Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водные ресурсы как объект пользования и охраны.Понятие и состав водного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.
Виды разрешенного использования
Далее изучим правовой режим земель водного фонда. Категория его земель выделена для того, чтобы принимать те или иные меры по их рациональному использованию, а также с целью защиты ресурсов воды. Главные собственники тут — государство и муниципальная власть.
Одна из мер защиты такого фонда — это выделение отдельных зон, подлежащих охране государством. Это дает возможность защитить источники воды, требуемой для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд граждан. Особенный правовой режим устанавливается специально для эффективности охранных мер при использовании земель.
Что касается особенностей правового режима земель водного фонда, то на водоохранных территориях поддерживается особенное положение, соответствующее экологическим нормативам. Для защиты экологии водоохранного участка используются установка береговой линии и запрет на возделывание земель. Кроме того, на таких территориях нельзя возводить животноводческие комплексы, поскольку их деятельность может негативно повлиять на качество воды.
Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:
- земельные участки, которые покрыты водой;
- земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.
На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают
жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.
Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.
Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.
Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.
Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.
Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.
Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:
- относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
- сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
- охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
- устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.
Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Земли водного фонда: состав
Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:
- Занимаемые любыми водными объектами;
- Отнесенные к водоохранным зонам;
- Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:
- угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
- также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
- земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
- земли, размещаемые под дорожными полотнами;
- нарушенные и другие.
Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Правовой режим земель водного фонда
Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.
При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.
Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.
Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.
Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.
Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.
Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.
Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты
Комментарий к статье 8 ВК РФ:
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.
Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.
Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.
Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким обр��зом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).
Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:
- использование стоков для водоснабжения почв;
- размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
- авиационно – химическое опыление;
- неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
- размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
- нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
- хранение и использование пестицидов, химикатов;
- незаконная добыча полезных ископаемых;
- организация свалок;
- некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:
- централизованная канализация;
- система отвода сточных вод и жидкостей;
- сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;
Водное законодательство РФ, состоящее из Водного кодекса РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, основывается на Конституции РФ. Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли или в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.
В перечень водных объектов входят: реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности) и снежники (неподвижные естественные скопления льда и снега, которые сохраняются на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части); гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных; внутренние морские воды и территориальное море РФ.
Согласно Водному кодексу РФ совокупность всех водных объектов (за некоторым исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ. Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под зашитой и охраной государства. В состав водного фонда не входят: замкнутые непроточные водоемы естественного или искусственного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц; пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.
Право собственности на водные объекты
- Лицам, имеющим отношение к участкам земли с водными объектами, к их эксплуатации или охране, нужно хорошо знать Земельный, Водный Кодекс.
- Также правовые отношения регулируются законами «О госгранице РФ», «О внутренних морских водах…».
- Следует соблюдать и закон «О защите граждан и гос.территории от чрезвычайных ситуаций….»
Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:
- Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
- Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
- Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
- Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
- Также в категорию включены земли болотной местности.
Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.
ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.
Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.
Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.
Такие земли, в основном, используются для строительства объектов и сооружений, необходимых для обеспечения людей водой, оздоровительными условиями, бытовыми. Также земли эксплуатируются в целях решения различных задач народного хозяйства.
Они могут быть необходимы для развития таких отраслей, как рыбохозяйственная, природоохранная, энергетические, транспортная, оборонная.
ВАЖНО! Владельцем земли из категории водного фонда является тот, кто и владеет водным объектом на ней.
- Здесь часто устанавливаются береговые линии, в пределах которых нельзя проводить распашку земли.
- Запрещается вырубка деревьев и их корчевание.
- В таких зонах не строятся животноводческие комплексы.
- Не проводится любая другая деятельность, которая может привести к ухудшению экологии и качества воды.
- Виды деятельности на территории водоохранных зон не должны противоречить положениям Водного Кодекса. А также следует учитывать и нормы Земельного Кодекса РФ.
Среди водоохранных зон особенное значение имеют санитарные зоны водоснабжающих источников. Цель их создания – защита от вредоносных факторов воды таких объектов. Для таких санитарных зон разрабатываются различные эффективные меры, которые направлены на устранение рисков загрязнения воды и окружающей почвы.
