Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воровство в школе — что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Уголовном кодексе есть несколько понятий, которые далекому от юриспруденции человеку могут казаться синонимами – кража, грабеж и разбой. В нашей статье речь пойдет, скорее, о краже – тайном хищении чужого имущества. Грабежом называют открытое хищение чужого имущества, а разбоем – нападение на другого человека с целью грабежа. Иными словами, если ребенок пытается вынести из магазина какой-то товар, не заплатив за него, он совершает кражу.
Понятия «кража», «грабеж», «разбой»
За любое совершенное преступление уголовное законодательство России предусматривает свой вид ответственности. Уголовной, наиболее строгой, ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Для отдельных видов преступлений (средние, тяжкие и особо тяжкие) ответственность предусмотрена с 14 лет, в том числе и для кражи. Важно знать, что граждане в возрасте до 14 лет к уголовной ответственности за кражу не привлекаются.
Понятия «кража», «грабеж», «разбой»
В Уголовном кодексе есть несколько понятий, которые далекому от юриспруденции человеку могут казаться синонимами – кража, грабеж и разбой. В нашей статье речь пойдет, скорее, о краже – тайном хищении чужого имущества. Грабежом называют открытое хищение чужого имущества, а разбоем – нападение на другого человека с целью грабежа. Иными словами, если ребенок пытается вынести из магазина какой-то товар, не заплатив за него, он совершает кражу.
За любое совершенное преступление уголовное законодательство России предусматривает свой вид ответственности. Уголовной, наиболее строгой, ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Для отдельных видов преступлений (средние, тяжкие и особо тяжкие) ответственность предусмотрена с 14 лет, в том числе и для кражи. Важно знать, что граждане в возрасте до 14 лет к уголовной ответственности за кражу не привлекаются.
Ответственности не несут
У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты. Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое «злачное», если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки. Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.
Обычно в ответ на подобные вопросы чиновники от образования цитируют столичного мэра: «Москва — мирно воюющий город».
И объясняют: после того, как стали происходить террористические акты, школы превратились в закрытые территории. Родители могут войти внутрь, но должны для этого заранее созвониться с учителем или директором.
Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.— Если родители не поленятся дойти до отделения милиции и написать заявление о краже, грабеже или разбое (это когда преступники подошли, ударили и отобрали имущество), мы придем в школу и проведем расследование: побеседуем со школьниками и персоналом, выясним, кто где находился в то время, когда произошло преступление… Любую кражу можно расследовать и наказать виновных, — объясняет Владимир Огородников. А вот в новосибирских школах пропускной системы не существует: «После трагедии в Беслане, — объясняют в новосибирском департаменте образования, — мы на некоторое время ограничили посещение школ родителями.
Но сегодня любые мама или папа вправе свободно зайти к любому учителю. В крайнем случае — если посетитель внушает охране недоверие — сотрудник ЧОПа проводит его до нужного кабинета».
Кто несет ответственность за кражу вещей в школе
В супермаркете Вам хотя бы предложат запереть ячейку на ключ. Раз. И два — там везде объявления висят о том, что администрация не несет ответственности. Вы в школе видели такое объявление?
Конечно,за ценные вещи администрация ответственности не несет,НО вещь хранилась там, где ей положено храниться. Не будет же ребенок с уличной обувь по классам ходить. И денег она стоит. Я не могу каждый раз новую обувь покупать. В потеряшках искали-там естественно нет. Чек и коробка на сапоги у меня сохранились. Но не думаю,что школа возместит мне их стоимость. А идти в милицию-только к ребенку отношение в школе хуже будет.
У них там есть охранник,и даже вроде как видеокамеры,но он не может знать чья обувь-чья. Да и не за этим он там поставлен.
Учитель руками развела,обещала поузнавать,но это тоже не ее прямая забота. Мне очень обидно.: ( Дочке очень нравились сапожки. В прошлом году так же пропала физкультурная форма. Обидно. Но в гардероб они летят толпой и гардеробщице не уследить. Наша классная специально шкаф отдала детям под мешки со сменкой. Так и обходимся.: support: : )) Это как? шел,значит,ребенок в школу,в сапогах. Случайно они свалились и потерялись: 046: А ребенок и не заметил,так и пошел дальше босиком: )) Уличная обувь — это не то,что можно потерять ПО ДОРОГЕ в школу.: )) Ну можно потерять мешок со сменкой,это еще куда ни шло. Ну портфель с учебниками потерять можно,допускаю: )) Хотя. 004: Но потерять с ног УЛИЧНУЮ ОБУВЬ,когда ты в ней идешь — это нонсенс: ))
Особенности преступления
Для начала, следует определиться, с какого возраста несовершеннолетние лица могут нести уголовную ответственность. В разных странах этот показатель отличается.
