Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Критерии по стоимости
По старым правилам ПБУ 6/01 давало возможность компаниям определять предельную стоимость объекта, относимого к ОС. Лимит был — не выше 40 тыс. руб./ед.
В практических целях это правило применяли так. Когда объект соответствовал критериям ОС, но стоил не больше 40 тыс. руб., его разрешено было включать в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать затраты на него при введении в эксплуатацию. Когда стоимость ОС превышала эту сумму, субъекты не могли выбирать — им приходилось признавать объект в качестве ОС.
По обновленному порядку согласно ФСБУ 6/2020 у субъектов также есть право самим устанавливать пороговое значение стоимости ОС. Однако имеются две существенные корректировки:
- Нет ограничительного лимита — он может быть любой;
- Объекты, стоящие ниже заданного лимита, не считаются ОС, а потому расходы на них можно сразу списывать в текущие затраты.
В соответствии с положениями нового ФСБУ изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации. Теперь базу считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель, напомним, выступает очередным новшеством, введенным стандартом, и вызывает больше всего трудностей у бухгалтеров.
В отдельных случаях ликвидационная стоимость может быть признана нулевой. Например, в случаях, когда:
-
не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;
-
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной и в соответствии с МСФО признается нулевой;
-
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть надежно определена.
Если Организация планирует признавать ликвидационную стоимость по части объектов нулевой, то следует подойти в данному моменту ответственно и качественно оформить все документы, чтобы воспользоваться нормой без негативных последствий.
По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по привычному методу, который применялся в рамках ПБУ 6: с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство принято к учету, если закрепить это в Учетной политике Организации.
Особо обратим внимание, что окончание срока начисления амортизации при выбытии объекта основных средств зависит от выбранного момента ее начала, и данный аспект следует закрепить в Учетной политике:
-
если с момента признания в учете – начисление завершается в момент выбытия;
-
если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцем выбытия.
Переоценка основных средств
Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Организация вправе принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).
Переоценка проводится пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств.
Следует помнить, что выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, Организация обязана проводить переоценку основных средств постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп основных средств, за исключением инвестиционной недвижимости, необходимо закрепить в Учетной политике Организации.
Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой. Понятие справедливой стоимости наиболее полно раскрыто в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В целом, это стоимость, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи данного основного средства на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее. Напомним, что переоценивать можно как первоначальную стоимость, так и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.
Что будет при превышении лимитов
Основное преимущество упрощённой системы налогообложения – это пониженные ставки. Так вот, право платить налоги по минимуму зависит, в первую очередь, от соблюдения лимитов.
Стандартные ставки для УСН составляют:
- 6% на объекте «Доходы»;
- 15% на объекте «Доходы минус расходы».
Эти ставки применяются, только если полученные доходы (выручка и некоторые внереализационные доходы) не превышают обычных лимитов по годовому доходу и численности работников. Причём по регионам РФ ставки могут быть ещё ниже: до 1% на УСН Доходы и до 5% на Доходы минус расходы.
Если же доход или количество работников больше, но при этом соблюдаются пределы для применения УСН, то налог платят по повышенным ставкам:
- 8% на объекте «Доходы»;
- 20% на объекте «Доходы минус расходы».
Для удобства соберём все лимиты в таблицу.
Таблица: лимиты доходов для применения УСН в 2022 году
Условия работы на УСН | Годовой доход | Численность | Стоимость ОС |
---|---|---|---|
Стандартные и пониженные региональные ставки | Не более 164,4 млн рублей | Не более 100 человек | Не более 150 млн рублей |
Повышенные ставки | От 164,4 до 219,2 млн рублей | От 101 до 130 человек | Не более 150 млн рублей |
Утрата права на УСН | Свыше 219,2 млн рублей | Свыше 130 человек | Свыше 150 млн рублей |
Лимит по стоимости для основных средств
Из ФСБУ 6/2020 убрали лимит по стоимости отнесения к основным средствам в 40 000 рублей. Теперь это ограничение по стоимости компания устанавливает самостоятельно в учетной политике и дополнительно раскрывает информацию в бухгалтерской отчетности.
Основные средства, стоимость которых менее установленного лимита, должны будут единовременно списываться в расходы, в ПБУ 6/01 основные средства менее установленного лимита в 40 000 рублей должны отражаться в качестве материально-производственных запасов.
