Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льгота по НДС для управляющих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.
Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.
Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.
Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.
Дополнение статьи 162 НК РФ
Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как видим, законодатель воспользовался формулировкой, аналогичной той, что представлена в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако нормы гл. 21 НК РФ в этой части не корреспондируют с правилами гл. 25 НК РФ, в частности со ст. 324, поэтому, полагаем, трудностей у налогоплательщиков не возникнет.
Фактически п. 3 ст. 162 НК РФ освобождает от налогообложения суммы предварительной оплаты, полученные налогоплательщиками в счет проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в следующих периодах. Причем независимо от того, пользуется ли налогоплательщик льготой, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Для правомерности неначисления НДС на поступившие суммы платежей за ремонт, запланированный на следующие периоды, в решении общего собрания собственников помещений о ремонте следует отразить, что ремонт финансируется путем формирования резерва (например, на отдельном расчетном счете).
Бухгалтер в ЖКХ: требования, права и обязанности
Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухучета. Сотрудник, осуществляющий деятельность в ЖКХ, должен знать свои права и обязанности. Для этого организацией составляется должностная инструкция. В ней содержится список требований, которым должен соответствовать работник. Должностные инструкции отличаются в зависимости от требований конкретной компании.
Бухгалтер обязан:
- рассчитывать и осуществлять начисление заработной платы работникам организации;
- вести строгий учет денежных средств, которые поступают на счет компании;
- рассчитываться с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные услуги;
- отчитываться за проведение операций перед налоговой службой;
- перечислять налоги на счет соответствующих государственных органов.
На этом список обязанностей не заканчивается. Полный их перечень может быть различным и зависит от организации.
Как сообщила «Известиям» один из авторов инициативы, депутат Наталья Костенко, подготовлен законопроект «Об изменениях в статью 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях». Им предлагается установить новые суммы штрафов для должностных лиц ресурсоснабжающих организаций, которые сегодня составляют от 500 до 1000 рублей. Согласно разработанным поправкам, за нарушение нормативов услуг ЖКХ в первый раз предлагается штрафовать в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; при повторном нарушении — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.
При этом, как рассказала автор законопроекта, по просьбе Минстроя из документа уберут наказание для юрлиц. Депутат предлагала кратно увеличить штрафы и для них: за первое нарушение — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, при повторном — от 50 тыс. до 200 тыс. Сегодня наказание составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Однако Минстрой счел эту норму избыточной. В своем отзыве на законопроект он объяснил, что для юрлиц уже установлено наказание в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
«Ко мне как депутату часто зимой поступали обращения граждан на ресурсоснабжающие организации, которые, пользуясь низкими штрафами, по различным причинам отключали отопление. Такая ситуация была в Краснодарском крае и Бурятии», — рассказала Костенко.
По ее словам, ресурсоснабжающие организации таким образом выбивали долги из населения: кто-то один не платил, а отключали в итоге весь дом.
Исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, глава Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина сообщила, что этот законопроект необходимо принять, оставив ответственность для юрлиц. «Если новые нормы будут приняты, то ресурсоснабжающие организации не будут чувствовать себя безраздельными хозяевами в сфере ЖКХ, как это происходит сегодня. Именно существование естественных монополий привело к их полной безнаказанности», — убеждена она.
По ее словам, эти организации диктуют свои условия, называя массу причин повышения тарифа, но никогда не отчитываются за деньги, которые им платят. Москвина отметила, что каждый год тарифы повышаются на 6%, благодаря чему ресурсоснабжающие организации должны вкладываться в коммуникации, капитальный ремонт, модернизацию, но этого не делается.
А вот директор управляющей Сергей Септаров, напротив, считает, что штрафовать бессмысленно, так как эти деньги все равно будут заложены в тариф.
Как работает бухгалтерия
Взаимные расчеты подразумевают осуществление распределение ресурсов между УК, собственниками, поставщиками. Поскольку различные способы реализации средств, поэтому учет будет отличным. Расчет за поставку является расходом, а прибыль – поступления от собственников. Проводка бухгалтерского учета в ЖКХ будет следующей:
- Поступления коммунальных услуг.
- Выделения входных НДС.
- НДС к вычету;
- Начисления НДС и платежей;
- Издержки;
- Средства от собственников;
- Услуги, их оплата.
При необходимости модернизации поступают целевые денежные средства, тогда расчеты записываются как целевое финансирование. Проводками этого жилищно-коммунального хозяйства будут Дт 50, Кт 86, Дт 20, Кт 10, Дт 86, Кт 20. Если требуется капитальное обустройство, то этот момент стоит рассмотреть особо внимательно, ибо присутствуют особенные налоговые нюансы. Положения о бухгалтерском учете в управляющих компаниях необходимо изучить для составления учетной политики. Нужно составлять подобный документ для ведения налогов.