- В России основной возраст уголовной ответственности – 16 лет, повышенный – с 18 лет (для таких статей, как развратные действия, либо привлечение несовершеннолетнего к совершению злодеяния, кражи).
- Иногда, статья не может быть применена раньше определенного возраста из-за конкретных признаков субъекта преступления (так, нельзя осудить за преступление судью раньше 25 лет, поскольку в более раннем возрасте невозможно вступить в данную должность).
- За некоторые преступления (средние, тяжкие и особо тяжкие) предусмотрено назначение наказания уже с 14 лет, и кража в их числе. Однако следует отметить, что если в составе преступления обнаружены признаки, относящие его к разряду деяний, ответственность за которые наступает как с шестнадцати лет, так и с четырнадцати лет, выбрана будет статья с общим основанием.
Например, пятнадцатилетний подросток похитил предмет, обладающий исключительной исторической ценностью (статья 164 УК РФ). Данное злодеяние будет классифицироваться по общей норме, то есть по 158 статье УК РФ как кража.
Малолетние граждане уголовной ответственности не подвергаются. Но с 11 лет они могут быть помещены в специальные закрытые учебно-воспитательные заведения, с целью перевоспитания и профилактики совершения преступлений.
«Подростковое воровство» как социально-педагогическая проблема
Самыми распространёнными видами делинквентного поведения подростков, по данным правоохранительных органов РФ, являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год.
О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели: за один только 2012 год число убийств, совершённых несовершеннолетними, увеличилось на 20,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 27,3%, изнасилований — на 6,3%, разбоев — на 6,4% [47, с. 31]. Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 76,8%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком семейном неблагополучии.
На учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в 2012 году, дифференцирование по возрасту, состояло:
- до 13 лет — 21,9%;
- 14-15 лет — 34,2%;
- 16-17 лет — 43,9%.
При этом растет удельный вес помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних, имеющих только одного родителя: от 36,7% в 2009 году до 42,1% в 2012 году, что свидетельствует о низкой дееспособности неполной семьи в выполнении социализирующей функции. В ряде независимых исследований выявлена также прямая связь между правонарушениями детей и криминализацией в семье: кто-то из родственников был судим или находится в тюрьме. По данным МВД России, 37% детей с отклоняющимся поведением живут сегодня в семьях, где есть ранее судимые.
По мнению Л. Строгоновой любой педагог, психолог, воспитатель, работающий с детьми, сталкивается с проблемой детского воровства, так как почти каждый ребенок в своей жизни пытался что-то украсть.
Профилактика воровства
Во избежание совершения несовершеннолетними лицами краж и прочих преступных действий, с детьми должны проводиться соответствующие воспитательные мероприятия, в ходе которых им будут разъяснены все негативные последствия противоправных поступков. Данную миссию берут на себя, как правило, социально-психологические службы (СПС), школьные инспекторы, педагоги и родители.
Работа СПС ведется, обычно, по двум направлениям:
- Общепрофилактическая работа. Инспектор собирает широкую аудиторию несовершеннолетних слушателей с целью объяснения им основных законов права и норм морали;
- Индивидуальная работа. Имеет форму беседы с отдельными несовершеннолетними подростками о воровстве. Особенно актуальной данная мера становится в случае, когда ребенок уже совершал преступное деяние, и его необходимо вразумить.
- Кроме того, осужденных подростков могут направить на перевоспитание в специальные учебные центры, где вопросам морали и права уделяется особое внимание.
Не следует бездействовать и родителям. Вовремя проведенные беседы могут предотвратить совершение ребенком незаконных действий. Как показывает практика, чаще всего преступления совершают дети, которым уделяется мало внимания в семье, либо те, кто чувствует свою безнаказанность.
Чтобы не допустить совершения подростком преступления, следует позаботиться о том, чтобы ему было чем заняться. Очень часто совершение мелких кража (хищений) несовершеннолетним осознается ними как забава, как способ скоротать свободное время.
Таким образом, за формирование здоровой личности отвечают все окружающие ребенка лица: педагоги, воспитатели и, конечно же, родители. Чем выше культурный уровень детей, тем реже они совершают противоправные действия.
