Расширение полномочий ФНС с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расширение полномочий ФНС с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ФНС собирается бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов, привлекая к платежам дебиторов должника. По мнению чиновников, их счета могут использоваться незаконно для сокрытия чужих доходов. Это фирмы, у которых перед нарушителем налогового законодательства имеются, в свою очередь, долги.

ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.

«Гармонизация законодательства» (так определяет эту процедуру Минфин) может коснуться целого ряда счетов, список которых не является закрытым. Так, в инструкции Банка РФ № 153-И от 30/05/2014 (гл. 2) упоминаются спецсчета: клиринговый, эскроу, залоговый счет, номинальный счет и др.

Спецсчета обязательны в сфере госзакупок, оборонного заказа (ФЗ № 44-ФЗ, № 275-ФЗ), долевого строительства (спецсчет застройщика, ФЗ № 214-ФЗ), ЖКХ (спецсчет управляющей компании, ст. 170 ЖК РФ).

Каких из них конкретно коснутся нововведения, пока не ясно.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

Полномочия налоговой по контролю за доходами

Слухи о появлении у налоговой инспекции значительных контрольных полномочий за доходами рядовых граждан появляются не первый раз. На этот раз они основаны на принятии ФЗ-168, который вступил в силу 8 июня 2020 года. Однако этот закон пока не предполагает осуществления тотальных проверок за движением денежных средств на счетах, поступлениями на карты и т.д.

Дата 1 июля связана с последним расширением полномочий налоговиков, случившимся два года назад.

Какие есть права по контролю у ФНС РФ и когда они появились:

  • в 2016 году на основании ФЗ-240 от 3 июля налоговая получила возможность отслеживать поступления на счета граждан, если на это имеются законные основания. Были внесены поправки в ст. 86 НК РФ. Проверка осуществляется только в том случае, если есть официальное распоряжение о ее проведении, при этом формируется запрос в банк. То есть, в автоматическом порядке она не проводится.
  • с 1 июля 2018 года контрольные мероприятия были распространены и на счета в драгоценных металлах.
  • после этого никаких поправок к ст. 86 НК РФ в части расширения полномочия ФНС по налоговому контролю принято не было.

Ответы на распространенные вопросы про контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2022 года

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов — от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

Стремительный рост ставки госслужащих

Что бы понять, как вырастет зарплата госслужащих в 2023 году, которым последние новости предрекают новую систему расчета выплат, достаточно сравнить ставки по некоторым специальностям.

Специальность До реформы После реформы
оклад поощрение оклад поощрение
специалист 1-го разряда 2 200 2,5 оклада 12 405 0,9 оклада
специалист-эксперт 2 600 2,5 оклада 14 658 0,9 оклада
замминистра 5 650 10,5 оклада 31 845 3,5 оклада

Надбавки за особые условия

Обещанное повышение зарплаты госслужащим будет еще более ощутимым в 2023 году, если учесть, что сотрудникам федерального аппарата полагаются доплаты за особые условия:

Размер доплаты Группа должностной гражданской службы
до 20% оклада младшая группа
20-30% оклада старшая группа
30-40% оклада ведущая группа
40-50% оклада главная группа
50-70% оклада высшая группа
Читайте также:  Военные пенсии с 1 октября 2023 года увеличат на 10,5%

Как ЕНС отразится на сервисах ФНС

Введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС России. А именно:

  • сделают для плательщиков доступной онлайн детализацию начислений и уплаты налогов в рамках ЕНС;
  • дальнейшая интеграция с IT-платформами плательщиков в этой части.

Таким образом, налогоплательщик будет видеть, сколько именно налогов и взносов он должен заплатить с точки зрения ФНС России.

При необходимости всегда можно будет получить детализацию:

  • как сформировался баланс;
  • на что и как были распределены платежи.

При этом изменение ЕНС задним числом невозможно: все коррективы будут учитываться текущей датой.

Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:

  • в личном кабинете налогоплательщика;
  • через ТКС;
  • в учетной системе налогоплательщика (ERP-система).

Это позволит получить информацию для ее отражения в бухгалтерском учете.

Обратная связь с налоговым органом будет обеспечена посредством этих же инструментов.

Отражение недоимок и пеней в лицевом счете

Как известно, многие налогоплательщики тратит много времени и сил на разруливание непонятных ситуаций в лицевом счете в налоговой, возникших не по их вине.

ФНС заверяет, что при ЕНС человеческий фактор практически исключён (например, когда налоговая неправомерно зачтет платеж в счет несуществующей недоимки так, что на налог уже денег не хватит). Суммы обязательств юрлиц и ИП будут погашены автоматом исходя из указанных самим плательщиком в декларации или заявлении об исчисленных суммах.

В случае несогласия с долгом нужно провести сверку с налоговой для устранения причин (при их наличии), повлиявших на наличие задолженности.

Все способы разрешения спорных начислений, имеющиеся сейчас, остаются доступны налогоплательщику. Дополнительно появляется возможность отслеживания своих расчетов с бюджетом в оперативном режиме (см. выше).

