Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор социального найма: как получить квартиру от государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 ЖК РФ.
Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ) устанавливается органом местного самоуправления (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Размер нормы предоставления, даже в минимальном своем значении, в ЖК РФ не закреплен. Вместо этого законодатель закрепляет открытый перечень факторов, влияющих на величину нормы предоставления, среди прочих выделяя лишь уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, достигнутый в соответствующем муниципальном образовании. Следует отметить весьма расплывчатый характер данного критерия. На практике, например, размер нормы предоставления рассчитывается с учетом общего количества квадратных метров жилой площади, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по договору социального найма, а также площади, подлежащей сносу, и количества зарегистрированных граждан.
Отсутствие в федеральном законодательстве размера нормы предоставления и четких критериев ее определения обусловливает значительную дифференциацию ее количественных показателей в регионах. Например, в одном регионе России норма предоставления может составлять 12 кв. м, а в другом – 25 кв. м. Норма предоставления может различаться и на территории разных муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Федерации.
Права и обязанности нанимателя
У нанимателя такого жилья прав гораздо больше, чем у арендатора квартиры на рынке. Он может:
- обменивать или заменять жилье;
- требовать у собственника жилья проведения своевременного капремонта;
- иногда по договору жилье можно сдавать в поднаем.
Наниматель обязан:
- использовать жилье только для проживания в нем людей — к примеру, превращать квартиру в склад или мастерскую запрещено;
- поддерживать жилье в надлежащем состоянии, при необходимости ремонтировать его;
- вовремя вносить платежи за коммунальные услуги;
- сообщать наймодателю о событиях в жизни, изменяющих условия, по которым он получил квартиру.
Жилье предоставляемое по договору социального найма лицам, что признаны нуждающимися и малоимущими. Обязательно, чтобы к гражданам можно было применить сразу обе характеристики. Малоимущий, у которого уже есть дом или квартира, на оформление социального объекта претендовать не вправе.
При получении социального жилья нужно подтвердить статус нуждающегося. Это возможно в следующих случаях:
- в собственности вовсе нет объектов недвижимости;
- ранее не предоставлялись объекты по договору социального найма;
- имеющееся жилье не соответствует общепринятым нормам по площади;
- жилье непригодно для проживания;
- один из жильцов имеет болезнь, из-за которой ему нужно ограничить контакты с другими гражданами. Например, хроническое инфекционное заболевание.
Б. Нормы, применяемые при предоставлении жилых помещений по дсн
Важное значение при регулировании отношений социального найма имеют: а) норма предоставления площади жилого помещения и б) учетная норма (см. ст.50 ЖК).
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма |
Учетная норма площади жилого помещения |
|
1. Понятие |
это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по ДСН |
это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу – учетная норма не может превышать размер нормы предоставления |
2. Юридическое значение |
1) при предоставлении жилого помещения по ДСН (см. ч.5 ст.57 ЖК); 2) при поднайме (когда речь идет о коммунальной квартире – см. ч.1 ст.76 ЖК); 3) при вселении временных жильцов (когда речь идет о коммунальной квартире – см. ч.1 ст.80 ЖК) и др. |
1) при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (см. п.2 ч.1 ст.51 ЖК); 2) при вселении нанимателем других граждан в качестве членов своей семьи (см. ч.1 ст.70 ЖК); 3) при обмене жилыми помещениями (см. ч.5 ст.72 ЖК); 4) при поднайме (кроме коммунальных квартир – см. ч.1 ст.76 ЖК); 5) при вселении временных жильцов (когда коммунальных квартир – см. ч.1 ст.80 ЖК) и др. |
3. Порядок установления |
1) по общему правилу – органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по ДСН (а не общего уровня обеспеченности!), и других факторов. Так, в г.о. Самара установлены следующие нормативы: на одинокого человека — 26 кв.м. общей площади; на семью из 2-х и более человек — по 14 кв.м. общей площади жилого помещения (п.1 постановления СГД от 27 октября 2005 г. № 171); 2) применительно к специальным категориям граждан (ч.3 ст.49 ЖК) – могут быть установлены иные нормы федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ. См., например, ст.5 Закона Самарской области от 11 июля 2005 г. № 87-ГД |
1) по общему правилу – органом местного самоуправления. Так, в г.о. Самара установлены следующие нормативы: для проживающих в отдельных квартирах — 11 кв.м. общей площади на человека; для проживающих в квартирах коммунального заселения – 13 кв.м. общейплощади на человека (п.3 постановления СГД от 27 октября 2005 г. № 171); 2) применительно к специальным категориям граждан (ч.3 ст.49 ЖК) – могут быть установлены иные нормы федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ. См., например, ст.4 Закона Самарской области от 11 июля 2005 г. № 87-ГД |
Различаются основания и порядок представления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, которые определены федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные граждане должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма также и жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Далее мы будем рассматривать вопросы предоставления по договорам социального найма жилого помещения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях гражданин должен подать в орган местного самоуправления по своему месту жительства заявление. Такое заявление может быть подано также через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Также вместе с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, в п. 8 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом Минрегиона России от 25.02.2005 № 18′, установлены рекомендации, согласно которым для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
Чтобы понять, что такое социальный наем (далее по тексту СН) квартиры или любого другого жилого помещения, достаточно вспомнить особенности аренды недвижимости. По своей сущности отношения, возникающие при заключении аренды и соцнайма, почти идентичные. Один субъект передает в пользование другому имущество на определенный срок за установленную плату.
