Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронная отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года должны были измениться правила использования электронной подписи и составления доверенностей. В частности, бумажные доверенности должна была заменить машиночитаемая доверенность определённого формата. Но бизнес и госорганы оказались к этому не готовы.
Порядок направления электронной доверенности
В приказе ФНС приводится не только формат электронной доверенности, но и порядок её направления. О том, как отправить доверенность, расскажем чуть позже. Но сначала перечислим, какие сведения должны входить в файл обмена.
- Код формы по КНД.
- Код налогового органа, в который представляется электронная доверенность.
- Данные самой доверенности: номер, дата выдачи, срок действия, код ИФНС, для которых она действует. Можно выбрать одну или несколько инспекций, а если оставить поле пустым, то доверенность будет легитимной для любой ИФНС.
- Сведения о доверителе: коды ИНН/КПП и ОГРН, юридический адрес, данные директора для организации; коды ИНН и ОГРНИП, СНИЛС, гражданство, дата рождения, паспортные данные для индивидуального предпринимателя.
- Сведения о представителе и его полномочиях. В зависимости от категории представителя (обычное физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация) указываются разные сведения, подробности можно найти в приказе.
- Сведения о лице, которое подписало доверенность. Для этого руководитель организации или ИП должны иметь ЭЦП, выданную Федеральной налоговой службой.
В каких случаях нужна доверенность?
Налогоплательщик может доверить другому лицу представлять его интересы в отношениях с налоговиками, включая отправку по ТКС отчетность в инспекцию, а также принятие из ИФНС электронных документов. Кроме того, руководитель может передать обязанности отчитываться перед Пенсионным фондом сотруднику или сторонней компании.
Чтобы подтвердить полномочия представителя, нужно оформить доверенность. Но, в отличие от доверенности для физлиц, юрлица могут не заверять этот документ у нотариуса.
Так же необязательно нести в инспекцию бумажную доверенность. Ее можно отсканировать и направить в ИФНС в виде черно-белой электронной копии. Обязательно сопроводить скан доверенности усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (ЭЦП).
Рекомендации по выбору полномочий
- — п.п. 08, 09 необходимы для открытия и закрытия или смены банковских счетов.
- — п.п. 13, 14, 15 необходимы для подачи запросов и отправки актов сверки в ФНС.
- — п.п. 16, 17 необходимы для проведения камеральной проверки и возмещения налога.
- — п.п. 18, 19 касаются импорта товара.
Код 99 — означает полные полномочия. Вы можете указать один единственный код — 99. Таким образом вы предоставите право подавать и получать все документы в ИФНС, подписывать и совершать все перечисленные действия.
Если вы не знаете потребуется ли уполномоченному представителю совершать от вашего имени какие-либо действия, то всегда можно выдать новую доверенность, в которой будут добавлены или отозваны необходимые полномочия.
- Подключить электронную отчетность на год (безлимит)
- Отправить электронную отчетность разово
Какие сведения должна содержать доверенность в налоговую
Доверенность в налоговую необходима для реализации возложенных государством налоговых обязательств за другое лицо и от его имени. При этом обязательства, вытекающие из действий лица, которому выдана доверенность, создаются для доверителя.
Обязательным реквизитом является дата выдачи доверенности. Его отсутствие влечет ничтожность доверенности, следовательно, законный отказ в представлении интересов в налоговой инспекции.
В случае выдачи доверенности от юридического лица идентифицирующими признаками являются ОГРН и ИНН, юридический адрес, сведения о лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица без доверенности (который и подписывает доверенность). Поэтому доверенности в налоговую от юридического лица изготавливаются на фирменном бланке организации.
Доверенность от физического лица должна содержать Ф.И.О., паспортные данные и адрес регистрации доверителя. Аналогичные сведения указываются в отношении лица, которому выдается доверенность. Последний, в свою очередь, вместе с доверенностью обязан предъявить паспорт.
Как составить доверенность
Специальной формы для доверенности на представление отчетности в налоговый орган нет. Составить ее можно в свободной форме, но важно при этом учитывать несколько особенностей, вытекающих из требований законодательства:
- Дата выдачи. Обязательным условием является указание даты выдачи доверенности, иначе она будет признана недействительной.
- Срок действия. Максимальный срок, который можно указать в доверенности – это три года. Если в документе никакой срок не указан, то по умолчанию действует она в течение одного года.
