Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Что представляют собой международные споры?

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Рассмотрение споров в международных организациях

Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.

К наиболее известным международным судам относятся:

Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.

  • Постоянная палата третейского суда в Гааге.

В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.

  • Международный трибунал по морскому праву.

Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.

  • Европейский суд по правам человека.

Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.

Альтернативное разрешение споров

Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.

Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.

Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).

Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д. Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника. Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)

Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:

«Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

Как подать иск в международный арбитражный суд?

Для того чтобы воспользоваться помощью международного арбитража, надо правильно составить и подать иск. При составлении искового заявления нужно указать такую информацию:

  • наименования и контактные сведения сторон спора;
  • обоснование того, почему иск подается именно в международный суд (должно соблюдаться одно из условий, рассмотренных выше);
  • обстоятельства, в которых возник спор, причины его возникновения, а также позиция стороны истца по возникшему спору;
  • информация о том, какие были попытки уладить конфликт в досудебном порядке (претензии, переговоры), а также были ли обращения в другие судебные инстанции (например, российский арбитражный суд);
  • требования к ответчику – полный список того, чего заявитель хочет добиться при подаче иска;
  • доказательства и аргументы, которые дают основания на удовлетворение требований. Обычно это документы, также могут быть показания свидетелей, результаты проведенных экспертиз и т.д.;
  • цена иска – если требования можно выразить в денежном отношении, указывается общая их сумма;
  • список документов в алфавитном порядке, которые прилагаются к иску.

Документам следует уделить особое внимание, поскольку именно на них будет строиться позиция суде и выноситься вердикт. Общепринятая практика международных судебных исков – это перевод всех документов на язык ответчика и/или того суда, который будет рассматривать заявление. Причем перевод должен быть не обычным, а нотариально заверенным – только в таком случае документы могут быть приобщены к делу в качестве доказательств. Конкретные требования к документам лучше всего уточнить перед подачей иска в конкретном суде – они могут отличаться в разных странах.

Набор документов может сильно отличаться в зависимости от характера иска, но наиболее часто понадобятся следующие бумаги:

  • копия договора, вокруг которого возник спор;
  • подтверждение того, что истец выполнил, а ответчик не выполнил (или выполнил неполностью, некачественно и т. д.) взятые на себя обязательства. Это могут быть различные акты, квитанции, накладные, квитанции. сертификаты и т. д.;
  • платежные документы, которые могут подтвердить оплату за товар или услугу, выписки со счетов;
  • выдержки из местных законов, подзаконных актов и других официальных документов – это может понадобиться, чтобы обосновать отдельные требования, объяснить мотивы тех или иных действий и т. д. Также это необходимо, если одни и те же нормы законодательства отличаются в странах, представители которых участвуют в споре.

Когда все документы готовы, нужно определиться с конкретным судом, куда будет подано заявление. Если суд указан в договоре, этот этап автоматически пропускается. В остальных случаях заявитель может выбрать тот суд, который посчитает нужным. Распространены обращения в арбитраж Лондона, Страсбурга, Вильнюса и т. д. Кроме того, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) функционирует в Москве и также может принимать иски от заинтересованных компаний. Что касается того, как именно направить документы, рекомендуется курьерская доставка или заказным письмом. Главное, чтобы была информация о том, что документы вручены и была указана дата вручения. После этого иск будет принят к рассмотрению и суд назначит дату первого заседания по нему.

Рассмотрение споров в арбитражном суде – всегда непростая задача, а если конфликт касается международных отношений, задача усложняется еще больше. Потому здесь без грамотной юридической помощи не обойтись. Если вы столкнулись с необходимостью уладить такой спор, обращайтесь за помощью к международному юристу. Вне зависимости от того, в какой вы роли – ответчика или истца, грамотные консультации и другие услуги, которые окажет юрист, помогут подготовить все документы, составить исковое заявление и подать его для рассмотрения в международный арбитраж. При необходимости тот же юрист может представлять ваши интересы во время рассмотрения.