Таблица 2. Лимит по стоимости для основных средст
ПБУ 6/01, абзац 4, пункт 5 | ФСБУ 6/2020, пункт 6 |
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением | Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов |
Перерасчет амортизации по разным стоимостным категориям ОС
Федеральным стандартом № 257 изменены стоимостные показатели по нормам амортизации:
- До 10 000 руб. (включительно), кроме библиотечного фонда – амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию ОС списывается с балансового учета и одновременно отражается на забалансовом счете 21.00.
- От 10 000 до 100 000 руб. (включительно) – амортизация начисляется в размере 100 % от первоначальной стоимости при вводе объекта в эксплуатацию.
- Свыше 100 000 руб. – амортизация начисляется ежемесячно по нормам, следует определить метод начисления амортизации.
- До 100 000 руб. (включительно) по объектам библиотечного фонда – амортизация начисляется в размере 100 % от первоначальной стоимости в момент включения имущества в библиотечный фонд.
В соответствие с изменением стоимости ОС по малоценному имуществу, стоимость которого до 10 000 руб. (включительно), амортизация с нового года не начисляется. Такое имущество учреждение вправе сразу списывать с баланса на забаланс. Ранее предел был 3000 руб.
Лимит стоимости основных средств в 2021 году: бухгалтерский учет
Все критерии соответствия внеоборотного актива нормам, определенным ПБУ, должны быть достигнуты в бухгалтерском учете организации. Так, к объектам основных фондов должны быть отнесены активы со сроком использования, превышающим один год, приобретенные не для перепродажи. Один из важных показателей, позволяющих не столько включить имущество в состав ОС, сколько обеспечить планомерное списание его стоимости методом начисления амортизации, представляет собой лимит стоимости основных средств (в 2021 году без изменений).
На основании ПБУ 6/01, к числу основных средств относят внеоборотные активы со стоимостью, превышающей 40 тыс. руб. Вследствие этого, все объекты, затраты на приобретение которых не превышают указанной величины, входят в состав МПЗ и подлежат отнесению к затратам единовременно.
Новое в бухучете «малоценки»
Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2020 считать и как учитывать, определим предельные лимиты.
Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2020 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.
Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году? Стоимостные границы также скорректированы: от 10 000 до 100 000 рублей.
На ОС, стоящие более 100 000 рублей, следует начислять амортизацию в соответствии с выбранным способом. Напомним, что в 2020 году предусмотрены три метода начисления амортизации:
- линейный — единственный доступный метод до этого года;
- метод уменьшаемого остатка;
- метод списания стоимости пропорционально производимой продукции.
Следовательно, к «малоценке» можно отнести все имущество учреждения стоимостью до 100 000 рублей.
Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года
Погашение стоимости основных средств в учете по ФСБУ 6/2020, как и прежде, производится посредством амортизации, которую накапливают на отдельном счете 02. По отражению в бухучете сумм начисленной амортизации изменений не последовало, записи остаются такими же:
Дт 20, 25, 26, 44, … Кт 02.
Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом.
Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.
ПРИМЕР:
Объект ОС согласно отчету эксперта оценщика можно продать за 300 тыс. руб. За демонтаж данного актива организация заплатила 50 тыс. руб., за вывоз и утилизацию неисправных деталей еще 30 тыс. руб. Ликвидационная стоимость объекта ОС равна 220 тыс. руб. (300 тыс. руб. — 50 тыс. руб. — 30 тыс. руб.)
Как только значение балансовой стоимости приравняется к значению ликвидационной, амортизацию перестают начислять. Ликвидационную стоимость необходимо регулярно пересматривать.
В отдельных ситуациях она может оказаться и нулевой. К ним относятся ситуации, когда:
- не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.
Чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться нормой о нулевой стоимости, желательно получить заключение компетентных служб. Ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками или заключениями от технических специалистов.
Для начисления амортизации по ФСБУ 6/2020 предусмотрено три способа вместо четырех, предлагаемых ранее ПБУ 6/01. В новом стандарте отказались от списания по сумме числа лет срока полезного использования.
