Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная система в ЕГЭ по обществознанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ | СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) | 1) Конституционный Суд Российской Федерации |
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) | 2) Верховный Суд Российской Федерации |
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ) | |
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ) | |
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов) |
Конституционные основы судебной власти
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Суды общей юрисдикции
Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это, прежде всего: дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемыми в соответствии с предписаниями Уголовного Кодекса РФ), гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).
В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов – суды гражданские и суды военные.
Звенья судебной системы РФ 2021
По системе правосудия возникает множество органов даже у тех, кто с ними регулярно взаимодействует. Поэтому необходимо нормальными словами пояснить, о чём идёт речь в некоторых ситуациях:
-
Судебная система – это сложная конструкция. Делить её можно достаточно условно. В целом она состоит из арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Особо выделяют военные и уставные (конституционные) судебные органы. Также обособлен Конституционный Суд, которому никто не подчиняется. Но его решения важны для всей системы в целом. Часто – принципиальны.
-
Арбитражные судебные органы рассматривают споры между юридическими лицами и ИП преимущественно коммерческого характера, а также некоторые категории административных дел, связанные с юридическим лицами и ИП. Все остальные споры, то есть административные, гражданские, уголовные и прочие – все они относятся к судам общей юрисдикции.
-
Также к структуре относятся военные суды. Но они же представляют собой отдельное ответвление. И при этом входят в общую конструкцию.
-
Система в целом также состоит из мировых судей. Они относятся к линейке судов общей юрисдикции.
-
Нельзя путать конституционные (уставные) суды и Конституционный Суд РФ. Первые не подчиняются второму. Если кратко, то уставные судебные органы нужны для толкования Конституции и для проверки как законов на местах, так и подзаконных нормативно-правовых актов на соответствие Конституции.
Выше сделан акцент на том, что вызывает наибольшие трудности, как правило. Однако если человек плохо разбирается в правовых тонкостях, ему даже с такими пояснениями многое может быть непонятно.
Вопрос иерархии тоже доставляет много трудностей. Всё усложняется с учётом того, что на данный момент структура продолжает развиваться.
Например, в её рамках присутствует пока что только один специализированный суд: Суд по интеллектуальным правам. В будущем предполагается создание миграционного, ювенального и административного.
Однако сейчас эти суды отсутствуют. В результате вся структура может выглядеть несбалансированной.
Но общий состав каждого ответвления в целом понятен. И при внимательном изучении можно разобраться, в какой конкретно судебный орган подавать то или иное заявление. Итак:
-
В качестве первой инстанции действуют мировой судья, районный или городской суд, гарнизонный военный, гарнизонный военный суд, арбитражный суд субъекта РФ.
-
В качестве второй инстанции выступают апелляционные арбитражные суды, суды общей юрисдикции субъектов РФ, окружные военные суды. Также действует специальная коллегия ВС.
-
В качестве третьей инстанции функционируют арбитражные суды округов, соответствующие коллегии Верховного суда.
Опять же, необходимо учесть, что выше показано только общее устройство. Продемонстрировать всё детально в рамках одной статьи невозможно, потому что по каждому суду и по каждой инстанции существуют свои нюансы.
Обратите внимание, что большинство судов входит в единую связанную структуру. Тем не менее в ней присутствуют исключения. В частности, Конституционный суд является обособленным. Это очень специфический судебный орган, о чём и говорилось выше.
Структура Судебной Системы 2021 Для Чайников
Давайте начнём с базового элемента и разберемся с самим понятием «судебная система РФ».
Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ и осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах.
Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до конца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.
Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!
ЕГЭ по обществознанию 2021: структура и особенности
На вершине нашей системы располагаются два главных суда— Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Следующим уровень в нашей системе является уровень судов, которые подчиняются Верховному и Конституционному судам.
Как поправки в Конституции повлияли на ЕГЭ по обществознанию?
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него.
Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ.
К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Теперьра зберемся с более сложными элементами — судами, подведомственными Верховному суду РФ. Здесь мы добавляем 4 типа судов: Верховные суды субъектов РФ, Специализированные суды, Арбитражные и Военные суды:
- Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.
- Арбитражные суды занимаются экономическими спорами. С 2014 года в России упразднили Высший Арбитражный суд, но экономические споры никуда не делись. Поэтому их Арбитражному суду, который подчиняется Верховному суду РФ. Арбитражному суду, в свою очередь, подведомственны Арбитражные суды субъектов РФ и Арбитражные апелляционные суды
- Специализированные суды занимаются рассмотрением гражданских и административных дел, определенным категориям, касающимся некоторых групп населения или определенных видов деятельности.