Международные споры в международной экономической системе

Урегулирование споров в международной экономической системе с помощью права было и остается трудной задачей. Такие споры могут проистекать из двух правопорядков – внутреннего и международного. Соответственно, складывается следующая классификация споров:

  • • споры на международном публично-правовом уровне – между публичными лицами, т.е. с участием государств и межгосударственных организаций;
  • • споры между частными лицами разных стран в пределах внутреннего права одного и (или) нескольких государств. Такие споры – предмет внутреннего процессуального права;
  • диагональные споры: между иностранным частным лицом, с одной стороны, и государством – с другой. Такие споры – предмет внутреннего процессуального права; в случае коллизии внутренних правовых норм разных государств, к спору привлекаются нормы международного частного права, международного права. Процессуальная сторона этой группы споров последовательно интернационализируется – передается под международно-правовое регулирование.

Вопрос о признании и приведении в исполнение решения третейского суда, вынесенного на территории иностранного государства, является наиболее важным в практике международного коммерческого арбитража. От его успешного решения зависит в конечном счете эффективность всего арбитражного разбирательства и справедливое удовлетворение материальных требований сторон.

В современном МЧП признание и исполнение иностранного арбитражного решения возможны по двум основаниям: в силу прямого указания внутригосударственного права и в силу международного договора. В последнем случае основополагающее значение имеют нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г., целиком посвященной указанной проблеме.

В соответствии с п. 1 ст. I Конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным «на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица». Кроме того, Конвенций применяется к арбитражным решениям, «которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение». Важно также отметить, что действие рассматриваемого международно-правового акта распространяется. На решения как изолированных, так и институционных арбитражных органов (п. 2 ст. I).

По общему смыслу Конвенции для исполнения в соответствии с ней арбитражного решения не требуется, чтобы обе стороны спора имели национальность ев государства-члена или являлись субъектами права различных стран.

В соответствии с п. 1 ст. II Конвенции каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо договорным или иным правоотношением, объект которого может быте предметом арбитражного разбирательства. При этом термин «письменное соглашение» охватывает как арбитражную оговорку в контракте, так и арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмен письмами или телеграммами (п. 2 ст. II).

Каждое государство – участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными не нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

Конвенция устанавливает ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (ст. V). Перечень включает две группы оснований для отказа: 1) принимаемые во внимание судом только по просьбе стороны спора, против которой вынесено решение; 2) применяемые судом ex pfficio, то есть по собственной инициативе.

В первом случае в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано, если заинтересованная сторона представит компетентным органам соответствующего государства доказательства того, что:

• стороны арбитражного соглашения были в какой– либо мере недееспособны по применимому к ним закону или само это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо при отсутствии такого указания – по закону страны, где это решение было вынесено;

• сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

• решение вынесено по спору, выходящему за пределы арбитражного соглашения;

• состав арбитража или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон либо закону той страны, где состоялся арбитраж;

• решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

Во втором случае в признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано, если компетентный орган государства, в котором испрашивается такое признание и исполнение, найдет, что:

• объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны;

• признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения противоречит публичному порядку государства, где оно должно быть принудительно исполнено.

Анализ приведенных выше положений показывает, что компетентный государственный орган страны, в которой испрашивается исполнение иностранного арбитражного решения, не может пересмотреть его по существу, так как фактическая или юридическая ошибка арбитра не включены в Конвенции в перечень оснований для отказа.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. «арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение». Для этого сторона, основывающаяся на арбитражном решении или ходатайствующая о приведении его в исполнение, должна представить в указанный орган: 1) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию этого решения; 2) подлинное, арбитражное соглашение или его заверенную копию. Если арбитражное решение или соглашение изложены на иностранном языке, то сторона должна предоставить также заверенный перевод этих документов на русский язык.

Согласно ст. 36 этого Закона в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения, недееспособность стороны в таком соглашении, неуведомление стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и др.). Кроме того, в признании и приведении в исполнение может быть отказано, если суд найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ или признание я приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречат публичному порядку РФ. Таким образом, перечень оснований для отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения, оговариваемых Законом, практически полностью совпадает с перечнем оснований, предусмотренных в Конвенции 1958 г.

Следует иметь в виду, что в настоящее время в Российской Федерации к иностранным арбитражным решениям, признание и приведение в исполнение которых на территории нашей страны осуществляются на основании международных договоров РФ на началах взаимности, продолжает применяться ряд положений Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г.

В соответствии с ними вопрос о принудительном исполнении иностранного арбитражного решений рассматривается по ходатайству взыскателя судами субъектов РФ по месту жительства (нахождения) должника или по месту нахождения его имущества. Решение иностранного арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в России с момента его вступления в силу.

