Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».
«Особые» обязательства
Некоторые виды обязательств представляют собой отдельные, нетипичные случаи. Однако инвентаризировать их необходимо на общих основаниях.
Расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (сч. 79), проверяются по каждому филиалу, представительству, иному обособленному подразделению организации, при условии составления ими отдельного баланса. Счет 79 обобщает все расчеты с подразделением, поэтому инвентаризация проводится комплексная: по выделенному имуществу, по движению ТМЦ между головной структурой и подразделением, реализации, заработной плате персонала, управленческим расходам. Расчеты по доверительному управлению имуществом анализируются в разрезе каждого договора.
Задолженность по недостачам и хищениям, потерям от порчи ценностей (сч. 94), отраженная на этом счете, достаточно часто оспаривается виновной стороной. В ходе инвентаризации должны учитываться все нюансы ситуации, приведшей к образованию задолженности.
Проверяют:
- документы, обосновывающие возникновение недостачи или потери: акты, письменные объяснения и пр.;
- расчет стоимости похищенного, утраченного имущества (по ТМЦ – фактическая, по ОС – остаточная и т.д., с учетом восстановленного НДС);
- направления списания задолженности и их правомерность (на виновника, на себестоимость в пределах естественной убыли, на прочие доходы и расходы, если виновник не выявлен законным путем, на убытки вследствие стихийного бедствия).
В инвентаризации обязательств могут также участвовать суммы целевого финансирования (сч. 86), расчетов с учредителями (сч. 75), доходов будущих периодов (сч. 98).
Выявлена безнадежная дебиторская задолженность
Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
- Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
- Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.
Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.
На счетах бухгалтерского учета:
- Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
- Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
- Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
- Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Правила осуществления инвентаризации финансовых активов
Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:
- руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
- сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
- оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
- на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).
Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:
- сумма просроченной задолженности;
- сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
- сумма задолженности учреждения в целом;
- суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.
Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:
- информацию о контрагентах учреждения;
- суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
- суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
- сведения о суммах задолженностей учреждения;
- денежные обязательства;
- срок исковой давности.
Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.
Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:
- просроченная задолженность учреждения;
- кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
- движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.
Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.
Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).
Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:
- получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
- обнаружить ошибки в учете обязательств.
Что именно проверяется
В зависимости от того, какие именно активы входят в перечень для инвентаризации, различают ту или иную ее форму:
- сплошная инвентаризация – весь имущественный фонд, отвечающий правам собственности фирмы, арендованные и/или взятые на ответственное хранение материальные ценности, плюс возможные неучтенные активы и предпринимательские обязательства;
- выборочная (внезапная) инвентаризация – переучету подвержена означенная доля имущества (например, только активы в ведении конкретного лица, несущего материальную ответственность, либо объединенные территориально).
Объектами инвентаризирования в том или ином сочетании признаются такие группы материальных ценностей и коммерческих обязательств.
- Основные средства фирмы.
- Товары.
- Нематериальное имущество.
- Денежные инвестиции.
- Незаконченное производство.
- Планируемые траты.
- Наличность, ценные документы, бланки строгой отчетности.
- Расчеты.
- Резервы.
- Животные, насаждения, посевной материал и т.п. (в соответствующей сфере предпринимательства).
В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).
Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).
Проводки будут такие.
Проводка
Операция
Д 94 — К 10 (41, 43)
Списана стоимость утраченного имущества
Д 20 (25, 26, 44) — К 94
Списана недостача в пределах норм естественной убыли
Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):
если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;
Проводка
Операция
Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50)
Списана стоимость утраченного имущества
Стоимость недостач отнесена на виновных лиц
Дт 50 (51, 70) — К 73 (76)
Стоимость недостач взыскана с виновного лица
Сверхнормативная недостача списана в расходы
Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).
Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.
Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):
или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);
или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.
Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):
или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.
Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.
Инвентаризация имущества организации — процедура
Процедура проведения инвентаризационных мероприятий включает в себя следующие этапы:
- Предварительный. Этот этап включает в себя подготовительные действия, в число которых входят:
- оформление приказа на проведение инвентаризации;
- создание инвентаризационной комиссии;
- определение периодов осуществления инвентаризационных мероприятий и комплекса проверяемого имущества;
- сбор документации от материально ответственных сотрудников.