ПБУ 6/01 ограничивает лимит стоимости малоценного ОС суммой не более 40 000 руб., такие ОС учитываются в составе материально-производственных запасов. В пределах этого лимита организация может утвердить свой лимит, но не более 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01).
В ФСБУ 6/2020 отсутствует верхний порог для лимита. Организация вправе установить любой лимит, отвечающий принципу существенности информации об активах (п. 5 ФСБУ 6/2020), например, организация может установить лимит как в налоговом учете — 100 000 руб.
В ПБУ 6/01 признак самостоятельного инвентарного объекта был один — существенно отличающийся срок полезного использования отдельной части объекта ОС, состоящего из нескольких частей (п. 6 ПБУ 6/01). Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 самостоятельным инвентарным объектом признается часть объекта ОС, у которой существенно отличаются стоимость и срок полезного использования от стоимости и срока полезного использования объекта в целом.
Кроме того, в ФСБУ 6/2020 теперь прописан новый вид самостоятельного инвентарного объекта ОС — существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. В ПБУ 6/01 порядок учета таких затрат не был предусмотрен, однако сама идея не нова. В приложении к письму от 09.01.2013 N 07-02-18/01 Минфин РФ рекомендовал регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта (или, например, на проверку технического состояния ОС) отражать в балансе в разделе I «Внеоборотные активы» как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей «Основные средств» и погашать в течение срока этого временного интервала. Например, если ремонт запланирован 1 раз в три года, то по окончании ремонта (осмотра или обслуживания) затраты на них капитализируются в отдельный объект ОС и списываются на расходы в течение 3-х лет (до следующего ремонта, осмотра, обслуживания). До перехода на ФСБУ 6/2020 данные рекомендации Минфина не были обязательными, и часть организаций их не придерживалась, списывая существенные расходы на периодические ремонты и техосмотры единовременно.
По ПБУ 6/01 начало и прекращение начисления амортизации допускается исключительно с первого числа месяца признания (списания) объекта (п. 21, п. 22 ПБУ 6/01). По ФСБУ 6/2020 дата начала амортизации — дата признания в бухучете. Например, организация приняла к учету объект ОС 12 февраля. По правилам ПБУ 6/01 начисление амортизации по этому ОС в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений производится с 1 марта (то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету). Получается, что объект ОС работал уже в феврале (пусть и не полный месяц), а в себестоимость продукции (работ, услуг) за февраль его стоимость не включена. По правилам ФСБУ 6/2020 организация может не дож��даться начала следующего месяца, а начать начисление амортизации с 12 февраля пропорционально сроку полезного использования. Таким образом, обеспечивается более точное формирование расходов на выпуск продукции.
При этом для организации допустимо принять решение начать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Дата прекращения начисления амортизации ОС — момент его списания с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета (п. 33 ФСБУ 6/2020). То есть теперь у организации есть выбор по этим датам. Применявшийся ранее подход к определению момента начала и прекращения начисления амортизации является также допустимым.
Согласно п. 30 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации по ОС не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта основных средств становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется. В отличие от новых правил, в ПБУ 6/01 прописана возможность приостановления начисления амортизации в случае перевода объекта ОС по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п.23 ПБУ 6/01).
Элементы амортизации (СПИ, ликвидационная стоимость, способ начисления амортизации) подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации.
Таким образом, по новым правилам организация обязана проверять на конец каждого отчетного года срок полезного использования ОС, размер его ликвидационной стоимости и способ начисления амортизации на предмет того, насколько достоверно они отражают факт использования этого ОС в деятельности организации. При выявлении изменений в условиях использования объекта ОС организация обязана скорректировать соответствующий элемент амортизации.
Возникшие в связи с изменениями элементов амортизации корректировки отражаются в бухгалтеском учете как изменения оценочных значений, т.е. перспективно (п. 37 ФСБУ 6/2020, п. 4, п.5 ПБУ 21/2008). Ранее способ начисления амортизации и СПИ изменению, как правило, не подлежали (Информационное сообщение Минфина РФ от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Согласно ПБУ 6/01 амортизация исчисляется исходя из первоначальной стоимости основного средства и общего СПИ объекта ОС. Согласно ФСБУ 6/2020 амортизация рассчитывается на основе балансовой стоимости основного средства, оставшегося срока полезного использования, уточненной ликвидационной стоимости (Информационное сообщение Минфина РФ от 03.11.2020 N ИС-учет-29). При этом сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020). По ПБУ 6/01 амортизация начисляется до полного погашения стоимости основного средства (п. 21, п. 22 ПБУ 6/01).
