Православный церковный календарь на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Православный церковный календарь на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.

Суть каждого дня поминовения

В целом чтить память усопших друзей и родственников православным полагается практически во все субботние дни. Однако родительские субботы занимают среди них особое место, часть из них связана с крупными христианскими праздниками и событиями, такими как Пасха и Великий Пост.

В эти дни граждане посещают храмы, молятся за тех, кого уже нет рядом, ставят за них свечи, приезжают на кладбище, чтобы привести в порядок расположенные там могилы. Можно и нужно в эти дни молиться не только о своих родных, но и обо всех умерших. Православные верят, что подобные молитвы могут способствовать прощению грехов, чтобы в ином мире души умерших обрели мир и покой.

Помимо родительских суббот существуют и другие особые дни после смерти человека, когда молитвы родственников и близких людей играют очень важную роль. Это третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также годовщины.

1 января
воскресенье
День памяти святого мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца, Печерского. Рождественский пост.
2 января
понедельник
День памяти святого Иоанна Кронштадтского. Рождественский пост строгий.
3 января
вторник
День памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. Рождественский пост строгий.
4 января
среда
День памяти святой Анастасии. Рождественский пост строгий.
5 января
четверг
Рождественский пост строгий.
6 января
пятница
Рождественский сочельник. Рождественский пост строгий.
7 января
суббота
Рождество Христово.
8 января
воскресенье
Собор Пресвятой Богородицы.
10 января
вторник
День памяти 20000 мучеников.
14 января
суббота
Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого.
15 января
воскресенье
День памяти святого Серафима Саровского.
18 января
среда
Крещенский сочельник.
19 января
четверг
Богоявление, или Крещение Господне.
20 января
пятница
Празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
23 января
понедельник
День памяти святителя Григория, епископа Нисского.
25 января
среда
День памяти святой мученицы Татианы.
27 января
пятница
День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
29 января
воскресенье
День поклонения честным веригам апостола Петра.
31 января
вторник
День памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, а также преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

1 апреля
суббота
Великий пост.
2 апреля
воскресенье
Великий пост.
3 апреля
понедельник
Великий пост.
4 апреля
вторник
Великий пост.
5 апреля
среда
Великий пост.
6 апреля
четверг
Великий пост.
7 апреля
пятница
Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий пост.
8 апреля
суббота
Празднование Собора Архангела Гавриила. Великий пост.
9 апреля
воскресенье
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Великий пост.
10 апреля
понедельник
День памяти Преподобного Илариона. Великий пост.
11 апреля
вторник
Великий пост.
12 апреля
среда
Великий пост.
13 апреля
четверг
Великий пост.
14 апреля
пятница
Великий пост.
15 апреля
суббота
Великий пост.
16 апреля
воскресенье
Пасха. Светлое Воскресение Христово.
18 апреля
вторник
Празднование в честь перенесения мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.
20 апреля
четверг
День памяти преподобного Георгия, митрополита Митиленского.
23 апреля
воскресенье
Красная горка.
25 апреля
вторник
Радоница.

Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Если День Святой Троицы — это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.

Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших.

Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению.

Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.

Родительские субботы и поминальные дни 2023 года

  • 18.02.2023 (18 февраля 2023 года) — Вселенская мясопустная суббота.
  • 11.03.2023 (11 марта 2023 года) — Суббота 2-й седмицы Великого поста (2-я родительская суббота Великого поста).
  • 18.03.2023 (18 марта 2023 года) — Суббота 3-й седмицы Великого поста (3-я родительская суббота Великого поста).
  • 25.03.2023 (25 марта 2023 года) — Суббота 4-й седмицы Великого поста (4-я родительская суббота Великого поста).
  • 25.04.2023 (25 апреля 2023 года) — Радоница (Радуница, Проводы).
  • 03.06.2023 (3 июня 2023 года) — Троицкая суббота.
  • 07.10.2023 (7 октября 2023 года) — Покровская суббота.
  • 04.11.2023 (4 ноября 2023 года) — Дмитриевская поминальная суббота.
  • 18.11.2023 (18 ноября 2023 года) — Михайловская суббота.

Православный календарь на 2023 год

  • 7 православный праздник
  • дни особого поминовения усопших
  • Пасха
  • сегодня
  • строгий пост

    Молитва об усопшем христианине

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

    Митрополит Антоний Сурожский. О смерти

    У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.

    Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.

    Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.

    О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.

    Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.

    Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.

    Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

    А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастье�� пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.

    Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.

    И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…

    Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.

    Желательно пойти в церковь в пятницу, предваряющую родительскую субботу. Однако, главное богослужение проводится все же в субботу утром. Во всех церквях и храмах выполняют литургию, заканчивающуюся общей панихидой. Проводя церемонию, священнослужитель макает частички просфоры в специальную емкость (чашу), являющуюся кубком с Кровью и Телом Спасителя. При этом читается специальная молитва, призывающая святую Троицу воскресить и укрепить всех живущих, а также усопших, предусмотрев им место на небесах. Многие священники и более влиятельные священнослужители убеждают, что в Троицкую родительскую субботу молитвы о живых и умерших имеют большую силу. При этом намного сильнее становятся даже молитвы о душах, находящихся в аду.

    Почему дата Пасхи всегда приходится на разное время

    Существуют различные мнения о том, когда исторически случилось событие, открывшее человечеству новую жизнь – с Богом. Например, многие христиане издревле считали, что это случилось 7 апреля. Это также – день Благовещения Богородицы.

    Интересный фактКогда Пасха приходится на 7 апреля, день такой именуют особым образом – Кириопасхой, то есть «Господственной». Случается это нечасто: последнее такое совпадение случилось в 1991 г. А следующая Кириопасха будет праздноваться только в 2075 г.