- Непосредственное осуществление инвентаризации имущества организации, заключающееся в измерениях проверяемых вещей, в том числе:
- взвешивании;
- обмеривании;
- подсчете.
- Сравнительный, в процессе которого происходит сверка показателей инвентаризационных описей со сведениями бухгалтерского учета. Сверка позволяет:
Кроме того, в рамках этого этапа составляются инвентаризационные описи.
- выявить расхождения и пересортицу;
- определить причины несоответствия данных.
- документирование результатов инвентаризационного мероприятия;
- приведение в соответствие с инвентаризационными итогами данных бухгалтерского учета;
- привлечение виновных к ответственности.
Как оформляется инвентаризация обязательств
Оформляется инвентаризация обязательств, так же как и инвентаризация имущественного комплекса, путем издания приказа и заполнения инвентаризационных описей.
При этом в описи должны получить отражение следующие сведения:
- общий долг (в основной части с процентами);
- размер неоплаченных процентов, штрафов, пеней;
- долговые обязательства (как имеющие подтверждение, так и не имеющие его);
- просроченную задолженность.
Опись расчетов с контрагентами должна включать:
- информацию о задолженности организации;
- данные контрагентов;
- размеры долгов, разбитые по различным основаниям;
- долги с истекшим сроком давности;
- подтвержденную и неподтвержденную задолженность.
Описи подписываются всеми членами комиссии и председателем.
Как отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете
Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.
Хозяйственная операция | Проводка | |
Дебет | Кредит | |
Выявлены излишки в ходе инвентаризации, а именно | ||
основные средства | 08 | 91 «Прочие доходы» |
материалы | 10 | |
товары | 41 | |
готовая продукция | 43 | |
Имущество, выявленное в процессе инвентаризации, оказалось неликвидным | ||
материалы | 91 «Прочие расходы» | 10 |
товары | 41 | |
готовая продукция | 43 | |
списано имущество в пределах норм естественной убыли | 20, 23, 25, 44 | 94 |
недостача отнесена на материально ответственное лицо | 73 | 94 |
Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица | 70 | 73 |
Списан убыток в связи с отсутствием виновных лиц | 91 «Прочие расходы» | 94 |
Если в процессе инвентаризации выявилось ненужное, неликвидное, морально устаревшее имущество, его необходимо списать на 91 счет. Для налогового учета все излишки, выявленные в процессе инвентаризации, признаются внереализационным доходом. Это сказано в статье 250 Налогового Кодекса. Их необходимо оприходовать по рыночным ценам без НДС и акцизов. Это сказано в статье 274 Налогового Кодекса РФ. Если в результате инвентаризации обнаружилась пересортица, то в этом случае излишки и недостачи необходимо засчитать между собой. Засчитать между собой излишки и недостачи можно только за проверяемый период, по одним и тем же ценностям у одного и того же материально ответственного лица. По пересортице материально ответственные лица также обязаны предоставить письменные объяснения. Недостача также может быть результатом естественной убыли. Такую недостачу нужно отнести на счет затрат организации.
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Основные правила проведения инвентаризации
Под инвентаризацией кассы понимают контрольное мероприятие, в рамках которого посредством пересчета проверяется и документально подтверждается наличие и количество денежных средств, хранящихся в кассе организации. Инвентаризация всегда преследует следующие цели:
- выявление фактического наличия денег в кассе;
- сопоставление фактического наличия денег с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения выявленных денег в учете.
Количество инвентаризаций в текущем году, их продолжительность, порядок и дату их проведения самостоятельно определяет руководитель организации. При этом он должен соблюдать общий порядок инвентаризации, установленный Методическими указаниями Минфина, утв. приказом от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризация кассы может проводиться как в обязательном порядке, так и по усмотрению руководства организации. В последнем случае основания и периодичность инвентаризаций определяет сама организация. Случаи же обязательной инвентаризации кассы установлены в п. 27 положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Так, в обязательном порядке инвентаризация кассы должна проводиться:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц (кассиров);
- при выявлении фактов хищения из кассы;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Инвентаризация кассы организаций проходит в несколько этапов и начинается с издания соответствующего приказа.