Санитарные зоны вокруг источников водоснабжения разделяются на три пояса. Первый – территория с самым строгим охранным режимом, обязанным обеспечить защиту водоразборного центра от повреждений и загрязнения воды. Доступ на такую территорию строго ограничен. Задача второго и третьего пояса санитарной зоны подобная – предупреждение возможного загрязнения.
Выделяется несколько запрещенных видов деятельности для земель данной категории:
- Их нельзя использовать для размещения кладбищ, отстойников, скотомогильников.
- Также нельзя устраивать стоки для водоснабжения грунты.
- Здесь не проводится химическое опыление с помощью авиации.
- Не проводится не регулированное движение транспорта, не обустраиваются для него стоянки, ремонтные мастерские.
- На территории данных земель законодательством запрещено размещение смазочные и горючих материалов, пестицидов, химикатов.
- Земли фонда не подходят для добычи полезных ископаемых.
- Запрещается ведение сельскохозяйственной деятельности.
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.
Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.
На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
- располагать навозные стоки для удобрения почвы;
- вести работы авиационной и химической направленности;
- организовывать могильники и кладбища;
- распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
- строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
- оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
- использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.
В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.
Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.
Глава 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА
По нормам ВК РФ изучите структуру водного фонда:
- Местность, находящаяся под водой, которая сконцентрирована в границах объекта водного массива;
- Земли, на которых возведены специальные гидросооружения, которые обеспечивают применение воды в границах водных образований.
Знайте, что в границах участков, покрытых водой, не существует территории земли с присвоенными кадастровыми номерами. Для рукотворных водоемов, водохранилищ или иных образований резервируется территория земельного фонда. Только потом сооружается и формируется элемент водного фонда РФ.
Способы применения и процедура природоохранных мер регулируется Земельным кодексом России.
Существует несколько базовых терминов в законодательстве о водных ресурсах РФ:
- Водными ресурсами принято считать все воды, расположенные на поверхности земли или в ее недрах, которые сосредоточены в форме скопления воды, которую можно применять в перспективе ее разработки;
- Водным объектом считается любой естественный или созданный человеком водоем, в котором временно или на постоянной основе сконцентрирован объем воды в определенном количестве. При этом у таких областей сосредоточения воды всегда есть форма и характеристики водного образования;
- Водным фондом обозначают комплекс всех водных образований, сформированных в пределах границ территории России.
Законодательно изучаются две большие категории водных образований в зависимости от характеристики географического концентрирования воды. К этим категориям относят воды, располагающиеся над уровнем земли в пределах территории страны и подземные скопления водных масс.
Для более детального решения вопросов в отношении водных формирований государство разработало специальное законодательство, но базовые нормы регулирования участков водного фонда заложены в ЗК РФ.
В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).
В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.
В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.
Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.
То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.
Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:
- Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
- Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
- Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
- Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
- Также в категорию включены земли болотной местности.
Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.
ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.
Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.
Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.
Вторая группа, также достаточно большая – земли, которые примыкают только к таким водным объектом.
Они также имеют большое значение, используются для водопользования.
Что относится к водным объектам? Это вода, которая размещается на поверхности земли и повторяет ее рельеф. Объект имеет конкретные границы, он измеряется объемом и границами водного режима. Включается в понятие объекта водного берег, дно и сама вода.
Водного фонда землями считаются те, на которых располагаются воды, пребывающие в постоянном движении, и те, которые участвуют в замедленном водообмене. Последняя группа – это ледники, снежники, водохранилища, болотные местности, пруды. Ледники имеют свойст��о двигаться, что отличает их от снежников, находящихся статическом положении.
Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:
- Занимаемые любыми водными объектами;
- Отнесенные к водоохранным зонам;
- Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Охрана территорий водного фонда
Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.
Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.
О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.
Что можно и нельзя делать на водных территориях
Закон разрешает:
- строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
- возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
- возводить дома ИЖС;
- пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
- использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.
Закон запрещает:
- делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
- создавать на прибрежной территории свалки;
- сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
- прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
- мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
- создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.