Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 01.01.2023 заработают новые правила взыскания налоговой задолженности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ вводится новый пункт в ст. 146 НК РФ, закрепляющий, что услуги и работы, а также передача имущественных прав не являются объектами налогообложения, если оказываются на безвозмездной основе органами государственной власти, местного самоуправления в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, причем данные правки распространяют свое действие с начала 2019 года.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Для сделок с 2021 года действуют новые условия декларирования доходов. Теперь не нужно подавать декларацию даже при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) и иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) даже раньше минимального срока владения.
С 2022 года можно не по всем сделкам с недвижимостью указывать доход в декларации 3-НДФЛ, в частности, если гражданин имеет право на налоговый вычет, который равен или больше суммы дохода от соответствующей реализации. То есть, если при продаже в 2021 году, например, квартиры за 1 млн. руб. (по иной недвижимости — 250 тыс. руб.) в 2022 году декларацию подавать не нужно, поскольку размер вычета, установленный пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, равен размеру дохода от реализации.
Очевидно, что и ранее при продаже имущества дешевле 1 млн или 250 тысяч рублей налога не возникало независимо от подтверждения расходов.
При этом нужно учитывать кадастровую стоимость недвижимости. Если доход от продажи меньше, доходом считается не сумма продажи, а 70% от кадастровой стоимости. То есть, нельзя продать квартиру за 900 тысяч по документам, если кадастровая стоимость составляет 2,5 млн рублей. Доходом все равно посчитают 1,75 млн — и придется подавать декларацию и платить НДФЛ.
Федеральным законом от 05.04.2021 N 88-ФЗ добавили еще один вид социального вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги. Комментируемым ФЗ скорректировали порядок вступления в силу новых правил о социальном вычете на физкультурно-оздоровительные услуги: нормы начнут действовать с 1 августа 2021 года, а вот применять их можно будет к доходам, которые физлица получат начиная с 1 января 2022 года.
С 2022 года затраты на фитнес можно заявить в уменьшение налоговой базы по НДФЛ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ. Вычет можно заявить как на себя, так и на расходы на детей и подопечных до 18 лет.
Предельный размер социального вычета в целом по всем видам остался неизменным и по — прежнему составляет 120 тыс. руб.
К физкультурно-оздоровительной услуге относится деятельность, направленная на удовлетворение потребности граждан в сохранении здоровья, физподготовке и физразвитии. Она включает также проведение спортивных мероприятий. Причем спортивные организации или ИП должны быть включены в соответствующий перечень, утвержденный Минспортом.
Новый социальный вычет заявляется путем подачи налоговой декларации 3-НДФЛ с приложением подтверждающих документов.
Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при получении материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и производных финансовых инструментов в ряде случаев. Речь идет о материальной выгоде, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ.
При гибели или уничтожении объекта налог прекращает уплачиваться с начала месяца, соответствующего дате гибели или уничтожению. Порядок для налогоплательщика заявительный. Форма данного заявления утверждается налоговым органом.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей для всех категорий налогоплательщиков закреплены централизованно только в НК РФ, регионы теперь не устанавливают эти сроки. В частности, налог уплачивается не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября соответствующего года. Такие правила вступают в силу с начала следующего 2022 года.
С отчета за 2022 год не нужно сдавать декларацию по объектам, облагаемым исходя из кадастровой стоимости. Теперь налогоплательщики сами исчисляют, и уплачивают налог, и подают фискалам при необходимости только пояснения или документы, либо и то, и другое, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. А налоговики направляют только сообщение об исчисленном налоге.
Изменения с 1 января 2020 года
Поправки внесены ФЗ-325 от 29.09.19. Ст. 45.1 НК РФ изменена незначительно. Добавлена возможность уплаты при помощи единого платежа НДФЛ в указанном выше случае. Также уточнены даты зачета платежей. Теперь это делается позднее 10 дней с момента направления налогового уведомления или поступления единого платежа после отправки уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты налогов. Также теперь налоговый орган обязан сообщить физическому лицу о зачете средств не позднее пяти дней не с момента, установленного для уплаты соответствующего налога, а с момента принятия платежа.
Вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (ст. 45.1) с 1 января 2020 года, именно с этой даты начинают действовать новые правила использования физлицами единого платежа.
Нашли неточность в карточке товара?
Изменений, коснувшихся первой части кодекса, не так много. Они все связаны с общим порядком уплаты налогов, страховых взносов и ответственности, которую могут понести граждане за нарушения. Нововведения следующие:
- Обновлена форма заявления на возврат и зачёт в налоговую
- Изменены правила заверки документов для налоговой
- Добавлена возможность для налоговиков получить информацию об организации у её аудитора
- Добавлена возможность уточнить счёт Федерального Казначейства по вопросу платежей в бюджет
- Обновлена форма уведомлений о контролируемых сделках
- Объявлено, что контролируемые сделки следует определять по-новому
- Рекомендовано обновить формат сдачи отчётов в налоговую
- Объявлено, что расчёт пени за просрочку уплаты следует рассчитывать иначе в 2019 году
Все указанные выше изменения были заявлены на январь 2019 года.
1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
(в редакции Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ)
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
(в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 22.07.2005 № 119-ФЗ)
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Абзац исключен. Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ.
3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями — налоговыми агентами.
(в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.
(в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 22.07.2005 № 119-ФЗ)
Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.
(в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ, от 26.11.2008 № 224-ФЗ)
4. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
(в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ, от 22.07.2005 № 119-ФЗ, от 27.11.2010 № 306-ФЗ)
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика — иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
(в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ, от 22.07.2005 № 119-ФЗ)
5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
(в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ)
Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 2 статьи 161 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ)
6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщик��ми) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Вопросы, связанные с правомерностью принятия налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость к вычету, — краеугольный вопрос всей правоприменительной практики, связанной с исчислением и уплатой данного налога.
Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в статьях 171 и 172 НК РФ. Право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость возникает, если товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, приняты на учет, а также предъявлен счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Только при выполнении совокупности перечисленных условий налогоплательщик вправе предъявить налог на добавленную стоимость к вычету. Каких-либо иных условий для применения налоговых вычетов НК РФ не предусматривает.
По общему правилу вычетам подлежат только суммы «входного» НДС:
— предъявленные налогоплательщику продавцами (изготовителями, подрядчиками, исполнителями) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе им товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории; при ввозе в Россию товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного оформления;
— по товарам (работам, услугам), имущественным правам, предназначенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС;
— по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым налогоплательщиком к учету.
Налоговые вычеты производятся на основании:
— счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления;
— документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
— на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 НК РФ.
Внимание! Необходимо отметить, что счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Применение счета-фактуры в иных целях, например, в качестве первичного документа, который подтверждал бы те или иные хозяйственные операции, необоснованно.
По мнению Минфина России и налоговых органов, в силу приведенных выше норм наличие счета-фактуры является одним из обязательных условий для возникновения права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, и при отсутствии счета-фактуры налогоплательщик не вправе принять налог на добавленную стоимость к вычету. Данный вывод следует, например, из писем Минфина России от 02.10.2013 № 03-07-09/40889, от 09.07.2013 № 03-07-11/26592, от 03.05.2012 № 03-07-11/132, от 03.02.2011 № 03-07-09/02, от 22.12.2010 № 03-03-06/1/794, от 20.04.2010 № 03-07-09/24, письма Управления ФНС России по г. Москве от 17.05.2005 № 19-11/35343.
Установленная НК РФ обязанность налогоплательщиков налога на добавленную стоимость выставления и ведения счетов-фактур позволила создать предпосылки для использования с 2006 года (момента перехода на метод начисления для определения момента возникновения налоговых обязательств) одного из достоинств налога на добавленную стоимость, которым является возможность его исчисления на основании выставленных и полученных счетов-фактур, что значительно снижает издержки на его администрирование.
