Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На сколько повысят пенсионные выплаты с 1 января». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.
Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.
При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.
В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.
Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.
Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.
При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:
1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.
В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.
В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.
Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).
Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.
2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.
При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.
3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).
В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.
К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).
Возможна ли отмена этой нормы?
Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.
Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.
Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.
Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.
Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.
Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.
При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.
То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.
Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.
Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.
Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.
Пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):
2023 г. | 61 |
2024 г. | 61,5 |
2025 г. | 62 |
2026 г. | 62,5 |
2027 г. | 63 |
Пенсионная реформа в Казахстане
Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:
- повышение выплат;
- возможность досрочного изъятия накоплений;
- передача их части в частное управление;
- снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
- отложенный аннуитет;
- реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.
Запланированы и другие изменения:
- отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
- появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
- увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
- направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
- увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.
Как изменятся пенсии и пособия с 1 января 2021 года
С 2021 года изменится размер специальных государственных пособий взамен льгот.
- Обладатели звания «Халык Кахарманы», «Казакстаннын гарышкер-ушкышы» и «Казахстаннын енбек ери» будут получать 404 384 тенге, или 963 доллара.
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 46 672 тенге, или 111 долларов;
- лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, – 18 057 тенге, или 43 доллара;
- лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – 22 024 тенге, или 52,5 доллара;
- вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившие в повторный брак, – 13 069 тенге, или 31 доллар;
- семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия, – 13 390 тенге (31,8 доллара);
- семьи погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – 6 214 тенге, или 15 долларов;
- жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак – 7 468 тенге, или 18 долларов;
- Герои Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны — 217 755 тенге, или 518 долларов;
- Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Трудовой Славы трех степеней — 28 004 тенге, или 67 долларов;
- инвалиды 1 и 2 групп – 4 374 тенге, или 10,5 доллара;
- инвалиды 3 группы – 1 867 тенге, или 4,5 доллара;
- дети-инвалиды до 16 лет — 2 801 тенге, или 7 долларов;
- жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, – 3 122 тенге, или 7,5 доллара.
Дети из малообеспеченных семей недополучили пособий на миллионы
Размеры пособия по случаю потери кормильца будут составлять от 29 500 тенге до 72 378 тенге в зависимости от количества иждивенцев.
Семьи:
- с одним нетрудоспособным гражданином — будет получать 29 500 тенге, или 70 долларов;
- с двумя – 51 110 тенге, или 122 доллара;
- с тремя – 63 459 тенге, или 151 доллар;
- с четырьмя – 67 232 тенге, или 160 долларов;
- с пятью – 69 634 тенге, или 166 долларов;
- с шестью и более — 72 378 тенге, или 172 доллара.
Круглые сироты будут получать 40 477 тенге (96 долларов), остальные члены этой семьи – 18 524 тенге, или 44 доллара.
Новый пакет реформ ожидает Казахстан в 2021 году, заявил Токаев
Напомним, 2 декабря 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Он вводится в действие с 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:
- минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
- минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.
Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:
- с 1 января 2021 года – 60 лет;
- с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года – 61 год;
- с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
- с 1 января 2025 года – 62 года;
- с 1 января 2026 года – 62,5 года;
- с 1 января 2027 года – 63 года.
После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:
- на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
- на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).
При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.
Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.
Как изменятся размеры МРП, МЗП, базовые пенсии и ВПМ в 2021 году?
С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.
С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.
В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.
Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.
Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:
- КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
- следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
- далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
- получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
- и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.
Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:
- Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
- Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.
За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.
В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.
“Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов”, – сказано в документе.
Закон утвердил:
- минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
- минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
- минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
- месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
- месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
В законе ут��ерждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.
Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:
- по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
- по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
- поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
- поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.
Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.
Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.
— работающие граждане, в пределах имеющейся суммы пенсионных накоплений, превышающей «порог достаточности» в соответствующем возрасте (сумма пенсионных накоплений, достаточная для обеспечения пенсионных выплат на уровне не ниже минимальной пенсии после достижения пенсионного возраста, с учетом будущего трудового периода и систематической уплаты пенсионных взносов);
— лица, заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты в размере не ниже минимального размера пенсии – в пределах оставшейся в ЕНПФ суммы пенсионных накоплений;
— состоявшиеся пенсионеры (включая пенсионеров из числа силовых структур) – в пределах не более 50% оставшейся суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ. При условии, что совокупный размер их пенсии (включая пенсию по возрасту или выслуге лет, базовую пенсию и выплаты из пенсионных накоплений) обеспечивает замещение утраченного дохода на уровне, соответствующем международным стандартам (не менее 40%).
