Госдумой приняты поправки в закон о строительстве и ремонте линейных объектов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдумой приняты поправки в закон о строительстве и ремонте линейных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.

Совершенствование правового регулирования охранных зон линейных объектов и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Не менее важным является вопрос совершенствования правового регулирования охранных зон линейных объектов.

Обеспечение безопасной эксплуатации линейных объектов, а также предотвращение нарушений режима охранных зон и ликвидация совершенных нарушений — проблемы, решать которые необходимо на законодательном уровне. Особенностью правового режима таких зон является ограничение прав собственников, арендаторов земельных участков, расположенных в границах этих зон.

Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления охранных зон, разрозненно, отсутствует единый орган, уполномоченный осуществлять соответствующее нормативное правовое регулирование, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений в зависимости от видов линейных объектов, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров, в том числе разрешаемых в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Приемлемым решением данного вопроса было бы размещение линейного объекта на условиях сервитута — не требовалось бы ни межевания земель, ни решения о переводе земельного участка в иную категорию, ни многократной регистрации перехода прав.

При этом следует рассмотреть данный вопрос с двух точек зрения: оформление прав на землю под существующими линейными объектами и оформление прав для строительства линейного объекта.

Во-первых, неясно соотношение прав владельца линейного объекта как обладателя сервитута (сервитуария) и как лица, в пользу которого установлены охранные зоны.

Охранные обязательства, необходимые для обеспечения деятельности линейных объектов, обеспечивались посредством установления охранных зон и иных административных запретов, вопрос о природе которых пока открыт. Например, неясна природа запрета на возведение строения на участке, обремененном сервитутом, природа права доступа на земельный участок (см. ст. 28 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). Практические последствия — в том, что убытки, вызванные установлением охранных зон, выплачиваются при их установлении разовой выплатой и не включаются в состав убытков, причиняемых установлением сервитута, либо в состав платы за сервитут.

Во-вторых, при строительстве уже существующих линейных объектов все возникавшие убытки были выплачены землепользователям сполна, а земля была приватизирована с оговоркой об имеющемся обременении. Следовательно, вообще нельзя говорить о возмещении убытков, причиненных фактом существования линейного объекта.

В-третьих, остается открытым вопрос о плате за устанавливаемый сервитут (ст. 274 ГК РФ). Законодательство многих стран и, более того, различных правовых систем (Англия, Германия, Швеция ) расценивает сервитут как средство преодоления монополизма собственника земельного участка, с одной стороны, а с другой не допускает установления такого сервитута, который является слишком обременительным. Во всяком случае, плата за пользование сервитутом должна быть меньше земельного налога за сопоставимый земельный участок, поскольку не исключается возможность его использования самим собственником. К сожалению, судебная практика по данному вопросу складывается в ином направлении, приравнивая плату за сервитут к арендной плате.

Property in Europe. Hurndall A. 1998. London. Pp. 111, 216; Swedish land and cadastral legislation. 1998. Stockholm. Pp. 86 — 87.

Кроме того, остается нерешенным ряд других правовых вопросов. В частности, нормы ст. 35 и 36 ЗК РФ должны признавать юридическую возможность оформления сервитута вместо исчезающих вещных прав. Должен быть решен вопрос о том, кто выступает от имени собственника в тех случаях, когда разграничение государственной собственности на них еще не произведено, кто выступает в роли собственника при оформлении сервитута в отношении бесхозяйного имущества. Также следует пересмотреть способ защиты прав собственника обмеренного участка, так как иск о прекращении сервитута в отношении части трубопровода можно расценивать как явное превышение пределов защиты гражданских прав. Заслуживает внимания также вопрос установления особенностей оформления отношений с участниками долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, ввиду того что подписание соглашения со всеми участниками долевой собственности является заведомо непосильной задачей.

Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов. Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п.

Парадокс публичного сервитута в отношении линейных сооружений в том, что он не предусматривает строительство новых объектов, разрешая лишь ремонт и обслуживание существующих (подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Права на земельные участки под однородными линейными объектами вынужденно приобретают различный правовой статус. С течением времени, как нетрудно догадаться, для размещения новых линейных объектов будут использоваться право аренды или собственности — к чему это приведет, было показано выше.

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Земельный кодекс возвел два непреодолимых препятствия на пути установления публичного сервитута. Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута не должен содержать перечней всех обременяемых участков (иначе он утратит свойства нормативного акта). Однако в таком случае можно столкнуться с трудностями в регистрации публичных сервитутов. При этом неясно время вступления в силу нормативного акта: формально оно увязывается с моментом государственной регистрации публичных сервитутов в ЕГРП (п. 9 ст. 23 ЗК РФ и ст. 131 ГК РФ), однако нелегко представить случай, когда закон вступает в силу с момента совершения действий, им самим предписанных.