Вопросы, освещающиеся данным контекстом соответствуют нормам законодательной базы РФ. Особенности налоговой учетной политики:
- рабочий план счетов является основой бухгалтерии, составляется на основании Минфина, включает пункты, использующиеся компанией;
- утверждение первичной документации осуществляется либо унифицированными формами, либо собственными, вне зависимости от этого подлежат регистрации;
- ведение бухгалтерии, принцип такой как коммерческих структурах непрерывность, отражение полноты фактов, оформляется первичной документацией, фиксируется регистрами;
- отчетность отражает баланс, финансовые результаты, что указано, утверждено законом.
Освобождены от НДС инвесторы в ЖКХ в малых городах
Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.
Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).
Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.
Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.
Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на расходы.
Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.
Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:
- средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
- организация зарегистрирована за пределами РФ;
- организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
- организация имеет филиалы.
Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.
Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:
- Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
- Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
- Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
- Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
- Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
- Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
- Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
- Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Общие требования к учету и проводки
Бухучет в управляющей компании должен быть полноценным, корректным, непрерывным, отражающим все подтвержденные соответствующими документами факты хозяйственной деятельности. Аналогичные требования предъявляются к налоговому учету.
Управляющая компания может работать на общей системе налогообложения и упрощенке. Режим накладывает отпечаток на бухучет.
А теперь давайте рассмотрим проводки по ключевым участкам учета: приобретению ресурсов и оказанию услуг.
В первом случае актуальны проводки:
-
Приобретение воды, электроэнергии, газа, тепла у поставщиков – Дт20 Кт60.
-
Отражение НДС по ресурсам – Дт19 Кт60.
-
Принятие налога к вычету – Дт68 Кт19.
-
Оплата приобретенных ресурсов – Дт60 Кт51.
При оказании жилищно-коммунальных услуг бухгалтер управляющей компании делает проводки:
-
Выставление счетов собственникам недвижимости – Дт62 Кт90.1.
-
Себестоимость услуг – Дт90.2 Кт20.
-
Начисление НДС – Дт90.3 Кт68.
-
Поступление средств от пользователей – Дт51 Кт62.
-
Зачет средств – Дт60 Кт62.
Указанные проводки актуальны для управляющей компании на ОСНО. Упрощенцы не принимают НДС к вычету при приобретении ресурсов у поставщиков и не начисляют налог при оказании услуг собственникам жилья.
Приведенным перечнем проводок бухучет, естественно, не ограничивается. Бухгалтеру приходится иметь дело с отражением множества учетных операций. Некоторые из них мы рассмотрим более подробно.
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2004 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.
Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний
В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.
Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.
В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.
В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.
Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).
Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.
В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.
Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:
— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);
— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;
— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.
— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;
— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.
В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.
Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:
— специфика деятельности управляющих компаний обусловлена особенностями ее организации функционирования как посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями;
— в целом бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы, он строится на основании норм НК РФ, Федерального законодательства, ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов РФ, а так же локальных актах самих компаний;
— отдельными особенностями налогообложения управляющих компаний являются порядок формирования и налогообложения их доходов, который претерпел существенные изменения в 2018 году;
— исследование зарубежного опыта налогообложения предприятий сферы ЖКХ показало, что в целом, существенных отличий и особенностей налогообложения в иностранных государствах, п сравнению с российской практикой, за исключением применения специальных налоговых режимов, не выделяется.
Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.
Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.
149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.
170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Что делать с расходами?
С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).
Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В свою очередь, предоставление коммунальных услуг обеспечивается УК посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения этих договоров (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).
Перечень расходов (причем закрытый), которые могут учитываться при определении объекта налогообложения «доходы, уменьшаемые на величину расходов», приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эти расходы признаются налоговыми при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним их.
Итак, расходами признаются затраты, которые являются обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Так как поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов, расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов у РСО не признаются налоговыми расходами. Как результат, расходы на оплату коммунальных ресурсов, приобретенных у РСО, УК, применяющей УСНО и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не нужно учитывать при определении объекта налогообложения.
Налоговый учет на предприятиях ЖКХ
Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое беремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.
Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:
- численность работников компании не достигает 100 человек;
- доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
- стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.
Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.
УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.
При реализации коммунальных услуг есть льгота. НДС не начисляйте, когда коммунальные услуги оказываете в жилых помещениях. В остальных случаях, например при реализации услуг в административных зданиях, НДС начислите в общем порядке. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.
Отвечает Ваш персональный эксперт
Нет, указанные льготы по нежилым помещениям применять нельзя. А вот собственник объекта для этого случая значения не имеет. Иными словами, если юридическое лицо владеет жилым объектом, то коммунальные услуги для него так же следует выставляет без НДС. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.
Всё про учётную политику УК
Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:
- Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
- В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
- Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.
В учётной политике УК обязательно должны быть:
- Налоговые платежи.
- Доходы и расходы.
- Заработная плата.
- Учёт материалов.
- Расчёты с поставщиками ресурсов.
Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.
Порядок перехода на УСН
Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.
Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.
Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.
Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:
- сведения об организации,
- вид объекта налогообложения,
- среднюю численность работников,
- стоимость основных средств.