Под «порогом достаточности» рассматривается минимальная необходимая сумма пенсионных накоплений для вкладчика определенного возраста, которая, с учетом будущих регулярных 10% пенсионных взносов в ЕНПФ от его дохода (не ниже минимальной заработной платы), позволит обеспечить пенсионными выплатами не ниже размера минимальной пенсии.
«Порог достаточности» устанавливается одинаковым для женщин и мужчин и рассчитывается для каждого возраста. При этом он будет пересчитываться для новых получателей, исходя из складывающихся параметров (доходность, инфляция, размер минимальной выплаты и т.д.);
Законопроектом также предусматривается, что вышеуказанные категории граждан могут воспользоваться частью пенсионных накоплений с целью улучшения жилищных условий или для оплаты лечения для себя, супругов или близких родственников (дедушки/бабушки, родителей, детей, внуков, братьев/сестер). Для целевого использования также можно будет объединять денежные средства указанных членов семьи.
При соответствии установленным требованиям ограничений по количеству изъятий не предусмотрено, т.е. допускается, что граждане могут повторно использовать часть пенсионных накоплений на одну и ту же либо на другую цель.
Порядок улучшения жилищных условий за счет выплат пенсионных накоплений утверждается Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.
Правила направления граждан на получение медпомощи за счет выплат пенсионных накоплений будут определяться Министерством здравоохранения РК.
Правила передачи пенсионных активов в доверительное управление будут определены Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.
- Пенсия в Казахстане: статистика начисления
- Что такое базовая пенсия?
- Что такое солидарная пенсия?
- Что такое накопительная пенсия?
- Минимальная пенсия в Казахстане
- Пенсия по инвалидности: начисление, размер пенсии инвалидам
- График выхода на пенсию в Казахстане: пенсионный возраст
Чем старше мы становимся, тем все больше мы начинаем думать о пенсии. И, наверное, многие из нас мечтают о беззаботной жизни по наступлению пенсионного возраста, когда не нужно работать, можно жить в свое удовольствие, а денег хватает и на хорошую жизнь, и внукам на мороженное, и на путешествия.
Сегодня речь пойдет о пенсиях, о пенсиях в Казахстане.
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2018 насчитывалось 2 192 549 человек, получающих пенсии. В 2008 году получателей пенсий было 1 640 498 человек. То есть, за 10 лет количество пенсионеров увеличилось более чем на пол миллиона (на 552 051 человек). Это говорит о том, что с каждым годом, получающих пенсии в Казахстане становится все больше и больше.
Численность получателей пенсий за последние 10 лет
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1662877 |
1695301 |
1732412 |
1759321 |
1863615 |
1918516 |
1980847 |
2061660 |
2147942 |
2192549 |
Претендовать на пенсионные выплаты имеют право граждане республики, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК.
Как начисляют пенсию в Казахстане?
Как изменится пенсионная система в 2021 году?
Как сообщили в департаменте Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области, согласно Закону РК «О республиканском бюджете на 2021 — 2023 годы» № 841, с 1 января 2021 года устанавливаются следующие размеры минимальных расчетных показателей:
- месячный расчетный показатель (МРП) — 2 917 тенге;
- минимальная пенсия — 43 272 тенге;
- прожиточный минимум — 34 302 тенге;
- минимальный размер базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
- минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге.
Максимальный доход, учитываемый для исчисления размеров вновь назначенных пенсий, в 2021 году не может превышать 46-кратного размера МРП (134 182 тенге).
С нового года размеры пенсионных начислений для восточноказахстанцев изменятся. Базовая пенсия проиндексируется в связи с увеличением суммы прожиточного минимума.
Солидарная часть пенсии увеличится на семь процентов от получаемого размера.
На текущий момент пенсия складывается из трех компонентов: базовой выплаты (начисляется с учетом общего стажа), солидарной выплаты (от начала стажа до 1 января 1998 года) и накопительной выплаты (зависит от суммы, накопленной на пенсионном счете).