    Однако, христиане первых веков не были склонны высчитывать «времена и сроки» событий. Куда важнее был их духовный смысл. Именно поэтому празднование Пасхи никогда не соотносили с историческим днем Воскресения: например, первые христиане Божие «Восстание Христово» праздновали вообще каждый первый день седмицы – именно отсюда его название, воскресенье. Кроме этого, существовало еще воспоминание Распятия, день строгого поста, скорби.

    Такая Пасха именовалась «Крестной», то был канун праздника Песах у иудеев. Ведь именно тогда распяли Иисуса. Но уже с конца II в. Пасха становится праздником «умерщвления смерти», Воскресения Господа.

    День поминовения усопших в июне

    Перед праздником Троицы, накануне, отмечают июньскую Троицкую субботу. В 2022 году это 11 июня. В храмах проводят заупокойную службу о «… от века усопших православных христиан». Люди также посещают могилы, ставят свечи за упокой, поминают близких. В начале июня природа просыпается, все цветет, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать молодой зеленью и весенними цветами.

    Во Вселенскую субботу поминают не только своих родных, но и всех христиан, живших на земле. Истинно верующие прибирают могилы не только своих родных, но и незнакомых, украшают их цветами. Вселенскую Троицкую субботу церковь считает главным поминальным днем.

    Существуют запреты и ограничения: нельзя ссориться, ругаться, шумно веселиться, сплетничать, особенно во время поминального ужина. В ходе его не рекомендуется принимать спиртное.

    Многие приметы и суеверия формировались в народе веками и связаны с языческими традициями.

    • Если не посетить могилы родных, то после смерти о человеке никто не вспомнит.

    • Тот, кто первый придет на кладбище, получит особую благодарность и покровительство усопших.

    • Если не устроить праздничную трапезу для умерших, то будут преследовать неудачи, плохой урожай, болезни скота.

    • Нельзя в этот день плакать и страдать, иначе духи заберут с собой.

    • Не стоит убирать посуду и остатки еды после поминального ужина, считается, что умершие придут ночью принимать пищу.

    • Свадьба в этот день обернется бедой.

    • Если ребенок родился в родительскую субботу, он будет обладать всеми качествами поминаемого усопшего родственника.

    • Сны в ночь на этот праздник могут быть вещими.

    • В древние времена считалось, что в этот день обязательно должен пойти дождь. Дети бегали по улице и просили об этом небо, дождевая вода на Радоницу считалась целебной, ею умывались, очищаясь от грехов и болезней.

    • Нельзя тревожить землю: сеять, пахать, копать, иначе урожай будет плохим.

    • Умыться дождем через золотое или серебряное кольцо — сохранить навечно молодость и красоту.

    • В родительскую субботу нельзя пить из чужого колодца, а если в этот день бросить в него немного мха, то пойдет дождь.

    Что нельзя делать в Троицкую субботу: народные приметы

    • В Троицкий родительский день, согласно народным поверьям, було под запретом купание в водоемах.
    • Маленьким детям не следует близко подходить к рекам, озерам, прудам – русалки в этот день могут заманить в воду и утащить на дно.
    • Под запретим были и прогулки по лесу, особенно в одиночку — из опасения встретиться с загулявшими русалками.
    • Также в этот день не принято было работать в поле и в огороде.
    • Женщинам запрещалось шить, вязать, прясть, стирать, убирать в доме, особенно подметать избу.
    • Нельзя было полоскать белье в открытых водоемах и даже умываться и купать детей.
    • Русалок в эти дни старались задобрить, кидая в водоемы какую-нибудь дорогую вещицу.
    • Дождь перед Троицей считался хорошей приметой, сулящий много грибов и ягод.

    Верующему человеку нужно посетить в церковь, отстоять службу. В Троицкую родительскую субботу в храмах читают 17-ую кафизму. На бумажках пишут записки, где упоминают всех умерших близких людей, затем отдают сверток батюшке. В дальнейшем эти имена зачитают священнослужители во время общей молитвы. Во время службы нужно думать об усопших, вспоминать их хорошими словами и молиться за их упокой. Молитва, прочитанная от сердца – это благодать для ушедшего из жизни близкого человека, она дарует спасение его души. Ниже представлена молитва, которую можно почитать за упокой:

    • «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь»;
    • «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Отец Небесный, Сын и Дух Святой — всё это Бог наш. Ты же заступник наш и спаситель. Спаси же души моих покойных родственников (имена) и помоги им покой обрести. Пускай лежат они там спокойно, и не тревожит их ничего. Аминь!»

    Что такое родительская суббота в православии

    В эти субботы в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Название «родительская» произошло скорее всего от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам.

    А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших.

    Таких суббот в году две: Мясопустная (которую в 2021 году отмечают 6 марта) и Троицкая. В эти дни совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

    Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

    Димитриевская родительская суббота

    Суббота в канун памяти св. Дмитрия Солунского (8 ноября). Традиция идет еще с XIV века, когда Дмитрий Донской помянул своего друга. Изначально поминали исключительно тех, кто пал во время битвы, но с ходом времени традиции поменялись и теперь это день поминовения для всех.

    Наши праотцы в этот день провожали осень и встречали зиму. Хозяйки убирались в доме, а мужчины наводили порядок во дворе. Утром всей семьей ходили в церковь, а после обеда – на кладбище. Ужинали поминальными блюдами: кутьей, блинами, узваром.

    В 2021 году этот день состоится 6 ноября. Рекомендуется посетить храм, заказать церковную службу, сделать поминальные подношения. Православные поминают почивших христиан, в частности покойных родных. Если не выходит попасть на службу, то разрешено помолиться об упокоении душ умерших дома.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...