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Фактическое наличие денег в кассе организации определяют путем обязательного подсчета всех имеющихся в кассе банкнот и монет. При подсчете фактического наличия денежных знаков в кассе принимаются к учету все имеющиеся в ней наличные деньги, в том числе и в иностранной валюте.
Подсчет денег осуществляется в обязательном присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и кассира. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения данных о фактических остатках денежных средств в кассе, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Получившуюся в результате подсчета денежную сумму сравнивают с остатками денег по данным кассовой книги (бухгалтерской учетной программы). По итогам сравнения (сверки) комиссия может прийти к следующим выводам:
- полное соответствие фактического наличия денежных средств данным учета;
- выявление недостачи денежных средств;
- обнаружение в кассе излишка денежных средств.
Все эти выводы и результаты подсчета подлежат обязательному отражению в акте инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний).
По завершении инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостача), факты несоответствия имущества критериям признания его активом, убытки от обесценения активов или их снижение должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете.
Основанием для отражения в учете записей по результатам инвентаризации являются инвентаризационные описи, ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие факты хозяйственной жизни.
Инвентаризация в магазине в 2022 году: сроки, требования, порядок проведения
Плановые инвентаризации товарно-материальных ценностей в магазине могут проходить в любой удобный день и с любой периодичностью – при необходимости даже еженедельно. Но, по словам руководителей организаций, наиболее целефообразно проводить инвентаризации первого числа месяца – это удобно с точки зрения ведения бухгалтерской отчетности (именно первого числа месяца выводится сальдо по счетам бухучета) и отпадает необходиомсть расчета промежуточных итогов оборота товаров и сальдо.
- когда были выялены определнные нарушения в ходе приемки, хранения, учета и реализации товарно-материальных ценностей;
- когда на работу принимаются новые материально ответственные лица и необходимо проверить качество их работы, компетентность и честность;
- когда запасы товарно-материальных ценностей резко возрастают по тем или иным причнам.
Как составить приказ о проведении инвентаризации
В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.
Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.
Как проходит инвентаризация на предприятии
Запуск проверки имущества и обязательств – задача руководителя фирмы. Директор издает приказ, в котором отражаются вид, цели и сроки инвентаризации. Процедурой занимается специально сформированная комиссия (или сразу несколько комиссий в крупных организациях). Состав – представитель администрации и разноплановые специалисты из числа собственного персонала. Приглашать или не приглашать стороннего эксперта решает руководство. Но если в составе комиссии есть независимый аудитор, проверка проходит объективно, а результаты формируются беспристрастно.
Перед инвентаризацией нужно рассчитать трудозатраты и составить график. Для удобной и оперативной работы комиссии необходимо пронумеровать объекты, подготовить инвентарные карточки и техпаспорта на имущество, документы по дебиторским и кредиторским задолженностям.
Натуральная проверка имущества проводится визуально, с применением различных измерительных методов. Финансовые обязательства выявляются при исследовании бухгалтерских документов. По каждому виду имущества и обязательств составляются отдельные описи. Действительные результаты дает только правильно проведенная инвентаризация – ответственные лица (по участкам, группам имущества) и все члены комиссии должны обязательно присутствовать при проверке.
Готовые описи сверяются с данными учета. Выявленные несоответствия вносятся в сличительные ведомости. Утверждение инвентаризации происходит на итоговом заседании комиссии – это завершающий этап, на котором составляется протокол с результатами, принимаются решения о способах корректировки учетной документации. Обычно излишки приходуются, недостачи в пределах нормы списываются, а сверхнормативные убытки покрываются ответственными лицами в добровольном или судебном порядке.
Инвентаризация расчетов перед составлением годовой отчетности
Инвентаризация финансовых обязательств – это порядок сверки подлинного состояния расчетов, определения имеющихся задолженностей, а также мер их погашения или порядка списания со сведениями бухгалтерского учета. Рассматриваемая инвентаризация проводится по общим правилам, отображенным в таких нормативах:
- ФЗ № 402 от 06.12.2011г.;
- ПБУ по бухучету и оформлению отчетности, который был принят Приказом Министерства финансов РФ № 34-н от 29.07.1998г.;
- Методические указания, принятые Приказом Министерства финансов РФ № 49 от 13.06.1995г.