Базовая (президентская) выплата
С 1 июля 2018 года она исчисляется с учетом совокупного трудового стража — это стаж работы до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе с 1 января 1998 года. За каждый дополнительный год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии начисляется дополнительно два процента, однако максимальный размер базовой выплаты не может превышать размер прожиточного минимума. Стаж 10 лет и менее предполагает, что размер базовой выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума (то есть от 34 302 тенге) или 18 524 тенге.
Солидарный компонент
С нового года солидарная часть пенсии станет больше на семь процентов. А это значит, что минимальный размер солидарной выплаты составит 43 272 тенге против 40 441 тенге, установленных до индексации.
Чтобы рассчитать солидарный компонент пенсии, которая будет у вас после индексации, необходимо нынешний его размер умножить на коэффициент 1,07.
Чтобы высчитать минимальную пенсию для тех, кто ушел на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных отчислений, следует сложить размер базовой выплаты (18 524 тенге) и солидарного компонента (43 272 тенге). В итоге выходит 61 796 тенге.
Накопительная пенсия
Здесь никаких общих правил выплат нет. Размер накопительного компонента индивидуален для каждого, потому что зависит от суммы, которая накопилась на вашем личном пенсионном счете. Влияет на размер накопительного компонента и возрастной коэффициент. Начисляются эти средства ежемесячно, через ЕНПФ.
На текущий момент на рассмотрении находится предложенный Министерством труда и социальной защиты РК проект по модернизации пенсионной системы. Соответствующий документ опубликован на сайте «Открытые НПА». Одно из самых значимых изменений, которые предлагает концепция, — это переход от базовой пенсии к гарантированной. Сейчас минимальная базовая пенсия, согласно действующему законодательству, не может быть выше прожиточного минимума, а в максимальном размере (32 668 тенге на текущий момент и 34 302 тенге с 1 января 2021 года) ее получают только те, чей стаж работы равен примерно 30 — 40 годам.
В случае с гарантированной пенсией «потолка» при ее начислении не будет. По задумке она будет привязана к стажу работы и сможет превысить прожиточный минимум. За минимальную отметку планируется взять 70 процентов от прожиточного минимума, который начисляется при стаже участия в пенсионной системе сроком до пяти лет. За каждый год свыше указанных пяти лет размер пенсии будет увеличиваться на два процента.
Если проект будет одобрен, переход на новую концепцию начнется в 2028 году.
Елизавета Седых
- 342 авиапассажира прибыли в Казахстан без ПЦР-справок
- 51 пациент с COVID-19 находится в крайне тяжелом состоянии
- В Казахстане появится дата-центр для хранения и обработки данных
- Свыше 24 тыс. человек лечатся от коронавируса в Казахстане
- Три региона Казахстана окажутся во власти непогоды
Начисление пенсии по возрасту
Тема: “начисление пенсии по возрасту”
Я, Токбергенова Б.Е., обращаюсь к Вам по вопросу о начислении пенсии по возрасту.
С 3 августа 2019 года мне назначили пенсию по возрасту (решение №17010101003991 прилагаю)
Согласно статьи 16 Закона РК я предоставила справку о доходе за последние 3 года, на основании которой среднемесячный доход составляет 216 281 тенге (стаж работы до 1 января 1998 г-20 лет и 2 месяца, общий непрерывный стаж составляет 41 год и 9 месяцев).
Согласно статьи 16 пункт 3 Закона РК доход для исчисления пенсионных выплат по возрасту не должен превышать размера 46-кратного МРП ,т.е 46х2525=116150 тенге.
У меня 20 лет стажа до 1 января 1998 года, и пенсия по возрасту из расчета 60% от 216 281 тенге составляет 129 768 тенге. Т.к. эта сумма превышает размер 46-кратного МРП , 116 150 тенге , согласно статьи 16 пункт 3 Закона РК , сумма начисленной мне пенсии должна составлять 116 150 тенге. Мне согласно решения за № 17010101003991 от 2 августа 2019 назначено 60% от 46-кратного МРП в сумме 69 690 тенге. Я не согласна с данным решением.
Я обратилась в отделение Государственной корпорации по Абайскому району, чтобы мне разъяснили данное начисление. Конкретного разъяснения я не получила.
Я согласна, что у человека может быть среднемесячный доход для исчисления пенсии по возрасту выше, но не выше установленной Государством пенсии, т. е. 116 150 тенге на 2019год .Разъясните, для чего требуется справка о доходах, если данные с этой справки не используются при начислении пенсии?!
