Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация структуры бухгалтерии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регламенты финансовой службы – это набор положений, правил, инструкций, регламентирующих бизнес-процессы, владельцем которых является финансовый директор, причем как базовые (бюджетирование, учет, привлечение финансирования, проведение платежей; регламентируются соответственно бюджетной, учетной, кредитной политикой, порядком проведения платежей, составления финансовой отчетности), так и непосредственно связанные с управлением персоналом финансовой службы предприятия. Последние часто называют HR-процессами.
Регламенты финансовой службы
В процессе разработки, согласования и утверждения документов, регламентирующих эти процессы, снимаются многие вопросы, связанные с количеством сотрудников финансовой службы, с требованиями к их квалификации, с фондом оплаты труда. При изменении требований к функциональным обязанностям сотрудников со стороны руководства компании регламентирующие документы, утвержденные ранее, позволят свести к минимуму потенциальные конфликты, изменить штатную численность и пересмотреть заработную плату.
Положение о казначействе
Значимость работы отдела казначейства трудно переоценить. Именно от эффективности функционирования данного подразделения зависят своевременность и корректность платежей, исполнение бюджета движения денежных средств.
Формализация регламентов работы отдела – основа эффективного функционирования. Как следствие, необходимо разработать внутренние регламенты работы отдела.
Примерный состав регламентов отдела казначейства:
- Регламент формирования бюджетов;
- Регламент согласования платежей;
- Должностная инструкция руководителя отдела казначейства;
- Должностная инструкция специалиста отдела казначейства.
Все эти регламенты описываются или входят в виде приложений в документ «Положение о казначействе».
Настоящее положение – внутренний регламентирующий документ, который имеет следующую структуру:
- Организационно-функциональная структура отдела казначейства. Обычно, организационная структура представляет собой организационную диаграмму с выделением должностей и описанием их функций. Для целей HR-планирования полезно на диаграмме вывести информацию о количестве штатных единиц (существующих и планируемых).
- Структурная и штатная численность отдела казначейства. Как правило, данная информация формируется в виде таблицы с обязательным указанием названий, должностей, количества действующих и вакантных штатных единиц.
- Основные цели и задачи отдела казначейства. В данном разделе регламента дается описание целей, сформулированных с учетом стратегии развития компании, и задач, которые необходимо решить для их достижения.
- Порядок взаимодействия сотрудников отдела казначейства. Обычно выделяют внутренний порядок взаимодействия — между отдельными сотрудниками и (или) структурными подразделениями компании и внешний – с отдельными лицами (например, особо крупными клиентами) или государственными (коммерческими) организациями. Порядок взаимодействия разрабатывается с учетом организационной структуры компании в целом, функций и задач других ее подразделений, сложившихся принципов и традиций.
- Порядок разрешения конфликтных ситуаций. Подробно прописывается процедура подачи апелляции или выражения несогласия по цепочке «генеральный директор – финансовый директор – руководитель отдела – рядовой сотрудник». Это касается любых вопросов и предложений (полученное задание, принимаемое решение, несоразмерная компенсация, поощрение или наказание), в том числе инновационных, которые могут возникнуть и у сотрудника, и у его непосредственного руководителя.
- Система показателей, позволяющих оценить работу руководителя отдела и отдела казначейства. Этот раздел включает перечни и описание показателей, при выполнении которых работа финансового директора и его подчиненных признается успешной. Показатели должны быть конкретными и измеримыми.
- Заключительные положения. В данной части закреплены порядок согласования и утверждения Положения, срок его действия, процедура внесения изменений, ознакомления сотрудников с Положением и процедура его хранения.
БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА (БИЭПП)
1. Общие положения
1.1. Бухгалтерия Филиала ЧОУ ВПО БИЭПП в г. Челябинске (далее по тексту настоящего Положения «Бухгалтерия») является функциональным структурным подразделением Филиала.
1.2. Бухгалтерия в своей работе руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бухгалтерскому учету, Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными актами, Положением о Филиале, Учетной политикой, утвержденной приказом ректора ЧОУ ВПО БИЭПП, а также приказами ректора института и директора Филиала и настоящим Положением.
1.3. Руководство Бухгалтерией осуществляет старший бухгалтер, который назначается на должность и освобождается от должности приказом директора Филиала, по согласованию с ректором ЧОУ ВПО БИЭПП.