Указанным ПБУ утверждается, что инвентаризация обязательств должна проводиться регулярно до момента составления бухгалтерской отчетности. Аналогичным нормативом также поясняется, что расчеты с банками и бюджетными структурами должны быть урегулированы и идентичны с обеих сторон. Та информация, которая не сходится во взаиморасчетах между сторонами, не может быть приниматься инвентаризационной комиссией как подлинная.
Инвентаризировать обязательства следует каждый год. Отчетным периодом выступает временной промежуток с 1-го января по 31-е декабря одного года. Закон предусматривает еще несколько ситуаций, когда инвентаризация обязательно должна проводиться. Например, если компания проводит реорганизацию или находится в стадии ликвидации. Правила непосредственного проведения рассматриваемой процедуры фиксируются в Методических указаниях № 49.
В рамках рассматриваемого сличения должны приниматься во внимание следующие расчеты:
- с банковскими и кредитными структурами;
- с бюджетными организациями;
- с контрагентами – дебиторами и кредиторами;
- по суммам, находящимся у подотчетных лиц;
- с работниками относительно выплаты их доходов и иных сумм;
- по иным исчислениям.
Перед началом инвентаризации следует провести сверку со всеми действующими деловыми партнерами фирмы, включая различные фонды и государственные структуры. Для этого формируются двусторонние акты по форме, установленной законодательством, либо по образцу, утвержденному локальным нормативом компании. В ходе рассматриваемой процедуры сведения из актов сверяются с результатами проверки фактических остатков.
Инвентаризация представляет собой совокупность проверочных мероприятий, проводимых с целью установления комплектности имущественных объектов и состояния финансовых обязательств компании по состоянию на определенную дату путем сравнения фактических сведений с данными бухгалтерского учета.
Нормативную базу, регулирующую инвентаризационные мероприятия, составляют:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финобязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания).
- Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение).
К основным целям инвентаризации относятся:
- определение фактического наличия имущества;
- контроль соответствия имеющегося у организации имущества сведениям бухучета;
- контроль отражения обязательств и имущества на учете.
Инвентаризацию имущества организации можно разделить на виды по различным основаниям:
- Так, по составу инвентаризуемого имущественного комплекса инвентаризация может быть:
- полной (в отношении всего имущества);
- частичной (в отношении определенной группы имущественных объектов).
- По периодичности проведения:
- плановой;
- внеплановой.
- По виду проверочных мероприятий:
- натуральной (проводится простым подсчетом объектов проверки);
- документальной (осуществляется через сверку документации).
Согласно п. 27 Положения, обязательные инвентаризационные мероприятия должны быть проведены:
- при осуществлении передачи имущества в аренду, в случае выкупа, продажи, реорганизации государственного или муниципального предприятия;
- в преддверии формирования годового бухгалтерского отчета, за исключением имущественных объектов, пересчет которых проводился с 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных сотрудников;
- при обнаружении недостачи или порчи имущественных объектов;
- в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (пожара, наводнения и т. п.);
- при проведении реорганизационных или ликвидационных мероприятий в фирме;
- в иных законодательно предусмотренных случаях.
Процедура проведения инвентаризационных мероприятий включает в себя следующие этапы:
- Предварительный. Этот этап включает в себя подготовительные действия, в число которых входят:
- оформление приказа на проведение инвентаризации;
- создание инвентаризационной комиссии;
- определение периодов осуществления инвентаризационных мероприятий и комплекса проверяемого имущества;
- сбор документации от материально ответственных сотрудников.
- Непосредственное осуществление инвентаризации имущества организации, заключающееся в измерениях проверяемых вещей, в том числе:
- взвешивании;
- обмеривании;
- подсчете.
- Сравнительный, в процессе которого происходит сверка показателей инвентаризационных описей со сведениями бухгалтерского учета. Сверка позволяет:
Кроме того, в рамках этого этапа составляются инвентаризационные описи.
- выявить расхождения и пересортицу;
- определить причины несоответствия данных.
- документирование результатов инвентаризационного мероприятия;
- приведение в соответствие с инвентаризационными итогами данных бухгалтерского учета;
- привлечение виновных к ответственности.