Прошу Вас дать разъяснение по начислению пенсии в конкретно моем случае, почему начисление пенсии идет 60% от 46-кратного МРП. Я считаю, что согласно данных с предоставленной справки о среднемесячном доходе и на основании статьи 16 пункт 3 Закона РК, начисление должно составлять 116 150 тенге.
Уважаемая, Бибимариям Ерденовна!
В настоящее время в Республике Казахстан пенсия состоит из трех частей: солидарной, накопительной и базовой.
во-первых , размеры солидарных пенсий постепенно снижаются (так как их размер зависит от трудового стажа, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года).
во-вторых , развивается и совершенствуется накопительная пенсионная система;
в-третьих , совершенствуется баз овое пенсионное обеспечение.
На сегодняшний день, базовая пенсия устанавливается каждому получателю индивидуально, с учетом его стажа участия в пенсионной системе.
При этом если стаж участия в пенсионной системе составляет 10 и менее лет, а также при его отсутствии размер базовой пенсии будет равен 54% от величины прожиточного минимума (прожиточный минимум в текущем году – 29 698 тенге), далее за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже участия 33 и более лет она равна 100% величине прожиточного минимума.
С 1 января 2019 года доход для исчисления пенсионных выплат не должен превышать 46-месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством требуемый стаж для назначения полной пенсии: для женщины – 20 лет (на 01.01.1998 года).
Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из расчета 60% среднемесячного дохода. При этом, размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.
Начисление Вашей солидарной пенсий:
Ваша среднемесячная зарплата (СМЗ) 216 281,25 тенге, для расчета берется с учетом ограничения (46 МРП) = 116 150 тенге (1 МРП = 2525 тенге). Стаж работы Вашей на 1.01.1998 года составляет 20 лет, что дает право на 60% от дохода.
В соответствии с нормами действующего законодательства исчисленный размер Вашей пенсии составил 116 150 тенге х 60% = 69 690 тенге, размер государственной базовой пенсии 29 698 тенге (100% прожиточного минимума) и пенсионные выплаты из ЕНПФ – 42 965,6 тенге, где общий размер Ваших пенсионных выплат составил –142 354 тенге.
Пенсионный возраст в Казахстане
В связи с нововведениями возраст выхода на заслуженный отдых был изменен. В 2021 году выход женщин повышен на полгода и составит 59 лет, а мужчины 63 года. Для женщин возраст выхода на пенсию будет увеличиваться с каждым годом на 6 месяцев и к 2027 году достигнет 63 года, для мужчин он останется неизменным.
Существуют некоторые льготы, которые позволяют иметь более ранние трудовые отчисления:
- если человек работал с 1949 по 1963 в экологически опасной зоне. Чтобы выйти раньше на покой мужчинам необходимо на 1997 год иметь выслугу лет равную 25 годам и возраст 50 лет, женщинам 20 лет и возраст 45 лет;
- воспитание более 4 детей до 8 лет и возрастной порог для женщин, который составляет 53 года;
- льготы пенсионерам и ветеранам войны.
Досрочный выход на пенсию в Казахстане
Возрастные ограничения являются для людей критическим показателем. Это, довольно-таки, высокий возраст, в котором порой не удается найти посильную работу. Именно эти условия заставляют задуматься, как можно выйти на пенсию пораньше. Но в действительности это «удовольствие» доступно лишь малой части населения:
- Проживающие около Семипалатинского ядерного полигона. Люди, которые по незнанию были подвержены радиоактивному излучению.
Основные требования:
- проживание не менее 5 лет в общей сложности (с 29.08.49г по 05.07.63г);
- наличие стажа, женщинам – 20, мужчинам – 25 лет при достижении возраста женщинам – 45 лет, мужчинам – 50.
Кроме общего перечня документов нужно предъявлять документацию, свидетельствующую о проживании на данной территории.
-
Многодетные матери. Пенсионный возраст – 53. При этом требуется выполнение следующих условий:
- детей должно быть 5 (и более);
- самому младшему из которых должно быть по меньшей мере 8 лет;
- наличие совокупного стажа работы не меньше 20 лет.
У многодетных матерей список дополняется документами на детей – свидетельство о рождении (удостоверение личности), справка с места учебы, свидетельство о смерти ребенка (при наличии) и другие.
