Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Радары и камеры ГИБДД — обзор и технические характеристики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное нарушение Правил дорожного движения, фиксируемое камерами – это превышение максимальной разрешенной скорости. Но системы способны видеть массу других действий, за которые полагается штраф. Это, в частности, движение по полосе для общественного транспорта, обочине, тротуаре, полосе встречного движения и трамвайным путям встречного направления, движение на запрещающий сигнал светофора, заезд за стоп-линию, поворот с ряда, не предназначенного для подобного маневра, заезд за стоп-линию, езда без включенных фар ближнего света, нарушение требований дорожных знаков (проезд под знак «Въезд запрещен» и «Движение грузовых автомобилей запрещено»), не включенный ближний свет или дневные ходовые огни.
Чтобы разобраться в вопросе и найти единственное верное решение, нужно тщательно изучить матчасть: простыми словами, узнать «охотника» в лицо. Но тут есть маленькая, буквально крошечная проблемка: видов камер уже около сотни, а новинки появляются намного чаще, чем у одного плодовоовощного бренда.
Перечислять их просто бессмысленно: во всех этих «автодориях», «кречетах», «визирах», «парконах» и прочих разберется только узкоспециализированный профи. Принцип работы «Автодории», например, — измерение средней скорости движения на участке между радарами, причем расстояние между комплексами может быть любым. Это, кстати, медленно, но верно позволяют отучать нервных водителей от резких рефлекторных торможений почти в пол перед столбами с «оком».
Какие бывают средства фиксации?
Чаще всего штрафы ГИБДД с камер приходят при фиксации нарушений на стационарных камерах. Такие устанавливаются на столбах и иных опорных конструкциях у обочин транспортных артерий и круглосуточно мониторят дороги.
Различные комплексы обладают различными техническими характеристиками, «дальнозоркостью», предельной скоростью фиксации и перечнем видов нарушений, которые они готовы отследить.
Кроме них, используются переносные системы видеофиксации, которые «читают» только превышение скорости. Наряду с ними могут использоваться и мобильные камеры ГИБДД – в 2021 году их устанавливают на патрульные автомобили и общественный транспорт. Они видят не только нарушение скоростного режима, но и несоблюдение правил парковки, проезда тяжелой техники и ряд других нарушений ПДД.
А в некоторых регионах полиция начала привлекать даже дроны и аэростаты, но это скорее эксперимент, нежели правило. Рассмотрим основные системы видеофиксации подробнее.
О частных видеофиксациях
Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ.
Так как камеры на «треногах» устанавливают временно, то никаких дополнительных обозначений не требуется.
Наверняка, многие водители наблюдали на обочинах дорог камеры на треногах. Но далеко не все догадываются, что охраной этих аппаратов занимаются не сотрудники ДПС, а частные лица, которые передают данные о нарушениях в пункты ГИБДД и получают свои проценты от выписанных штрафов.
Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах.
Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.
Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. А отследить, кем было зафиксировано нарушение сотрудниками ГИБДД или частными лицами невозможно.
Передвижные и мобильные камеры
Кроме стационарных, в ГИБДД используют камеры в передвижных и мобильных комплексах. Их использование не получило столь массовой распространенности, так как ключевое условие их использования – контроль со стороны сотрудников. И дело даже не в обеспечении их работоспособности, а в том, что такие камеры могут попросту украсть с обочины. В числе таких систем чаще всего встречаются:
- КРИС-П – передвижной фоторадарный комплекс, «ловит» в основном превышение скорости с возможностью передачи результатов по радиоканалу данных и кадров на удаленный мобильный пост;
- АРЕНА – передвижная система автофотофиксации нарушений ПДД, обнаруживающая нарушителей на контролируемом участке дороги, измеряющая скорость их движения, фотографирующая нарушителя и передающая результаты на удаленный компьютер по радиоканалу;
- АМАТА – лазерный радар, имеющий широкий диапазон измерений скорости от 1,5 до 280 км/ч. Минимальное расстояние для измерений – 15 м. Управляется сотрудниками ГИБДД при помощи пульта, обеспечивает прицельную выборку из транспортного потока.
Что такое частные фиксирующие видеокомплексы
Для привлечения водителей к материальной ответственности за игнорирование правил используются устройства, находящиеся в частной собственности. Оформленное постановление о нарушении, запечатлённом частной камерой, считается обязательным для исполнения. При этом должны соблюдаться следующие правила:
- Любой прибор должен проходить поверку и сертификацию по единым требованиям. Персонал, занимающийся обслуживанием частных камер, обязан быть подготовлен для работы с ней.