Например, при линейном способе формула расчета суммы амортизации за месяц по ФСБУ 6/2020 выглядит так:
- Сумма амортизации за месяц = (Балансовая стоимость ОС на начало месяца.
- Ликвидационная стоимость ОС) / Оставшийся СПИ ОС на начало месяца.
По правилам ПБУ 6/01 формула расчета суммы амортизации за месяц: первоначальная стоимость ОС/СПИ в месяцах.
Таким образом, к концу амортизации по новым правилам балансовая стоимость не равна нулю (полное погашение, как раньше по ПБУ 6/01), а должна быть равна ликвидационной стоимости (которая определяется при принятии ОС к учету).
После признания объект ОС может отражаться в бухгалтерском учете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости. Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (п. 15 ФСБУ 6/2020, приказ Минфина РФ от 15.12.2015 N 217н). Согласно п. 15 ПБУ 6/01 объект ОС переоценивается по текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценку основных средств имеют право проводить не только коммерческие организации, но и НКО (Информационное сообщение Минфина РФ от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Вместе с тем допустимо принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года, также как и в ПБУ 6/01) (п. 16 ФСБУ 6/2020).
При проведении переоценки наряду с пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств (способ, прописанный в ПБУ 6/01) допустимым является также способ, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости э��ого объекта (п. 17 ФСБУ 6/2020).
Накопленная сумма дооценки ОС может переносится с добавочного капитала на нераспределенную прибыль организации одним из двух способов: единовременно при списании переоцененного объекта ОС или по мере начисления амортизации по нему (п. 20 ФСБУ 6/2020). В ПБУ 6/01 предусмотрен только один способ списания накопленной дооценки — единовременно при выбытии объекта ОС (абзац 7 п. 15 ПБУ 6/01).
Для группы ОС «Инвестиционная недвижимость» установлены особые правила переоценки (п. 21 ФСБУ 6/2020):
- переоценка проводится на каждую отчетную дату;
- первоначальная стоимость объекта (в том числе ранее переоцененная) пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной его справедливой стоимости;
- дооценка или уценка объекта включается в финансовый результат деятельности организации в качестве дохода или расхода периода, в котором проведена переоценка этого объекта;
- переоцениваемые объекты не подлежат амортизации;
- способ оценки для всех объектов инвестиционной недвижимости.
Написать комментарий
ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 регламентированы Приказом Минфина от 17.09.2020 г. № 204н. Они обязательны для применения при формировании бухотчетности с 2022 года, но компании вправе использовать их досрочно.
ФСБУ 6/2020 заменяет ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Этот стандарт и ФСБУ 26/2020 некоторым образом соответствуют МСФО (IAS) 16 «Основные средства», регламентированному Приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 217н.
В информации Минфина от 03.11.2020 г. № ИС-учет-29 в подробной форме освещены новации, принятые на основании ФСБУ 6/2020, а также его отличия от ПБУ 6/01.
С 1 января 2016 года лимит стоимости основных средств в налоговом учете увеличен до 100 000 руб. В бухгалтерском учете он остался прежним — 40 000 руб. Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели вопрос о том, каким образом списать стоимость основных средств и избежать временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, внеся изменения в учетную политику
28.03.2016
Вопрос состоит в том, можно ли избежать временных разниц, включив в учетную политику по налоговому учету на 2016 год следующее положение: «Имущество стоимостью менее 100 000 рублей сроком полезного использования более года относится к материальным расходам и списывается в расходы равномерно, исходя из сроков его полезного использования (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ)», или правильнее прописать так: «Имущество стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей сроком полезного использования более года относится к материальным расходам и списывается в расходы равномерно, исходя из сроков его полезного использования (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Имущество стоимостью до 40 000 рублей сроком полезного использования более года относится к материальным расходам и списывается в расходы единовременно в момент ввода в эксплуатацию»?
