Техосмотр по новым правилам — 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр по новым правилам — 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это не единственные изменения, которые ожидают систему техосмотра. В будущем водителей ждет еще больше нововведений, которые могут заработать в 2022-2023 годах. Соответствующую «дорожную карту» уже подготовили власти России. Одно из самых главных новшеств проекта — упрощение процедуры техосмотра для тех водителей, которых не коснулась его отмена. Например, Минтранс предложил убрать из перечня обязательных процедур технического осмотра проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев
Читайте также:  Как восстановить срок подачи апелляционной жалобы?

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Есть ли особенности штрафования ип, юрлиц, такси, тракторов, спецтехники и иностранных граждан

Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.

Важно учитывать, что часто водители задают вопрос: кто будет оплачивать выписанное за отсутствие бланка постановление? Зачастую участник движения и собственник, это совершенно разные люди. Согласно закону, штрафные санкции будут закреплены за водителем, который был за рулем и не смог предоставить сотруднику ГИБДД бланк диагностической карты.

Что касается тракторов и специальной техники, то в данном случае данная категория транспорта должна проходить специальный осмотр, в органах Гостехнадзора. За отсутствие документа также будет оштрафован водитель, который находится за рулем.

Поскольку на территории РФ пребывает много иностранных граждан, то возникает вопрос: какой штраф за езду без техосмотра для иностранных водителей? В данном случае все просто. Если автолюбитель передвигается на авто в личных целях, которое зарегистрировано как на территории РФ, так и за его пределами – то штрафные санкции отсутствуют. В остальных случаях действует аналогичная система штрафов.

Кому нужно проходить техосмотр

С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот, на которых настоял вице-премьер Михаил Мишустин. Части автомобилистов разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.

Всем остальным придется проходить техосмотр по новым правилам: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:

Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.

Кто должен пройти техосмотр в любом случае

Введение новых правил прохождения технического осмотра породило немало вопросов среди водителей. Согласно анонсированной реформе автовладельцев ждет ужесточение проверки. Им придется ехать на особые станции, оснащенные оборудованием для фото и видеосъемки. Получаемые с его помощью материалы будут подтверждать наличие машины на пункте проверки. Для идентификации данных планируется использовать специальный код.

ВАЖНО! Соответствующей статьей в КоАП будет предусмотрено введение финансовых санкций за отсутствие ДК. Такие меры должны исключить соблазн нарушать закон.

В настоящее время ведется доработка законодательной базы. Водителям предоставлены «каникулы», позволяющие не проходить техосмотр до 1 апреля 2022 года. Воспользоваться льготой могут владельцы транспортных средств, срок действия ДК которых истекает с 1 февраля по 30 сентября 2022 года.

ВАЖНО! Гражданину, воспользовавшемуся «каникулами» необязательно менять диагностическую карту. При общении с инспектором дорожного движения или автостраховщиком можно предоставить ДК, выданную ранее.

Проходить техосмотр в любом случае обязаны следующие категории граждан.

  • Владельцы авто, срок действия ДК которых истек до 01.02.2022.
  • Собственники транспорта, перевозящего людей и опасные грузы.
  • Автовладельцы, машины которых проходят техосмотр впервые.
  • Владельцы техники, используемой в такси.

Если машина соответствует одной из перечисленных категорий, она обязана пройти техосмотр. Отказ от процедуры влечет штраф.

Что будет сейчас за непройденный техосмотр?

Езда без техосмотра осенью 2022 года может обернуться следующими проблемами.

  • Отсутствие выплат при аварии. Если у участника ДТП отсутствует техосмотр, страховая вправе лишить его выплат. Обжаловать такое решение не сможет ни один юрист. Виновник аварии, у которого нет диагностической карты, будет компенсировать причиненный ущерб. Это может быть починка транспортного средства, лечение пострадавших, возмещение материального вреда, нанесенного имуществу третьих лиц (разбитый светофор, киоск или ограждение). Выплаты нередко превышают стоимость автомобиля виновника.
  • Проблемы с ГИБДД. Езда без техосмотра карается штрафом. Штрафные санкции накладываются при каждом выявлении правонарушения. За одну поездку водитель может «собрать» постановлений на несколько тысяч рублей.
  • Невозможность купить ОСАГО в стандартном режиме. Существующее законодательство исключает покупку страховых продуктов при отсутствии диагностической карты. Собственник транспортного средства должен подтвердить, что располагает исправным автомобилем.
Читайте также:  ФНС введет обновленную редакцию декларации по НДС с 2023 года

Не рекомендуется пренебрегать обязанностями по прохождению регулярного технического осмотра. Своевременное проведение процедуры позволит удостовериться в исправности авто, исключит сложности при общении с сотрудниками ГИБДД и страховых компаний.