- Полномочия представителя. Полномочия представителя организации нужно перечислить подробно. При этом доверенность можно выдать разовую на получение какого-либо документа, например, акта сверки с налоговым органом или требования об уплате налога. Также можно выдать и генеральную доверенность, она позволит совершать требуемые действия, которые связаны с представлением любых интересов компании в налоговом органе. Оформляется она в основном на главного бухгалтера. При этом важно правильно сформулировать полномочия в доверенности. Например, формулировка «доверяю представлять интересы компании в отношениях с налоговой инспекцией» будет не совсем верной, так как указываемые права должны быть конкретизированы. Лучше будет перечислить конкретные действия, которые имеет право совершать доверенное лицо, а чтобы оставить этот перечень открытым в последнем пункте указать: «совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения».
- Подпись руководителя и печать компании. Доверенность может быть подписана только ее руководителем. Что касается печати, то с апреля 2015 года компании имеют право не ставить ее на некоторых документах. К ним относятся декларации, расчеты, первичные документы и др. Но на доверенности печать должна присутствовать.
В связи изменениями с законами, касающимися такой доверенности, в настоящее время заверение документа имеет ряд особенностей. Документ необязательно заверять именно у нотариуса: это делается в основном в случае недоверия между двумя сторонами. В большинстве случаев достаточно подписи руководителя организации и печати, если же доверенность выдается индивидуальным предпринимателем, который не имеет собственной печати (это допустимо по действующему законодательству), достаточно только подписи.
Но доверенность в налоговую на представление интересов юридического лица лучше заверять нотариально: выполнение доверенным лицом определенных действий без этого невозможно. В целом заверение на практике является скорее мерой предосторожности и способом при необходимости доказать, что на какие-то дополнительные действия помимо указанных в официальном документе разрешения у доверенного лица не было.
Дополнительные меры безопасности также могут сводиться к упоминанию в доверенности невозможности передачи полномочий третьим лицам, а также возможность аннулировать доверенность в одностороннем порядке в любой момент времени.
Право передать полномочия
С точки зрения НК РФ налогоплательщик должен лично участвовать в налоговых правоотношениях, но это не всегда бывает удобно. Сдавать отчёты и другие документы в инспекцию может штатный работник, приходящий бухгалтер, курьер, другое лицо. Для этого надо оформить доверенность в ИФНС на представление интересов организации или ИП.
Конечно, надо представлять, сможет ли доверенное лицо дать объяснения по составу отчётности, если такая необходимость возникнет. Для этого стоит указывать только те действия, на которые доверитель его уполномочил. Иначе может оказаться, что в акт налоговой инспекции от имени налогоплательщика будут включены пояснения курьера, не имеющего никакого отношения к бизнесу.
Описать полномочия представителя можно так:
- подавать в налоговую инспекцию отчётность, заявления, жалобы и другие документы;
- получать документы, адресованные обществу (или ИП);
- давать пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов;
- участвовать в мероприятиях налогового контроля, подавать возражения и объяснения на акты ИФНС;
- заверять своей подписью от имени общества (или ИП) акты, решения, уведомления, письма, протоколы, извещения, справки, объяснения.
В связи изменениями с законами, касающимися такой доверенности, в настоящее время заверение документа имеет ряд особенностей. Документ необязательно заверять именно у нотариуса: это делается в основном в случае недоверия между двумя сторонами. В большинстве случаев достаточно подписи руководителя организации и печати, если же доверенность выдается индивидуальным предпринимателем, который не имеет собственной печати (это допустимо по действующему законодательству), достаточно только подписи.
Но доверенность в налоговую на представление интересов юридического лица лучше заверять нотариально: выполнение доверенным лицом определенных действий без этого невозможно. В целом заверение на практике является скорее мерой предосторожности и способом при необходимости доказать, что на какие-то дополнительные действия помимо указанных в официальном документе разрешения у доверенного лица не было.
Дополнительные меры безопасности также могут сводиться к упоминанию в доверенности невозможности передачи полномочий третьим лицам, а также возможность аннулировать доверенность в одностороннем порядке в любой момент времени.
Когда требуется доверенность
Без специальных документов представлять интересы в ИФНС вправе:
- для юридических лиц — руководитель или иное лицо, которое имеет на это право и указано в ЕГРЮЛ;
- для физических лиц — непосредственно гражданин либо его законный представитель, например родитель, опекун или попечитель.
Полномочия вышеуказанных граждан предусмотрены законом, и дополнительно оформлять доверенность для представительства в налоговых органах не требуется.
Но взаимодействие с ИФНС чаще предполагает систематический характер и не во всех вопросах требуется обязательное участие, например, руководителя организации, или наоборот, вопрос сложный и требует привлечение специалиста для встречи с сотрудниками инспекции. Возможные ситуации:
- сдача отчетности, подача различных заявлений;
- получение выписок и справок;
- участие при проведении контрольного мероприятия.
Для представления интересов физического или юридического лица в таких случаях оформляется доверенность в ИФНС для уполномоченного представителя, в которой прописывается объем полномочий.