- Расположение частного комплекса фиксации на дороге происходит вне места размещения стационарного средства видеонаблюдения. Наличие частных устройств на дороге не обозначается табличками с предупреждением.
- Гражданин, установивший на дороге собственный комплекс фиксации, обязан выявлять нарушения, распечатывать и отправлять автомобилистам постановления о наложении штрафа.
Выгода предпринимателей от работы комплексов том, что установка камер видеофиксации приносит процент от суммы штрафа, наложенного на водителя.
Стать владельцем частной камеры может любой гражданин, оформивший документы на получение статуса ИП или юр.лица и заключивший контракт с ГИБДД и управлением дорожного хозяйства региона. Этот человек обязуется эксплуатировать и обслуживать комплекс, находящийся в его собственности.
Зачастую частные комплексы используются как передвижные комплексы видеофиксации, так как они устанавливаются на автомобиле собственника технического устройства. В таком случае предпринимателю проще не только вести фиксацию нарушений, но и защищать дорогостоящий прибор от вандальных действий.
Какие бывают средства фиксации?
Чаще всего штрафы ГИБДД с камер приходят при фиксации нарушений на стационарных камерах. Такие устанавливаются на столбах и иных опорных конструкциях у обочин транспортных артерий и круглосуточно мониторят дороги.
Различные комплексы обладают различными техническими характеристиками, «дальнозоркостью», предельной скоростью фиксации и перечнем видов нарушений, которые они готовы отследить.
Кроме них, используются переносные системы видеофиксации, которые «читают» только превышение скорости. Наряду с ними могут использоваться и мобильные камеры ГИБДД – в 2021 году их устанавливают на патрульные автомобили и общественный транспорт. Они видят не только нарушение скоростного режима, но и несоблюдение правил парковки, проезда тяжелой техники и ряд других нарушений ПДД.
А в некоторых регионах полиция начала привлекать даже дроны и аэростаты, но это скорее эксперимент, нежели правило. Рассмотрим основные системы видеофиксации подробнее.
Законность установки мобильных камер
Мобильные радары попали под запрет в 2021 году. Причиной запрета стало злоупотребление этими приборами. Инспекторы неоднократно замечались за вымоганием взяток и давлением на водителя. Чтобы избежать таких «методов» было принято решение «перепрошить» устройства. Отныне с мобильных фиксаторов невозможно удалить внесенную запись после взятки водителя. При попытке сотрудника ГИБДД очистить память устройства, оно блокируется.
В 2021 году мобильные камеры продолжают использоваться, но с рядом ограничений. К примеру, по окончанию смены приборы опечатывают, чтобы пресечь доступ к карте памяти. Также, это решение не распространяется на Москву и область. На этих территориях использованием мобильных фиксаторов по-прежнему запрещено. Региональная полиция применяет приборы только по указанию руководства.
Причины ошибок дорожных камер
Несмотря на высокую технологичность систем слежения, водители иногда сталкиваются с ошибочными штрафами за нарушение правил дорожного движения. Зачастую несправедливые штрафы вызывают существенный общественный резонанс, и создается ощущение, что камеры работают нестабильно, однако по факту количество ошибок ничтожно мало относительно общего количества уведомлений о нарушениях.
Все дело в пресловутом человеческом факторе. Как мы уже знаем, информацию с комплексов обрабатывают специалисты центров фиксации нарушений. Разумеется, на этом этапе возможны накладки, люди ошибаются. Кроме того, существует проблема нехватки работников, что мешает более масштабному распространению комплексов слежения. В этом смысле самым надежным считается радарный комплекс. Процент брака, выдаваемый в ходе работы с ним, ниже остальных.
Вероятность ошибки камер повышается при линейных нарушениях (допустим, на перекрестках). Для их корректной работы важна правильная установка и настройка.
Ну и чаще всего ошибки случаются, когда речь идет о парковке. Оборудование порой не в состоянии понять, едет машина или стоит, могут отсутствовать правильные настройки зоны. Поэтому в планах у соответствующих ведомств имеется установка радаров для получения более корректной информации о нарушениях.
Ошибки могут быть спровоцированы сбоем в настройках самих камер и зон, неправильной обработкой полученных данных. Вопреки стереотипам, камеры устанавливаются не для зарабатывания денег государством. Это делается в целях повышения безопасности дорожного движения.