Но в то же время соглашения о СН отличаются рядом особенностей:
- субъектный состав — одна сторона это обязательно муниципалитет или государство в лице уполномоченных органов, другая — физлицо;
- предмет — исключительно жилая недвижимость;
- сниженные ставки ежемесячной платы по сравнению с рыночными ценами на аренду;
- специальные требования, установленные к кандидатам на соцжилье.
Получить жилье в соцнаем могут граждане, которые признаны одновременно малоимущими и нуждающимися в жилье.
Человек может быть признан нуждающимся в жилье в нескольких случаях:
- Если у него нет недвижимости в собственности;
- Если площадь его жилья меньше нормы, которая установлена региональными властями (например, в Москве норма составляет 10 кв. метров на человека);
- Если дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу;
- Один из жильцов имеет тяжелое хроническое заболевание, которое представляет опасность для других жителей.
Как правило, малоимущими признаются граждане, доход которых составляет меньше прожиточного минимума. Однако конкретные критерии устанавливают региональные власти.
Некоторым гражданам предоставляется служебное жилье. Например, военнослужащим по контракту или сотрудникам государственных учреждений.
Когда срок действия контракта подходит к концу, жилое помещение подлежит возврату собственнику, т.е. государству. Однако если в семье съемщика есть дети, не достигшие совершеннолетия, то он получит материальную компенсацию до 40 % от стоимости жилья.
Если семья признается малоимущей, то служебное жилье может перейти в категорию муниципальное. Тогда возможно оформление дальнейшего проживания по социальному найму.
При возникновении спорных ситуаций и вопросов, касающихся муниципального жилья, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте.
Теперь вы знаете, что такое социальный найм жилья, кому предоставляется такая жилплощадь и какие правовые последствия за собой несут такие правоотношения.
По общему правилу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени постановки на учет
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ из данного правила сделаны исключения для:
- граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Данный перечень утрачивает силу с 01.01.2018 г. (с указанной даты будет применяться другой, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н);
- иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Соглашение на предоставление жилья по соц.найму составляется в письменной форме и подписывается обеими сторонами. Типовой бланк утвержден 21.05.2005 Постановлением Правительства РФ № 315 и является исполнением требований ст. 63 Жилищного кодекса.
Соглашение о передаче социального жилья заключается на основании не ордера, а согласно ст.57 ЖК, решения органа территориальной власти о предоставлении жилого помещения из соответствующего фонда.
Существует ряд причин, по которым возможно расторгнуть договорные отношения по социальному найму:
- по соглашению сторон с получением письменного одобрения нанимателя, а также членов семьи, совместно с ним проживающих;
- при разрушении (утрате) жилого помещения;
- в связи с отъездом нанимателя и его семьи на другое место проживания;
- по решению судебных органов в связи с нарушением условий договора (по основаниям, изложенным в п.4 ст. 83 ЖК);
- в случае одинокопроживающего нанимателя и его смерти.
Договор не может быть изменен или расторгнут при смене собственника жилого помещения при переходе жилого помещения в оперативное управление другого субъекта. Это придает дополнительную стабильность для нанимателей.
Понятие «норма предоставления жилой площади»
Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.
Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.
Социальную норму расценивают как минимум, который должен получить человек при распределении фонда жилой недвижимости. Это главный критерий при выделении субсидий и воплощении других программ получения недвижимости. Показатель учитывается при принятии решения о выдачи субсидии на оплату услуг ЖКХ. В среднем по России социальная норма жилой площади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Но в некоторых регионах она несколько другая.
В Жилищном кодексе есть понятие нормы предоставления. Этот показатель используется при передаче квартир по договору социального найма или в случае стихийного бедствия. Фактически это максимально возможная для получения по площади недвижимость.
Для улучшения условий используют учетную норму. То есть это показатель минимального обеспечения человека жильем, который не может превышать норму предоставления.
Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.
Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.
Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:
- Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
- Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
- Информацию о том, сколько людей составляет семью.
Данная норма определяет допустимую площадь жилья и выступает в качестве ориентира в вопросах предоставления жилья и выделения субсидий.
Социальная норма опирается на следующие показатели:
- размер семьи;
- уровень обеспечения жилплощадью в регионе;
- вид жилого помещения.
Классическая схема расчета норм жилой площади строится следующим образом:
- один гражданин — 33 кв.м.;
- 2 члена семьи — 42 кв.м.;
- 3 и более члена семьи — не менее 18 кв.м. на человека.
Если площадь квартиры не соответствуем критериям социальной нормы, граждане, проживающие в этой квартире, могут быть признаны нуждающимися и начинается процесс изменения жилищных условий.
Где будет учитываться размер жилой площади?
Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:
- Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги. Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, государство оказывает им помощь в виде дополнительных субсидий, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
- В случае, если за коммунальные услуги имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади, при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
- При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
- При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма. В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.
Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.
Норма предоставления в разных городах России различна.
Область, Город | Минимальное значение, кв.м. | Среднее значение, кв.м. | Максимальное значение, кв.м. |
Московская область, Москва | 18 | 18 | 18 |
Воронежская область, Воронеж | 14 | 14 – 18 | 18 |
Ярославская область, Ярославль | 17 | 17 | 17 |
Белгородская область, Старый Оскол | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Белгород | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Губкин | 17 | 17 – 18 | 18 |
Омская область, Омск | 18 | 18 | 18 |
Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.
На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.