Рассмотрев представленные документы и заслушав объяснения сторон, суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения иностранного арбитражного решения или об отказе в этом. При этом в ч. 2 п. 11 Указа оговаривается, что если международный договор, на основании которого испрашивается признание и исполнение на территории России арбитражного решения, не устанавливает перечень документов, прилагаемых к ходатайству о разрешении принудительного исполнения, или основания для отказа в признании и исполнении, перечень таких документов и такие основания определяются по правилам соответственно статей IV и V Нью-Йоркской конвенции 1958 г.

Досудебный порядок урегулирования спора / Юрведо

  • Досудебный порядок урегулирования спора– примирительная процедура, которая предполагает, что конфликт, возникший между сторонами, путем правильно составленной претензии, досудебной претензионной работы, переговоров, правильно организованной переписки, зафиксированных договоренностей, будет урегулирован сторонами без обращения в суд.
  • Досудебный порядок урегулирования споров, претензионная досудебная работа, проведение переговоров, обмен документами необходим, если стороны хотят избежать дополнительных судебных и юридических расходов, не хотят усугублять ситуацию и портить деловую репутацию партнера.
  • Кроме того, проведение досудебного порядка урегулирования споров может быть необходимо в ряде случаев, как промежуточный этап, перед подачей искового заявления в суд.

Разрешение споров в претензионном порядке

Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость.

Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д.

Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:

  • установлен федеральным законом;
  • предусмотрен договором.
Читайте также:  Как заставить управляющую компанию работать

Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Непосредственные переговоры и консультации

Непосредственные переговоры – установление непосредственного контакта между спорящими государствами для разрешения международного спора

Виды непосредственных переговоров:

  • По количеству участников – двусторонние или многосторонние;
  • По субъектам ведения переговоров – правительство, главы государств, уполномоченные лица;
  • По форме проведения – письменные и устные;
  • По характеру рассматриваемых вопросов – экономические, социальные, политические и т.д.
  • Консультации – разновидность непосредственных переговоров, целью которых является предупреждение возникновения международных споров. Консультации чаще всего проводятся в соответствии с ранее заключенным соглашением.

Арбитражное рассмотрение споров между государствами и частными лицами

Арбитражи между государствами и частными лицами создают трудность при определении их правовой природы, поскольку они, в той или иной степени, выпадают из сложившихся схем межгосударственных и международных частных (коммерческих) арбитражей.

Идея разрешения споров между государствами и частными лицами подобными арбитражными институтами (смешанными арбитражами) возникла еще в XIX в. в практике США, которые заключали соглашения с некоторыми государствами Центральной и Южной Америки о рассмотрении смешанными комиссиями претензий граждан США о компенсации ущерба, причиненного вследствие войны или революции.

Рассмотрение споров так называемыми смешанными арбитражными трибуналами получило дальнейшее развитие в мирных договорах, заключавшихся после Первой мировой войны. Положения о смешанном арбитражном трибунале содержались в Русско-Германском мирном договоре 1918 г., мирных договорах между союзными державами-победительницами (Англия, Франция, Италия и др.) и Германией, Болгарией, Австрией и др. Институт смешанного арбитража применялся и после Второй мировой войны в мирных договорах 1947 г. между союзными державами и Болгарией, Финляндией, Италией, Румынией и Венгрией13.

По процедурным вопросам смешанные арбитражные трибуналы руководствовались нормами международного публичного права, тогда как сам спор, как правило, рассматривался на основании национального и международного частного права. Смешанные арбитражи подвергались критике в международной политике и юридической науке. В то же время они внесли определенный вклад в развитие международной арбитражной процедуры. Главная заслуга этих арбитражей в том, что они впервые предоставили частным лицам право прямого доступа к международным судебным учреждениям.

В современном международном праве институт смешанного арбитража получил закрепление в Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г.; Факультативном регламенте Постоянной палаты третейского суда для арбитражного рассмотрения споров, в которых только одной стороной является государство, 1992 г.14; Соглашении между Исламской Республикой Иран и США 1981 г. о создании арбитражного трибунала для рассмотрения претензий, возникающих из долгов, контрактов, экспроприаций и других мер, влияющих на право собственности; в ряде других двусторонних договоров между государствами.

