Расчет по страховым взносам в 2023 году: обзор изменений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет по страховым взносам в 2023 году: обзор изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об обязательных платежах в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной организациям квоты, действуют во многих субъектах Российской Федерации (например, в Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Новгородской, Тамбовской, Тверской, Челябинской и других областях, г. Санкт-Петербурге).

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

Квотирование рабочих мест в регионах

Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» квота установлена в размере 2,5% от среднесписочной численности работников. В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет г. Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в городе за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов.

Законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено также квотирование рабочих мест для молодежи. Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 08.10.1997 N 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи» устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К ним отнесены лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, получившие документ об образовании (справку, свидетельство, диплом) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения; граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных сил РФ; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.

Законом Хабаровского края от 28.04.1999 N 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» предусмотрено установление квоты в размере 3% от среднесписочной численности работников для трудоустройства инвалидов, испытывающей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет (сирот, выпускников детских домов, детей из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей), получивших начальное профессиональное образование, а также подростков из малообеспеченных семей, достигших 15-летнего возраста, оставивших образовательное учреждение до получения основного общего образования и впервые ищущих работу.

Квотирование рабочих мест в Московской области

Согласно ст. 2 Закона от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области» вводится квотирование рабочих мест для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду. Квотирование устанавливается организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек.

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов.

Правительством Московской области устанавливается для каждой организации минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников (но не менее 1 рабочего места).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств областного бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Также предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи организациям, численность работников в которых составляет 50 человек и более.

Размер квоты для трудоустройства молодежи устанавливается организации в зависимости от среднесписочной численности ее работников и составляет:

  • для организаций численностью от 50 до 100 чел. — 1 рабочее место;
  • для организаций численностью свыше 100 чел. — 1% от численности работников организации.

Льготный тариф страховых взносов

Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.

В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

  • российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
  • российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
  • организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
  • организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
  • студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2021 года.

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

общественные объединения инвалидов
организации, созданные общественными объединениями инвалидов
хозяйственный товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов

где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.

Читайте также:  Материальная ответственность работника

Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Квотирование рабочих мест. Учет и налогообложение

Рассмотрим, как выплачивается пособие на бирже:

Пособие назначают с определенными обязательствами для безработного.

Центр занятости населения нужно посещать минимум два раза в месяц.

Там безработному предлагают вакансии, он ходит на собеседования.

Работу для тех, кто стоит на бирже труда подбирают, учитывая уровень профподготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья и транспортную доступность.

Если человек не подходит для предложенных должностей, в центр занятости нужно принести бланк с отказами, тогда выходное пособие продолжат выплачивать.

Если ему не подходят вакансии, он также должен указать причины. Однако, после двух отказов центр занятости может приостановить выплату пособия.

Кроме того, в назначенные сотрудниками ЦЗН дни нужно заново регистрироваться на бирже и снова подтверждать свой статус безработного (п.6 ст. 31 закона «О занятости населения в РФ»).

Если человек пропустил посещение ЦЗН без уважительной причины, пособие перестанут платить и снимут с учёта. Уважительной причиной считается болезнь или смерть родственников.

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Федеральное законодательство

Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка.
К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом.

Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике.

Изменения по страховым взносам в 2021 году

Как сообщил Решетников, порядок возврата средств в настоящее время готовит Минсельхоз. «Размер средств от экспортных пошлин на зерно, которые планируется направлять в регионы РФ, будет пропорционален собранному в них урожаю. Деньги поступают в «общий котел», потом возвращаются в соответствующий регион пропорционально объемам зерна, которое регион произвел, — сказал он. — На сегодня предполагается, что регионы сами определят правила распределения».

По его словам, сильного беспокойства на этот счет быть не должно, «потому что регионы и так получают средства федерального бюджета на поддержку растениеводства и распределяют их, как правило, на основе погектаровки — пропорционально гектарам, которые сельхозпроизводитель обрабатывает» (т.н. погектарная поддержка).