Когда требуется доверенность
Без специальных документов представлять интересы в ИФНС вправе:
- для юридических лиц — руководитель или иное лицо, которое имеет на это право и указано в ЕГРЮЛ;
- для физических лиц — непосредственно гражданин либо его законный представитель, например родитель, опекун или попечитель.
Полномочия вышеуказанных граждан предусмотрены законом, и дополнительно оформлять доверенность для представительства в налоговых органах не требуется.
Но взаимодействие с ИФНС чаще предполагает систематический характер и не во всех вопросах требуется обязательное участие, например, руководителя организации, или наоборот, вопрос сложный и требует привлечение специалиста для встречи с сотрудниками инспекции. Возможные ситуации:
- сдача отчетности, подача различных заявлений;
- получение выписок и справок;
- участие при проведении контрольного мероприятия.
Для представления интересов физического или юридического лица в таких случаях оформляется доверенность в ИФНС для уполномоченного представителя, в которой прописывается объем полномочий.
Какие сведения должна содержать доверенность в налоговую
Доверенность в налоговую необходима для реализации возложенных государством налоговых обязательств за другое лицо и от его имени. При этом обязательства, вытекающие из действий лица, которому выдана доверенность, создаются для доверителя.
Обязательным реквизитом является дата выдачи доверенности. Его отсутствие влечет ничтожность доверенности, следовательно, законный отказ в представлении интересов в налоговой инспекции.
В случае выдачи доверенности от юридического лица идентифицирующими признаками являются ОГРН и ИНН, юридический адрес, сведения о лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица без доверенности (который и подписывает доверенность). Поэтому доверенности в налоговую от юридического лица изготавливаются на фирменном бланке организации.
Доверенность от физического лица должна содержать Ф.И.О., паспортные данные и адрес регистрации доверителя. Аналогичные сведения указываются в отношении лица, которому выдается доверенность. Последний, в свою очередь, вместе с доверенностью обязан предъявить паспорт.
В доверенности в налоговую обязательно укажите перечень предоставленных полномочий: получение конкретного налогового акта, участие в проверке, сдача отчетных документов. Либо это комплексная доверенность и предоставлена для использования полномочий в полном объеме. Желательно конкретизировать, для какой именно налоговой инспекции выдана доверенность.
Если документ составляется самостоятельно, в нем указывают такие данные:
- ФИО ИП полностью.
- Адрес ИП, его свидетельство, данные ИНН, реквизиты расчетного счета.
- Дата и место составления доверенности.
- Название и номер документа (при необходимости).
- ФИО и паспортные данные двух сторон – предпринимателя и его представителя, который должен быть совершеннолетним, дееспособным гражданином РФ.
- Описание действий/полномочий, которые ИП доверяет своему представителю. Это наиболее важная часть документа, поэтому ее составлению уделяют особое внимание. Прописывают конкретный перечень действий, при необходимости ссылаются на внутренние документы – например, прайс-лист, договоры с контрагентами и др.
- В документе следует указать срок его действия – в противном случае будет считаться, что доверенность действует в течение 1 года.
- Также можно отметить, предусмотрено ли право передоверия. Если представитель также может доверить часть своих полномочий другому лицу, значит, он обладает правом передоверия. Как правило, подобная возможность не предоставляется из соображений безопасности.
- Дата, печать, подпись ИП. Отметка об удостоверении нотариусом (если стороны обратились к нему за подписью).
При составлении доверенности можно ориентироваться на такие образцы.
Виды данного документа для налогового органа
Если юридическое лицо выдает доверенность своему сотруднику, то в тексте документа необходимо указать его должность. Например, «Общество с ограниченной ответственностью «Трапеция» в лице генерального директора Семенова Семена Ивановича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает старшего бухгалтера ООО «Трапеция» Сергееву Анну Дмитриевну».
Если доверенность выдается сторонней организации, подготавливающей и сдающей отчетность, то в документе:
- либо указывается полное название данной фирмы, включая ИНН, КПП и регистрационный адрес. В этом случае уместно указать еще и о праве передоверия полномочий;
- либо прописывается полное наименование указанной организации, ее ИНН, КПП и адрес, и одновременно Ф.И.О., паспортные реквизиты и должности тех ее сотрудников, которые будут действовать от имени доверителя.
Если организация доверенность оформляет на предпринимателя, который будет сдавать отчетность за нее, то в документе следует указать:
- либо имя, отчество и фамилию, данные паспорта и адрес доверенного лица, и не прописывать, что данное лицо – предприниматель;
- либо все-таки сделать указание на его правовую форму.
Если же все доверенности оформляются от лица предпринимателя или от имени простого гражданина, то они составляются у нотариуса, у которого уже есть заготовленная общая форма.