В соответствии с Конвенцией о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г. учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Основная задача Центра с момента его создания заключается в том, чтобы не допустить перерастания инвестиционных споров между государствами и частными лицами в межгосударственные споры, имеющие политический характер15. Эта идея отражена в статье 27 Конвенции, согласно которой ни одно из государств не будет обеспечивать дипломатической защиты или обращаться с исками международно-правового характера, если речь идет о спорах между его лицами и другим договаривающимся государством. Исключение возможно, когда государство откажется исполнять или совершать действия в соответствии с решениями, вынесенными в отношении такого спора.

В компетенции Центра находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно в отношениях, связанных с инвестициями между договаривающимся государством (или любым уполномоченным им органом) и физическими или юридическими лицами, отличными от лиц государства, выступающего в качестве стороны в споре. Обязательным условием принятия спора к производству Центра является письменное согласие участников спора о передаче такого спора на разрешение Центра путем примирения или арбитража (ст. 25 Конвенции).

Любая процедура арбитражного разрешения спора осуществляется в соответствии с положениями Конвенции и, если стороны не договорятся об ином, в соответствии с Правилами арбитражного рассмотрения споров, разработанными Центром.

Арбитраж рассматривает спор, согласно нормам права, в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон арбитраж применяет право государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы. Решения арбитража могут также основываться на справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения (решения no liquet), ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм (ст. 42 Конвенции).

Согласно Конвенции решения арбитража о взыскании денежных сумм подлежат исполнению на территории соответствующего государства таким же образом, как если бы об этом было окончательное решение судебного органа этого государства.

Система Международного центра по разрешению инвестиционных споров является довольно гибкой и позволяет, сохраняя автономность сторон в споре, традиционно присущую межгосударственным арбитражам, в области исполнения арбитражных решений заимствовать свойства коммерческих арбитражей, что в значительной степени способствует ее эффективности16.

Уникальным примером применения арбитража для разрешения споров между государствами и частными лицами является арбитражный трибунал между США и Ираном, созданный на основе Соглашения об урегулировании претензий 1981 г. Арбитражный трибунал призван рассматривать претензии, возникающие из долгов, контрактов, экспроприаций и других мер, влияющих на право собственности. Согласно статье II (1) Соглашения трибунал рассматривает претензии физических и юридических лиц США против Ирана и претензии физических и юридических лиц Ирана против США и других задействованных сторон. Помимо того, юрисдикция трибунала распространяется на официальные претензии США и Ирана против друг друга, возникающие из контрактных обязательств между ними по покупке и продаже товаров и услуг (ст. II (2) Соглашения). Арбитражный трибунал состоит из девяти членов. По три арбитра назначают США и Иран. Избранные таким образом шесть арбитров определяют третью страну, которая назначает остальных трех арбитров (стст. II, III).

Претензии разрешаются трибуналом в полном составе или по палатам. Председатель трибунала приказом от 24 марта 1982 г. № 8 образовал три палаты, в каждую из которых входят по три арбитра. Все решения трибунала окончательны и обязательны для сторон в споре. Регламент арбитражного трибунала между США и Ираном был принят 9 марта 1983 г. и действует с изменениями от 7 марта 1984 г.

По данным на 1989 г. этот смешанный арбитраж присудил 5,9 млрд дол. американским гражданам и банкам и 622 млн дол. правительству Ирана и иранским гражданам. Решения арбитражного трибунала оплачиваются из фонда, который был учрежден Соглашением 1981 г. и который пополняется Ираном каждый раз, когда его размер сокращается ниже уровня 500 млн дол. Таким образом, американские истцы, в случае разрешения дела в их пользу, имеют гарантию, что любая установленная решением трибунала сумма будет выплачена.

В литературе отмечается, что этот арбитраж не только способствует развитию норм международного права, но вносит ряд новых элементов в весь процесс разрешения международных споров17.

Характерной особенностью смешанных арбитражей является неравенство сторон в споре: суверенное государство и частное иностранное юридическое лицо. Это различие особенно существенно для третьей стороны — разрешающей спор: арбитражного суда.