Я был глубоко поражён фактом, что проблема детского воровства остро стоит не только в обычных школах, но и в школах воскресных. Представляю, какую боль это приносит родителям и воспитателям, и потому особенно ценно, что они находят силы смело говорить об этом. Ведь если замалчивать проблему, это приведёт только к её усугублению. Мы будем почивать на лаврах, думая, что у нас всё хорошо — а потом недоумевать, почему вокруг воруют и откуда берутся преступники.
Конечно, ситуация очень тяжёлая, потому что бороться со всем этим злом в глобальных масштабах мы не можем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, — мы побеждаем; когда она удаляется от нас, — мы побеждаемся». Но в отдельных случаях, которые возникают непосредственно в нашей юрисдикции, мы должны приложить все усилия, чтобы побороться за души детей и их родителей — и за свои души, не дав им остаться равнодушными.
Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?
Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.
Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.
Кто на самом деле виноват?
Окружающие ребёнка люди должны обратить внимание прежде всего на себя и задуматься, чем они его спровоцировали. Возможно, не объяснили причин, по которым у него нет той или иной вещи, может быть, проявили жадность по отношению к нему. А может, при распределении средств внутри семьи некоторые её члены — дети — не получили должного финансового внимания. У нас ведь часто как? Папа может себе позволить потратить часть зарплаты на то, чтобы выпить с друзьями пива, а ребёнок не может себе позволить ничего — он ведь не зарабатывает. И если родители игнорируют его потребности, это ни к чему хорошему не приведёт. Бюджет семьи должен быть распределён между всеми её членами — в том числе и теми, которые пока не могут заработать. Это важно.
Конечно, многое зависит от того, что за кража случилась: это было впервые — или стало закономерностью? Что именно было украдено? От этого зависит и поведение взрослых, и степень взыскания. Одно дело, если ребёнок крадёт конфету или апельсин — он может делать это от голода или потому, что просто не видит таких угощений дома. Другое дело — если ребёнок, имеющий телефон, присвоит себе ещё один. Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны озадачиться не только вопросом наказания, но прежде всего — выяснения причин воровства.
Специалисты предупреждают: нельзя безучастно ждать, что дети сами разберутся. У них ещё слишком мало опыта, чтобы разрешить конфликт самостоятельно. Надо немедленно останавливать насилие, потому что страдают все.
«Дети, которых травят в школе, получают психологическую травму на всю жизнь, — говорит Хломов. — Став взрослыми, они испытывают приступы страха, не уверены в себе, у них нередко развиваются психосоматические заболевания. Обидчики, уверенные в том, что любой конфликт можно разрешить силой, часто потом оказываются правонарушителями. К слову, 4 из 5 агрессоров — сами свидетели и жертвы насилия в семье. Они пытаются справиться с душевной болью через унижение других».
Куда следует обращаться
Заметив пропажу телефона, ребенок должен сообщить об этом родителю. При этом важно убедиться в том, что устройство было именно украдено, а не забыто в классе или спортзале. Родитель в первую очередь обращается к классному руководителю, а затем звонит в полицию.
Учителя нужно в обязательном порядке уведомить о пропаже. Возможно, ему удастся убедить злоумышленника добровольно вернуть аппарат. Тогда можно будет не привлекать к происшедшему правоохранителей. Тем не менее, у школьной администрации нет полномочий по розыску пропавшей вещи. Максимум, что сможет учитель – провести собрание и попытаться воззвать к здравому смыслу малолетнего злоумышленника.
Учебное заведение не несет ответственности за сохранность личных вещей учащихся. Об этом родители уведомляются в начале учебного года под роспись.
Розыском пропавших вещей могут заниматься только полицейские. Потому их привлекают к рассмотрению дела в том случае, если беседа с учащимися не дала ожидаемых результатов. Расследование начинается после того как родитель напишет заявление, в котором изложит все известные ему обстоятельства дела. Документ пишется по образцу, который можно взять в дежурной части. Также допускается составление заявлений в свободной форме.
Важно указать в документе следующую информацию:
- информация об отделении полиции;
- данные начальника, на имя которого подается заявление;
- данные заявителя с телефоном и адресом;
- описание обстоятельств кражи, точные характеристики телефона (модель, внешнее описание, наличие отличительных признаков);
- просьба вернуть телефон, привлечь вора к ответственности;
- дата составления документа, подпись заявителя.
Чтобы заявить о краже, родитель может действовать двумя способами:
- Посетить отделение лично. В данном случае заявление поможет составить сотрудник полиции.
- Вызвать опергруппу в школу. Этот вариант наиболее предпочтителен, позволяя быстро найти злоумышленника. Вызывать правоохранителей следует в день кражи.