1.4. Требования старшего бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию документов, сведений и информации обязательны для всех работников Филиала.
1.5. Старший бухгалтер подчиняется ректору ЧОУ ВПО БИЭПП, главному бухгалтеру и непосредственно директору Филиала.
1.6. Структура и штатное расписание Бухгалтерии составляются директором Филиала и утверждаются ректором института. Должностные инструкции работников Бухгалтерии утверждаются директором Филиала.
1.7. Работники Бухгалтерии назначаются на должность и освобождаются от должности директором Филиала по представлению старшего бухгалтера, которому непосредственно подчиняются в своей работе.
1.8. Работники Бухгалтерии, работающие с материальными ценностями, при поступлении на работу, подписывают Договор о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
2. Основные задачи бухгалтерии
2.1. Ведение бухгалтерского учета и осуществление контроля за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов Филиала.
2.2. Обеспечение директора Филиала информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а также за их целесообразностью, наличием и движением имущества, исполнением обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами.
2.3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.
3. Функции бухгалтерии
3.1. Организация бухгалтерского учета с составлением бухгалтерской и налоговой отчетности.
3.2. Организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Положение о бухгалтерской службе
Положение о бухгалтерии это внутренний документ организации — образец работы всей бухгалтерской службы.
Положение о бухучете — это унифицированный вид документа, который включает следующие функциональные разделы:
- Общие положения
Положение начинается с описания установленной на предприятии системы учета, структуры устройства бухучета. Также положение в обязательном порядке включает нормативные акты, которыми предприятие руководствуется в своей работе и прочее.
- Цели и задачи
В разделе перечисляются все цели работы, обязанности службы и предполагаемые ее результаты.
Раздел раскрывает возлагаемые на бухгалтерскую службу функциональные обязанности, на основании которых должны быть разработаны должностные инструкции входящих в службу штатных специалистов.
- Должностные права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)
В раздел входит должностная инструкция главного бухгалтера, и может также включаться должностная инструкция его заместителей (при их наличии). Здесь перечисляются все обязанности руководящих работников по установлению на предприятии соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства режима бухучета.
- Взаимоотношения, служебные связи
Положение включает в себя и другие внутренние службы организации, с которыми контактирует бухгалтерская служба, обязанности по отношению к ним и протоколы взаимодействия по основным вопросам.
- Организационные моменты работы
Правовой статус и задачи бухгалтерской службы
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. Эта служба наделена особыми полномочиями, которых нет у других подразделений организации. Законодательством предусмотрено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы не имеют юридической силы.
Бухгалтерия контролирует деятельность материально ответственных лиц, проверяет их отчетность, участвует в инвентаризации ценностей. На бухгалтерию возлагается не только контроль за правильностью оформления первичных документов, но и за их сохранность на всех стадиях их использования до сдачи в архив, за своевременность их представления при соответствующих запросах судебных и налоговых органов, аудиторских проверках.
Основу построения процесса учета в хозяйствующем субъекте любой формы собственности составляет организация работы учетного персонала.
В последнее время большая часть экономических субъектов стремится создать систему работы своих финансовых служб, вводя внутренние положения бухгалтерского учета. При создании стандарта учета в организации разрабатываются Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и др.
Положение о бухгалтерии представляет собой нормативный акт, который определяет порядок организации бухгалтерии, права и обязанности ее работников, функции и задачи бухгалтерской службы. Данный документ относится к стандартизированной системе организационно-распорядительной документации, его форма имеет четко установленную структуру:
- общие положения;
- цели и задачи;
- функции;
- права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей);
- взаимоотношения, служебные связи;
- организация работ.
Раздел «Общие положения» включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, численность и штат бухгалтерии, наименования законодательно-нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.
Во втором разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте.
В третьем разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная.
На основании перечисленных функций определяется примерный штат бухгалтерской службы и разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерской службы. В целях оптимального распределения всего объема работ между сотрудниками бухгалтерии функции должны быть четко определены с указанием степени самостоятельности в решении вопросов.