«Мы этот вопрос обсуждали с Минсельхозом. Посмотрим практику, которая будет складываться. Возможно, они (Минсельхоз — ИФ) в каком-то мягком варианте выпустят рекомендации, посмотрят лучшую практику и доведут до регионов», — сказал он.

«Здесь мы исходим из того, что кто, как не регион, заинтересован в том, чтобы развивалось сельское хозяйство. Для многих это основа занятости, основа экономики», — заключил он.

В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).

Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу — в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу — в размере от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне.

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Квотирование рабочих мест. Учет и налогообложение

Рассмотрим, как выплачивается пособие на бирже:

Пособие назначают с определенными обязательствами для безработного.

Центр занятости населения нужно посещать минимум два раза в месяц.

Там безработному предлагают вакансии, он ходит на собеседования.

Работу для тех, кто стоит на бирже труда подбирают, учитывая уровень профподготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья и транспортную доступность.

Если человек не подходит для предложенных должностей, в центр занятости нужно принести бланк с отказами, тогда выходное пособие продолжат выплачивать.

Если ему не подходят вакансии, он также должен указать причины. Однако, после двух отказов центр занятости может приостановить выплату пособия.

Кроме того, в назначенные сотрудниками ЦЗН дни нужно заново регистрироваться на бирже и снова подтверждать свой статус безработного (п.6 ст. 31 закона «О занятости населения в РФ»).

Если человек пропустил посещение ЦЗН без уважительной причины, пособие перестанут платить и снимут с учёта. Уважительной причиной считается болезнь или смерть родственников.

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Расчет отчислений в центр квотирования за апрель 2021года

В мае 2021 года в госбюджет Украины поступило 107,2 миллиарда гривен по данным Государственной казначейской службы (ГКСУ). Месячную роспись, показатель которого был увеличен в связи с последними изменениями в законе о государственном бюджете, выполнен на 102,7%, или на 2,8 миллиарда гривен больше.

В мае украинцы уплатили 75 миллиардов гривен налогов, что на 4,8% превышает план. Больше всего в мае заплатили налога на:

  • прибыль – 29,8 миллиарда гривен,
  • добавленную стоимость – 10,7 миллиарда гривен,
  • доходы физлиц и военного сбора – 10,2 миллиарда гривен.

План по расходам с начала 2021 года, то есть за январь – май, выполнен лишь на 92,6%, или на 454,7 миллиарда гривен. Вместе с тем в Минфине рассказали, что финансирование соцрасходов, расходов на оборону, обслуживание долга и субвенции/дотации местным бюджетам осуществлялось полностью.

С начала 2021 года госбюджет сведен с дефицитом в размере 32,5 миллиарда гривен. Что касается общего фонда, то дефицит составляет 31,3 миллиарда гривен, при росписи общего фонда отчетного периода в сумме 86,5 миллиарда гривен.

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Читайте также:  Ъ: ГИБДД с 1 марта 2023 года начнет штрафовать водителей за шины не по сезону

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Итоги месяца (обзор за апрель 2021 г.)

Как сообщил Решетников, порядок возврата средств в настоящее время готовит Минсельхоз. «Размер средств от экспортных пошлин на зерно, которые планируется направлять в регионы РФ, будет пропорционален собранному в них урожаю. Деньги поступают в «общий котел», потом возвращаются в соответствующий регион пропорционально объемам зерна, которое регион произвел, — сказал он. — На сегодня предполагается, что регионы сами определят правила распределения».

По его словам, сильного беспокойства на этот счет быть не должно, «потому что регионы и так получают средства федерального бюджета на поддержку растениеводства и распределяют их, как правило, на основе погектаровки — пропорционально гектарам, которые сельхозпроизводитель обрабатывает» (т.н. погектарная поддержка).

«Мы этот вопрос обсуждали с Минсельхозом. Посмотрим практику, которая будет складываться. Возможно, они (Минсельхоз — ИФ) в каком-то мягком варианте выпустят рекомендации, посмотрят лучшую практику и доведут до регионов», — сказал он.

