Шпаргалка по земельному праву.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шпаргалка по земельному праву.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В советское время этот юридический титул был основным и единственным (за некоторыми исключениями) основанием законного пользования земельными участками для граждан и юридических лиц. С принятием действующего ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного пользования) находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (п. 2, 3 ст. 20 ЗК РФ) при некотором ограничении их прав по распоряжению сохранившимся в их пользовании земельным участком. Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного), пользования, — сказано в ныне действующем ЗК РФ, — не вправе распоряжаться этими земельными участками. Данное положение расходится со ст. 270 ГК РФ, на основании которой обладатель земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования может с согласия собственника передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование. Это предписание ГК РФ теперь надо считать утратившим юридическую силу, поскольку имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Граждане, обладающие земельными участками праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.

В настоящее время земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Аренда земельных участков

Каждый собственник земельного участка вправе по своему усмотрению в установленном законом порядке передать свой земельный участок в аренду. Она оформляется как вид временного пользования договором между заинтересованными сторонами (арендодателем и арендатором).

Понятие договора аренды дается в ГК РФ (ст. 606). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование. В договоре аренды устанавливаются ее сроки, размер и форма арендной платы, права и обязанности арендатора по использованию земельного участка. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти. Общие начала определения арендной платы могут быть установлены Правительством РФ.

Объектом права аренды служит индивидуально обособленный земельный участок. Индивидуализирующими признаками участка являются его размеры и местонахождение, закрепленные в натуре на местности и юридич’ески в документе, удостоверяющем право на земельный участок.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п. 2 ст. 607 ГК РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Земельные участки, за исключением тех, которые изъяты из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной соб- ственности объектами, указан в ЗК РФ (п. 4 ст. 27). Изъятые из оборота земельные участки не ‘могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

Видами источников права могут являться следующие:

1) Конституция РФ;

2) правовой обычай;

3) нормативный акт;

4) руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;

5) религиозныетексты;

6) идеи и доктрины;

7) общие принципы;

8) договоры.

Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

Читайте также:  Возраст сексуального согласия — что нужно знать?

Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.

Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.

Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.

Землепользование: понятие и особенности

Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.

Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.

Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.

В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.

Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.

Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.

В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:

  • участок передается субъекту на длительный срок;
  • создаются условия для развития его деятельности;
  • гарантируется защита его интересов;
  • закон ограничивает срок реализации права использования земли.

Что считается объектом и субъектом землепользования

В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.

Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.

Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.

Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:

  • землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
  • землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
  • физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
  • пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
  • лица, получившие сервитут.

Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.

Землевладелец вправе только передать участок по наследству.

Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами.

Определение стоимости земельных участков требуется при осуществлении сделок с землей, а также при взимании земельного налога.

Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного), пользования, — сказано в ныне действующем ЗК РФ, — не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Согласно п.9 ст.4 Закона к компетенции органов государственной власти субъектов РФ относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

В отношении недвижимости, в том числе земли, действует условие добросовестного, открытого и непрерывного владения участком в течение 15 лет.

Обладателями сервитута именуются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Лицо, пользующееся землей даже на законных основаниях, распоряжаться ею не может, поскольку правомочие распоряжения земельным участком принадлежит исключительно его собственнику.

Землепользователями закон признает лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Гражданам, которые самовольно заняли земельные участки, возвели строения на них, необходимо, не дожидаясь принятия решения горисполкома о возврате самовольно занятого земельного участка и сносе самовольной постройки, позаботится о судьбе самовольного строения самостоятельно.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Стандартизованное определение земли (ГОСТ, 1980): земля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства /10/. Однако, это определение не вполне точно. Например, если рассматривать земли водного фонда как средство производства, то важны не столько сами воды, но и водный режим, технология водопользования; далее: земля — пространственный базис не только для предприятий и организаций отраслей народного хозяйства (в том числе коммунального), но и для отдыха, здоровья людей и сохранения их культуры, исторической памяти и т.д.