Приняв заявление потерпевшего, сотрудник полиции выдаст ему регистрационный талон. В нем указывается номер обращения, дата и время его принятия, телефон сотрудника, который будет проводить проверку по факту преступления.
Школьная драка: правовые последствия
Ваш ребенок часто дерется в школе, или, напротив, является жертвой постоянных нападок со стороны сверстников? К сожалению, многие подростки считают, что для решения конфликтной ситуации можно пускать в ход кулаки. Однако о том, какие правовые последствия могут понести их действия дети часто не задумываются.
Прежде всего, необходимо вызвать полицию и медицинских работников (это может быть школьный врач, либо врач скорой помощи).
Если сделать это не представляется возможным, либо администрация образовательного учреждения возражает против этого, необходимо настоять на том, чтобы был составлен акт о несчастном случае.
В нем должно быть отражено дата и время несчастного случая (драки), его участники, обстоятельства и последствия. Акт составляется в присутствии нескольких работников образовательного учреждения и подписывается ими.
Важно, чтобы факт причинения повреждений и их тяжесть были надлежащим образом зафиксированы в акте (протоколе).
После того, как вы получите надлежащим образом заверенную копию акта о несчастном случае, необходимо немедленно отправиться в ближайшее медицинское учреждение (или травмпункт) для освидетельствования и определения степени тяжести причиненных повреждений. Далее все зависит от того, каким образом вы хотите наказать обидчика: привлечь его к уголовной ответственности (в случае, если он достиг соответствующего возраста), либо получить компенсацию физического и (или) морального вреда.
Порядок действий при краже телефона в школе
Даже бдительные люди, предпринимающие все меры предосторожности, не могут быть уверены в абсолютной защите от кражи телефона. Дети и подростки тем более уязвимы, ведь они ещё не ждут подобных последствий своего поведения и забывают о том, что за телефоном нужно следить пристально. Также и их одноклассники ещё не осознают противоправности кражи и похищают телефон не ради наживы, а желая владеть таким же гаджетом, какой есть у одноклассников.
Как только родители узнают, что в школе у ребёнка украли телефон, они должны:
- Связаться с классным руководителем и попросить его организовать собрание всех учеников класса для выяснения обстоятельств кражи и мирной беседы.
- Обратиться к мобильному оператору, чтобы он заблокировал сим-карту. Это позволит сохранить деньги на счёте, не дав злоумышленнику звонить за счёт владельца телефона.
- Позвонить в полицию по месту нахождения школы. В идеале нужно вызывать опергруппу на место кражи.
После выполнения этих действий родители должны лично посетить школу для выяснения обстоятельств кражи телефона. Учитель к этому времени обязан оповестить родителей учеников, а также их переговорить с детьми, объяснив им юридические последствия кражи и побудив вернуть похищенный аппарат.
Ответственность за кражу телефона
Так как кража считается социально-опасным преступлением, к ответственности за неё привлекают, начиная с 14 лет. Если телефон украл ребёнок младшего возраста, то вместо уголовной ответственности его поставят на учёт в Отделе по делам несовершеннолетних. Родителям этого ребёнка придётся заплатить штраф в сумме 100-500 рублей. В свою очередь, родители потерпевшего на основании статьи 1073 ГК РФ могут подать судебный иск на получение компенсации материального и морального вреда.
Наказание за кражу телефона предусмотрено 158 статьёй УК РФ. Если школьник взял аппарат со стола одноклассника, пока тот отсутствовал, то действия злоумышленника будут квалифицированы по первой части данной статьи, как совершённые без отягчающих обстоятельств. За это предусмотрено наказание в виде штрафа (до 80 тысяч рублей), обязательных и исправительных работ, ареста и лишения свободы. На практике, подросткам назначают штраф, выплата которого ложится на плечи их родителей. Лишение свободы в колонии для несовершеннолетних за такую незначительную по сумме ущерба кражу не применяют.
Однако, если телефон был похищен из личных вещей потерпевшего, то возникает квалифицированный состав преступления. В этом случае наказание определяют на основании норм второй части статьи 158 УК РФ. В этом случае штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей. При отсутствии средств на его выплату, суд вправе назначить исправительные, обязательные или принудительные работы. Срок наказания определяется, исходят из особенностей дела и наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Для профилактики краж телефонов в школах, правоохранители рекомендуют покупать детям наиболее простые модели аппаратов, которые не вызывают зависти у других детей и не станут для них желанной добычей.
Дополнительно обезопасить телефон и упростить его поиск в случае кражи можно, подключив функцию контроля местонахождения и передвижения мобильного телефона.