На практике случаются и ошибки в работе оборудования и сотрудников. Плохая видимость на дороге вследствие дождя или снега приводит к тому, что камера не может правильно распознать регистрационный номер автомобиля. Иногда и некоторые автовладельцы делают все, чтобы номера не могли быть распознаны системой: заклеивают скотчем отдельные цифры, затирают их белым маркером. Не всегда алгоритмы системы распознавания нарушений достаточно отработаны. Все это должен корректировать сотрудник центра фиксации, ведь в его обязанности входит просмотр отснятого фото- и видеоматериала, однако и он может ошибиться. Так, недавно московский автолюбитель получил «письмо счастья», из которого следовало, что его автомобиль пересек сплошную линию разметки. Но при рассмотрении фотоснимка выяснилось, что это не машина выехала на обочину, а ее тень пересекла сплошную полосу разметки.
Автомобилистам на заметку
Для того, чтобы не попасться на один из радаров, водителям желательно придерживаться простых правил:
- соблюдайте ПДД независимо от того, по какой дороге вы едете;
- приобретите собственный видеорегистратор, который позволит вам отстоять свою позицию при возникновении проблем;
- не отвечайте на провокации инспектора, если он начинает вас шантажировать и не соглашайтесь на взятку. Если вы все-таки нарушили ПДД, то нужно оплатить штраф в официальном порядке;
- воспользуйтесь радар-детекторами. Эти устройства позволяют отслеживать камеры видеофиксации. К сожалению, многие современные камеры научились обходить эти детекторы.
Проблему с камерами видеофиксации сложного назвать решенной. Водители, вынужденные отстаивать свои права, обращаются в суд и нередко проигрывают его. Однако разработка ГОСТов и попытки государства бороться с вседозволенностью частников и инспекторов побуждают верить в грядущие перемены.
Что фиксирует камера на дороге?
Разновидности камер видеофиксации ГИБДД позволяют более тщательно следить за порядком на дороге. Аппараты регистрируют административные правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ. Как правило, это:
- превышение скорости движения;
- езда на автомобиле по встречной полосе;
- неправильная парковка транспортного средства;
- движение в местах, не предназначенных для этого, таких как тротуар, трамвайные пути;
- непристегнутые ремни безопасности;
- проезд на красный свет светофора;
- запрещенный обгон;
- пересечение сплошных линий;
- использование водителем во время движения мобильного телефона.
В зависимости от того, какие виды камер на дорогах установлены, и фиксируется определенный вид нарушения. Ведь одни аппараты могут измерить только скорость, в то время как другие приборы способны улавливать до 28 нарушений на дороге.
Вне зависимости от вида камеры видеофиксации, ГИБДД к ответственности привлекает только собственника транспортного средства. Если на момент нарушения за рулем находился другой человек, то с хозяина машины административная ответственность может быть снята.
Техника ГИБДД, предназначенная для видеофиксации, бывает двух типов:
1. Автономные;2. Ручные.
Ручная камера видеофиксации нарушений
Все производители делятся на отечественных и иностранных. Сотрудники полиции в своей деятельности используют технику российского производства.
Чаще всего шоферы могут встретить в пути следующие модели:
- «Стрелка» — зарекомендовала себя как надежное и качественное устройство. Определяет скорость движения объекта и такие нарушения как: пересечение сплошной линии или проезд на красный свет. Данная система имеет множество модификаций. Бывают с инфракрасной камерой и разной формы;
- «Автоураган» — ловит как грузовые, так и легковые машины. Объект отслеживает по регистрационному номеру. Производит математическое вычисление направления транспорта, результатом которого является определение скорости предмета;
- «Арена» — определяет скорость на расстоянии 8 метров в диапазоне от 20 до 250 километров в час. Работает даже при 30 градусных морозах.
- «Азимут» — запрограммирован на определении более 5 видов нарушений. Антирадары против него бесполезны. А связанно это с тем, что он не излучает радиоволны. На протяжении восьми метров аппарат снимает объект и, сравнивая координаты съемки, определяет, как быстро мчится лихач.
Еще в далеком, 1958 году на улицах Лондона появились первые радары фиксирующие скорость передвижения автомобилей. Именно с этого года они начали развиваться и набирать популярность, активно помогая дорожной полиции наказывать лихачей. Как ни странно, представил устройство миру раллийный чемпион Морис Гетсонидес. Но не все так просто в данной истории.