Четвертый раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» представляет должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), основанную на Законе «О бухгалтерском учете», Положении о главных бухгалтерах и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В пятом разделе «Взаимоотношения, служебные связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:
- все структурные подразделения (по делам бухгалтерского учета);
- юридическая служба (по юридическим делам, связанным с подготовкой документов);
- кадровая служба (по делам подбора персонала для бухгалтерии, расчета заработной платы работников согласно приказам о зачислении на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т.д.;
- служба делопроизводства организации (по делам, связанными с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
В этом же разделе отражаются внешние связи:
- с налоговыми, статистическими и социальными органами (предоставление соответствующей отчетности);
- с банковскими структурами (осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии).
Шестой раздел «Организация работ» включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерской службы. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.
Таким образом, Положение о бухгалтерии – многогранный документ, четко устанавливающий порядок ее работы, соответствующий Коллективному договору данного экономического субъекта. От скрупулёзности, точности, тщательности и детализации его составления зависит эффективность системы бухгалтерского учета в экономическом субъекте.
Положение о бухгалтерии разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерской службы. В них определяют конкретные действия по учетной работе. Благодаря разделению прав и обязанностей работников бухгалтерии каждое должностное лицо может рассчитывать свою деятельность в пределах, порученных на него обязанностей, избегая повторения в выполнении трудовой деятельности. Трудовое законодательство не включает непременного порядка, по составлению должностных инструкций, но в случае их отсутствия обнаруживаются трудности с принятием на работу, перемещением и отстранением от работы.
Должностные инструкции – внутренний организационно-правовой документ где указываются его права, обязанности, функции и ответственность при работе в определенной должности.
Должностная инструкция может включать следующие разделы:
- общие положения;
- функции работника;
- права и обязанности;
- ответственность;
- заключительные положения.
Должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Утвержденная должностная инструкция должна доводиться в обязательном порядке до сведения работника, занимающего соответствующую должность.
В соответствии с законодательно-нормативными актами предприятия самостоятельно устанавливают:
- организационную форму бухгалтерского учета исходя из конкретных условий хозяйствования;
- форму и методы бухгалтерского учета;
- учетную политику;
- технологию обработки учетной информации;
- систему внутреннего учета и контроля.
Предприятия могут выделить на отдельный баланс входящие в его состав обслуживающие производства и хозяйства, а также филиалы и другие подразделения.
Основными задачами, стоящими перед бухгалтерией любого экономического субъекта, являются:
- составление полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности и финансовых итогов работы экономического субъекта, нужной для эффективного управления, а также для ее пользования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными лицами;
- предоставление контроля за наличием и движением имущества, эксплуатацией материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Осуществление этих задач непосредственно обусловливается от полноты и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, проводимых экономическим субъектом в ходе своей работы, из чего следует документальное оформление совершенных операций. От точности его выполнения зависит достоверность учетной информации, представляемой бухгалтерией экономического субъекта ее пользователям. Поэтому в организациях процедуре документирования хозяйственных операций должно уделяться большое внимание со стороны не только сотрудников бухгалтерских служб, но и работников других структурных подразделений, так как эффективность ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте зависит от правильной организации работы с документами, которые являются письменными подтверждениями факта совершения хозяйственной операции. Если в экономическом субъекте не основан порядок организации и ведения первичного учета, то не будет и продуктивно работать система управления при принятии вынужденных управленческих решений. Согласно Федеральному закону Российской Федерации о «О бухгалтерском учете» вся хозяйственная деятельность должна отображаться в учете на основании оправдательных документов. На ряду с этим первичные учетные документы принимаются к учету только в случае, если они составлены по формам, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Из чего следует заключить основной принцип ведения бухгалтерского учета – неправильно оформленная хозяйственная операция не является правовым экономическим событием. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что налоговые органы имеют право привлекать к административной ответственности должностных лиц экономического субъекта, ответственных за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного законом порядка. В таких ситуациях нарушением является невыполнение требований, которые касаются документального оформления совершенных хозяйственных операций.
Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы
В крупных и средних организациях учет ведет бухгалтерская служба под руководством главного бухгалтера. Главная задача бухгалтерии — своевременно и достоверно отражать состояние имущества и обязательств организации, определять результат предпринимательской деятельности, обеспечивать руководство информацией для повседневного финансового управления организацией и участвовать в этом управлении.
Кроме того, бухгалтерская служба должна контролировать эффективность использования средств, бороться с бесхозяйственностью. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии обусловлено последовательностью операций в учетном цикле или специализацией выполнения однородных операций по конкретному участку учета Чем крупнее организация, тем более разветвленную структуру имеет бухгалтерия.
