Обзор ответов Минприроды РФ на вопросы о «мусорной реформе»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор ответов Минприроды РФ на вопросы о «мусорной реформе»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?

TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.

Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.

Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.

Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО

В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:

  • несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
  • нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
  • неуплата установленных сборов;
  • несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
  • неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
  • превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
  • неправильная классификация отходов;
  • применение ТКО для рекультивации;
  • отсутствие контроля за объектом размещения отходов.

Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?

Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.

К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:

  • картонной продукции;
  • бумаги;
  • металлических конструкций;
  • текстильных изделий;
  • пластика;
  • органических отходов;
  • резины;
  • стеклянного лома;
  • кожаной продукции;
  • остатков деревянных изделий.

Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:

  • старых аккумуляторах;
  • батарейках от гаджетов и электроприборов;
  • строительных лаках;
  • электроприборах;
  • косметических средства и старых лекарствах;
  • красках;
  • пестицидах;
  • химикатах, использующихся в быту;
  • удобрениях и остатках пестицидов;
  • медицинских отходов;
  • бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Читайте также:  Совместное завещание супругов – суть закона, плюсы и минусы

Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.

  1. До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
  2. До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
  3. Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
  4. Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
  5. Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
  6. Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.

Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
7 35 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
7 35 100 02 72 5
отходы объектов оптово-розничной торговли
цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки
7 35 151 11 71 5

Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению – что относится к ТКО

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц,
отелей и других
мест временного проживания несортированные
7 36 210 01 72 4
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест
временного проживания,
содержащий
преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности
7 36 211 11 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
социально-реабилитационных учреждений
7 36 411 11 72 5
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц,
отелей и других мест временного проживания
7 36 911 11 42 4

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2021 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.16.

Читайте также:  3-НДФЛ за 2021 год: образец заполнения в 2022 году

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2021 год для населения.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Мусорная реформа – в чем суть?

Мусорная реформа в России началась 2 года назад (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений…» № 503-ФЗ).

Читайте также:  Заявление на отпуск генерального директора ООО — образец

Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом:

  • передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень;
  • выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
  • изменение схемы обращения с ТКО;
  • обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
  • изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.

Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению — что относится к ТКО

Наименование отходов Код ФККО
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев 7 39 410 01 72 4
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств 7 39 411 31 72 4
отходы волос 7 39 413 11 29 5
отходы от уборки бань, саун 7 39 421 01 72 5
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств 7 39 422 11 72 4

Я надеюсь — вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2021 года для вас понятен.

Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов

В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:

  • Введение термина «Твердые коммунальные отходы», заменивший ранее используемый термин «Твердые бытовые отходы».
  • Внедрение некоммерческой организации «Региональный оператор по обращению с ТКО».
  • Установка единого регламента, отражающего правила хранения и вывоза мусора для коммерческих организаций.
  • Разработка тарифов на услуги по вывозу ТКО для юридических лиц, согласно удельному весу вырабатываемых компаниями отходов.

Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.

Чтобы платеж за обработку по ТКО был минимальным нужно знать на какие моменты стоит обратить внимание:

  1. На количество жильцов, которых учитывают при составлении расчетов. Осведомлять УК или регионального оператора о количестве проживающих людей в квартире. При расчете оплаты в зависимости от числа жильцов учитываются факты отсутствия постоянно прописанных квартирантов на срок более 5 суток. Уезжая в длительную командировку или на отдых подавайте заявление на перерасчет. Эта процедура прописана в пункте 148(44) ПП№354;
  2. Качество предоставляемых услуг региональным оператором. При несвоевременном вывозе мусора или других нарушениях заключенного договора, законодательства, гражданам необходимо писать претензию. Согласно прописанных правил на оператора начисляется штраф, жильцы освобождаются от платежных обязательств или добиваются снижения оплаты.

Самым выгодным способом экономии на оплате вывоза мусора является раздельное накопление отходов. В этом случае плата начисляется не по нормативам на каждого жильца, а за объем вывозимых ТКО. Такая методика сбора мусора, также способствует увеличению отходов, поступающих на переработку, что также сказывается на минимизацию конечных счетов и это правильно для всех соотечественников.

Происхождение и уровень опасности бытового мусора считается главными характеристиками для классифицирования.

Основные способы исследования отходов, проводимые в лабораторных условиях и позволяющие точно определить степень опасности отходов: химический анализ, морфологический анализ и биотестирование.

Официальная классификация отходов по разделам и кодам, перечень видов ТКО приводится в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов).

Твердые коммунальные отходы обладают разной формой, плотностью и структурой. Исходя из данных характеристик, отходы подразделяют на три группы:

  • Твердое утильсырье.
  • Жидкие бытовые отходы — масла, эфиры, растворы.
  • Газообразные — выбросы содержащие оксиды азота.

Агрегатное состояние отходов указывается двумя предпоследними цифрами кода в ФККО.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...