«Здесь мы исходим из того, что кто, как не регион, заинтересован в том, чтобы развивалось сельское хозяйство. Для многих это основа занятости, основа экономики», — заключил он.

В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).

Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу — в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу — в размере от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне.

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следуе�� от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17. Скачать для просмотра и печати:
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2021 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Уже 2 января 2021 года правительство установило новые правила назначения пособия. Новость анонсировалась как продление максимальной суммы на 2021 год. Но все не так просто.

В 2021 году максимальное пособие по безработице составит 12 130 рублей — хотя МРОТ увеличен до 12 792 рублей. То есть в 2020 году безработные получали один МРОТ, а в 2021 году выплаты будут меньше МРОТ. Минимальная сумма в 2021 году не меняется и составит 1500 рублей.

Её получают следующие категории безработных:

  • Те, кто раньше не работал или не работает больше года.
  • Те, которых уволили за нарушение дисциплины.
  • Те, чей стаж за прошлый год менее 26 недель.

Максимальная сумма

По 12 130 рублей можно будет получать только три первых месяца после постановки на учет в центре занятости. На следующие три месяца максимальная сумма составит 5000 рублей. Она может быть больше с учетом районного коэффициента.

При этом размер выплаты будет зависеть от среднего заработка:

  • Первые три месяца можно получать 75%,
  • потом еще три — 60%, но не более установленной максимальной суммы.

Например, электрик Иван потерял работу в декабре 2020 года. Его официальная зарплата составляла 35 000 рублей. В 2021 году он встал на учет в центре занятости. Первые три месяца Иван будет получать 75% от среднего заработка, но не больше 12 130 рублей. Если работу найти не получится, с четвертого месяца Ивану будут платить 60% среднего заработка, но не больше 5000 рублей.

По закону, выплаты не могут превышать максимальный размер пособия по безработице в стране. В 2021 году — это 12 130 руб., это касается и для граждан предпенсионного возраста.

Если 75% от среднемесячного дохода превысили максимум, безработному заплатят 12 130 руб. Оставшийся период — 60%, но не более 5000 рублей.

В некоторых субъектах есть надбавки к пособию. Максимальную сумму умножают на районный коэффициент, это зависит от климатических условий в регионе проживания. В частности, повышающие коэффициенты применяют к выплатам для жителей Крайнего Севера.

Согласно ст. 318 ТК РФ, северяне могут получать третью выплату от работодателя, при этом не вставая на учёт в центр занятости.

Дополнительные денежные надбавки также положены:

  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы;
  • лицам, которые проводили сбор радиоактивных отходов на реке Теча;
  • пострадавшим на объединении «Маяк».

1. Если предпенсионер имеет за последний год 26 недель стажа, то он получает пособие в течение 12 месяцев:

Первые 3 месяца – 75% от среднемесячного заработка за последние 3 месяца (но не более 12 130 руб., и не менее 1500 руб.);

Следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты (но не более 12 130 руб., и не менее 1500 руб.);

В дальнейшем — 45% от зарплаты (но не более 12 130 руб., и не менее 1500 руб.).

2. Если предпенсионер за последний год не имел 26 недель стажа, то пособие назначается в минимальном размере (1500 руб.) на срок до 12 месяцев.

3. Если предпенсионер уволился более год назад или ранее не работал или не смог предоставить справку о зарплате за последние 3 месяца, то он получает пособие в минимальном размере (1500 руб.), причем только 3 месяца.

В обновленных правилах для безработных ни о каких доплатах за детей речи не идет. При потере работы и снижении дохода семья может оформить ежемесячные выплаты до 3 лет и с 3 до 7 лет.

Но в расчет берутся доходы не за последние месяцы, а за год, который закончился за полгода до обращения за господдержкой. Тогда у родителей могла быть работа, а условие о том, что доходы безработных не учитываются, действовало только в 2020 году и пока не продлевалось.