- Районные и мировые суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела. Именно после них дела попадают в Верховный суд субъекта РФ, а оттуда в Верховный суд РФ. Не попадитесь в ловушку! Многие думают, что мировые суды решают самые крупные и глобальные дела (от слова «мир»). Все наоборот — название происходит от слова «мирской», то есть,занимающийся простыми спорами между людьми.
Для экзамена важно знать ключевые категории дел, рассматриваемых в мировых судах:
- уголовные преступления при максимальном наказании до 3 лет лишения свободы
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (цена иска – не более 50000 р.)
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50000 р. (НЕ дела о наследовании и связанные с интеллектуальной собственностью)
Куда поступать, если нравится обществознание?
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная те��рия может встретиться каждому из вас на экзамене.
Судебная система Российской Федерации
Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.
Судебные полномочия — компетенция суда.
Процессуальные функции — определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т. п.).
С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.
Звено судебной системы — суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды, полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.
Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья:
• первое (основное) — районные, городские (в городах без районного деления) суды рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов, и апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (ст. 34 ФКЗ о судах общей юрисдикции);
• второе — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов → в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия (ч. 1 ст. 20 ФКЗ о судебной системе);
• третье звено — апелляционные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.2 ФКЗ о судебной системе);
• четвертое звено — кассационные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.1 ФКЗ о судебной системе);
• высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, является Верховный Суд РФ, который → осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Военные суды включают: первое (основное) звено — гарнизонные военные суды; второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды; третье звено — апелляционный военный суд; четвертое звено — кассационный военный суд.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 10 Закона о военных судах).
Арбитражные суды Российской Федерации включают:
• первое (низшее, основное) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;
В районах арбитражные суды не образуются.
• второе звено — арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ → проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу.
Наименование этих судов дано в указанном Законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т. д.).
По состоянию на 1 января 2017 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд;
• третье звено — арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ → проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рас��мотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Схема российского правосудия
В Российском государстве функционируют федеральные и поместные суды субъектов Федерации. Согласно Конституционному закону «О судебной системе РФ» (от 31.12.1996 г.), они должны регулировать все без исключения вопросы правосудия. Каждая инстанция призвана регулировать все вопросы правовых отношений, включая конфликты между юридическими и физическими лицами. Но обе стороны и представители системы, соблюдая интересы всех сторон, обязаны действовать строго в рамках законности и правопорядка.
Российская судебная система тесно взаимодействует со всеми ветвями законодательной и исполнительной власти. Она базируется исключительно на Законе «О судебной системе Российской Федерации», а также на статьях Основного закона РФ или Конституции, где закреплена иерархия судебно-правовых единиц общероссийской системы.
Утвержденные парламентариями законы и поправки к ним вверено принимать к сведению всем инстанциям и следить за их исполнением. Со своей стороны исполнительная власть обязана вводить в законную силу различные судебные решения. Соответственно, образуя совокупность судов разного уровня, все ветви, безусловно, взаимодействуют в рамках своих полномочий, охватывая всю территорию России. Но они также взаимодействуют и с международными инстанциями.
Система судов РФ 2022 схема изменениями
Распоряжение от 26 ноября 2022 года №2584-р. Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
- единство системы,
- соблюдение всем судами правил производства,
- применение существующих законов,
- обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
- единство статуса судей,
- существование судов разных уровней,
- самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).
В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет: применение тех или иных норм права, способы разрешения споров разного типа, иные подобные вопросы. Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные уставные суды субъектов РФ. Их задача — проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям уставам. Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ. В году в судебной системе России произошли изменения 29 июля года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции ФКЗ от Согласно поправкам в году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. В порядке апелляции новые суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик. Кассационные суды начнут выполнять те же функции, что и окружные суды в арбитражной системе: рассматривать дела в качестве первой кассации. Туда можнно будет подать кассационную жалобу вне зависимости от того, какая инстанция выступала была апелляционной. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ начинают функционировать с 1 октября года постановление Пленума Верховного суда РФ от
Так, в системе судов общей юрисдикции появятся пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Как пояснил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, благодаря выделению апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, действующие в пределах соответствующих судебных округов, рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции.
Функции высшего судебного органа, рассматривающего гражданские дела, экономические разногласия, а также уголовные и прочие дела, в соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации», исполняет Верховный Суд России. Этот орган является первой инстанцией в процедуре рассмотрения дел своей подсудности, а также вновь представленных суду обстоятельств.
Законодательно определенной функцией Верховного Суда является оказание судам прочих инстанций консультативной помощи по любым вопросам, относящимся к судебной практике.
В состав Верховного Суда входят: Пленум, Президиум, Апелляционные коллегии, Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и другие инстанции. Законом определены правила функционирования аппарата Верховного суда и Научно-консультативного совета. Функционирование нижестоящих судов контролируется Судебным департаментом при Верховном суде РФ, который подчинен его Председателю и Совету судей.
