуют подписи и печать (в транспортной накладной в электронном виде данные реквизиты заменяет ЭЦП). Формат электронной транспортной накладной утвержден Постановлением Правительства РФ (внесены соответствующие изменения в правила осуществления перевозок автотранспортом).

Основной функцией ЭТрН является подтверждение:

  • Наличия заключенного договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • Осуществления расходов на доставку товара для корректного начисления налогов.

Электронная транспортная накладная отличается от бумажной версии способом хранения и передачи. Первую можно отправлять и получать по телекоммуникационным сетям, а вторую – только по почте или путем личного вручения. При этом, обрабатывать и принимать к учету ЭТрН проще, поскольку в большинстве компаний учет ведется в специализированных программах.

Эксперимент был начат в 2018 году по аналогии с системой Этран для оптимизации планирования и управления железнодорожными перевозками, но только с 1 января 2021 года официально разрешили использовать электронную транспортную накладную для автомобильного транспорта при осуществлении грузоперевозок. Однако ее применение не является обязательным. Перевозчик или агент, грузополучатель и грузоотправитель могут также использовать бумажные версии документа. Разрешено и дублирование обоих видов товарных накладных.

Следует отметить, что переход на использование электронных товарно-транспортных накладных выгоден предприятию, но некоторые посты ГИБДД еще не оборудованы необходимыми терминалами, поэтому при отправке водителя в рейс рекомендуется снабдить его бумажными версиями документов.

Электронная транспортная накладная 2021 обладает следующими преимуществами:

  • Ускоренным обменом документами между участниками перевозки (это положительно сказывается на учете и расчете налогов, а также снижает сроки оплаты услуг, что ведет к увеличению грузооборота);
  • Наличием возможности работать с документами в любом месте, где есть доступ к сети Интернет;
  • Оперативным внесением исправлений (нет необходимости повторно отправлять корректный бумажный документ);
  • Отсутствием риска потери или порчи;
  • Снижением расходов на аренду или обслуживание помещений по причине отсутствия необходимости в хранении бумажных носителей информации.

Электронная транспортная накладная имеет единую утвержденную Правительством РФ форму, поэтому все, кто работает на рынке грузоперевозок, будут обязаны использовать только утвержденный формат. Это существенно облегчает внедрение документа в учет и работу с ним по каналам электронного документооборота.

Читайте также:  Ветераны труда Челябинской области

В процессе работы возможно использование квалифицированной и простой ЭЦП. Первая необходима для обмена документами между юридическими лицами и работы с налоговой (операторами являются Контур, Астрал и ряд других компаний). Второй тип подписи может применяться для подтверждения приемки груза. Для бухгалтерского и налогового учета документ подписанный такой подписью приниматься не будет.

Некоторые компании опасаются применять ЭТрН по разным причинам, что замедляет грузооборот. Но мы решили развеять самые распространенные мифы и попытаться убедить вас в обоснованности применения электронных дкоументов.

Порядок обмена описываемыми документами в электронном виде утвержден Правительством РФ. Возможность использования телекоммуникационных каналов для обмена документами в рамках бухгалтерского и налогового учета зафиксирована Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (при наличии необходимых реквизитов). Электронная транспортная накладная 2021 соответствует всем требованиям нормативных актов, подписывается ЭЦП, поэтому обладает юридической силой и может приниматься к учету. Таким образом, ЭТрН полностью легитимна.

Сервис обмена ЭТрН предполагает использование квалифицированной ЭЦП только между юридическими лицами. Чтобы форма имела юридическую силу, с использованием УКЭП подписывают ее грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Водитель при приемке и передаче груза ставит простую ЭЦП, которая существенно дешевле.

Легитимность такой схему документооборота подтверждается Федеральным законом «Об электронной подписи», в котором указано, что контрагенты самостоятельно определяют вид ЭЦП, которым будут пользоваться при обмене документами. Кроме того, данная позиция прослеживается в письмах Министерства финансов РФ.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
  • При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.

  • Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
  • Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
  • В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
  • Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
  • При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
  • Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
  • В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
  • Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

  • Бланк ТТН / Форма 1-Т
  • Бланк товарной накладной
  • ТОРГ-12 — Товарная накладная
  • Расходная накладная
  • Приходная накладная
  • Накладная на отпуск товара ОП-4
  • Новые меры поддержки бизнеса в ноябре 2021
  • Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать пло��адку и с чего начать продажи
  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Как оформить возврат от покупателя
  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.

Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Транспортная накладная с 01.03.2022 в 1С — образец

Раздел 5 заполняет Грузоотправитель в том случае, если есть:

  • особые условия перевозки, отличающие от стандартных;
  • условия, содержащие строгие требования либо условия, требующие особо отношения к грузу.

Например, особый температурный режим, ограничения по скорости автомобиля, опасность переворачивания груза и т.п.

Так, в разделе 5 есть строки, в которые вписывают:

  • маршрут перевозки, дата и время/сроки доставки груза;
  • необходимость выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований;
  • температурный режим перевозки груза;
  • сведения о запорно-пломбировочных устройствах;
  • запрет на перегрузку;
  • ограничение скорости движения;
  • информацию об уполномоченных лицах, которые вправе давать указания о переадресовке, и их контакты.

В этом разделе нужно указать все данные транспортного средства, на котором перевозится груз:

  • тип,
  • марку,
  • грузоподъемность (в тоннах),
  • вместимость (в кубических метрах),
  • регистрационный номер транспортного средства.

В этом же разделе указывают на каком основании перевозчик используется транспортное средство.

В отличие от предыдущей формы накладной добавлены еще два возможных вида владения автомобилем — безвозмездное пользование и совместная собственность супругов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...