Из дополнительных видов господдержки для семей с детьми пока действует только единовременная выплата до 7 лет включительно — 5000 Р. Но она не зависит от дохода семьи, и большинство родителей ее уже получили. Никаких доплат безработным не предусмотрено.

При сокращении штата работников уволенные должны получить выплаты от работодателя и встать на учёт в центр занятости.

Порядок расчетов с работниками при сокращении штата регулирует статья 178 Трудового кодекса РФ. Уволенные в результате сокращения должны успеть зарегистрироваться в центре занятости в течение двух недель. Выплаты положены всем, кто стоит на учете и до увольнения работал не менее 26 недель.

Сроки начисления пособия уволенным по сокращению штатов

Для уволенных пособие начинают выплачивать после того, как закончились выплаты от работодателя, когда бывший работодатель перестал выплачивать среднемесячный заработок, положенный при сокращении (по-другому его называют «сохранённое» пособие), это на третий или на четвёртый месяц. Период начисления пособия по закону не должен в сумме превышать полгода в течение 12 месяцев.

Читайте также:  Как связаться с судебными приставами

Если человек за год так и не трудоустроился, он вправе повторно обратиться в центр занятости за получением социальной помощи. В этом случае он будет получать пособие по безработице в минимальном размере. Пособие выплачивают каждый месяц, при условии, что безработный проходит перерегистрацию в ЦЗН.

Сколько платят уволенному по сокращению штатов?

Работодатель, который сократил сотрудника, будет два месяца платить ему среднемесячную зарплату. Если уволенный встал на учёт в центре занятости, то выплату от бывшего работодателя можно получать ещё третий месяц в том же размере.

Вторую и третью компенсации начисляют в том случае, если сотрудник не нашёл новую работу.

Чтобы получить вторую выплату, сотруднику нужно написать заявление на имя бывшего руководителя, и передать документ вместе с копией трудовой книжки в отдел кадров организации. В заявлении указывают просьбу о выплате и причину для получения денег. Трудовая книжка служит подтверждающим документом, что уволенный так и не нашёл новую работу.

В этом случае работодатель должен рассчитать суммы за все дни вынужденного поиска работы в течение второго месяца.

Чтобы получить выплату за третий месяц, нужно успеть встать на учет в центр занятости в течение 14 дней и принести работодателю справку из центра о том, что выплата за уволенным сохраняется.

Также советуют вести индивидуальный план поиска работы и записывать результаты собеседований, которые уволенный проходил без помощи центра занятости. План учитывают юристы, когда решается вопрос — выплачивать третью компенсацию или нет.

Выплата за третий месяц при сокращении производится только по ходатайству Центра занятости, который обращается к прежнему работодателю с просьбой начислить компенсацию за третий месяц поисков работы.

После прекращения выплат от компании по увольнению безработный будет получать оплату в виде пособия от биржи труда.

Заявление на выплату пособия за третий месяц при сокращении

Строгой формы заявления законодательно не утверждено, поэтому оно пишется в простой письменной форме. Кадровой службой организации может быть предложена своя форма заявления, но если такой не имеется, то заявление нужно составить следующим образом:

Шапка. В шапке заявления необходимо указать:

должность руководителя организации;

Ф.И.О. руководителя организации;

наименование организации;

Ф.И.О. уволенного работника;

адрес регистрации работника;

контактный телефон работника.

Рассмотрим, как выплачивается пособие на бирже:

Пособие назначают с определенными обязательствами для безработного.

Центр занятости населения нужно посещать минимум два раза в месяц.

Там безработному предлагают вакансии, он ходит на собеседования.

Работу для тех, кто стоит на бирже труда подбирают, учитывая уровень профподготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья и транспортную доступность.

Если человек не подходит для предложенных должностей, в центр занятости нужно принести бланк с отказами, тогда выходное пособие продолжат выплачивать.

Если ему не подходят вакансии, он также должен указать причины. Однако, после двух отказов центр занятости может приостановить выплату пособия.