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Стоимостной критерий в размере 100 000 рублей действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п.п. 7, 8 ст. 2, ч.ч. 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете на основании п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При этом абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 предусмотрено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Отметим, что применение положений абзаца четвертого п. 5 ПБУ 6/01 является правом, а не обязанностью организации. Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета применение соответствующего положения закреплено.
Налоговый учет
В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете налогоплательщикам не предоставлено право самостоятельно устанавливать лимит стоимости для учета имущества в качестве основных средств.
Это означает, что с учетом внесенных с 01.01.2016 изменений в ст.ст. 256, 257 НК РФ может возникнуть ситуация, когда одни и те же объекты, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2016, стоимостью, например, 60 000 рублей в бухгалтерском учете будут признаваться объектами основных средств, но не будут признаваться объектами основных средств (амортизируемым имуществом) для целей налогообложения прибыли.
Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в целях налогообложения прибыли относятся к материальным расходам. Указанной нормой предусмотрено, что стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Кроме того, данной нормой определено также, что в целях списания стоимости имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более одного отчетного периода в определенном им самостоятельно порядке признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Как видим, налогоплательщики наделены правом на признание в составе материальных расходов стоимости имущества, не являющегося амортизируемым, в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном ими порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности с учетом срока использования имущества. Каких-либо иных ограничений или требований в отношении соответствующего порядка не установлено. В частности, нормы НК РФ не препятствуют равномерному списанию в расходы стоимости имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более одного отчетного периода, равно как и не устанавливают предельных сроков такого списания.
Лимит стоимости основных средств в учетной политике
Если в учетной политике для целей налогообложения организация определит положения о равномерном списании имущества стоимостью менее 100 000 рублей, без учета применяемого ей в бухгалтерском учете лимита стоимости основных средств в размере 40 000 рублей, то в налоговом учете имущество стоимостью менее 40 000 рублей будет списываться в течение установленного срока, а в бухгалтерском учете единовременно при вводе его в эксплуатацию (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Это не поспособствует сближению данных бухгалтерского и налогового учета. Следовательно, для целей сближения прибыли, рассчитанной по данным бухгалтерского учета, и прибыли, рассчитанной по данным налогового учета, лимит стоимости имущества организация может определять в интервале от 40 000 рублей до 100 000 рублей.
Соответственно, организация вправе включить в учетную политику для целей налогообложения положения о том, что имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, стоимостью от 40 000 рублей до 100 000 рублей со сроком полезного использования более 1 года (12 месяцев) относится к материальным расходам и списывается в расходы равномерно, исходя из сроков его полезного использования. В отношении имущества стоимостью до 40 000 рублей со сроком полезного использования более 1 года (12 месяцев) организация вправе определить, что такое имущество относится к материальным расходам и списывается в расходы единовременно в момент ввода его в эксплуатацию.
Если срок полезного использования объектов, определенный организацией для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, будет совпадать, то в итоге будет совпадать прибыль по данным бухгалтерского и налогового учета (при отсутствии иных расхождений). Включение в учетную политику для целей налогообложения соответствующих положений позволит организации сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, но, на наш взгляд, не освободит организацию от необходимости отражения в бухгалтерском учете разниц в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02).
Разницы в бухгалтерском учете
В соответствии с п. 3 ПБУ 18/02 разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы (п. 4 ПБУ 18/02):
- формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
- учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Для целей ПБУ 18/02 под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах (п. 8 ПБУ 18/02).
Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на (п. 10 ПБУ 18/02):
- вычитаемые временные разницы;
- налогооблагаемые временные разницы.
Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть
Итак, обобщим все сказанное.
Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
- Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
- Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
- Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
- Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
— первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
— установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
— способа амортизации, установленного ранее;
— срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
— истекшего срока полезного использования на дату перехода.
5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.
Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.
Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.
Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.
Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.
В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.
Работа Правительства:
- Федеральный бюджет
Законопроектная деятельность:
- Внесение законопроектов в Государственную Думу
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Рекомендации парламентских слушаний на тему
«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
5 октября 2021 года город Москва
Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).
Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.
В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.
Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).
В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВ��) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).
Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.
Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.
Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.
Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).
В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.
При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.
На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).
Если на такие действия как:
- проведение ремонта;
- техобслуживание и техосмотры с частотой более 12 месяцев или более операционного цикла длиннее года
приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29.