Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Налог на прибыль в 2022 году
Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:
Момент |
Комментарий |
Объект |
Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами |
Налогооблагаемая база |
Превышение доходов над расходами в денежном выражении |
Налоговый период |
Календарный год |
Ставки |
Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет) |
Исчисление платежа |
Регламентирован гл. 25 НК |
Правила уплаты |
Авансы — ежемесячно или ежеквартально За год — по окончании отчетного квартала |
Сроки уплаты |
Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом |
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.
Пункт 1 ст. 284 НК РФ |
Положение |
Ставка налога до 2017 года |
Ставка налога в период 2017 – 2024 годов |
Абзац 2 |
Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет |
2% |
3% |
Абзац 3 |
Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ |
18% |
17% |
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
Как отражают текущий налог на прибыль в учете
Ведение корректного учета является залогом того, что налогооблагаемая прибыль по НУ и по БУ совпадут. Приведенная формула БУ текущего налога на прибыль представляет собой сумму данных на бухгалтерских счетах. Правильность отражения налога в бухучете можно проконтролировать.
Условный расход (доход) отражают на отдельном субсчете счета 99. Для контроля данных сверяются с оборотом по этому субсчету. Для контроля ПНД и ПНР также открывают отдельный субсчет по счету 99. Отрицательная разница между оборотами субсчета показывает ПНД, а положительная – ПНР.
ОНА представляет собой разницу дебетового и кредитового оборота по счету 09, по ОНО такую же информацию дает счет 77.
Текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2410.
Подготовлен новый бланк отчета о финансовых результатах, который будет актуален начиная с отчетности за 2020 год. В нем, кроме привычного текущего налога на прибыль, учитывается так называемый отложенный налог на прибыль. По мысли законодателя, это суммарное изменение ОНО и ОНА, кроме операций, не включаемых в расчет бухгалтерской прибыли. Отложенный и текущий налог на прибыль в новом бланке составляют сумму налога на прибыль за период.
Налог на прибыль у обособленных подразделений
Порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения, отдельно описан и регламентирован положениями отечественного налогового законодательства.
Пунктом 1 статьи 288 Налогового кодекса России прямо предусмотрено, что распределение налога на прибыль по обособленным подразделениям при уплате основной организацией указанного налога не производится. Данное правило применяется только при уплате налога в федеральный бюджет.
В этом случае субъектами, обязанными платить налог на прибыль, выступают основные организации, а не каждое структурное подразделение в отдельности. И авансовые платежи по налогу, и сам налог подлежат уплате по адресу головной компании.
Необходимо подчеркнуть, что важное правило указано в пункте 2 поименованной статьи НК РФ, по которому расчет налога на прибыль по структурному подразделению, в случае если налог платится в пользу субъекта федерации, осуществляется с учетом доли прибыли каждой обособленной структуры. Уплата производится как в бюджет по адресу головной компании, так и в бюджет по адресу каждого структурного подразделения.
Такую долю надо определять как среднее арифметическое значение удельного веса среднесписочной численности подразделения (расходов на оплату труда) в среднесписочной численности по компании (расходов на оплату труда), а также удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества структурного подразделения в остаточной стоимости имущества основной компании. Во внимание принимаются все имеющиеся подразделения.
Надо отметить, что если на территории одного и того же субъекта России находятся сразу несколько обособленных подразделений организации, то распределять налог по таким подразделениям нет необходимости. В этом случае в расчет берется совокупная доля прибыли всех обособленных структурных подразделений основной организации.
Правилами отечественного фискального нормотворчества (п. 2 ст. 288 НК РФ) определено, что названные выше показатели устанавливаются исходя из фактических показателей. Основная организация самостоятельно разрешает вопрос о том, какой показатель следует применять. Избранный показатель используется в течение всего соответствующего налогового периода.
Для предприятий, имеющих сезонный цикл работ, предусмотрены исключения при определении удельного веса расходов на оплату труда. Такой вес можно и допустимо определять сообразно предписаниям ст. 255 НК РФ, но только предварительно согласовав с налоговиками.
Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами
Методы распределения доходов между бюджетами менялись в ходе развития бюджетной системы России.
Методы распределения доходов. Для бюджетной системы дореволюционной России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Она характеризуется тем, что государственный бюджет и территориальные бюджеты находились как бы в одной связке, за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы. При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ. В этих условиях действовала следующая модель формирования территориальных бюджетов:
Р = Д, (2.1)
где Р — размер доходов;
Д — размер собственных доходов.
Размер бюджетных доходов предопределял размер расходов.