В этом отношении проведенная налоговая реформа оказалась незавершенной — с одной стороны, для исчисления сумм налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов необходимы счета-фактуры, однако с другой стороны, счета-фактуры не могут являться основным и единственным источником информации для исчисления налога, как это происходит в большинстве стран с развитой экономикой, взимающих налог на добавленную стоимость.
Из Определения КС РФ от 02.10.2003 № 384-О (далее — Определение № 384-О) следует, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Как отметил КС РФ, налоговые вычеты могут предъявляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем в Определении от 15.02.2005 № 93-О (далее — Определение № 93-О) КС РФ подчеркнул, что обязанность налогоплательщика доказывать налоговому органу свое право на вычет, в том числе путем представления надлежащим образом оформленного счета-фактуры, вытекает из буквального толкования норм налогового законодательства (статей 169, 171 НК РФ).
В арбитражной практике по вопросу необходимости обязательного наличия счета-фактуры отсутствует единая позиция.
Так, часть судов считает, что выводы, изложенные в Определении № 384-О, распространяются только на арендаторов государственного или муниципального имущества как налоговых агентов.
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 и 5 ст. 208 НК РФ, для целей гл. 23 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, не относятся в том числе:
- доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
- доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.
В целях исчисления НДФЛ доходами также не признаются доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.
Корректируется база для расчета НДПИ при добыче драгоценных камней, в том числе алмазов. Согласно действующему законодательству, НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных камней составляет 8%. База для НДПИ рассчитывается на основании прейскурантов Минфина. Министерство рассчитывает их на основе предложений Гохрана, АО «В/О «Алмазювелирэкспорт» и компаний по добыче. Прейскурант пересматривается в случае изменения цены более чем на 10%, которое держится в течение 90 дней. Принятый закон при начислении НДПИ предлагается оценивать стоимость драгоценных камней исходя из цены их реализации, а не из действующей сейчас первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина, при этом цена должна быть не ниже прейскурантов.
Отдельно описывается порядок оценки стоимости алмазов специальных размеров (массой 10,80 карата и более).
Госдума упростила процедуру учета фактических потерь в расчете компаниями базы по НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти (с коэффициентом сложности добычи (Кд) меньше 1). Сейчас анализ так называемой добываемой «скважинной жидкости» (смеси нефти, воды и примесей) нужно проводить не реже четырех раз в месяц. Поправки разрешают проводить замеры с учетом времени работы скважины, но не реже одного раза в месяц. В итоге нововведений четыре проверки в месяц могут понадобиться только в случае, если скважина работает в постоянном режиме.
УСН с 1 января 2023 года
Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.
Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:
- организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
- организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
- для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;
Примечание
Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.
- как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;
Примечание
В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).
- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.
В чём заключаются льготы и где они действуют
Чтобы помочь новоявленным бизнесменам, правительство разработало ряд законодательных актов, которые освобождают их от уплаты налогов на определенный промежуток времени. Однако, чтобы попасть под действие закона необходимо соблюсти ряд обязательных требований. Далее мы рассмотрим кому предоставляются налоговые каникулы, какие условия и льготный период налогообложения для вновь открывшихся ИП существует.
Отпуск перед ФНС — это не абсолютная отсрочка от всех платежных обязательств. Оплачивать не надо будет только основной налог по патенту или УСН. Другие расчеты предприниматель должен делать в штатном режиме. Сюда относят страховые взносы с заработной платы, НДФЛ, транспортную пошлину, сбор на имущество, согласно его кадастровой оценке и пр.
Подробный свод правил, относительно применения снижения финансовой нагрузки, расписан в соответствующих законодательных актах для «упрощенцев» — это 346.20 статья НК РФ, для ПНС — 346.50. Обратите внимание, чтобы бизнесмен мог воспользоваться положенными льготами, последние должны утвердиться еще и на региональном уровне.
