Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 22 ГПК РФ. Подсудность гражданских дел (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.
Какие дела рассматривают суды
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.
- Мировые судьи обладают ограниченными полномочиями и рассматривают незначительные дела по упрощённой процедуре.
- Районные суды являются судами первой инстанции, а также апелляционной инстанцией при обжаловании решений мирового суда. В их компетенцию входит рассмотрение более сложных и значительных дел.
- При повышенной тяжести и кропотливости рассматриваемого дела, оно поступает в суды второй инстанции – краевые, областные суды общей юрисдикции, а также суды городов федерального значения.
- Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
- все гражданские (трудовым, семейным, жилищным и прочим вопросам) и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
- об установлении какого-либо юридического факта (недееспособности гражданина, усыновления детей и прочее)
- все уголовные дела;
- иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Общая судебная система
Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.
Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.
В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.
Институт судебных приставов в современной России был возрожден в июне 1997 года с принятием соответствующего федерального закона (ранее примерно такие же полномочия возлагались на судебных исполнителей). Однако должность судебных приставов насчитывает многовековую историю.
Вначале их роль сводилась к вызову на заседание суда ответчика и свидетеля, а также производству по определению суда различных взысканий.
В XVIII веке их полномочия были переданы в ведение полиции. Однако эксперимент оказался неудачным и в ходе Судебной реформы 1864 года этот институт был опять воссоздан. Судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах — обер-прокурорами. Их численность определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утверждаемым министерством юстиции. В случае сопротивления законным требованиям судебный пристав имел право привлекать на помощь не только полицейские власти, но и военную силу.
Нанесенное ему при исполнении служебных обязанностей оскорбление, а также сопротивление законным требованиям или распоряжениям считались преступлением против власти и карались в уголовном порядке.
В Табели о рангах Российской империи должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной шкале. Их должностные оклады по сравнению с другими должностными лицами судов были относительно невелики. Однако дополнительно они получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству, размер которого выражался в процентах от суммы арестованного, охраняемого, продаваемого или иного имущества должника.
Одновременно с ликвидацией практически в полном объеме всего государственного аппарата Российской империи в 1917 году большевики отказались и от института судебных приставов. В СССР их функции возлагались на судебных исполнителей (в большинстве своем женщины), входивших в систему судебных учреждений и обладавших незначительным объемом властных полномочий.
С распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям и повышением роли права в обществе стала очевидной и требующей оперативного решения проблема полноты исполнения состоявшихся судебных решений. С 1994 по 1997 год ежегодное количество исполнительных документов, поступающих к судебным исполнителям возросло с 6197155 до 14128349 дел, т.е. нагрузка у них при неизменной штатной численности (около 10 тысяч человек) увеличилась в 2,5 раза. Поэтому неудивительно, что процент исполняемости судебных решений в 1996 году составил чуть более 30%.
Государственный бюджет недополучил более двух триллионов неденоминированных рублей.
При разработке нового законодательства об исполнительном производстве учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт. Рассматривались два возможных варианта создания новой системы исполнения судебных решений.
Первый наиболее широко применяется в континентальной Европе (Франция, Бельгия, Люксембург). Судебные исполнители там являются частными лицами и работают по лицензии. Их деятельностью руководят региональные и национальные Палаты судебных исполнителей, обладающих статусом органов самоуправления.
Второй вариант характерен для правоохранительной системы США, где действует Служба маршалов. Она возникла одной из первых в структуре правоохранительных органов и обладает весьма обширными полномочиями. Помимо исполнения судебных решений, обеспечения безопасности судебных учреждений и участников процесса, а также иных многочисленных функций Служба оказывает поддержку Министерству обороны и ВВС США при транспортировке тактических боеголовок и ракет между военными базами.
На Службу возложена обязанность по управлению собственностью, изъятой у преступных элементов, стоимость которой более полутора миллионов долларов. В структуре Службы маршалов имеются мобильные части спецназа со степенью готовности к выполнению задания в течение 6 часов по получении приказа. Служба оснащена совершенным вооружением, специальными средствами, самолетами и разнообразным наземным транспортом.
Рассмотрение налоговых споров судами
После соблюдения процедуры досудебного урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.
В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:
- при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды (ст. 17.1 КАС);
- в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд (ст. 29 АПК);
- при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС, а также исходя из нормы ч. 5 ст. 218 АПК, административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются. Вопрос подведомственности и подсудности дел административного характера, к которым относятся практически все налоговые споры, в целом регулируется главой 2 КАС.
В качестве итога обозначим некоторые тезисы:
- общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, КАС, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
- НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
- общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.
Арбитражный суд Приморского края
Компетенция арбитражного суда
Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).
Подведомственность
Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.
Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.
Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
- в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:
- экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
- экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
- Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
- Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. - О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
- Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
- дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
- дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
- статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.
При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:
- характер спора, экономический;
- спор связан с деятельностью юридического лица;
- основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- предмет спора.
Подсудность
Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:
- Родовая;
- Территориальная.
Родовая подсудность
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:
- Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Территориальная подсудность
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:
- Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. - Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков. - Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
- Исключительная подсудность — по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации — ответчика.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника. - Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:- Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
- Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
- при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
- Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
- После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Подведомственность дел арбитражным судам
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Суд в судебной системе РФ
Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).
При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.
Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.
Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.
В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.
В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.
Требования к исковому заявлению
Исковое заявление по корпоративному спору должно соответствовать общим требованиям, которые устанавливает Арбитражный процессуальный кодекс к исковым заявлениям.
Вместе с тем, Кодекс устанавливает некоторые специальные требования к исковому заявлению по корпоративному спору. В силу того, что корпоративный спор связан с юридическим лицом (корпорацией), которое всегда является стороной по делу, законодательством установлено положение. Согласно которому для идентификации конкретной корпорации в исковом заявлении по корпоративным спорам обязательно указывается государственный регистрационный номер организации (ОГРН) и содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц ее адрес (место нахождения). Также предоставляется выписка из единого государственного реестра юридических лиц или иной документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица и содержащий сведения о его адресе (месте нахождения) и государственном регистрационном номере. При этом, названные документы должны быть получены истцом не ранее чем за тридцать дней до подачи искового заявления.
Отсутствие в заявлении указанных сведений, неприложение к заявлению требуемых документов, а равно несоответствие информации о государственном регистрационном номере юридического лица, его месте нахождения, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в прилагаемом к заявлению документе, являются основанием для оставления такого заявления без движения.
Варианты решения корпоративных споров
По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражным судом могут быть приняты обеспечительные меры по корпоративным спорам. Обеспечение иска допускается, если непринятие мер по обеспечению иска затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда.
Помимо общих мер обеспечения, в корпоративных спорах дополнительно применяются:
1) наложение ареста на акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
2) запрещение ответчику и другим лицам совершать сделки и другие действия в отношении акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов;
3) запрещение органам юридического лица принимать решения либо совершать иные действия по вопросам, относящимся к предмету спора или непосредственно с ним связанным;
4) запрещение юридическому лицу, его органам или участникам, а также иным лицам исполнять решения, принятые органами этого юридического лица;
5) запрещение держателю реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитарию осуществлять записи по учету или переходу прав на акции и иные ценные бумаги, а также совершать другие действия в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг.
При этом, судам запрещается принимать обеспечительные меры, фактически означающие запрет на проведение общего собрания акционеров, в том числе созывать общее собрание, составлять список акционеров, имеющих права на участие в общем собрании акционеров, предоставлять помещения для проведения собрания, рассылать бюллетени для голосования, подводить итоги голосования по вопросам повестки дня. Допускается принятие судом обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся исключительно предмета спора.
Поиск дела по фамилии
Иногда не получается лично участвовать в судебном процессе, поэтому многих интересует, как узнать исход слушания по фамилии его участников. Максимальный срок судебного расследования составляет 2–3 месяца.
Поэтому если постоянное присутствие одной из сторон не представляет собой исключительную важность, заседания продолжаются в ее отсутствие. Иногда при вынесении решения обе заинтересованные стороны отсутствуют.
Разрешается слушать дело без истца, если человек в письменной форме сообщил, что по уважительным причинам не может явиться на заседание. Неявка стороны процесса может объясняться нежеланием человека решить проблему таким путем. Если участник постоянно не является на заседания, его можно привести принудительно или провести процесс в его отсутствие. Решение, как поступить, принимает судья.
Закон предписывает судам любого уровня обеспечить свободный доступ граждан к судебным и нормативным актам РФ. Для этого информация выкладывается на официальный сайт в Интернете. Пользователям сведения доступны в режиме онлайн.
Не всякое гражданское или уголовное дело по фамилии найти возможно. Скрыты от всеобщего доступа следующие результаты расследования:
- документы об усыновлении с указанием новых родителей ребенка и настоящего места его проживания,
- признание человека судом недееспособным,
- принудительная госпитализация,
- исправленные или измененные сведения в документах ЗАГС,
- преступления о половом насилии,
- результаты слушания дел в закрытом режиме,
- преступления против безопасности государства.
Состав и полномочия Президиума областных судов
Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.
Президиум имеет достаточно широкие полномочия:
- рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
- анализ и систематизация судебной практики;
- контроль над работой аппарата суда;
- анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
- утверждение членов коллегий.
Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ «О судебной системе», заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.
Виды и отличия судебных инстанций
Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:
- юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
- подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
- инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).
Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.