Под понятием «суды общей юрисдикции» Закон подразумевает инстанции:
- Верховный Суд РФ;
- республиканские, краевые, областные суды, а также городские федерального значения. Кроме того, в эту группу относятся суды автономных округов и областей;
- суды районов, городов, межрайонные;
- военные суды, работа которых регулируется соответствующим законом;
- специализированные суды;
- мировые судьи.
К полномочиям судов общей юрисдикции относится осуществление правосудия, а также рассмотрение дел и споров, находящихся в их компетенции. Основу деятельности составляет гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
К основным целям и задачам судебных заседаний относятся защита (охрана) прав, свобод граждан, укрепление законности в ходе жизнедеятельности, профилактика преступности и нарушений административного характера. Кроме этого, в структуру судов общей юрисдикции входят специалисты, занимающиеся ведением и анализом судебной статистики, а также обобщением результатов судебной практики.
Современные Арбитражные суды были созданы не так давно, порядка десяти лет назад. Это система, пришедшая на смену органов ведомственного и государственного арбитража. Эта ветвь юрисдикции функционирует для осуществления правосудия в предпринимательской (или прочей экономической) среде.
Согласно ст. 127 Конституции, функционирование арбитражных судов происходит на основании ее положений, а также федеральных законов и Арбитр��жного процессуального кодекса. При ведении судопроизводства учитываются также положения иных федеральных законов.
В схеме арбитражного судейства можно выделить три звена:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- окружные федеральные арбитражные суды;
- арбитражные суды краев, областей, городов, автономий (сокращенно — субъектов РФ).
К особенностям деятельности описываемых структур относятся: широкая свобода обеих сторон (для диспозитивности), возможность применения этапа состязательности, допустимость сближения сторон, участвующих в экономическом споре.
Арбитражное правосудие разрешает споры экономического характера, включая гражданско-правовые и административные.
Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным судом РФ – органом, который свою высокую власть осуществляет самостоятельно. Правила его образования оговорены законом «О Конституционном суде РФ». Целью является судопроизводство, обеспечивающее защиту конституционного устройства общества, гарантирующее верховенство Конституции по всей Российской Федерации.
В составе – 19 судей, назначенных на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Представление дает Президент РФ. Срок нахождения на должности – 15 лет. Повторное назначение не разрешено.
В требованиях к претендентам на должность судьи Конституционного суда имеется указание на гражданство России, возраст старше 40 лет, высшее юридическое образование, стаж профильной работы свыше 15 лет. Возрастной ценз – 70 лет.
Судьи не должны состоять в членах парламента, занимать параллельно общественные либо прочие государственные должности. У них не должно быть прочего дохода. Члены Конституционного суда имеют равные полномочия, неприкосновенны.
Финансирование Конституционного суда происходит из федерального бюджета. Это гарантирует его самостоятельность и независимость от прочих государственных структур как в финансовом, так и организационном плане.
Перед Конституционным судом стоят также задачи толкования конституционных норм, что необходимо государственным структурам для их точной реализации. Они могут объявлять недействительными законы, давать ответы на вопросы соответствия Конституции РФ законов, нормативных актов, договоров и прочих документов.
В его полномочиях находится разрешение споров с федеральными органами госвласти, отдельными субъектами, высшими органами государственного типа субъектов России.
Работа может осуществляться согласно жалобам на невыполнение конституционных прав, запросам судов, палат Парламента, Президента, Правительства. Конституционный суд, согласно запросам Совета Федерации, выдает результаты анализа соблюдения регламента выдвижения обвинений в адрес Президента.
В структуре Конституционного суда РФ – две палаты и проведение заседаний пленарного типа. Палаты состоят из десяти и девяти человек. Распределение их по палатам осуществляется на основании Регламента. Обязательное условие – состав не меняется чаще трех лет. Результаты пленарного заседания оформляются решением Конституционного суда. В нем должны присутствовать подписи всех судей, участвующих в голосовании.
Те решения, которые вынес Конституционный суд (постановления, определения, заключения) не обжалуются и становятся обязательными для исполнения с момента их провозглашения. Они публикуются в специальных официальных изданиях, так же как и обобщенные материалы о деятельности Конституционного суда РФ.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.
Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.
В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 21.07.199*4 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №-1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.
Судебная система Российской Федерации
В техническом вооружении мотострелковые войска в данный момент укомплектованы БТРами и БМП, и в состоянии поддерживать максимально быстрое передвижение пехотных групп.
Возможно, также включение в дополнение к мотострелковым войскам: танковых, артиллерийских и прочих подразделений.
С участием танковых соединений способны к решению определённых задач: во время обороны — удерживание занятых местностей, отражение атак противоборствующей стороны, и уничтожение атакующих групп.