Второе препятствие — несправедливое распределение ответственности за установление сервитута в случае предъявления требования о выкупе участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ), когда за убытки, причиненные частным обладателем сервитута, расплачивается орган власти, его установивший. Таким образом, последний всегда оказывается в заложниках у обладателя публичного сервитута.

Регистрация Права На Линейные Объекты 2021

Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию статья 55 ГрК РФ. Таким образом, для осуществления государственной регистрации прав на объект капитального строительства на основании разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в порядке, установленном статьей 25 Закона о регистрации, необходимо, чтобы земельный участок, на котором создан соответствующий объект недвижимости, в период его создания принадлежал лицу, создавшему данный объект капитального строительства, в том числе был предоставлен для указанных целей.

Обзор документа. Департамент недвижимости Минэкономразвития России далее — Департамент недвижимости рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Согласно пунктам 26, 27 Требований контур протяженного сооружения например, линии электропередачи может быть отображен на чертеже контура сооружения и схеме расположения сооружения части сооружения на земельном участке в виде разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения, между условными начальной и конечной точками сооружения или при необходимости — в виде сочетания замкнутых и разомкнутых линий; проекция надземных конструктивных элементов сооружения включается в контур и отображается на указанных чертеже и схеме специальными условными знаками.

Постановка На Кадастровый Учет Линейных Объектов Инженерных Сетей 20212021 Год

Раздел «Чертеж земельных участков» (далее — Чертеж) Описания должен содержать сведения о взаимном расположении земельных участков с отображением границ всех земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, относящихся к одному линейному объекту и находящихся в одном кадастровом квартале (муниципальном образовании, населенном пункте).
Порядок заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Особенности взаимосвязи договоров энергоснабжения и вещных прав на инженерные сети. Передача наружных сетей на баланс специализированным энергоснабжающим организациям.

Кроме того, соотношение координатных точек участка и находящихся на нём объектов должны иметь точное соответствие между собой. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может привести к приостановке кадастрового учёта недвижимости.

Реконструкция линейных объектов

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Дополнительная информация по теме

Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства

Геодезический план земельного участка и его особенности

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

к.ю.н., руководитель направления «Коммерческая недвижимость» юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP. Cпециализируется в области правового регулирования земельных отношений, градостроительной деятельности, юридического сопровождения девелопмента и приобретения объектов недвижимости, а также проектов, связанных с приобретением публичной собственности. Входит в список лучших юристов России в области недвижимости и землепользования и зонирования территории, по мнению юридического сообщества, согласно международному юридическому справочнику Best Lawyers 2013-2021. Chambers Europe 2014-2017 также рекомендуют Максима как одного из лучших юристов в области недвижимости

Другие мероприятия лектора

к.ю.н., доцент, управляющий партнер Консалтинговой группы «Земля и Недвижимость», практик с многолетним опытом работы в области земельного, градостроительного, гражданского законодательства. Фундаментальные знания и накопленный опыт Чуркина Владимира Эрнстовича востребованы не только коммерческими организациями и иными хозяйствующими субъектами с точки зрения оказания юридических услуг, но и органами государственной власти и местного самоуправления с точки зрения проведения консультаций в указанных отраслях законодательства, а также повышения квалификации государственных и муниципальных служащих