В каких случаях налоговая может проверить физлицо

Проверить рядового гражданина может налоговая по нескольким причинам. Первое — это регулярные переводы крупных размеров. Но так было и до 1 июля 2021 года. Все дело в том, что ФНС давно знает о счетах и картах граждан, включая закрытых. Перечень счетов и банковских карт, известных налоговикам можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика, нажав на свои ФИО, далее перейдя на вкладку «Сведения о банковских счетах».

Вторым поводом для проверки может стать переданная банком информация. Финучреждения, руководствуясь Федеральным законом от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, обязаны сообщать налоговикам о подозрительных операциях. Посчитать клиента недобросовестным и «сдать» налоговикам банк может, если на карту клиента регулярно приходят платежи, клиент часто обналичивает деньги или делает переводы.

Третьей причиной может стать перевод или получение средств свыше 600 000 рублей. Кроме того, ряд операций подлежит обязательному контролю, особенно это касается сделок с недвижимостью.

Поводом для проверки может стать наводка от недоброжелателей. Любой гражданин может обратиться в ФНС с заявлением о совершаемом налоговом преступлении. Налоговики будут обязаны провести проверку. Однако, если сведения окажутся заведомо ложными, заявителю грозит серьезная ответственность.

Сама ФНС, располагая сведениями об имуществе гражданина и его официальных доходах, может сама инициировать проверку физического лица. Такая практика — не единичный случай. Выявление граждан, живущих не по средствам, происходит при помощи специального программного обеспечения.

Налоговый контроль 2020 в цифрах

Первыми ФНС заинтересуют счета граждан, которые:

  • получают переводы в определенный день недели на протяжении нескольких месяцев;
  • расходуют в разы больше, чем имеют доход. Закон об отмывании денег требует от компаний сообщать о крупных покупках физических лиц, сделанных за наличный расчет. Например, покупку недвижимости или дорогого автомобиля могут проверить в экстренном порядке;
  • получили большую сумму денег на счет. Параметры, определяющие, крупная сумма или нет, в законе не прописаны – это ФНС определяет самостоятельно.

По закону граждане обязаны уплатить налог на доходы физлиц, равный 13%.

Когда гражданин получает на счет деньги, например, за проданное имущество, аренду квартиры, выполненную работу или услугу, то налог он оплатить обязан.

Если налоговая инспекция выяснит, что отправленные суммы – доход, облагаемый налогом, а человек не сможет доказать обратное, то потребуется оплатить НДФЛ и пени – 20% от недоимки.

Чтобы не ссориться с налоговиками, нужно знать, какие доходы не облагаются налогом и указывать их название в назначении платежа.

Итак, у налоговой не вызовут подозрения переводы:

  • в качестве подарка. С сумм, полученных на безвозмездной основе, НДФЛ не платится;
  • от близкого родственника. Семейные финансовые отношения не подпадают под налогообложение. Если перевод придет от родственника с одинаковой фамилией, то ФНС вряд ли обратит внимание на него.
    Чтобы не вызвать плодить проблемы, достаточно написать в комментариях к переводу: «в подарок» или «от дедушки»/«от мамы».
  • Концлагерь на 10 миллионов уйгуров Китай построил в провинции Синьцзян полицейское государство будущего. Мы там побывали
Читайте также:  Компенсация родительской платы за детский сад в Омске

В будущем новая система может перестать быть безобидной. Создание реестра несет в себе две основные опасности:

  • По законопроекту, все данные будут храниться в правительственной системе, обособленной от Интернета. Однако документ содержит широкий список тех, кто может получить сведения о гражданах. Если статистики могут претендовать только на обезличенные данные, то региональные и муниципальные чиновники, заведующие распределением льгот и социальной помощи, получат все, вплоть до фамилий и адресов. Широкий доступ к реестру и его отдельным частям создает опасность утечки данных; сами эти данные — от состава семьи, благосостояния и потребительской активности до конкретных адресов граждан — очень ценный товар для любых рекламодателей и маркетологов.

Плюсы перехода на единый налоговый платеж

В связи с введением в 2023 году ЕНП можно выделить следующие положительные моменты при работе:

  • внедрение единого налогового платежа позволит изменить и упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезнет необходимость форматирования платежных поручений и перечисления большого количества платежей;
  • случаи, при которых у одного плательщика имеется одновременно задолженность и переплата по разным платежам, будут исключены. Уточнения и зачеты исчезнут в связи с зачетом налоговой ЕНП;
  • упрощения позволят налогоплательщику оплатить платеж по всем налогам единомоментно, что позволит платить все налоги один раз в месяц единым налоговым платежом;
  • положительное сальдо на ЕНС является денежными средствами налогоплательщика, которые он может использовать как актив, то есть вернуть (налоговый орган направит распоряжение на возврат в федеральное казначейство не позже следующего дня после поступления заявления от плательщика);
  • выведение единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС РФ онлайн-доступности для плательщиков, детализации начислений и уплаты налогов. Актуальная сумма обязательств всегда будет доступна налогоплательщику онлайн. При необходимости всегда можно будет получить детализацию, как сформировался баланс по счету в налоговой, на что и как были распределены платежи.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

С 1 июня 2021 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

— справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;

— выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;

— справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...