Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран Шенгена в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Создание Европейского союза
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Почему был создан Евросоюз?
Первый шаг к созданию Европейского Союза был сделан в 1951 году. Такие государства как Бельгия, Западная Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия подписали так называемый «Парижский договор» об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Договор вступил в июле 1952 года. Его целью было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. Но сверхзадачей было, конечно, устранение экономических противоречий между странами, разрешение которых ранее зачастую приводило к войнам.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году подписали «Римский договор» и учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС – общий рынок) и Евроатом.
Европейской сообщество постепенно расширялось, появлялись новые члены. В 1985 году было подписано Шенгенское соглашение, в 1999 введена единая европейская валюта.
Создание Европейского союза
Идея об образовании организации возникла после окончания Второй мировой. Для предотвращения таких ситуаций в будущем министр иностранных дел Франции в 1950 году предложил соединить сталелитейную и угольную европейскую промышленность.
В 1951 году 6 стран – Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Италия, Германия и Франция – после подписания Парижского соглашения, образовали, крупное объединение стали и угля. Быстрое развитие торговли в 1957 году привело к формированию крупного сообщества Европы.
Настоящий ЕС был создан 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского соглашения, что стало причиной возникновения евро. Далее в соглашения Европейского союза вносились корректировки на основе договоров, заключенных в Амстердаме, Ницце и Лиссабоне.
Особенности экономической деятельности Евросоюза
Прежде всего, основное ее направление – устранение проблем внутри международного объединения, во-вторых отстаивание интересов организации, и отдельных участников в международных торговых отношениях. Бюджет ЕС контролируется счетной палатой, офис которой находится в Люксембурге.
Объединив крупных лидеров промышленности: Британию, Италию, Францию, Германию, Евросоюз может считаться мощным экономическим конгломератом. ВВП крупной организации от мирового объема насчитывает 22%. Превосходят его только США и Китай.
ЕС – один из ведущих лидеров по валовому внутреннему продукту на душу населения: показатель достигает 35 000 евро в год. В международной зоне по размеру заработной платы ведущее место занимает Германия, самый маленький доход у Эстонии.
Евросоюз – крупный торговый партнер РФ и основной потребитель нефти и газа. Географическое расположение государств международной организации позволяет получать энергетические носители, доставляемые через наземные трубопроводы.
Европейский союз не только ведет активную внешнюю торговлю. Дипломатические офисы ЕС расположены по всем миру. Они есть в Афганистане, Африке, Нью-Йорке. Верховный представитель – Федерика Могерине. Многие государства – постоянные участники ОНН, участвуют в международной политике.
Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии
Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.
1 октября 2017 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.
Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.
На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.
Создание НАТО началось с событий 1947-1949 годов, которые
способствовали обострению международной обстановки. Они проявились в угрозе
суверенитету таких стран, как Норвегия, Греция, Турция, перевороту в
Чехословакии, который произошел в 1948 году, а также в блокаде Западного
Берлина. В результате подписания Брюссельского договора Бельгией, Нидерландами,
Великобританией, Люксембургом и Францией участники создали общую оборонительную
систему. Позже, после проведения переговоров с Канадой и США, в апреле 1949
года был подписан Вашингтонский договор, согласно которому выстроилась система
общей обороны 12 стран. Участницами этого договора стали Бельгия,
Великобритания, Исландия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Люксембург, Португалия,
Норвегия, Франция и США.
В связи с международными событиями страны-члены НАТО
создали Организацию Североатлантического договора, которая и получила название
в виде аббревиатуры — НАТО. В 1952 году членами этой организации стали Турция и
Греция. Позже, в 1955 году к ним присоединилась ФРГ, а в 1982 — Испания.
Постепенно список стран-членов НАТО пополнялся.
Органы управления Евросоюза
Органами ЕС являются:
- Европейский совет — Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел.
- Европейский парламент — является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств — членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
- Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена.
- Европейский суд — регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Европейский Союз (ЕС) — это нынешнее состояние так называемого «Европейского сообщества», которое сформировалось за последние семь десятилетий после Второй мировой войны, разразившейся на европейском континенте.
Европейский Союз, будь то непосредственно через себя или через свои составные и / или аффилированные органы, стремится регулировать и способствовать экономическому улучшению составляющих его национальных и многосторонних рынков, защищать права человека, обеспечивать гражданскую и социальную справедливость и увеличивать легкость и эффективность перемещения капитала, товаров, услуг и людей через национальные границы государств-членов.
Начиная с «внутренней шестерки» в 1950-х годах, с тех пор ЕС постоянно расширялся, достигнув зенита из 28 стран-членов, которые сократились до 27 после ухода Великобритании.
Страна вышла из состава союза 31 января 2020 года.