Наш соотечественник, Павел Ощепков изобрел фиксирующий прибор гораздо раньше, но способ его применения был другим. В 1932 году, он представил свой радар, который действительно мог определить скорость объекта. Эксплуатировать его было решено на самолетах, все прошло удачно, скорость фиксировалась и была точной. Одно и то же открытие, но каждый тянул одеяло на себя.
Классификация полицейских радаров
На сегодняшний день практикуется использование двух видов радаров — это радиочастотный и лазер. Суть работы у них схож, только лазерный работает при помощи импульсов, которые таким же образом идут от радара к объекту и обратно. Суть их работы не меняется, как и точность расчетов, поэтому здесь особой разницы ты не увидишь.
Сейчас мы подробнее рассмотрим существующие радары, выделяя их преимущества и недостатки:
- Бинар — самая популярная радиочастотная модель. С помощью двух видеокамер фиксируется и общее положение на дороге и отдельно нарушитель ПДД. Можно применять стационарно или в движении, зарядка производится от сети, а также имеется возможность синхронизации с компьютером. Управление с помощью пульта или сенсорного экрана;
- Искра — вариант для неблагоприятных погодных условий в своем лучшем виде. Пользуется спросом у патрульных служб уже более 15 лет, так как умеет быстро и точно выдавать информацию об объекте. За счет многоимпульсной системы его сложно уловить антирадарам, может быть как стационарный так и мобильный;
- Радис — новый измеритель скорости с возможностью выбора объекта, самого быстрого, к примеру, или самого близкого. Очень легкая модель, может измерять скорость в двух направлениях. Магнитная подставка хорошо закрепляет его на любой поверхности, поэтому удобно устанавливать его на патрульную машину, в любом положении;
- Визир — стационарный радар с возможностью фиксации любого вида нарушений. На фото будет дата и время, так что избежать наказания не получится;
- Амата — лазерный высокоточный и быстрый замер скорости. Выделяет из потока нарушителя и производит фото/видео фиксацию;
- Арена — крепится исключительно на треногу, будь с ним аккуратнее, ведь прибор сразу отправляет данные о нем в ГИБДД. Работает от внешнего аккумулятора, не мобилен, но достаточно точный в своих показаниях;
- Стрелка — улавливает скорость автомобиля даже с большого расстояния, до 500 метров, что другим не под силу. Также с легкостью охватывает до 4 полос, при этом не важно направление автомобилей;
- Крис — умеет не только видеть и распознавать нарушителей, но и передавать информацию по ним в региональные отделения ГИБДД. Инфракрасный лазер позволяет делать замеры даже в темное время суток.
Типы камер ГИБДД. Что фиксируют и на каком расстоянии?
Ежедневно на дороги страны выезжают десятки тысяч автомобилей и количество их растет изо дня в день… В таких условиях, осуществлять контроль за дорожной ситуацией довольно сложно, именно поэтому ГИБДД переложило часть обязанностей на технические средства контроля, так называемые комплексы фото и видео фиксации нарушений ПДД.
При этом, количество таких комплексов на дорогах возрастает из года в год, а их функционал и техническая составляющая становятся все более совершенными, совершенными настолько, что не каждый антирадар установленный в автомобиле способен среагировать на них и предупредить водителя.
По типу установки, камеры и радары подразделяются на две группы — стандартные и мобильные. В данной статье мы поговорим о стандартных комплексах, о диапазоне их действия и о нарушениях которые они фиксируют.
Такие радары и камеры, согласно ПДД, при приближении к ним, в обязательном порядке должны быть обозначены знаком 8.23 «Фотовидеофиксация». Устанавливаются они, обычно, над проезжей частью на стационарной опоре, а данные с них передаются в Центр обработки административных правонарушений при ГИБДД или на ближайший стационарный пост ДПС.
Комплекс АРЕНА — прибор видеофиксации ГИБДД (ДПС, ГАИ), радар-детектор передвижной и стационарный
Один из старейших радаров. Ввиду своих небольших размеров и хитрой установки, вне зоны видимости водителя, заметить его издалека и вовремя среагировать, практически невозможно.
Фиксация нарушений ПДД, комплексом АРЕНА, производится как в попутном направлении движения, так и в противоположном ( «в лоб» и «в спину»).
Рабочий диапазон устройства 20 — 250 км/ч. Дальность измерения — до 90 м. Одновременно АРЕНА способна контролировать до 3 полос движения. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Качество съемки АРЕНА, позволяет разглядеть не только номер и марку ТС, но и лицо водителя. Для большинства радар-детекторов АРЕНА не является невидимой, они легко распознают ее и предупреждают водителя.