Специализированный арбитраж

В последнее время все большее распространение в практике международного общения получают специализированные арбитражи, создаваемые для рассмотрения споров в определенных областях межгосударственного сотрудничества:25 соглашения о воздушном сообщении, защите инвестиций, торговом и экономическом сотрудничестве, штаб-квартирах международных организаций и др. Образование подобных арбитражных судов предусмотрено в некоторых многосторонних договорах: Конвенции о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 г. и Эксплуатационном соглашении ИНМАРСАТ от того же числа, Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Очевидно, наибольший интерес представляет Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая вводит специфические формы использования третейского разбирательства в виде общего и специального арбитража.

Общий арбитраж применяется для разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции (Приложение VII к Конвенции); специальный арбитраж — для рассмотрения только определенной категории споров (Приложение VIII).

Арбитраж рассматривается в Конвенции как одна из обязательных процедур, к которой государства могут прибегнуть лишь в том случае, если не удалось урегулировать спор средствами по своему выбору (ст. 28) и если между ними нет обязательств по общим, региональным и двусторонним договорам о рассмотрении спора определенным способом (ст. 282).

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Государство считается согласившимся на арбитраж, если оно сделало соответствующее письменное заявление об этом при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции (п.1 ст. 287). Если спор, стороной которого является государство — участник Конвенции, не предусмотрен заявлением, то государство может урегулировать такой спор только путем арбитража (п. 3 ст. 287). Обязательное арбитражное разбирательство применяется и в том случае, если государства не достигли соглашения по поводу процедуры рассмотрения спора.

Арбитраж образуется из списка арбитров, находящегося в ведении Генерального секретаря ООН. Любое государство-участник имеет право назначить четырех лиц, каждое из которых должно иметь опыт и пользоваться самой высокой репутацией справедливого, компетентного и честного человека (ст. 2 Приложения VIII). Арбитраж состоит из пяти членов. Стороны назначают в установленное время по одному члену, которые избираются предпочтительно из вышеупомянутого списка и могут быть их согражданами. Остальные три члена назначаются по соглашению между сторонами. Они также выбираются предпочтительно из списка и являются гражданами третьих государств, если стороны не договорятся об ином, и один из них назначается сторонами председателем арбитража (ст. 2).

Если в течение 60 дней стороны не смогли договориться о назначении одного и более членов арбитража, а также о назначении председателя, то в течение следующих недель любая сторона может обратиться к председателю Международного трибунала по морскому праву, который в течение следующих 30 дней производит необходимые назначения. Если председатель не может по определенным причинам этого сделать, назначения производятся следующим по старшинству присутствующим членом Международного трибунала (ст. 3). Арбитраж устанавливает собственную процедуру, если стороны не договорились об ином (ст. 5).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает новый способ применения арбитражного разбирательства для разрешения споров в некоторых специальных и технических областях отношений между государствами — специальный арбитраж.

Специальный арбитраж в соответствии с Конвенцией носит обязательный характер и установлен для строго определенной категории споров, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнения с судов и в результате захоронения отходов (ст. 1 Приложения VIII к Конвенции).

Специальный арбитраж формируется из списка экспертов, составленного по каждой категории споров, рассматриваемых судом. Каждое государство-участник имеет право выдвинуть в каждый список двух экспертов, являющихся известными и общепризнанными авторитетами в юридических, научных и технических аспектах такого спора и пользующихся самой высокой репутацией справедливых и честных людей. Списки формируются и ведутся международными организациями, соответствующими по профилю каждой категории споров. В области рыболовства — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, в области защиты и сохранения морской среды — Программой ООН по окружающей среде, в области морских научных исследований — Межправительственной океанографической комиссией, в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения отходов — Международной морской организацией или в каждом случае — надлежащим вспомогательным органом, которому такая организация, программа или комиссия делегировала свои функции (п. 2 ст. 2 Приложения).

Если в какое-либо время число экспертов, назначенных каким-либо государством-участником и включенных в такой список, окажется менее двух, это государство имеет право произвести необходимые дополнительные назначения. Фамилия эксперта остается в списке до тех пор, пока она не будет снята назначившим его государством-участником, при этом данный эксперт будет продолжать выполнять сво�� обязанности в любом специальном арбитраже, в состав которого он был назначен, до завершения разбирательства в этом специальном арбитраже.

Порядок судопроизводства и вынесения решений, осуществляемых специальным арбитражем, в целом аналогичен порядку рассмотрения споров другими арбитражными судами.