Поэтому предлагается более лаконичное, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающее определение — земля, как объект хозяйствования и жизни человека, представляет собой объемно-пространственный базис жизнеобеспечения и воспроизводства жизни на планете. «Пространственность» отражает «опорную» поверхность, на которой человек живет, строит, отдыхает, по которой перемещается и т.д. «Объемность» отражает вовлечение в хозяйственный оборот, хозяйственное использование толщи почв и грунтов (под определенным пространством) для получения пище­вых, технических, лекарственных или иных продуктов, недр для добычи энергетических, сырьевых и иных ископаемых ресурсов; вмещающего «резервуара» для строительства (фундаменты, подземные коммуникации и т.п.).

[3]

В русской терминологии нет однозначного толкования термина «земле­пользование». В устаревшем ГОСТ 17.5.1.05 дается два определения: 1) землепользование, как объект права пользования, — земельный участок или участки, предоставленные в установленном порядке отдельному землепользователю для определенных целей и ограниченные на местности; 2) землепользование, как деятельность, — процесс и порядок пользования землей. Поскольку понимание землепользования более разнообразно, а приведенные толкования не совсем точны, предлагаются следующие определения:

[2]

Землепользование (1) — эксплуатация земель, интенсивность и направленность которой определяется экологическими, социально-экономическими и ландшафтными позициями, а также текущими и перспективными потребностями общества. То есть в данном случае землепользование рассматривается как процесс (использование, эксплуатация). В таком понимании землепользование может быть активным и пассивным, травмоопасным (по отношению к земле, почве), экологичным или неэкологичным, продуктивным и непродуктивным, постоянным и временным и т.д.

Землепользование (2) — участок земли, находящийся в чьем-либо ведении, владении, пользовании, собственности. Например: фермерское, общинное, муниципальное, колхозное, личное и т.п. В этом случае землепользование рассматривается как юридический объект, объект права -владение, собственность или аренда.

Землепользование (3) — экологически или экономически обусловленная пригодность, целесообразность, приоритетность отнесения конкретного земельного участка к тому или иному виду землепользования, например: к аграрному, лесному, селитебному, рекреационному, коммуникационному и т.п.

Практически во всех определениях земельного кадастра отражена динамичность земельных ресурсов. Последние постоянно претерпевают различного рода количественные и качественные изменения вследствие неизбежных при эксплуатации земель нагрузок, смен видов пользования или землепользователя, а также в результате природных процессов. Все это требует фиксации и своевременного внесения необходимых корректив в регистрационные, учетные и оценочные документы, составляющие основу земельного кадастра и обеспечивающие эффективное управление земельными ресурсами.

Землепользователь и землевладелец – это лица, которые имеют не только права, но и обязанности. К последним относятся:

  • Эксплуатация земельного участка с его целенаправленным назначением и применением тех способов, которые не навредят окружающей среде, в частности самому земельному участку как объекту природы.
  • Сохранение межевых, геодезических и иных спецзнаков, которые установлены на участке соответственно законодательству.
  • Осуществление природоохранных мероприятий, в частности соблюдение пожарной безопасности.
  • Своевременное начало пользования землей, если данный факт предусмотрен договором.
  • Своевременная оплата земельного налога.
  • Соблюдение всех градостроительных регламентов при пользовании земельным участком.
  • Соблюдение и следование строительным, экологическим, санитарным, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам.
  • Пресечение загрязнения, истощения, деградации, оскуднения земли и почвы на конкретном земельном участке.
  • Выполнение других требований, которые предусмотрены ЗК РФ.
Читайте также:  Что изменится в процедуре оформления загранпаспорта с 2023 года?

Часть IV. Земельный налог: основные понятия

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

  • на праве собственности;
  • на праве бессрочного пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

  • если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков

Собственники земельных участков наделены широким спектром прав по распоряжению своим земельным участком (правом совершать сделки по поводу земельного участка). Иные правообладатели земельных участков (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) по действующему земельному законодательству, как правило, не наделены распорядительными полномочиями. Землевладельцы сохранили право передачи земельного участка своим наследникам по завещанию или по закону. Арендаторам земельных участков разрешено передавать его в субаренду с уведомлением собственника участка.