Начинающий предприниматель имеет гарантированное право пользоваться 0 ставкой только в ограниченные сроки — два налоговых периода со дня оформления. Продолжительность последних зависит от того, какую систему налогообложения он выбрал. Для упрощенной — это один год, для патентной — от 1 месяца до года.
Чтобы максимально освободиться от обязательных выплат в казну, необходимо оформлять ИП в первые недели января. Обратите внимание, что согласно недавним поправкам в НК РФ, отпуск будет действовать до конца 2023 г. Следовательно, чтобы получить наибольшую для себя выгоду, бизнесмен должен зарегистрировать свой бизнес не позже начала 2021 г.
Плюсы и минусы НПД 2023
Среди явных плюсов спецрежима выделяют:
- упрощенную процедуру регистрации;
- легализацию доходов самозанятых и возможность их подтверждать путем оформления справки о доходах;
- возможность совмещать НПД и основную работу по трудовому договору;
- отсутствие отчетности, деклараций, онлайн-касс;
- выгодные малые ставки налога;
- автоматический расчет налогов к уплате;
- вычет 10 тыс. р. (для всех);
- высвобождение от уплаты взносов.
К основным минусам причисляют:
- лимит по годовому доходу;
- запрет по найму работников;
- отсутствие соцгарантий;
- ограничения по видам деятельности;
- запрет на торговлю подакцизной продукцией, товарами с маркировкой;
- только помесячная уплата налога (поквартально, к примеру, нельзя);
- при неуплате взносов ОПС – отсутствие стажа.
Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2020
-
Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311
«О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»
-
Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408
«О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию
«О бюджетной политике на 2002 год»
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 30.01.2021)
«Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
-
Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 82
«О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1725 и от 26 декабря 2020 г. N 2287» (вместе с «Правилами заключения (расторжения) соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, внесения изменений в указанное соглашение и осуществления контроля за его исполнением»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2021 N 96-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с переносом чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года»»
Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции от 01.01.2021
В новой редакции статьи 346.43 НК РФ указано, что:
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 статьи 346.43 НК РФ.
В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.
Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
- оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
- деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
- услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.
Новой редакцией статьи 346.49 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц, за исключением случаев, когда патент выдан на иной срок.
В статье 346.51 НК РФ определены условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Статья 346.43 Налогового кодекса РФ патент определяет как льготный режим налогообложения, применяемый субъектами при условии соблюдения ряда ограничений. Эта норма устанавливает основные отличительные черты данной системы:
- патент применяют только индивидуальные предприниматели;
- патент вводится на территории конкретного субъекта РФ региональным законом;
- есть ограничения, которые должны соблюдать налогоплательщики на данном режиме. Основные ограничения касаются численности штата работников, не более 15 человек, и видов деятельности;
- в статье приведены определения понятий, используемых в ней (розничная торговля, магазин, павильон и т.д.);
- при перечислении видов деятельности указываются фактические показатели, соблюдение которых позволяет применять ПСН;
- законодателем установлено, что при осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом ПСН не применяется;
- установлены права субъектов РФ по установлению потенциального возможного дохода для расчета налога, по установлению дополнительных ограничений и налоговых каникул.
ИП на патенте не платят НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц.
Какие основные виды деятельности входят в перечень для ПСН в соответствии с поправками ФЗ-373:
- пошив, ремонт, чистка одежды и обуви;
- услуги парикмахерских и косметологических кабинетов;
- изготовление и ремонт металлической галантереи;
- ремонт бытовой техники, приборов, изделий хозяйственного назначения;
- ремонт мебели, предметов домашней обстановки;
- ремонт и техобслуживание автомобильной и мототехники;
- услуги автоперевозки;
- ремонт жилья и спортивных сооружений;
- ветеринарные услуги;
- обслуживание жилых помещений;
- уход за детьми;
- сдача в аренду жилья;
- услуги по переработке пищевых продуктов;
- услуги по уборке жилья и уходу за домашними питомцами;
- дизайнерские услуги;
- услуги экскурсовода;
- похоронные услуги;
- розничная торговля;
- услуги стоянок;
- разработка компьютерных программ;
- ремонт спортивного оборудования.