Однако специальный арбитраж обладает более широкой компетенцией, выходящей за рамки традиционных арбитражных функций. Он имеет право по просьбе сторон производить расследования, устанавливать факты, вызвавшие спор, касающийся толкования или применения положений Конвенции, относящихся к: 1) рыболовству, 2) защите морской среды, 3) научным исследованиям или 4) судоходству. Если стороны не договорились об ином, установление факта специальным арбитражем является окончательным для сторон. По просьбе всех сторон в споре специальный арбитраж может сформулировать рекомендации, которые, не имея силы решения, образуют лишь основу для рассмотрения сторонами вопросов, вызвавших спор (ст. 5 Приложения).

Следовательно, со специального арбитража начинается внедрение научно-технической экспертизы в процесс международного арбитражного разбирательства26. Предполагается, что специальный арбитраж должен внести существенный вклад в дело использования международного арбитража для разрешения межгосударственных споров не только в области морского права.

Рассмотренные в данной статье вопросы позволяют сделать вывод о том, что проблема совершенствования и эффективного использования международного арбитража заслуживает всестороннего исследования, поскольку в настоящее время «складываются самые благоприятные предпосылки для международных судов и арбитражей, связанные, в первую очередь, с активным развитием международного права и ростом международного правосознания»27.

Процедуры разрешения споров арбитражными судами

Арбитражные суды осуществляют два вида судопроизводства: гражданское и административное. Процессуальные правила того и другого в целом являются едиными, хотя и обладают некоторыми, не столь существенными различиями. Можно также обратить внимание на то, что судебная процедура в арбитражных судах уже в настоящее время весьма близка к процедуре гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Наблюдается тенденция дальнейшего сближения гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Эта тенденция особенно заметна в тексте нового Арбитражного процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 июля 1995 года. Вместе с тем определенные особенности арбитражно-процессуального судопроизводства сохраняются.

Главные отличия арбитражно-процессуального производства состоят в следующем. Во-первых, здесь в ряде случаев применяется процедура досудебного урегулирования возникшего конфликта. Предприниматели не торопятся обращаться в суд, а делают попытки урегулировать спор путем прямых контактов с контрагентом или оппонентом по опору. Несомненно, чем выше уровень культуры деловых отношений, тем чаще и надежнее используется именно этот метод преодоления возникающих противоречий.

Каков порядок признания и исполнения арбитражных решений по инвестиционным спорам?

Добровольное исполнение арбитражных решений по международным инвестиционным спорам является важным обязательством любого государства, принятым добровольно и направленным на улучшение как локального, так и глобального инвестиционного климата.

В ст. 54 Вашингтонской конвенции закреплено обязательство каждого государства-участника признавать решения МЦУИС в качестве обязывающих и обеспечивать исполнение денежных обязательств, налагаемых таким решением, в пределах своей территории, таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства.

Решения, вынесенные по инвестиционным арбитражным спорам в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ, подлежат признанию и приведению в исполнение в общем порядке в соответствии с Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.), участником которой является и Республика Беларусь.

Справочно.
В соответствии со ст. 53(1) Вашингтонской конвенции решение МЦУИС является окончательным, обязательным для сторон и по общему правилу не подлежит апеллированию или иным способам обжалования.

Умышленное неисполнение государством — стороной в инвестиционном споре вынесенного в ее отношении арбитражного решения, в том числе под предлогом суверенного иммунитета, может не только значительно ударить по репутации страны и ее авторитету в международных и региональных организациях, но и существенно отразиться на отношениях с публичными и частными финансовыми учреждениями и инвестиционной привлекательности юрисдикции. Это, в свою очередь, приведет к значительным негативным последствиям, в том числе и экономического характера.

Почему возникают споры с контрагентами

Спор возникает, когда одна компания считает, что ее бизнес-партнер не выполнил свои обязательства по договору, а партнер с этим не согласен. Такие конфликты происходят не только у крупных корпораций, которые сотрудничают с десятками контрагентов, но и у мелких предприятий.

Например, поставщик задерживает поставку товаров, арендатор не платит за съемное помещение или подрядчик выполнил ремонт в офисе, а заказчик отказывается его принимать из-за множества дефектов.

Участниками споров могут быть не только юрлица и ИП, но и госорганы, и даже обычные физлица, которые выступают одной из сторон сделки. Например, если компания обращается к самозанятому фрилансеру для разработки сайта, фрилансер становится ее контрагентом.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...