Помимо распорядительных полномочий собственнику земельного участка закон предоставляет право:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить- пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно- гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.

Поводы для владения земельным наделом создаются из определенных событий и постановлений. Самые распространенные из них:

  • получение земли по закону;
  • соглашения любого характера, заключенные в рамках законодательства;
  • указы и иные постановления госорганов или органов местного самоуправления;
  • заключения органов судебной власти, которые устанавливают гражданскую ответственность;
  • наследование земли вследствие смерти владельца;
  • принцип приобретательной давности. Формируется, когда правообладатель не известен или уже не имеет прав на участок, а гражданин или учреждение непрерывно не менее 15 лет распоряжается этой недвижимостью, как собственной.

Для приобретения права землепользования нужно выполнить несколько действий. Одного только основания, из перечисленных выше, будет недостаточно. После оформления договора, получения судебного постановления или решения органа, имеющего определенные полномочия, о возможности обретения права на землю, нужно провести госрегистрацию надела.

Также право землевладения предоставляется после событий, после которых наступает так называемые гражданско-правовые последствия. К примеру, кончина правообладателя, после которой возможно наследование надела.

Признание земли основным экономическим ресурсом накладывает отпечаток на правила обращения. Государство стремится сохранить имеющийся фонд, устанавливая ограничения для зарубежных инвесторов и предпринимателей. Наиболее широкими полномочиями наделяют граждан РФ. Эта категория лиц вправе приобретать даже ценные сельскохозяйственные земли. Специальных запретов для населения страны не предусмотрено.

  • Право пожизненного (наследуемого) владения землей. Это стабильное вещное право. Касается лишь частных лиц. Практически идентично праву собственности. Согласно данному праву, надел принадлежит владельцу на протяжении всей жизни, а после кончины правообладателя наследуется согласно воле усопшего.

    Соблюдение перехода по наследству гарантируется государством и охраняется законом. Имея право пожизненного владения земельным участком, хозяин обладает самыми обширными возможностями, в пределах закона. Стороннее вмешательство в хозяйствование правообладателя на его наделе исключено. Владелец права пожизненного обладания землей может использовать участок по своей прихоти в рамках закона.

  • Право постоянного (бессрочного) пользования землей. Этим правом могут обладать как отдельные лица, так и объединения. Отличается меньшей стабильностью землепользования. У возможности получить такое право оснований будет меньше. Право бессрочного землепользования в любой момент может быть остановлено по распоряжению госоргана или муниципального органа.

    Право бессрочного землепользования тоже можно унаследовать.

  • Сервитуты. Это вещное право, имеющее ограниченный характер. Его разновидностей существует несколько, все они находятся в подчинении у конкретных факторов:
    • источник (частный сервитут, утвержденный гражданским законодательством или публичный сервитут, утвержденный законом, или иными документами нормативного характера);
    • срок (временный или постоянный);
    • субъект (утвержденный договором собственников наделов земли или по постановлению суда).

Обоснований для установления сервитутов несколько:

  • перемещение через надел;
  • эксплуатация надела с целью необходимых манипуляций с коммунальными или частными коммуникациями;
  • выполнение мелиоративных работ на наделе;
  • пользование водными ресурсами на наделе;
  • перемещение, выпас скота, а также сенокос на наделе в обозначенные периоды;
  • краткосрочное использование надела для проведения исследовательских и иных работ;
  • постройка объекта недвижимости оговоренной высоты на прилегающем наделе;
  • устройство на наделе природоохранных объектов;
  • другие сервитуты.

Сервитуты обязательно проходят госрегистрацию. Такой форме вещного права надлежит минимально стеснять хозяев прилегающего надела. Обладатель надела земли, где действует сервитут, имеет право взимать фиксированную плату от субъектов, в чьих интересах этот сервитут принят.