Трудовая пенсия по старости
Следующий калькулятор поможет вам рассчитать размер трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для расчета обязательно требуется задать: дату назначения пенсии, ваш пол, возраст, страховой стаж, стаж в СССР, ваш средний заработок в 2000-2001 годах или за любые 5 подряд идущих лет до 2002 года, а также сумму всех страховых взносов с учетом индексации после 2002 года.
Это интересно: Когда Льготы Ветеранов Труда Распросранятся На Членов Семьи
В результате будет выдан размер пенсии на текущую дату и детали ее вычисления. На данный момент калькулятор не учитывает надбавки и повышения, инвалидность, новый порядок расчета пенсии, который вступит в действие для пенсий после 2020 года.
Повышение (индексация) пенсии в 2022 году пенсионерам в Казахстане
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.
«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Новое соглашение ЕАЭС
Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.
В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.
Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.
Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года
Пример. Гражданин Петров П.П. до 1 января 2021 года является получателем: пенсии по возрасту в сумме 35 925 тенге, базовой выплаты в сумме 20 931 тенге (общий стаж П.Петрова — 20 лет). Итого к выплате – 56 856 тенге.
С 1 января 2021 года с учетом повышения сумма выплат составит: пенсия по возрасту в сумме 38 440 тенге, базовая выплата в сумме 21 977 тенге (общий стаж 20 лет, 74 % от размера ПМ — прожиточного минимума). Итого к выплате – 60 417 тенге.
После реформы на начисление пенсии к влияющим факторам добавился ИПК — Индивидуальный пенсионный коэффициент. Рассчитать его достаточно просто, введя в форму на сайте зарплату до вычета НДФЛ. По другому ИПК называют пенсионными баллами. Они влияют на страховые пособия по старости, которые вычисляются путем умножения баллов на цену одного балла в конкретном году и суммированием этих значений.
Условия получения пособия по старости:
- Наличие пенсионного возраста: с 55 лет женщины и с 60 — мужчины.
- Определенное количество лет стажа уплаты страховых взносов. С 2024 года эта цифра достигнет 15 лет.
- Минимальное количество пенсионных баллов: 30.
Важно: число баллов за год ограничено. В 2021 году — это 10, а в 2021 — 10 для граждан, у которых нет пенсионных накоплений. Иначе фигурируют другие цифры: до 6,25% в 2021 году.
Стоит помнить: государство регулярно индексирует страховую пенсию, в то время как накопительная находится в НПФ или УК, в зависимости от желания гражданина, и не подлежит индексации. Проверенные фонды инвестируют эти средства в финансово выгодные проекты, увеличивая доход клиента. Если программы окажутся провальными, то клиенту остается надеяться на сумму, которую уже внес ранее.
ИПК могут начислять не только по трудовому стажу, но и в некоторых ситуациях, описанных в законе.
1,8 балла начисляется за один год ухода за следующей категорией граждан:
- инвалид I группы;
- ребенок-инвалид;
- старики старше 80 лет;
- ребенок до 1,5 лет (обоим родителям).
1,8 также начисляется за один год службы в армии по призыву. Если родитель берет годичный отпуск для ухода за вторым ребенком, то ему начислят 3,6 балла, а за третьего и четвертого — уже 5,4.
Пенсионный Фонд стимулирует людей выходить на пенсию как можно позже, предлагая увеличение фиксированных выплат и страхового денежного пособия на 36% и 45% баллов соответственно, если гражданин обращается через 5 лет после получения права на обеспечение в старости. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11, а страховая — в 2,32.
Военная пенсия имеет также свою формулу расчета:
- 50% х (размер оклада воинской должности и звания + надбавка за выслугу лет) + понижающий коэффициент х 3% (при службе более 20 лет за каждый год, не более 85%) + 2% (каждый год в случае не индексации денежного довольствия).
Различают три вида военной пенсии:
- по выслуге лет;
- по инвалидности;
- по потере кормильца — получают родственники, если он пропал без вести или умер.
Важно: если 20 лет выслуги не набирается, пенсию начисляют по смешанному стажу.
Порядка 10 миллионов граждан — работающие пенсионеры, и в 2021 году Правительство может оставить эту категорию без пенсий. К ним относятся лица, получающие заработную плату и делающие отчисления в фонд, а также самозанятые. Пенсионные выплаты с начала 2021 года увеличены на 3,7%. Начисление баллов за трудовой стаж возможно в размере не более 3 и в сумме это 244,47 рублей.
Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам
Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).