Такая система распределения доходов действовала во многих странах вплоть до середины XX века. С одной стороны, эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней, так как территориальные бюджеты формировались за счет собственных налогов. Однако по мере роста бюджетных расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство населенных пунктов) собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечивать эти расходы. В то же время не было достаточно действенного и законодательно установленного механизма оказания государством финансовой помощи территориям. Все это отрицательно отражалось на состоянии территориальных бюджетов, местном хозяйстве, социальном развитии общества.
Некоторой разновидностью горизонтальной модели может служить модель «один налог — один бюджет». Это означает закрепление за каждым бюджетом своих налогов, отказ от регулирования территориальных бюджетов и, по сути, отказ от межбюджетных отношений. В последнее десятилетие такая модель выдавалась за новацию, хотя это старая модель, от которой вынуждены были отказаться почти все государства, так как она не позволяла проводить социально ориентированную политику и оставляла на произвол судьбы жителей региона, не имеющих достаточного экономического потенциала.
Такая ситуация трансформировала методы бюджетного регулирования, появилась веерная модель. Суть ее заключается в том, что, несмотря на существование закрепленных за каждым бюджетным звеном налогов, вводился механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. В соответствии с принимаемыми законодательными актами сумма мобилизуемого на территории налога по утвержденным этими актами нормативам распределялась между центральным бюджетом, региональными бюджетами и местными бюджетами.
Следовательно, в территориальные бюджеты помимо собственных доходов стали поступать регулирующие доходы. Таким образом, местные бюджеты стали формироваться по следующей модели:
Р = Дс + Др, (2.2)
где Р — размер расходов;
Дс — размер собственных доходов;
Др — размер регулирующих доходов.
Предыстория развития веерной модели в России начинается с 1992–1993 гг., когда в эти года работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 г. был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого Фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т. е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона.
Порядок распределения
Если компания обязана уплачивать ННП отдельно по каждому объекту филиальной сети, то налогооблагаемую базу следует распределить между ГУ и ОП. Итоговый расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям напрямую зависит от следующих показателей:
- Распределение среднесписочной численности между ГУ и ОП либо суммы произведенных расходов на оплату труда между головным офисом и филиалами. Иными словами, используется трудовой показатель. Определяется в процентах как отношение среднесписочной численности работников в филиале либо расходов на оплату труда по ОП к аналогичным числовым показателям по организации в целом.
- Остаточная стоимость имущественных активов или имущественный показатель. Значение вычисляется как отношение остаточной стоимости имущества, которое принадлежит ОП, к совокупной стоимости имущественных активов в целом по организации.
Налог на прибыль: нововведения 2021 года
В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.
Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.
С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:
Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ
Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.
Пример налогового расчета
Разберем детальный пример расчета налога на прибыль по обособленным подразделениям. Условия для примера следующие: государственное учреждение имеет два филиала. Расчетные показатели по филиалам и головной организации имеют следующие значения:
Наименование показателя | Головное учреждение | Ф №1 | Ф №2 | Итого по юрлицу |
ССЧ, человек | 100 | 40 | 60 | 200 |
ФОТ работников, тысяч рублей | 500,0 | 200,0 | 300,0 | 1000,0 |
Остаточная стоимость ОС, тысяч рублей | 11 200,0 | 5400,0 | 7900,0 | 24 500,0 |
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Обособленные подразделения. Представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
Организация применяет общую систему налогообложения, имеет одно обособленное подразделение, которое, как и сама организация, находится в Свердловской области. Декларация по налогу на прибыль за 2005 год в адрес налоговой инспекции по месту нахождения организации была подана в срок до 28 марта 2006 г. В указанной декларации были заполнены листы раздела 00204 Приложения № 5 и раздела 00205 Приложения № 5а с разбивкой суммы налога на прибыль по организации и подразделению. В разделе 1.1 декларации было указано, что вся сумма налога на прибыль в областной бюджет уплачивается предприятием по коду ОКАТО по месту нахождения организации. Копия этой декларации (в полном объеме) с отметкой налоговой инспекции по месту нахождения организации и надписью: для налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения – справочно была представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения также в срок до 28 марта 2006 г. На декларации имеется оттиск печати налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения с подписью инспектора и датой.
Однако налоговая инспекция по месту нахождения обособленного подразделения в апреле 2006 г.:
– начислила штраф за непредоставление декларации по налогу на прибыль за 2005 г.;
– начислила пени за неуплату налога на прибыль в областной бюджет по ОКАТО производственного подразделения.
Права ли налоговая инспекция по месту нахождения обособленного подразделения организации?
В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ
уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению
в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации
и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями
по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений
исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.