Если сервитуты приняты в пользу лиц, которые проживают в сельской местности
, а также для их объединений, то оплата взиматься не должна. Когда обоснования, на которых сервитут был заявлен, исчезнут, хозяин земельного надела может требовать прекращения действия этой формы вещного права.

Бывают ситуации, когда эксплуатация земель в соответствии с их назначением невозможна из-за принятого сервитута. Тогда владельцу предоставлена возможность ходатайствовать об остановке действия такого вещного права через суд.

Сервитут устанавливается в случае, когда невозможно не затронуть прав землевладельцев, чьи наделы размещены по соседству. Если можно избежать эксплуатации прилегающего участка, то такой формы вещного права возникать не должно.

Стоит добавить, что сервитут дает право лишь на оговоренное узкоцелевое использование соседнего надела. Обозначенный вид вещного права носит, скорее, вспомогательный характер, т.е он не предназначен выступать в роли автономного объекта сделок.

Существуют и другие виды вещных прав на землю у не собственников. Такие правомочия, согласно ст. 216 ГК, могут возникнуть у них по распоряжению владельца земли либо в силу закона. Речь идет о:

  • праве по��изненного наследуемого владения;
  • праве бессрочного пользования;
  • сервитуте.

Такие виды обладают определенной самостоятельностью, поскольку существуют параллельно с правом собственности и не ставят владельца других имущественных прав в зависимость от собственника – он вправе владеть и пользоваться землей в той мере, в которой это не запрещено законом. Более того, если его вмешательство будет незаконным и приведет к ущербу землепользователя, тот вправе требовать возмещения убытков.

Читайте также:  Как оформить пенсию по инвалидности

В рамках земельных правоотношений с остальными субъектами другие вещные правомочия также являются абсолютными. Все, у кого возникли такие правоотношения, обязаны соблюдать права собственника.

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

О том, как наделы передаются по наследству, читайте в материале «Наследование земельных участков».

Основные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков

Законодательство предусматривает несколько способов защиты на­рушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержит­ся в ст. 12 ГК РФ.

При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих пра­во на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются нормы ст. 60 ЗК РФ.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

  1. признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;
  2. самовольного занятия земельного участка;
  3. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Современное земельное законодательство не имеет четкой класси­фикации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, на­пример, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

  1. признания недействительными в судебном порядке не соответ­ствующих законодательству актов исполнительных органов государ­ственной власти или актов органов местного самоуправления;
  2. приостановления исполнения не соответствующих законодатель­ству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  3. приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных иско­паемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
  4. восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признание права гражданина на имущественный пай и земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной практике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом су­дом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реор­ганизованном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.

В соответствии со ст. 59 3 К РФ признание права на земельный учас­ток осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юриди­ческим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сдел­ки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О го­сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В каком порядке возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка?

Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, .для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.

Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

В названном выше Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Эти правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.

Следует учитывать, что данное Положение не распространяется на принудительный выкуп земельных участков у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды и не устанавливает порядок возмещения ущерба в связи с утратой значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для Несельскохозяйственных нужд (например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного).

Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.

Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:

  • о размещении земельного участка и объектов строительства;
  • о площади земельного участка, составе предоставляемых и вклю­чаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных уго­дий и их кадастровой оценке;
  • о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначен­ных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
  • об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
  • об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использо­вания нарушаемого плодородного слоя почвы;
  • об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
  • о размере убытков, включая упущенную выгоду;
  • о размере потерь;
  • о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
  • об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предос­тавляемых земель.

В Положении специально устанавливается, что данный землеуст­роительный проект подлежит обязательной государственной экологи­ческой экспертизе.

Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий размеры убытков и потерь, должен включать следующие разделы:

  • площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распро­страняется ограничение прав пользователей земли или ухудшение ка­чественного состояния их земель;
  • влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных уго­дий и доходность производства;
  • меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния огра­ничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
  • условия и сроки восстановления нарушенного производства;
  • размер убытков, включая упущенную выгоду;
  • размер потерь;
  • размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.

В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении зе­мель в пользова��ие и уточняются после освобождения этих участков.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...