Миграционный учет иностранных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).

Каковы обязанности работодателя — принимающей стороны для иностранного гражданина?

Работодатель — принимающая сторона должен представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания.


Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, что предполагает возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2501-О, Постановление Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 87-АД20-5).

Что требуется от принимающей стороны

Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.

Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.

Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.

Продление и снятие с миграционного учета

Основания для снятия иностранца с миграционного учета:

  1. Если турист остановился в гостинице, его снимают с учета автоматически при выселении. Причем иностранец может переселиться на новое место, где его также внесут в базу данных в день заселения.
  2. Регистрация иммигранта на новом месте. Принимающая сторона также заполняет Уведомление о прибытии и передает в МВД требуемый пакет документов.
  3. Пересечение границы России и возвращение на родину. В таком случае снятие с учета происходит автоматически.
  4. Принудительно после выявления факта нарушения миграционного законодательства.
  5. Смерть иностранца или признание иммигранта без вести пропавшим.

Чтобы продлить миграционный учет, иностранец или лицо без гражданства пролонгирует срок разрешенного проживания в стране, т. е. документ, на основании которого оно находится в России.

Определимся с понятиями

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане, иностранцы) в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов, которая направлена на обеспечение и исполнение гарантий соблюдения прав каждого, кто законно находится на территории РФ, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.

Нормативные документы по миграционному учету:

  • Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон о миграционном учете);
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан);
  • Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее — Порядок).
Читайте также:  Срок давности автомобильных штрафов

Статьей 20 Закона о миграционном учете определена обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания. Если в гостиницу (иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу, детский оздоровительный лагерь, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, учреждение социального обслуживания) прибыл постоянно, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, принимающая сторона (то есть гостиница или другое из перечисленных выше учреждений) обязана уведомить об этом факте орган миграционного учета.

Работники предприятий гостиничного бизнеса должны уметь различать понятия «миграционный учет» и «регистрация граждан по месту пребывания». Первое относится ко всем иностранным гражданам (постоянно, временно проживающим или временно пребывающим в России), заселяющимся в гостиницу, второе — к гражданам РФ .

Порядок и правила пребывания

Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет — неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.

Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.

Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток. Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.

Как осуществляется регистрация ребенка иностранного гражданина в России?

Даже если отец или мать прошли процесс полностью, дети, своевременно не взятые на специальный учет, не вправе законно пребывать в территориальных границах РФ. Регламент и время проведения мероприятия те же, что и для взрослых. Для отдельной группы лиц имеются определенные ограничения:

  • если родитель жил на территории Луганской или Донецкой области, и не оформил документ в установленное законом время, в дальнейшем при попытке легализации нахождения детей им в этой процедуре откажут;
  • для мигрантов из Таджикистана условия лояльны – вместо стандартных 7 суток им отводится 15;
  • дети из ЕАЭС могут пройти мероприятие за месяц.

Постановка на миграционный учет иностранцев в России

По действующим законам человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствии у него регистрации по месту пребывания. Однако, ряд подзаконных актов и постановлений ограничивают количество социальных благ для мигрантов, которые не встали на регистрационный учёт. К числу этих благ относятся: медицина, образование и трудоустройство. Кроме того, за отсутствие регистрации можно получить штраф и депортацию из страны.

В соответствии с действующим законодательством, каждый иностранный гражданин обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, так сказать, оформить временную прописку.

Постановка на учет осуществляется в целях информирования государства. Об уведомительном характере говорится по всех документах, регламентирующих эту сферу. При этом не важно, какой является цель визита (посещение родственников, лечение, трудоустройство, получение образования) и основание для въезда (виза или безвизовый режим).

Встать на регистрационный учёт можно несколькими способами:

  • Личное посещение подразделения ГУВМ МВД,
  • Личное посещение МФЦ,
  • Отправка необходимых документов по почте.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Читайте также:  Памятка по новому закону «О виноградарстве и виноделии в РФ»

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Рассмотрим подробнее, кто может быть принимающей стороной иностранного гражданина:

  • гражданин РФ при наличии постоянной регистрации или договора собственности помещения, где будет пребывать иммигрант;
  • иностранный гражданин, если у него оформлен РВП или ВНЖ и есть регистрация по месту жительства;
  • иностранец или лицо без гражданства, если у него есть собственное жилье в России, может сам зарегистрировать себя;
  • иностранный гражданин или лицо без государственной принадлежности, получившее статус ВКС (высококвалифицированного специалиста) – только членов своей семьи;
  • юридическое лицо, а также его филиал или представительство;
  • орган государственной власти – федеральный или субъекта РФ;
  • орган местного самоуправления;
  • дипломатическое представительство иностранного государства в России;
  • международная организация, ее представительство или представительство иностранного государства при международной организации;
  • гостиничное или медицинское учреждение: отель, хостел, санаторий, пансион, дом отдыха, туристическая база, кемпинг и пр.;
  • учреждение социальной защиты (например, интернат);
  • учреждения исполнения административного или уголовного наказания.

Административная ответственность принимающей стороны за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания в случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

В соответствии с пп.2 п.2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановке на учет по месту пребывания подлежит, в том числе временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

Читайте также:  Всё, что нужно знать одинокой матери в 2022 году

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Пунктом 2 ст. 22 установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

— по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

— после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.

Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

— представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

— передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предусмотрена частью 4 ст.18.9 КоАП РФ.

Помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы юрист 2 класса Кузнецов А.Е.

Особенности постановки на миграционный учет украинских граждан

Регистрация украинца по месту пребывания в России мало чем отличается от такой же процедуры для приезжающих из других стран, тем не менее существуют нюансы.

Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней.

Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).

Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др.

В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.

Как зарегистрировать иностранного гражданина в своей квартире

Если к вам в гости из-за рубежа едет друг или родственник, который собирается остановиться у вас в квартире, нужно позаботиться о его регистрации.

Как временно прописать у себя иностранца?

У вас есть 7 рабочих дней, чтобы оформить временную регистрацию гостя, поэтому затягивать с ней не стоит. Когда иностранец до вас доберется, выделите 5 минут, чтобы заполнить вместе с ним уведомление о прибытии.

В уведомлении вы указываете:

  • Паспортные данные гостя (имя, дату рождения, серию паспорта и пр.);
  • Цель и дату его въезда;
  • Серию и номер миграционной карты (или визы, если он въезжал по ней);
  • Адрес вашей квартиры;
  • Ваши паспортные данные (имя, дату рождения, серию и номер паспорта, прописку).

Иностранный работник: трудоустройство в РФ в 2021 году

Для информирования о фактах трудоустройства иностранцев в УВМ МВД России подается соответствующее уведомление. Действующая форма уведомления утв. приказом МВД России от 04.06.2021 № 363 (до 09.09.2021 действовал приказ МВД России от 10.01.2021 № 11, утверждавший аналогичные формы), приложение № 13.

  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний;
  • сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • личную цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...