В бухгалтерии могут выделяться следующие участки: учета внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов); учета товарно-материальных ценностей; учета затрат на производство; учета готовой продукции и реализации; учета расчетов с персоналом по оплате труда; учета кассовых операций; учета финансово-расчетных операций; составления отчетности; налоговых расчетов и др. В настоящее время в составе бухгалтерской службы принято выделять подразделение, занимающееся управленческим учетом.
Каждая группа бухгалтерии имеет свои цели и задачи, но все группы тесно взаимосвязаны. Бухгалтерский учет в организациях может вестись по централизованной и децентрализованной формам. При централизованной форме в организации существует одно подразделение, занимающееся бухгалтерским учетом. В бухгалтерию поступают первичные документы как со стороны (от внешних организаций и лиц), так и оформленные в самой организации (из цехов, складов, служб).
Их проверяют по форме и существу операций, затем обрабатывают. Обработка заключается в группировке данных, занесении информации в соответствующие учетные регистры аналитического и синтетического учета, последующем сведении в информацию, пригодную для принятия управленческих решений и составления отчетности.
Крупные компании, имеющие филиалы или дочерние организации, выделенные на самостоятельные балансы, обычно используют децентрализованную форму ведения бухгалтерского учета. При этой форме каждое подразделение имеет собственную бухгалтерию. Учетные функции подразделений не ограничиваются составлением первичных и отдельных сводных документов, они охватывают и их учетную отработку: ведение аналитических и синтетических счетов, подготовку учетной информации для управления и составления отчетных форм.
Затем эти подразделения передают в бухгалтерию головной организации свои итоговые финансовые показатели в виде отчетности, и в бухгалтерии материнской компании составляют сводную консолидированную отчетность по всей компании с учетом результатов деятельности всех структурных подразделений. В организациях малого бизнеса бухгалтерский учет ведет один или несколько человек.
5.1. Требовать от подразделений колледжа представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерской службы.
5.2. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, приходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.
5.3. Представлять директору колледжа предложения о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных.
5.4. Осуществлять связь с другими организациями и государственными органами по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы.
Организационная структура бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.
Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:
• представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
• филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в интересах всего юридического лица.
Основной риск, с которым имеют дело все лица (организации), работающие на рынке, – это предпринимательский риск. Под хозяйственным (предпринимательским) риском понимается риск, возникающий при осуществлении любых видов деятельности, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
Предпринимательский риск имеет две стороны: во-первых, хозяйствующий субъект, рискуя в своей деятельности, может потерять или не получить свою выгоду; во-вторых, если он выиграет, то может получить дополнительный доход. Предпринимательский риск, в свою очередь, подразделяется на отдельные виды в зависимости от отрасли деятельности организации.
В российских условиях предпринимательская деятельность осложняется следующими видами рисков: необязательность хозяйствующих субъектов, высокая инфляционная напряженность; риск договорных отношений, зависимость от криминалитета; недобросовестная конкуренция, нестабильная законодательная база, политическая нестабильность, отсутствие личной ответственности бизнесменов, чрезмерное вмешательство политиков в экономику, низкий уровень образования предпринимателей.
Функции главного бухгалтера
На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:
-
руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии;
-
формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации;
-
оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности;
-
обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения;
-
выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат;
-
внедрение современных технических средств и информационных технологий;
-
контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;
-
обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
Цели организации бухучета
Организация учетной системы на предприятии должна быть выполнена таким образом, чтобы имелась возможность для реализации следующих целей:
- сбор, формирование и своевременное изменение информации об объектах бухучета, необходимой для внутреннего пользования руководителями и работниками предприятия, в том числе и для предоставления ее по требованию вышестоящего руководства или компетентных органов (налоговой инспекции, например);
- контроль за движением объектов бухучета и достоверное информирование в виде отчетности по требованию;
- стабилизация финансовой деятельности предприятия, стремление к положительной динамике, уведомление руководства об отрицательных результатах производственной или непроизводственной деятельности;
- контроль соответствия налоговой и иной деятельности предприятия законодательству Российской Федерации.
Основные задачи и функции отдела бухгалтерского учета и отчетности
Основные задачи отдела
1. Организация деятельности в рамках единой государственной социальной политики и действующего законодательства.
2. Обеспечение правильного применения действующего законодательства в части ведения финансово-хозяйственной деятельности.