Кроме того, в назначенные сотрудниками ЦЗН дни нужно заново регистрироваться на бирже и снова подтверждать свой статус безработного (п.6 ст. 31 закона «О занятости населения в РФ»).

Если человек пропустил посещение ЦЗН без уважительной причины, пособие перестанут платить и снимут с учёта. Уважительной причиной считается болезнь или смерть родственников.

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Австралийский подход к квотированию

В Австралии квота распространяется только на ГФУ, поставляемые в таре.

Импортёры ГФУ в Австралии должны получать лицензию. Лицензия действует два календарных года и стоит 15 000 австралийских долларов.

Лицензия на импорт ГФУ действует на следующих условиях:

  • ввоз ГФУ осуществляется в пределах годовой квоты, определяемой в тоннах CO2-эквивалента
  • превышение квоты может быть компенсировано путём экспорта ГФУ;
  • импортёр платит за каждую метрическую тонну ввозимого ГФУ;
  • отчётность об импорте представляется раз в полгода;
  • импортёр представляет доказательства ввоза ГФУ;
  • лицензия не может быть разделена между несколькими участниками рынка;
  • квота на импорт может передаваться (на временной или постоянной основе).

Как отчитываться в центр занятости и что сдать до конца марта 2021 года?

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Работодателей обяжут фактически трудоустраивать инвалидов для выполнения квоты

В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения установлены тем же постановлением правительства. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
    • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
    • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
    • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом региональные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся. Такие условия прописывают в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Сведения о состоянии условий труда и компенсациях работающим с вредными условиями труда необходимо подать в территориальный орган Росстата до 21 января 2022 года.

Форма отчета приведена в приложении к приказу Росстата от 24.07.2020 № 412 (в ред. Приказов Росстата от 29.04.2021 N 243, от 13.07.2021 № 412).


Внимание: форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.


Прошлогодней формой не пользуйтесь, она изменилась в июле 2021 года. Учтите, что отчет не сдают субъекты малого предпринимательства, а только юридические лица, основной вид деятельности по ОКВЭД которых относится к:

  • сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству;
  • добыче полезных ископаемых;
  • обрабатывающим производствам;
  • обеспечению электрической энергией, газом и паром;
  • кондиционированию воздуха;
  • водоснабжению;
  • водоотведению,
  • организации сбора и утилизации отходов,
  • деятельности по ликвидации загрязнений;
  • строительству;
  • транспортировке и хранению;
  • деятельности в области информации и связи.

Запросите в департаменте персонала сведения по списочной численности работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) на конец отчетного года, в том числе женщин и лиц до 18 лет для раздела 1, без учета класса условий труда. Также запросите эти же сведения для раздела 2 отчета в отношении работников с вредными условиями труда.

Показатели раздела 1 «Состояние условий труда» заполняют на персонал организации в целом, и отдельно — на женщин и лиц моложе 18 лет. Основой для заполнения показателей о состоянии условий труда является отчет о специальной оценке условий труда.

Показатели раздела 2 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» должны соответствовать картам СОУТ, а также условиям трудовых договоров, коллективных договоров и отраслевых соглашений. Например, в трудовом кодексе доплата указана не менее 4%, а в отраслевом соглашении эта цифра может достигать 60%. Указывайте по факту для вашего предприятия.

Пустые строки не нужно заполнять нулями или прочерками, оставьте как есть.

Этот отчет предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

  • финансовой и страховой деятельности
  • деятельности по операциям с недвижимым имуществом
  • государственного управления и обеспечения военной безопасности
  • социального обеспечения
  • образования
  • деятельности домашних хозяйств как работодателей
  • недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
  • деятельности экстерриториальных организаций и органов

Отчет о травматизме на производстве передают в территориальный орган Росстата до 25 января ежегодно, вне зависимости от наличия или отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 2022 году сведения за 2021 год подавайте по форме, утвержденной Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями» (в ред. Приказа Росстата от 18.12.2020 815).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...