Другие мероприятия лектора

  1. Новое в законодательном регулировании линейных объектов (ЛО): последние изменения в ЗК РФ, ГрК РФ, сопряженных законах (экспертный обзор). Сохраняющиеся противоречия и нестыковки
  2. Признаки ЛО по нормам ГК РФ, ГрК РФ, специальных законов. ЛО как объекты движимого и недвижимого имущества (спорные вопросы)
    • Способы описания ЛО в соответствии с требованиями ЕГРН
    • Отграничение ЛО от площадных объектов: правила, сложные вопросы
    • Критерии отнесения ЛО и их частей к движимому и недвижимому имуществу, к объектам капстроительства
    • Особенности строительства ЛО как объектов недвижимого имущества. ЛО как единый недвижимый комплекс
    • Создание ЛО без признаков недвижимого имущества (движимые линейные объекты, оборудование и др.). Правовой статус вспомогательных объектов
  3. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по строительству ЛО
    • В каких случаях не требуется / требуется разрешение на строительство ЛО
    • Информационное обеспечение строительства ЛО. Значение ГПЗУ для размещения ЛО
    • Проектная документация для строительства ЛО: состав, разделы, ожидаемые изменения в 2019 году
    • Утверждение ППТ и ПМТ для строительства ЛО. Особенности получения разрешения на строительство ЛО
    • Пояснения к «исчерпывающим» перечням разрешительных процедур в сфере строительства ЛО
  4. Особенности формирования ЗУ для строительства наземных ЛО и связанных с ними площадных объектов
    • Новые градостроительные нормы и правила, касающиеся строительства и эксплуатации ЛО (341-ФЗ от 03.08.2018): что и как изменилось
    • Категории земель, которые могут быть использованы для строительства ЛО. Особенности размещения ЛО на землях различных категорий
    • Условия изменения вида разрешённого использования ЗУ для строительства ЛО: сложные случаи. Выведение земель для размещения ЛО из-под действия градостроительных регламентов
    • Порядок и критерии отнесения ЛО к объектам местного, регионального, федерального значения
    • Образование ЗУ по проектам планировки и межевания территории или схеме расположения ЗУ. Особенности размещения ЛО в документации по планировке территории
    • Случаи и особенности строительства и реконструкции ЛО без подготовки документации по планировке территории
    • Проблемные ситуации в связи с процессом отвода земель для строительства и эксплуатации наземных ЛО с учетом требований ГК РФ, ЗК РФ, СНиПов
    • Комплекс работ по оформлению ЗУ под строительство и эксплуатацию наземных ЛО: выбор участка, сбор и анализ информации, предварительное согласование размещения линейных и п��ощадных объектов в уполномоченных органах исполнительной власти
    • Создание градостроительных обременений в отношении территорий предполагаемого размещения ЛО
  5. Оформление прав на ЗУ для размещения линейных и площадных объектов: правоприменительная практика
    • Оформление землепользования для проектно-изыскательских работ
    • Правовые инструменты оформления земельных отношений в целях размещения ЛО: аренда частного ЗУ по общим правилам; аренда публичного ЗУ без проведения торгов; сервитут в отношении частных и публичных ЗУ; использование публичных земель без предоставления и без установления сервитута (плюсы и минусы каждого варианта)
    • Установление «специального» публичного сервитута для размещения отдельных видов ЛО с 01.09.2018: порядок и условия. Преимущества публичного сервитута по сравнению с иными правовыми инструментами
    • Органы, уполномоченные на установление публичного сервитута. Сложные случаи установления платы за публичный сервитут
    • Ходатайство об установлении публичного сервитута (обязательная информация, приложения). Основания для отказа в установлении публичного сервитута
    • Последствия установления публичного сервитута: для правообладателей ЗУ; для обладателей сервитута. Какие проблемы помогает решить, а какие – создает 341-ФЗ от 03.08.2018
    • Последствия невозможности или существенного затруднения использования ЗУ (его части), обремененного публичным сервитутом
    • Случаи размещения ЛО без оформления прав на ЗУ (при отсутствии документации по планировке территории, экспертизы проектной документации, разрешения на строительство / реконструкцию и ввод ЛО в эксплуатацию)
    • Правовой статус ЗУ под отдельными надземными частями ЛО

    Госдумой приняты поправки в закон о строительстве и ремонте линейных объектов

    1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301;
    2. Земельный Кодекс РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 года // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.05.1991, N 22, ст. 768;
    3. Земельный Кодекс Российской Федерации № 139-ФЗ от 25.10.2001 года // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147;
    4. Закон Российской Федерации «О недрах» № 2591-1 от 21.02.1992 года // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст. 823;
    5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 141-ФЗ от 22.07.2008 года // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3597;
    6. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» № 246-ФЗ от 19.07.2011 года // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4594;
    7. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 15;
    8. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3594;
    9. Федеральный закон «О товариществах собственника жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 года // «Российская газета», N 119, 26.06.1996;
    10. Постановление Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других прав на линейно-кабельные сооружения связи» № 68 от 11.02.2005 года // «Собрание законодательства РФ», 21.02.2005, N 8, ст. 650;
    11. Федеральный закон № 73-ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 121, 08.06.2006;
    12. Федеральным законом № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 277, 08.12.2006; 1
    13. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219 // «Российская газета», N 42, 04.03.1998;
    14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 N 710 «О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// «Собрание законодательства РФ», 27.11.2006, N 48, ст. 5038;
    15. Постановление Пленума ВАС № 8 от 25.02.1998 года // «Вестник ВАС РФ», 1998, N 10;
    16. Постановление Президиума ВАС РФ № 2061/99 от 12.10.1999 года // «Вестник ВАС РФ», 2000, N 1;
    17. Наумова Л. Критерии квалификации недвижимого имущества.// «ЭЖ-Юрист», 2005, № 4 – с. 12-13

    С 28.06.2021 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.

    С 1 января 2021 года при получении разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан будет предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета электроэнергии (в просторечии — счетчиков) в квартирах и МКД. Без этих бумаг чиновники уже не выдадут разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

    В 2022 году упрощаются градостроительные согласования

    Методология разработки ДПТ. Обоснование необходимости внесения изменений в ДПТ, в т.ч. при изменениях характеристик сооружения, типа прокладки кабеля, незначительного изменения местоположения объекта и пр.

    Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года.

    В соответствии с законодательством о промышленной безопасности на правообладателей объектов магистрального трубопроводного транспорта возложена обязанность по обеспечению их безопасной эксплуатации. В целях обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации магистральных трубопроводов в отношении таких объектов устанавливается охранная зона.

    Также, если указанные объекты предполагается возводить на земельных участках, находящихся в публичной собственности и не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута), то выдача разрешения на их строительство допускается до образования указанных земельных участков.

    Размещение коммуникаций вдоль или с пересечением автодорог и ЖД;, порядок установление сервитута по ФЗ № 257. Пересечение ЛО с лесными участками, с/х землями, ООПТ, другими ЛО. Пересечение наземных и подземных ЛО. Влияние границ населенных пунктов на размещение ЛО (ФЗ № 408 от 6.12.2021).

    Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В этой связи участники «круглого стола» полагают важным сохранить статус минимальных расстояний как публичных градостроительных ограничений.

    Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

    В отношении ООПТ федерального значения и Байкальской природной территории государственная экологическая экспертиза отменена только для Приоритетных объектов до 31 декабря 2024 г.

    Более того, иногда право собственности на одну вещь изменяет объём права собственности на другие вещи. Например, невозможность сотрудников полиции проникнуть в жилище без соответствующего постановления, сочетается с тем, что собственник оружия обязан допускать их в жилище для проверки.

    В частности, статьи 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержат такого основания для отказа в регистрации права или осуществлении кадастрового учета, как пропуск заявителем срока, в который он должен представить в Росреестр документы для регистрации права (обременения).

    Более того, иногда право собственности на одну вещь изменяет объём права собственности на другие вещи. Например, невозможность сотрудников полиции проникнуть в жилище без соответствующего постановления, сочетается с тем, что собственник оружия обязан допускать их в жилище для проверки.

    В частности, статьи 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержат такого основания для отказа в регистрации права или осуществлении кадастрового учета, как пропуск заявителем срока, в который он должен представить в Росреестр документы для регистрации права (обременения).

    Безвозмездным является «публичный» сервитут, установленный в отношении земельного участка в пользу собственника линейного объекта, права на который возникли до 1 сентября 2018 года.

    Если говорить простым языком, то линейный объект — это любой объект, размеры которого в длину будут значительно превышать его ширину. К этой группе объектов будут относиться различные инженерные сети, трубопроводы, дороги (как автомобильные, так и железные), а также мосты, тоннели, метро, и т.д. Расположение линейного объекта формируется полилинией — т. е. ломаной кривой, которая может в том числе пересекаться с самой собой.

    В общих чертах принципы проектирования таких объектов не имеют существенных отличий от создания других проектов в строительстве, но имеют ряд тонкостей в сборе исходных данных, разработке и оформлении документации и ее согласовании с различными государственными структурами.

    Нормативно-правовая база: сложности

    Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце — приводится их примерный перечень. Формулировок же, с точностью указывающих на их признаки и виды, не существует. Такое положение дел многие юристы считают, конечно же, слабой стороной законодательства РФ.

    Из-за отсутствия точного определения, при оформлении и строительстве линейных объектов у заказчиков и исполнителей могут возникать разного рода трудности. Утверждение проектов подобных систем обычно занимает довольно-таки много времени. Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства. А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты.

    Линейные объекты – объекты недвижимости

    Линейные объекты прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

    Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

    Но не во всех случаях линейный объекты могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества. Так, например, к линиям связи относятся как движимое имущество — линии передачи, физические цепи, так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу (письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи»).

    Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714).

    Напомним, что отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

    При соблюдении предусмотренных в ст. 133.1 ГК РФ условий линейный объект может быть признан единым недвижимым комплексом, на который распространяется правовой режим недвижимости и неделимых вещей.

    Проектирование: основные этапы

    Линейный объект — это с ооружение обычно не только масштабное, но и значимое. Поэтому к составлению его проекта следует подходить со всей ответственностью. Начинают разработку этого документа чаще всего с обоснования технической и экономической (ТЭО) необходимости строительства. Степень проработки материалов и их объем в каждом конкретном случае определяются инструкциями и зависят от характеристик и назначения будуще й трассы .

    После разработки ТЭО, перед строительством объекта, отраслевыми управлениями министерств должны быть проведены все необходимые экспертизы. В случае соответствия положений ТЭО предусмотренным нормативам и инструкциям документ утверждается в определенном законом порядке.

    На следующем этапе подрядчик должен получить от заказчика подробное задание на проектирование линейного объекта. Составляется этот документ, конечно же, с учетом технико-экономических показателей, принятых в ТЭО.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...