Как сформировался (возник) ЕС
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.
Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.
В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.
В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.
Кандидаты в членство ЕС
№ | Страна | Столица | Дата подписания соглашения |
1. | Албания | Тирана | 2009г. |
2. | Алжир | Алжир | 2005г. |
3. | Босния и Герцеговина | Сараево | 2008г. |
4. | Грузия | Тбилиси | 2014г. |
5. | Египет | Каир | 2004г. |
6. | Израиль | Иерусалим | 2000г. |
7. | Иордания | Амман | 2002г. |
8. | Канада | Оттава | 2013г. |
9. | Ливан | Бейрут | 2006г. |
10. | Македония | Скопье | 2001г. |
11. | Марокко | Рабат | 2000г. |
12. | Молдавия | Кишинев | 2014г. |
13. | Мексика | Мехико | 2000г. |
14. | Сербия | Белград | 2011г. |
15. | Тунис | Тунис | 1998г. |
16 | Турция | Анкара | 1963г. |
17. | Украина | Киев | 2014г. |
18. | Черногория | Подгорица | 2010г. |
19. | Чили | Сантьяго | 2003г. |
20. | ЮАР | Претория | 2000г. |
Основные принципы экономической деятельности стран
Деятельность Евросоюза складывается из экономик стран, входящих в его состав, которые являются самостоятельными элементами в международной торговле.
Несомненным плюсом ЕС для граждан любой из его участниц, является то, что они имеют право жить и работать в любой стране на территории союза. Например, немцам намного проще переехать во Францию, чем нам с вами.
Самую большую часть дохода ЕС приносят Испания, Великобритания, Франция, Германия и Италия. К стратегическим ресурсам относят газ, нефть и уголь, по запасам которых Евросоюз занимает в мире 14 место, что, согласитесь, при учете его территории – не так много.
Большие доходы приносит Европейскому союзу туризм, которому способствуют единая валюта, отсутствие виз, и расширение торговых и партнерских отношений между государствами.
Сейчас строятся разные прогнозы по поводу того, сколько стран еще войдет в состав ЕС, но по мнению специалистов, к интеграции экономик присоединятся быстрее всего государства с других континентов.
Создание Европейского союза
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Таможенный союз, образованный странами Европейского союза (ЕС) в 1958 году, отменил таможенных пошлины и ограничения в торговых отношениях между странами — участниками. В рамках «общей торговой политикм» был установлен единый внешний тариф в отношении товаров, импортируемых из третьих стра. Прибыль от введения этого тарифа идёт в «общий котёл» Евросоюза.
В 1993 году все проверки и таможенные формальности на внутренних границах ЕС были отменены. Таможенные службы утратили часть своих полномочий: перестали взимать акцизные сборы, НДС и соответствующую статистику, в том числе — по международным перевозкам. Заработал общий рынок.
Сгодня в Таможенный союз, помимо всех стран — членов ЕС, входят, государства Андорра, Монако и Сан-Марино, географически расположенные внутри границ Евросоюза. Также — Турция, на правах кандидата в члены ЕС. Кроме того, выходящая в 2021 году из ЕС Великобритания, сохранит членство в Таможенном союзе на условиях временного участия.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) — (Council) — высший законодательный орган ЕС.
– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.
– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
Процессы принятия решений в ЕС.
Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.
Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.
Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.
Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.
Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.
По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.
Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.
В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».
Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».
Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).
Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004 | ||||
Страна | Совет | Европейский парламент | Экономический и социальный комитет | Комитет регионов |
Голоса | Число мест | Число мест | Число мест | |
Германия | 29 | 99 | 24 | 24 |
Великобритания | 29 | 72 | 24 | 24 |
Франция | 29 | 72 | 24 | 24 |
Италия | 29 | 72 | 24 | 24 |
Испания | 27 | 50 | 21 | 21 |
Польша | 27 | 50 | 21 | 21 |
Нидерланды | 13 | 25 | 12 | 12 |
Греция | 12 | 22 | 12 | 12 |
Республика Чехия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Бельгия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Венгрия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Португалия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Швеция | 10 | 18 | 12 | 12 |
Австрия | 10 | 17 | 12 | 12 |
Словакия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Дания | 7 | 13 | 9 | 9 |
Финляндия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Ирландия | 7 | 12 | 9 | 9 |
Литва | 7 | 12 | 9 | 9 |
Латвия | 4 | 8 | 7 | 7 |
Словения | 4 | 7 | 7 | 7 |
Эстония | 4 | 6 | 7 | 7 |
Кипр | 4 | 6 | 6 | 6 |
Люксембург | 4 | 6 | 6 | 6 |
Мальта | 3 | 5 | 5 | 5 |
Всего | 345 | 732 | 344 | 344 |
Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.