Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.

Источники предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:

  1. Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
  2. Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
  3. Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
  4. Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
  5. Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
  6. Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
  7. Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
  8. Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.

Заключение по результатам предпроверочного анализа

По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:

  • Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
  • Оценка финансово-хозяйственной деятельности
  • Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
  • Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
  • Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
  • Результат

Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.

Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.

Какие выводы можно сделать:

  1. Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
  3. Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;

  • общедоступная информация из интернета;

  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;

  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;

  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;

  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;

  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.
Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как проходит выездная налоговая проверка

Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы. Инспектор при выездной проверке имеет широкий круг полномочий и имеет право:

  • истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
  • требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);
  • осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
  • изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Читайте также:  Примирение сторон по уголовному делу

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки.»

Комментарий к Решению Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-211149/18-115-4949 (Дело ООО «Артек»)

Фабула

Налоговая запросила у ООО «Артек» документы за три последних года. При этом в отношении ООО «Артек» не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением «предпроверочного анализа».

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

«Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки».

«Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий «предпроверочного анализа» не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным.»

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

«Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика»

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

— указаны реквизиты конкретной сделки;

— наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

— указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать «предпроверочный анализ» в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался «Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО «Артек», с победой.

Упрощенные способы расчета фактической стоимости ППА и оценки обязательства

Обязательство – это стоимостная оценка обязательства по аренде. После принятия к учету величина обязательства по аренде увеличивается на начисляемые проценты (в случае, когда фирма не вправе вести учет упрощенно) и уменьшаются на уплаченные арендные платежи.

Читайте также:  Выплаты Ветеранам Труда В Воронежской Области В 2022 Году

Суть упрощения в том, что арендатор формирует стоимость ППА в сокращенном виде, а обязательство по аренде оценивает без дисконтирования.

В фактическую стоимость ППА такие арендаторы вправе включить только:

При этом в фактическую стоимость ППА не включают:

Эти затраты нужно признавать в расходах в периоде возникновения.

По окончании срока аренды ППА будет самортизировано полностью, и его стоимость нужно списать. В бухгалтерском учете бухгалтер сделает проводки:

Дебет 01 субсчет Выбытие ОС Кредит 01

— списана стоимость ППА;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет Выбытие ОС»

— списана амортизация ППА.

Обязательство по аренде, которое учитывается в пассиве баланса, первоначально оцените как сумму номинальных величин будущих арендных платежей. То есть, чтобы определить сумму приведенной стоимости будущих арендных платежей арендные платежи дисконтировать не нужно (п. 13, 14 ФСБУ 25/2018). Нужно просто просуммировать их номинальные значения.

По окончании срока аренды арендное обязательство будет погашено.

Исключение юрлица из ЕГРЮЛ

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

При наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей;
  • наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке, сроках и адресе направления возражения заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Возражение должно быть мотивированным, то есть из него должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего возражение.

Заинтересованное лицо вправе представить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Возражение, представленное в срок превышающий три месяца, не учитывается при принятии решения о предстоящем исключении.

Отсутствие реквизитов

Следует отметить, что на этом проблемы взаимодействия с налоговиками не заканчиваются. Так, ревизоры при истребовании документов не указывают их реквизиты либо контрагента, в отношении которого надо собрать и представить пакет документов; не объясняется необходимость истребования именно этих бумаг, а также – что послужило поводом для их запроса. Между тем статья 93.1 НК РФ четко устанавливает критерии, только при совокупности которых Служба имеет право истребовать бумаги и иную информацию вне рамок проверки налогоплательщика: в связи с проведением камеральной либо выездной проверки контрагента; только по конкретной сделке с указанием реквизитов и периода; документы и информация должны касаться именно проверяемого налогоплательщика по конкретному вопросу (а не по всей его деятельности, см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 года № 5355/11 по делу № А55-10502/2010); должна быть аргументация в форме обоснованной налоговым органом необходимости получения документов относительно конкретной сделки.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...