Условия прохождения ТО для разных транспортных средств

Ранее на водителей грузовых машин, автобусов и такси накладывалась обязанность проведения техосмотра. Новая редакция закона устанавливает их ответственность за отсутствие диагностической карты. Предусмотрены взыскания и с операторов, которые продают желающим документ без обследования автомобиля.

Периодичность выполнения процедуры зависит от возраста и вида ТС:

  • в первые 3 года эксплуатации купленной машины технический осмотр не нужен;
  • ТО важно пройти не позднее, чем через 7 лет;
  • для транспортного средства, которое не достигло возраста 7 лет, повторные процедуры предусмотрены каждые 24 месяца;
  • машины старше проверяют ежегодно.

Исключение составляют:

  • грузовики массой свыше 3,5 тонн;
  • такси;
  • автобусы с вместимостью от 8 человек;
  • спецтранспорт.

Размеры штрафных санкций на 2021 год

С 26.07.2021 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.

Категория правонарушения Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. Ссылка на нормативно-правовой акт
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО 2000 рублей — на водителя. Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра
  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности
  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось
  • для простых граждан — от 5000 до 10 000;
  • для ответственных должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
  • для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000 рублей.
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту
  • для ответственных должностных лиц — 500;
  • штраф за отсутствие техосмотра для юридических лиц — 50 000.
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов
  • для организации — от 110 000 до 130 000;
  • для ее руководителя (ИП) — от 15 000 до 25 000.
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Новые размеры санкций введены в действие положениями Федерального закона № 219-ФЗ от 26.07.2021.

Чем опасно отсутствие техосмотра?

Если у вас нет ТО или он просрочен, а вы попали в ДТП и оказались виновным, то страховая фирма после осуществления всех выплат пострадавшей стороне может подать на вас регрессный иск. Но это правило действует только для владельцев тех ТС, которым нужно проходить ТО раз в полгода.

Еще одним неприятным последствием отсутствия ТО является наложение штрафа для специальных ТС. Стоит помнить о том, что просрочка техосмотра тоже предусматривает наказание. Тот водитель, который не продлит ТО вовремя, может даже лишиться прав.

Если автомобиль не диагностируется вовремя, водитель не может быть спокойным за его состояние. Езда на таком автомобиле может быть опасна. Так что на вопрос о том, можно ли ездить без техосмотра, каждый автомобилист должен ответить сам. Штраф за просроченный техосмотр и за его отсутствие у обычных легковых авто не предусмотрен. За это не будут лишать прав. Так что вроде бы ездить без диагностической карты разрешается. Но если водитель заботится о своей безопасности, ему необходимо периодически проходить ТО.

Кто обязан проходить техосмотр?

Порядок и сроки прохождения осмотра транспортного средства регулируется законами Российской Федерации. Во время осмотра представитель контролирующего органа должен убедиться, что транспортное средство соответствует всем требованиям безопасности. Проведением техосмотра занимается РСА, а также страховые компании, которые получили соответствующую лицензию.

Частота прохождения техосмотра зависит от типа и возраста ТС:

Тип ТС Возраст ТС Как часто нужно проходить техосмотр
Двухколесный транспорт, подлежащий регистрации менее 3 лет освобождается от прохождения техосмотра
Двухколесный транспорт, подлежащий регистрации 3 — 7 лет 1 раз в 2 года
Двухколесный транспорт, подлежащий регистрации более 7 лет ежегодно
Легковой автомобиль менее 3 лет освобождается от прохождения техосмотра
Легковой автомобиль 3 — 7 лет 1 раз в 2 года
Легковой автомобиль более 7 лет ежегодно
Грузовой транспорт (грузоподъемность — менее 3,5 тонн) Менее 3 лет освобождается от прохождения техосмотра
Грузовой транспорт (грузоподъемность — менее 3,5 тонн) 3 — 7 лет 1 раз в 2 года
Грузовой транспорт (грузоподъемность — менее 3,5 тонн) более 7 лет ежегодно
Грузовой транспорт (грузоподъемность — более 3,5 тонн) не имеет значения ежегодно
Грузовой транспорт, который используется для перевозки опасных грузов не имеет значения каждые 6 месяцев
Автобусы, такси и другие ТС, которые используются для пассажирских перевозок не имеет значения каждые 6 месяцев
Сельскохозяйственная и строительная спецтехника не имеет значения ежегодно
Автомобили, которые оборудованы специальными маячками и звуковым оборудованием не имеет значения ежегодно
Читайте также:  За какие долги не выпускают за границу?