Этот перечень не полный.
В новой редакции НК РФ начнет применяться с 1 января 2021 года. Комментарии юристов на закон ФЗ-373 уже есть, правоприменители посчитали, что поправки сделали режим более доступным и удобным для ИП.
Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки «долевки». Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев — пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.
Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года
Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых — льгота по налогу на прибыль.
«Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям — не может получать льготы», — пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.
Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.
Принятый закон запрещает применять нулевую ставку по налогу на дивиденды, если они выплачиваются хоть и российскому акционеру, но через иностранные компании группы. Предусмотрен переходный период с 2021 года по конец 2023 года. Речь идет о структуре с двумя российскими компаниями, между которыми находится иностранная компания. Сейчас налог на дивиденды в данном случае составляет 0%, и такая возможность у компаний сохранится до конца 2023 года. Затем ставка составит 13%. Ранее эксперты, опрошенные «Интерфаксом», отмечали, что предлагаемые изменения окажут существенное влияние на российские компании, которые создают вместе со своими иностранными партнерами зарубежные совместные предприятия для ведения операционной деятельности в России через российские проектные компании.
Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.
Принятый закон расширяет на 2020 и 2021 годы интервалы так называемой безопасной гавани процентных ставок по долговым обязательствам в контролируемых сделках. Кроме того, законопроект при применении правил недостаточной капитализации (специальное правило налогообложения процентов по займам, было введено в НК в 2002 году для борьбы с минимизацией налогообложения) для долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, предлагает использовать в течение 2020-2021 годов валютную оговорку: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ на последний день отчетного или налогового периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года.
Эксперты, комментируя ранее законопроект, отмечали, что поправки направлены на сокращение случаев применения правил недостаточной капитализации в условиях существенного роста рублевой оценки валютных внутригрупповых долгов и уменьшения собственного капитала.
Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.
С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.
Из другого законопроекта в этот «переехала» норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы «Одно окно» в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.
В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.
Для большинства норм срок вступления в силу — через месяц после официального опубликования.
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Кодекс устанавливает легальную систему налогов и сборов, определяет общие принципы налогообложения и взимания сборов в государстве.
Налоговым кодексом регулируются властные императивные отношения в сфере установления, введения и взимания обязательных платежей, отношения, складывающиеся в процессе проведения налогового контроля, отношения по обжалованию действия или бездействия, актов и решений налоговых органов, отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения предусмотренных НК РФ норм и правил.
НК РФ не регулирует отношения, касающиеся таможенных сборов, страхования по общему правилу. Он может распространяться на них, если только это прямо указано в законе.
Отношения, регламентируемые НК РФ, строятся на основе подчинения, метод регулирования – императивный.
Кодексом установлены начала и принципы осуществления налоговых правоотношений:
- Каждый обязан уплачивать налоги сборы, как это предусмотрено конституционными нормами;
- Налогообложение зиждется на признании равенства налогоплательщиков;
- Обязанность уплачивать налоги всеобщая;
- Необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате установленного налога;
- Недопустимо устанавливать налоги и сборы на основе дискриминации;
- Не допускаются дифференцированные ставки;
- Все установленные обязательные платежи необходимо экономически обосновывать;
- Недопустимо устанавливать обязательные платежи, которые препятствуют реализации конституционных прав, нарушают экономическое пространство, ограничивающее свободу перемещения по государственной территории самих налогоплательщиков, их денег и продуктов их деятельности,
- Недопустимо налогами ограничивать экономическую деятельность субъектов налогообложения;
- Нормы об обязанности уплаты налога / сбора должны строиться таким образом, чтобы налогоплательщик понимал, сколько, когда и как ему нужно платить;
- Сомнения и противоречия должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.