3. Обеспечение взаимодействия с соответствующими муниципальными органами управления социальной защиты населения и организациями независимо от форм собственности, задействованных в установленной на территории муниципального образования.
4. Разработка предложений по улучшению организации ведения бухгалтерского учета, контроля и отчетности.
5. Проведение информационно-аналитической деятельности по вопросам ведения бухгалтерского учета.
6. Осуществление контроля за целевым использованием денежных средств.
Основные функции отдела
1. Ведение бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности.
2. Осуществление контроля:
– за сохранностью собственности;
– целевым расходованием денежных средств и материальных ценностей;
– за своевременным проведением инвентаризации;
– правильным ведением расчетов по заработной плате.
3. Применение утвержденных типовых унифицированных форм.
4. Своевременное и качественное составление первичных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухучете.
Бухгалтер — это человек, занимающийся финансовым учетом, документацией и подготовкой отчетов в надлежащие органы. Профессия эта довольно сложная. Функции бухгалтера весьма непростые. Однако компенсируется вся сложность работы достойной зарплатой и возможностью карьерного роста.
Сегодня работа, связанная с бухгалтерией, довольно востребована на рынке труда. Ведь практически в любой компании или фирме требуется специалист, который занимался бы ведением документации и финансового учета. По сути, именно от бухгалтера зависит деятельность компании: бюджет предприятия, заработная плата сотрудников, расчет за поставки продукции и т. д. Если компания небольшая, то будет достаточно всего лишь одного главбуха. При этом функции главного бухгалтера всегда гораздо шире и объемнее, чем обычного. Если же компания крупная, то будет нужна целая бухгалтерия.
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
1.2. Бухгалтерское обслуживание включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе:
- открытие и ведение расчетных и лицевых счетов Заказчика и операций по ним;
- участие в проведении инвентаризации материальных ценностей;
- сдачу налоговой, статистической отчетности;
- начисление и выдачу заработной платы;
- выплату заработной платы и других выплат работникам Заказчика, которая осуществляется через кассу Исполнителя путем выдачи указанных денежных средств подотчетным лицам (раздатчикам) из числа работников Заказчика, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности. Ксерокопия договоров представляется Исполнителю.
Оформление платежных поручений
Рассмотрим следующую ситуацию. У бюджетных учреждений отсутствуют расчетные счета, а бухгалтерский и налоговый учет по ним осуществляется централизованной бухгалтерией. Какие данные в этом случае нужно указывать в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» платежных документов на перечисление налогов?
Как уже говорилось, руководители учреждений могут передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). При этом централизованные бухгалтерии должны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета, своевременное формирование и представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности за каждое бюджетное учреждение. Следовательно, платежные поручения на перечисление налогов составляются централизованными бухгалтериями отдельно по каждому обслуживаемому учреждению, либо они содержат информацию о суммах, перечисляемых по каждому обслуживаемому учреждению.
Поручения на уплату налогов и сборов оформляются в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и по каждому налогоплательщику отдельно.
В случае отсутствия у бюджетных организаций расчетных счетов централизованная бухгалтерия при оформлении расчетных документов в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» должна указывать соответственно ИНН и КПП бюджетной организации, а в поле «Плательщик» — наименование централизованной бухгалтерии, для которой открыт счет в банке с целью учета операций со средствами федерального бюджета, с которого списываются денежные средства.
Функции централизованной бухгалтерии следующие:
- организация учета поступающих денежных средств, запасов, актуальное отражение на счетах учетных операций, которые связаны с перемещением товарно-материальных ценностей;
- учет исполнения сметы затрат, итогов хозяйственной и финансовой работы организации, денежных, расчетных и кредитных операций;
- обеспечивает контроль над законностью, своевременностью и корректностью документов, подготовкой экономически аргументированных отчетов, над расчетами зарплаты с работниками организации, правильным расчетом и перечислением платежей в бюджеты различных уровней, взносами в государственное социальное страхование;
- проводит экономический анализ хозяйственной и денежной работы в согласовании с бухгалтерским учетом и отчетностью;
- принимает конструктивные меры для недопущения недостачи, неправомерного расходования средств и товарно-материальных ценностей, нарушений денежного и финансового законодательств;
- проводит работу по обеспечению выполнения кадровой, денежной и кассовой дисциплины, составление сметы затрат и законность списаний средств.