Как быть если просрочен техосмотр, но есть страховка

Последние нововведения делают лист с заключением о ТО не входящим в список документов, которые всегда носятся водителем. Обязуются постоянно иметь диагностическую карту только водители с высоким уровнем ответственности за перевозимые грузы, в частности, это перевозки людей и грузов, представляющих серьезную опасность в случае чрезвычайной ситуации на дороге (столкновения).

Если водитель управляет легковым ТС или ТС с не высокой грузоподъемностью (до трех с половиной тонн), постоянно иметь при себе свидетельство пройденного техосмотра ему не нужно.

Однако это не значит, что техосмотр нет необходимости проходить вовремя, ведь для оформления страховки заключение о состоянии автомобиля необходимо, без него страховку просто не оформят.

Может случиться так, что оформленная при предъявлении результатов ТО страховка еще действует, а срок действительности самого техосмотра уже истек.

Это не делает страховку недействительной, она будет котироваться до истечения срока. В такой ситуации своевременное прохождение ТО водителем легкового транспорта, транспорта невысокой грузоподъемности – личная ответственность водителя, дело сознательности.

Основные проблемы изменений

Уже стало ясно, что в случае окончательного утверждения законопроекта будут внесены существенные изменения, которые в первую очередь коснуться самих владельцев автомобилей. Первое и самое очевидное — возрастут цены за проведение осмотра. Сегодня средняя стоимость по России около 600 рублей, а планируется ее увеличение до 1 тысячи.

ВНИМАНИЕ !!! Кроме того, с большой вероятностью появятся очереди на прохождение процедуры. На сегодняшний день практически не осталось добросовестных центров, поэтому и квалифицированных специалистов крайне мало. Если требование станет обязательным для всех автомобилистов, то значительная их часть направится в срочном порядке проходить осмотр, а утвержденных мест и работников в первое время будет не хватать.

Таким образом, на начало 2022 года никаких изменений в правила прохождения техосмотра не было внесено: получить его все еще можно формальным путем. Но уже находится на рассмотрении законопроект, предполагающий масштабное изменение всей системы прохождения техосмотра и если он будет принят, то у недобросовестных водителей могут возникнуть проблемы.

Условия прохождения технического осмотра

В 2020 году условия прохождения технического осмотра значительных изменений не претерпели, но ужесточились требования к состоянию узлов и агрегатов автомобиля:

  1. Усилитель рулевого управления (УРУ). Помимо проверки УРУ любой конструкции будет проверяться состояние демпфера. Если завод-изготовитель его предусмотрел, то его отсутствие или неработоспособность приведут к необходимости повторной проверки после устранения недостатка.
  2. Рассеиватели фар. Если ранее было достаточно их наличие и исправность, то сейчас требования дополнены запретом на нанесение покрытий (защитных плёнок и прочего) или тонировка.
  3. Фары.Не допускается автотранспорт с повреждёнными светоотражательными элементами фар, с изменением их цвета и формы стекла, а также с асимметричным расположением.
  4. Стеклоочистители. Ранее было достаточным наличие одной форсунки и одной щётки очистки стекла, при этом их работоспособность не проверялась. Сегодня стеклоочистители (щётки и омыватели) должны соответствовать техдокументации автомобиля и быть работоспособными.
  5. Шиповка колёс должна быть однотипной.
  6. Газобаллонное оборудование. На баллоны должны иметься отдельные паспорта, корпус маркирован, график испытаний строго соблюдён, изменения конструкции не допускаются.
  7. Обязательно наличие знака аварийной остановки, средств пожаротушения, аптечки.
  8. Течь масла и жидкостей. При обнаружении — эксплуатация транспорта приостанавливается до устранения причины. Ранее допускалась норма – не более 20 капель в минуту.

Безусловным нарушением является внесение даже мелких конструктивных изменений. Если они не внесены в техническую документацию и разрешительные документы отсутствуют, то транспорт к эксплуатации не допускается.

Водители обязаны предоставлять автотранспорт на техосмотр в предусмотренные правилами сроки. Вопрос о том, сколько можно ездить с просроченным техосмотром ничтожен — движение транспорта без ТО является нарушением существующего законодательства и представляет потенциальную опасность для участников дорожного движения.

Кроме того, без своевременного ТО невозможно оформление договора ОСАГО, а правоохранительные органы обязаны привлечь нарушителя к административной ответственности.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...