Радар КРИС — фоторадарный комплекс (камера, система, прибор, детектор) для ГИБДД (ГАИ)
Крис С, более функциональный комплекс автоматической фиксации нарушений ПДД, призванный не только фиксировать нарушения, но и формировать базы нарушителей, а также осуществлять проверку по различным базам на основании распознанных гос. номеров и передавать данные на удаленный пост ДПС или на центральный сервер.
Оснащается такой комплекс инфракрасной камерой, поэтому с поставленными задачами он справляется даже ночью.
Рабочий диапазон устройства 20 — 250 км/ч. Дальность измерения — до 150 м. Одновременно 1 датчик радара Крис-С может контролировать 1 полосу движения. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Крис С фиксирует нарушения связанные с превышением скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, в местах где это запрещено,нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги.
В процессе обработки нарушений инспектор ДПС может по зафиксированному кадру дополнительно выявить и другие правонарушения: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил пользования внешними световыми приборами, например, отсутствие включенного ближнего света.
Система Рапира — радар-измеритель
Радар «Рапира-1» — основная задача измерение скорости автомобилей на расстоянии не более 20 метров. Прибор определяет скорость автомобилей в строго ограниченной зоне контроля. Диапазон измеряемых скоростей: 20–250 км/ч. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Рапиру, чаще всего используют на значительном удалении от поста ДПС, для фиксации нарушения и последующего задержания водителя на посту.
«Рапира» на контролируемом участке фиксирует государственные регистрационные знаки автомобилей, нарушения скоростных режимов, нарушения указаний дорожных знаков и правил обгона. Также регистрируются нарушения разметки и правил перестроения. Система «Рапира-1» позволяет своевременно реагировать на происшествия, записывать обстоятельства ДТП, помогает вести статистику нарушений.
Стационарный радарный комплекс ККДДАС «Стрелка 01 СТ»
Один из совершенных комплексов видеофиксации нарушений, устанавливается над дорогой и фиксирует нарушения ПДД по всем направлениям. Стрелка разработана с применением технологий, которыми до недавних пор пользовались военные. Камера комплекса способна выявить нарушение на расстоянии 1 километра, что делает Стрелку фактически невидимой для водителя.
Стрелка ведет наблюдение сразу за всем потоком автомобилей на дороге попавшим в зону ее действия. Измерение скорости автомобиля происходит не в определенной точке, а на дистанции 350 метров, что исключает возможность ошибки и повышает эффективность комплекса.
Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон). Диапазон измеряемых скоростей: 20–300 км/ч.
Радар-Робот или Robot-MultiRadar
Радар-Робот или Robot-MultiRadar, детище немецких инженеров компании «Jenoptik Traffic Solution Division». Ранее этот комплекс встречался только на дорогах Европы, но с недавних пор он активно применяется на российских дорогах. Удобен Robot-MultiRadar тем, что не нуждается в обслуживании и работает в автоматическом режиме.
Контролирует робот до шести полос движения, распознает номерные знаки в потоке, различает грузовые и легковые автомобили.
Замер скорости ведется радаром на частоте 24,1 ГГц (К-диапазон), фик��ируются скорости 10 — 250 км/час.
Применение высокотехнологичной камеры в Robot-MultiRadar, позволяет ему делать снимки на которых отчетливо видно лицо водителя и хорошо читаются гос. номера, с расстояния в один километр.
- Робот фиксирует нарушения ПДД по таким пунктам как превышение скорости, парковка в неположенном месте, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, выезд на выделенную полосу для движения общественного транспорта.
- Система «Автодория»
- Автодория — регистратор, оснащенный камерой, вычислительным модулем, глонасс-приемником, электронной цифровой подписью, инфракрасным прожектором, 3-G модемом, фиксирует проезжающую машину.
Автодория по сути состоит из двух камер, первая фиксирует номера машины и определяет координаты места фиксации. Вторая камера располагается на расстоянии от 500 м до 10 км от первой, которая фиксирует время проезда и номер машины.
Затем вычислительный комплекс обрабатывает данные с обоих камер и вычисляет среднюю скорость. Если скорость превышает предельно допустимую на данном отрезке дороги, нарушителю выписывается штраф.
Антирадары не спасут от этой системы, поскольку Автодория не излучает ни ультразвук, ни лазерный сигнал, которые и замечают антирадары. Автодория всего лишь фотографирует автомобиль и сохраняет это изображение.