- занимаются прикрытием своих подразделений и населения на прибережной местности;
- защищают военно-морские базы;
- занимаются десантированием;
- совместными операциями с сухопутными подразделениями в противодействии десантным группам противостоящей стороны;
- занимаются ликвидацией судов, катеров, транспортных объектов противника.
Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:
Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2021 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Судебная Система Рф 2021 Схема
Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.
- Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
- Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
- Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
- Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
- Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.
Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.
Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.
Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2021 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2021 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2021 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).
Особенности арбитражного судопроизводства: – большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности; – область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; – принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.
Органы государственной власти в России
Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.
Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.
Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.
Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).
Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.
Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.
Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.
Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат.
Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.
Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.
Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:
- дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
- назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
- объявление вотума недоверия Главе государства;
- объявление амнистии.
Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.
В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.
Вторая палата: Совет Федерации.
Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.
Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:
- назначение выборов Главы государства;
- утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
- прекращение деятельности Президента РФ;
- назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.
В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.
Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.
К основным полномочиям Правительства следует отнести:
- обеспечение и исполнение федерального бюджета;
- осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.
Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.
Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.
ГИА по обществознанию
Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Функции правоохранительных органов:
- конституционный контроль;
- осуществление правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследование правонарушений;
- обеспечение безопасности;
- исполнение судебных решений;
- оперативно-розыскная деятельность;
- охрана общественного порядка;
- оказание юридической помощи;
- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1
Судебная система РФ. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.
Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.
Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.
Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.
Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.
Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.
Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.
Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- суды первой инстанции;
- суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
- суды кассационной инстанции;
- суды надзорной инстанции.
Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.
Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.
В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.
Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.
Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.
Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.
Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Под этим термином в доктрине конституционного права признается определенная группа органов, которые обладают одинаковым кругом полномочий.
К примеру, федеральные суды общей юрисдикции в своем распоряжении имеют три звена, а у арбитражных – четыре. Конституционный суд РФ не имеет звеньев, поскольку в составе единолично представленного органа выполняет возложенные на него функции.
Что меняется (упраздняется)?
А меняется многое и кое-что очень даже радикально. И, самое главное, это новое понимание того, а что теперь будет и что не будет считаться муниципальным образованием. Сейчас к муниципальным образованиям, в рамках пока функционирующей двухуровневой системы местного самоуправления относятся городские и сельские поселения с одной стороны и городские округа с муниципальными районами – с другой стороны. Теперь статья 9 законопроекта (уже принятого в первом чтении в момент написания материала) чётко и однозначно указывает следующие виды муниципальных образований (МО):
- Городской округ (такие на Смоленщине есть: Смоленск и Десногорск).
- Муниципальный округ (сейчас в регионе 25 муниципальных районов. Именно они в округа и превратятся, хотя, может, и не все).
- Внутригородская территория города федерального значения (в силу отсутствия в области таких городов – для нас данный вид МО неактуален).
Поправки в Конституцию меняют судебную систему на местах
Напомним, что КС Ингушетии был активным участником конфликта, связанного с установлением границ между этой республикой и Чечней. Осенью 2018 г. и весной 2019 г. в Ингушетии проходили массовые акции протеста против соглашения о границе, подписанного 26 сентября 2018 г. главой Чечни Рамзаном Кадыровым и тогдашним руководителем Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым (затем его ратифицировали парламенты).
Граница не была установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 г., новый документ предусматривал равноценный обмен территориями, но противники соглашения в Ингушетии посчитали, что у республики «незаконно забрали в пользу Чечни большой кусок территории». Протестующие требовали вынесения вопроса о границе на референдум. 30 октября 2018 г. КС Ингушетии признал неконституционным республиканский закон о границе с Чечней. Евкуров смог утвердить закон, только обратившись в КС России. В начале сентября советник главы Ингушетии Исса Костоев заявил о намерении властей ликвидировать республиканский конституционный суд, как «малоэффективный». Адвокат Калой Ахильгов говорит, что «упразднение конституционных судов республик – очередной шаг к тому, что федеративное устройство все больше сужается и превращается в вертикальное устройство».
В Госдуму внесли законопроект о региональной власти
Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас внесли в нижнюю палату законопроект о региональной власти, сообщили в пресс-службе ГД.
Как отметил Павел Крашенинников, законопроект подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в регионах. В случае его принятия прежний ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» утратит силу.
Согласно документу, теперь все губернаторы будут именоваться «глава субъекта РФ». С учетом единства системы публичной власти изменяется механизм ответственности главы региона. Так, он может быть отрешен от должности президентом, например, из-за утраты доверия. Кроме того, глава государства вправе применять к главе субъекта предупреждение и выговор. В течение пяти лет после отрешения от должности такое лицо не может претендовать на этот пост ни в одном субъекте.